Доклад на педагогическом совете 09.01.2020 г. на тему«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»
статья по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гращенко Татьяна Михайловна

Смысловое чтение является метапредметной компетенций. В самом начале доклада я сформировала понимание данной темы в общем смысле слова. А далее попыталась обобщить применение наиболее известных приемов обучению смыслового чтения на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete.docx43.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Выступление на педсовете учителя истории и обществознания Гращенко Т.М.

Чтение – ничто;

осмысленное чтение кое-что;

чтение осмысленное и прочувствованное

– совершенство

А.С. Пушкин

«Люди перестают мыслить,
когда перестают читать».
(Д. Дидро)

« Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое – вот в чем главное дело» К.Д. Ушинский

Чтение сегодня – это метапредметная компетенция.

Именно поэтому Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования включают в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Чтение является универсальным навыком: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся.

Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.

Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.

Сам процесс чтения состоит из трех фаз. 

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления

Данная проблема касается всех учителей. Проработав более двадцати лет в начальной школе, я могу понять,  почему у учащихся возникают проблемы со смысловым чтением в старших классах. Одним из способов контроля чтения в начальной школе - это проверка техники чтения, где, еще с советских времен, учитывается скорость чтения. У многих детей эта скорость врезается в сознание как самый главный критерий. Они считают,  что нужно уложиться в норму обязательно. Остальное не так важно.

Сейчас я, как учитель, всегда уделяю в таких случаях большее внимание смысловому  пониманию текста, количеству ошибок и в последнюю очередь скорости чтения.

Высокие результаты в начальной школе и низкие результаты в 9 классах свидетельствуют о необходимости обучения детей работе с текстом в системе. Но для этого необходимо самим овладеть технологией обучения смысловому чтению. Из результатов исследования грамотности чтения следует вывод о необходимости поиска более разнообразных и эффективных путей обучения школьников работе с текстами различного содержания, характера и формата.

В настоящее время происходит информационный взрыв и вместе с тем информационный кризис. Проявляются противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими мощными потоками и массивами хранящейся информации.

Необходимо подготовить учеников к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению современными средствами, методами и технологиями работы.

Поэтому проблема обучения чтению становится наиболее актуальной в свете

модернизации общего образования. В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или «надпредметный» характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Остановлюсь н а работе по данному вопросу как учителя истории и обществознания. Ведь не секрет, что при сдаче ОГЭ наши учащиеся ошибаются в ответах не только  потому, что плохо ориентируются в материале. Но и потому, что неправильно понимают прочитанное задание.

Когда при решении билетов мы разбираем ошибки, анализируем,  почему ответ был неправильным, часто учащиеся говорят, что они думали, что в вопросе содержалась не та информация, которую они поняли.

Поэтому первая установка при чтении задания такая: «читаем медленно, теперь вслух анализируем т.е. разбиваем на смысловые единицы, задание. Формулируем его словами, понятными для своего восприятия. Затем отвечаем. Трудно, заставить проделывать эту работу постоянно. Учащиеся стараются, быстро прочитав, сразу дать ответ.

Психологи выделяют несколько уровней понимания текста.

Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится. Наши дети чаще всего воспринимают текст именно так.

Следующий уровень характеризуется пониманием «не только того, о чём говорится, но и того, что говорится в высказывании», т. е. мыслей, связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Вот несколько приемов, которые используются учителями истории уже давно. Все новое, это хорошо забытое старое. В преподавании предметов гуманитарного цикла всегда присутствовала работа с историческими документами и текстами. Поэтому существует множество способов организации познавательной деятельности, способствующих развитию навыка смыслового чтения.

«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Выступление на педсовете учителя истории и обществознания Гращенко Т.М.

Система использования различных методических приемов на уроках истории

  1. Начало урока

Прием «Привлекательная цель»

Перед учащимися ставиться простая и понятная цель, выполняя которую они выполняют учебные действия. Научиться пользоваться

картой, при этом рассматривается карта.

Прием «Займи позицию» (шкала мнений)

Сформулировав проблемный вопрос, учитель просит учащихся занять позицию: за_______ скорее за_____; скорее против_____ ; против______ Учащиеся индивидуально или в группах по сходным мнениям должны аргументировать свое мнение, используя материалы учебника или исторических документов.

Например, «Парижская коммуна» - бунт или подвиг?

Прием «Что впереди?»

При объявлении темы учащимся предлагается сделать прогноз. Предположить исход войны, события по названию рассказа. Например, Крымская война. Оборона Севастополя. Начало урока может быть таким:

В Севастополе стоит памятник затопленным русским кораблям. Монумент венчает бронзовая фигура двуглавого орла с распростертыми крыльями, несущего в клюве лавровый венок- символ славы. Он построен в память о трагедии, разыгравшейся во время Крымской войны. В Севастопольской бухте на глазах у плачущих моряков уходили под воду русские парусные корабли, чтобы заградить вход неприятельским судам.

