Познавательная игра "По лабиринтам права"
методическая разработка по истории

Афанасович Мария Александровна

Познавательная игра по праву с презентацией ко Дню молодого избирателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_poznavatelnoy_igry.docx27.9 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества» п. Пурпе

__________________________________________________________________________

                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                      Директор МБОУ ДО «ДДТ»  п. Пурпе

                                                                                М. М. Костенко _____________

                                                                            «___»______________2018 г.

Сценарий познавательной игры ко Дню молодого избирателя

« По лабиринтам права»

                                   

                                 

                              Дата проведения: 09.02.2018 в 15.00ч.

                                                   Место проведения: МБОУ ДО ДДТ п. Пурпе

                                                   Участники: учащиеся, воспитанники ДДТ

                      Ответственная за проведение:

                                     педагог дополнительного образования

                                                              Афанасович М.А.

п. Пурпе – 2018

Познавательная игра, посвященная Дню молодого избирателя «Лабиринты права» для детей 12-13 лет.

Цель: развитие правовых знаний и правовой культуры учащихся.

Задачи игры:
• воспитать чувство ответственности за свое поведение, личную безопасность;
• помочь учащимся разобраться во всем многообразии социальных отношений, которые регулируются правовыми нормами; 
• расширить кругозор в области права

Ведущий (вводная часть)
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие. 
Одной из составляющих модернизации содержания образования является более глубокое знание о правах и основных свободах человека. 
Проблема данной тематики заключается в том, что по результатам социологических исследований граждане России не знают свои права и обязанности, поскольку, более глубокое изучение не входит в школьную программу и как следствие люди не могут грамотно (правильно) применить их в жизненных ситуациях. Поэтому знакомство с основным законом государства, нужно начинать уже со среднего звена. 
Конституция РФ – это основной закон государства. Он определяет все самое главное для нашей страны и ее граждан: какая власть осуществляется в нашей стране, какие органы власти ее реализуют, какие права и обязанности есть у наших граждан. Поэтому знакомство детей с правами и обязанностями нужно начинать именно с нее.
Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых. Такова ее цель. На пути к этой цели мы должны привить учащимся, что они имеют право расти в условиях свободы, развиваться физически и духовно здоровым, нормальным путём.
С помощью введения уголовного кодекса РФ в обучение можно упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, а так же воспитать чувство ответственности за свои поступки.
Семейный кодекс дает понятие о семье, при знакомстве с некоторыми статьями у детей развиваются коммуникативные умения и навыки, учащиеся учатся анализировать и решать проблемы, возникающие в семьях, а так же, воспитывается чувство ответственности перед своей семьей сегодня и чувство долга, перед будущей семьей. 
При обучении правам человека формируется система ценностей и установок человеческого поведения, приобретаются знания и умения, необходимые для самостоятельной жизни человека в обществе, воспитывается понимание человеческого достоинства, уважение к другим людям, стремление к использованию ненасильственных средств разрешения конфликтов, развивается чувство солидарности и стремление к сотрудничеству с другими людьми. 

Ход игры:

Участники игры:
1. Конкурсанты 2 команды по 7-10 человек.
2. Эксперты, жюри (педагоги или родители) 3 человека.
3. Группа обеспечения игры: ведущий и его помощник.
Презентация (приложение 1)
Слайд 1
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Поэтому, занятие сегодня, мы посвятим знакомству с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Итак, начнем с разминки.

Вопросы для разминки.

  1. Наша Родина — Российская Федерация. Что означает слово «Федерация»? Ответ: Союз, объединение.

  1. Самый главный город каждой страны. Ответ: Столица.

  1. Общее название всякого населения страны. Ответ: Народ.

  1. Человек, любящий свою родину. Ответ: Патриот.

  1. Как называется основной закон страны? Ответ: Конституция.

  1. Житель нашего государства, который имеет права и выполняет обязанности. Ответ: Гражданин.

  1. Человек, получивший от народа право на власть. Ответ: Президент.

  1. Какие символы государства вы знаете? Ответ: Флаг, герб, гимн.

  1. Как называется изображение-символ, которое показывает исторические традиции города, государства, семьи, отдельного лица? Ответ: Герб.

  1. Что обозначают три цвета российского флага? Ответ: Белый цвет обозначает чистоту стремлений, синий — волю к миру, красный — готовность не жалеть своей крови при защите Родины.

  1. Как называются правила, которые устанавливает государство? Ответ: Законы.

  1. Установившиеся правила общественного поведения. Ответ: Обычаи.

  1. Народное голосование, которое проводится по самым важным вопросам жизни государства. Ответ: Референдум.

  1. Когда отмечается День России? Ответ: 12 июня, в этот день в 1990 году принято решение о независимости России, а через год состоялись всенародные выборы первого Президента России.


Первый тур: «Заморочки». 
С помощью лото команда выбирает номер вопроса и отвечает на него. Неправильный ответ может исправить другой член команды. Если ответа у команды нет, на вопрос может ответить вторая команда. Правильный ответ оценивается одним баллом.
Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф. 
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Командам раздаются карточки (приложение 2)
Задание первое:
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1
Задание второе:
1. Составьте пословицы (приложение 3)
Грамоте учиться – а потехе час 
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится 
Правда, родине служить 
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи 
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой 
Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Третий тур: «Занимательный»
Презентации: Команды отвечают на вопросы, жюри внимательно смотрит, кто первый поднял руку, у того и право первого ответа (приложение 4)

4 тур. Правовые ситуации.
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.

Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
• Права есть, как у взрослых, так и у детей.
• Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
• Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
• Уважай чужие права!

 

Приложение 1

Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом

Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом

Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 

Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.

Задание второе:
1. Составьте пословицы
Грамоте учиться – а потехе час 
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится 
Правда, родине служить 
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи 
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой 

Задание второе:
1. Составьте пословицы
Грамоте учиться – а потехе час 
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится 
Правда, родине служить 
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи 
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой 

Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Законы записаны в Конституции – основном законе государства

Слайд 5

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука».

Слайд 6

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?

Слайд 7

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего?

Слайд 8

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий .

Слайд 10

В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!»

Слайд 12

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня.

Слайд 14

Необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста:

Слайд 15

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из- за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома

Слайд 17

В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками?

Слайд 19

В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?

Слайд 21

Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его?

Слайд 23

В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?

Слайд 25

В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.

Слайд 27

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательная игра по профориентации "Лабиринты выбора"

Информационно-познавательная  игра "Лабиринты выбора" для обучающихся 9 кассов по профориентации....

Познавательная игра "Герои сказок о правах человека"

Познавательная игра для учащихся 5 класса "Герои сказок о правах человека"...

Игра по семейному праву "По лабиринту семейного права"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания и права в 9-11 классах....

Информационно-познавательная игра по профориентации для старшеклассников "ЛАБИРИНТ ВЫБОРА"

Предпрофильная подготовка является системой педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающей мероприятия по профильной ориентации и психо...

Деловая игра "По лабиринту семейного права". 11 класс

Презентация деловой игры по семейному праву (11 класс)...

Урок-лабиринт «Правило правой руки. Что такое совесть»(Материалы к уроку)

Урок ""Правило правой руки. Что такое совесть" проходит в рамках недели "Возвращение к истокам", приуроченной к Дню православной книги. Урок адресован старшеклассникам. Одна и...