Или, как мне ближе, таким:

Вы лихо, милые, дрались;

Вы в поле ратное неслись

Грозой на супостата;

За Севастопольской стеной

Держался грудью русский строй.

Спасибо вам, ребята!

                                    Е.П. Ростопчина

Прием «Нестандартный вход в урок».

Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся знаний.

ДИНАСТИЧЕСКИЙ кризис. Осенью 1825 г. во время поездки по стране Александр I внезапно заболел и 19 ноября умер в городе Таганроге.

(У императора сыновей не было, наследником престола считался его брат Константин Павлович. Однако в 1822 г. Константин отказался от своих прав на престол. По закону права наследования переходили к следующему брату царя — Николаю, о чем был издан специальный манифест. Но этот документ опубликован не был, о нем знали лишь 3—4 человека. Поэтому, когда 27 ноября 1825 г. весть о смерти императора достигла Петербурга, столица, а затем и вся страна стали присягать императору Константину. Сам он, будучи наместником в Польше,  находился в Варшаве)

Прием «Ассоциативный ряд»

К теме или конкретному понятию урока нужно выписать в столбик слова-ассоциации. Выход будет следующим: Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, сравнить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный ряд;

оставить запись на доске, объяснить новую тему, в конце урока вернуться, что-либо добавить или стереть.

Пример. Капитализм. Ассоциации: строй, экономическая система, частная собственность, прибыль, свобода предпринимательства, производство, распределение.

(Капитали́зм — экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к прибыли.

Капитализм – это социально-экономическая система, которая позволяет частным владельцам получать прибыль от предоставляемых ими товаров и услуг).

2. Актуализация знаний

Приём “Жокей и лошадь”.

Описание: класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь». Прием используется даже на уроках изучения нового материала. Самая неприятная его черта – необходимость всему коллективу учащихся одновременно ходить по классу, это требует определённой сформированности культуры поведения.

Пример. На уроке истории в 5 классе при изучении темы «Религия Древней Греции» одной команде («Жокеям») даются карточки с именами древнегреческих богов, другой — карточки с указанием, чему эти боги покровительствуют

Прием «Переводчик».

Прием помогает разнообразить работу с терминологией, «оживить» ее. Его можно применять, начиная с 5 класса. Можно использовать несколько раз в одном и том же классе, на одном уроке на этапе закрепления изученного материала, на уроке контроля знаний, в качестве домашнего задания, при подготовке к итоговой аттестации, к предметной олимпиаде.

Дан текст с полным определением исторических понятий. По развернутому пояснению нужно определить, о каком понятии идет речь и вписать его одним, двумя словами.

Я провожу еще этот прием как диктант по пройденным новым терминам. По развернутому мной определению, учащиеся записывают термины. Прием помогает отработать исторические термины и понятия.

У второго приема есть несколько названий: «Закрой окно»

«Дырявый текст», «Допиши историю».

Текст с пропусками предложил использовать психолог П.Я. Гальперин в середине 1970-х годов для формирования внимания при работе с текстом. У приема много « плюсов», он учит:

- ориентироваться в содержании текста и понимать его смысл;

- находить в тексте нужную информацию.

Данный прием сочетает в себе элементы игры и исследования, это позволяет повысить интерес к изучаемому вопросу.

Такие задания в достаточном количестве есть в печатных тетрадях. Например, тетрадь для 5 класса Г.И. Годера часть первая страница 9 задание №10

№9. Впишите недостающие слова.


Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его кроманьонцем.
Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и наконечников с загнутыми зубьями.

Приём «Лови ошибку»

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Описание приема.

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы.

Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста, и для синтеза собственного мнения.

Таких заданий опять же достаточно в печатных тетрадях.

 Страница 12 №15. Найдите ошибки.


Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.
Какие исторические ошибки содержит сон ученика?
2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли.

Прием «Верные — неверные утверждения»

Описание: утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

Пример:

  • вельмож хоронили в гробницах (да);
  • обед вельмож состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы (нет);
  • фараон мог приказать побить вельможу палками (да);
  • вельможа, подходя к трону фараона, вставал на колени и падал лицом вниз (да);
  • вельможа пахал землю у себя на участке (нет);
  • вельможа не работал (нет).
  • вельможа носил много украшений (да);

Прием «Смысловой ряд» на уроке по теме «Социальный конфликт» (8 кл.). Учащимся (возможна работа в группах) необходимо предложить общее понятие к определённому ряду терминов.

  • Война, драка, ссора, революция, спор (конфликт).
  • Закон, норма, порядок действий, этикет (правило).
  • Принуждение, жестокость, угроза, давление (насилие).
  • Договор, взаимодействие, совместное решение (соглашение).
  • Телевидение, радио, газеты, интернет (СМИ).
  • Монотеизм, политеизм, язычество (религия).
  • 3. Обсуждение и решение проблемы
  • Приём “Диаграмма Венна” Описание: Доска (лист) делится на три части. В первой колонке детям предлагается записать общее между 2 понятиям, а в двух других – отличительные особенности каждого.

  • ( Факты, мнения сходство, различие) таких заданий достаточно в тестах по обществознанию, подготовки к ОГЭ)

Американский учёный Томас Эдисон говорил: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить

Переработка текста», технология развития критического мышления (ТРКМ)

Метод «Переработка текста» является одной из составляющих технологи развития критического мышления посредством чтения и письма. Авторы этой технологии - американские педагоги Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

Данный метод является самым эффективным и понятным, когда ученикам необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Этот метод является эффективным при подготовке к экзаменам. Старшеклассники должны самостоятельно уметь перерабатывать текст и обращаться за помощью к учителю, если возникают сложности. Здесь можно использовать следующие приемы:

Составление плана (простого и/или сложного). Цель данного метода развить навыки учащихся по определению смысловых «точек» текста.

Составление тезисов - краткое изложение содержания цитатами из текста или своими словами.

Составление конспекта - краткое, но более подробное, чем тезисы, изложение содержания текста. Приветствуется наличие собственных выводов.

Составление вопросов - краткая характеристика в виде перечисления главных вопросов, которые по ходу чтения составляют ученики и задают друг другу.

Учитель выступает в роли наблюдателя и вмешивается в беседу если необходима помощь при сложных вопросах.

Инсерт – чтение с пометками, что знаешь, что не знаешь, что непонятно. Этот метод используется очень многими учителями на разных предметах. Как правило , мы практически всегда спрашиваем . после прочитанного материала: «Что непонятно?».

Приём «Работа с вопросником»

Цель приема «Работа с вопросником» - сформировать умение самостоятельно работать с текстом, находить ответы на вопросы.

Учащимся предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска, учащиеся обсуждают в парах ответы, уточняют их, обсуждают в классе.

Например, тема: восстание декабристов задание к документам

 1,2, 3. Определите отношение народа к восстанию

1)  «15/27 декабря, вторник.

В казармах московского полка возмутились две роты. Они кричали: «Ура, Константин П..» Подлая чернь тоже была на стороне мятежников; она была пьяна, бросала камнями, кричала...»  Из дневника императрицы Александры Федоровны

 2) «Сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у заплота, окружающего постройки Исаакиевского собора. Адмиралтейский бульвар наполнился зрителями».    В. И. Штейнгель

3)  «Кюхельбекер и Пущин уговаривали народ очистить площадь, потому что готовились стрелять в нас. Я присоединился к ним, но на все мои убеждения был один ответ: «Умрем вместе с вами». М.А. Бестужев

Такие задания есть и в конце параграфа и в печатных тетрадях.  Например, 5 класса Г.И. Годера часть страница  58

  1. Сравните письменность и школьное обучение в Древнем Египте и Двуречье. Какая была у детей мотивация к учению?
    В Египте дети стремились стать писцами, а в Двуречье - учёными. 

    2. Какая письменность способствовала появлению нашего алфавита?
    Клинопись

    3. Вы узнали, что первые законы появились очень давно, еще до нашей эры. Подумайте, что может быть общего между современными законами и принятыми во времена царя Хаммурапи.
    То, что воровать нельзя и обижать других. 

    4. Какой правитель носил титул "великий царь, царь царей"? 
    Я думаю это Хаммурапи .

4. Изучение нового материалы

Прием «Дерево мудрости». 

Описание: учащиеся учатся ставить вопросы к изучаемому материалу. На уроке ребятам дается задание: по ходу объяснения или работы с текстом записать на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса. После изучения материала вопросы сдаются. Наиболее интересные оцениваются, оформляются в виде «яблок» или «листьев» и прикрепляются к «Дереву мудрости». (красные – на 5, желтые – на 4, зеленые – на 3). На следующих уроках ученики «срывают» плод или лист и отвечают.

Прием «Исследовательский фартук» 

Описание: у детей имеется лист А4, на нем схематично изображен фартук, в верхней части записана тема, нижняя часть делится на «карманы», например основные понятия, даты, имена; дети в роли хозяюшки, которая складывает в карманы все самое важное, в течение урока дети заполняют карманы, учитель затем собирает фартуки и оценивает, кто лучшая хозяюшка.

Прием «Отгадай героя»

Описание: к доске приглашается один из учеников (обычно более сильный), который загадывает про себя имя какого-то исторического персонажа; остальные дети должны задавать вопросы с целью отгадать имя загаданного героя. Сложность заключается в правильности постановки вопросов, т.к. ведущий ученик может отвечать на вопросы  только «да» или «нет», и в ограниченности количества вопросов — не более 10.

 Прием «Аукцион имён»

Описание: Ι вариант — сразу назвать имена, которые можно отнести к изученной теме;

ΙΙ вариант – на работу в тетради даётся 5 минут. Назначается цена («5») за определенное количество имен. Побеждает тот, чьи знания окажутся наиболее полными.

 Прием «Исторический футбол»

Описание: класс делится на команды (обычно по рядам), каждая из которых получает задание составить вопросы по определённому материалу: два простых (со слов кто, что, когда) и один сложный (со слов почему, зачем, в чём различие; что, если; объясните и т.д.). Обычно работа выполняется индивидуально в тетрадях, а групповая принадлежность необходима лишь при определении очереди вопроса: 1 ряд задаёт вопрос 2, 2-3-му, 3-1-му. Если никто из команды не смог ответить на вопрос, то весь ряд лишается права задавать вопрос в течение 1 тура, а значит- рискует рейтингом.

Прием «Имя, дата, событие»

Описание: задание развивает логическое мышление и умение видеть логические связи между историческими явлениями, способствует развитию внимания и помогает оперировать фактическим материалом; закрепляется хронологическая основа знания истории.

                Число убитых в Петербурге в день восстания 14 декабря 1825 г. (по данным чиновника министерства юстиции С.Н. Корсакова):

  • генералов - 1
  • штаб-офицеров - 1
  • нижних чинов лейб-гвардии
  • Московского полка - 93
  • гренадерского полка - 69
  • морского экипажа гвардии - 103
  • конного - 17
  • во фраках и шинелях - 39
  • женского пола - 9
  • малолетних - 15
  • черни — 903
  • Общий итог убитых — 1271 чел.

На основании приведенных цифровых данных определите социальный состав присутствовавших на Сенатской площади 14 декабря 1825 г

6. Рефлексия

Прием Синквейн

Описание:

• На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.

• На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

• На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

• На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

• Последняя строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть,  по-возможности, эмоциональной.

Декабристы

Умные, храбрые

Выступили, пожертвовали, погибли

Стремились к смене власти.

Герои.

Прием «Толстый и тонкий вопросы» известен и используется при организации взаимоопроса. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем – они опрашивают друг друга, используя свои таблицы «толстых и тонких вопросов».

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Сколько дней проводились Олимпийские игры?

Дайте объяснение, почему праздник объединял эллинов?

Кто мог участвовать в играх?

Почему вы думаете, что это был чисто мужской праздник?

Что входило в пятиборье?

Предположите, что будет, если между враждующими греческими полисами будет война?

Приём «Телеграмма»

Описание: приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.

При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения.

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям школьников: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям классного коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих учителей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами учителя и прочим.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня есть огромное количество приемов, позволяющих реализовать задачу формирования навыков смыслового чтения. Целенаправленное и оправданное использование их педагогом формирует у обучающихся навыки смыслового чтения, обеспечивает достижение одного из самых важных метапредметных результатов.

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что, как известно, главный враг успеха — это однообразие и монотонность, рождающие скуку. Только благодаря внедрению в учебный процесс активных методов обучения, разнообразных средств и приёмов обучения, независимо от того, какой предмет вы преподаете, можно развить познавательный интерес учеников, результатом которой и станет активная творческая самостоятельная познавательная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии как необходимое условие формирование метапредметных компетенций".

Статья является конспектом выступления на городской научно-практической конференции "На пути к реализации ФГОС ООО: тенденции, проблемы, перспективы", которая состоялась 14.03.2015 в ГБОУ гимназия №61...

Материал методического семинара по теме «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом – необходимое условие для формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся»

Цель: обучение эффективным приёмам смыслового чтения как необходимого условиядля формирования и развития метапредметных компетенций обучающихся   Задачи:...

Смысловое чтение -необходимое условие развития метапредметных компетенций

quot;Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. Основной (но, раз...

Проект по теме: «Формирование навыков смыслового чтения на уроках математики»

Цель данного проекта - ознакомить учителей с эффективными приёмами организации смыслового чтения текстов и как их использование влияет на формирование познавательных универсальных учебных действий у о...

Презентация "Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций. "Выступление на педагогическом семинаре

Презентация посвящена проблеме сформированности  у старшекласссников навыков смыслового чтения. Задача- вынести проблему на пед.обсуждение и найти пути ее решения.Актуальность проблемы связана с ...

Технология смыслового чтения как средство формирования метапредметных компетенций.

Работа по развитию культуры чтения очень сложная. Именно поэтому проблемы чтения и грамотности осознаны как приоритетные в большинстве развитых стран.В практике преподавания чтения, в течение длительн...

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г.

Отчет по методической теме «Формирование навыков смыслового чтения на уроках английского языка» 2022г....