Текстовая задача по теме: "Опричнина" для 7 класса
опыты и эксперименты по истории (7 класс)

Свириденко Олег Николаевич

Продуктивное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovaya_zadacha_oprichnina.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация.

Текстовая задача составлена по учебнику «История России» 7 класс, под редакцией академика РАН А.В. Торкунова по теме «Опричнина».

При выполнении данной задачи будут достигнуты следующие планируемые результаты:

1.Выделить определение понятий опричнина и земщина из текста;

2.Найти в тексте центр опричнины и земли входящие в ее состав;

3.Найти в тексте причины установления опричнины;

4.При анализе иллюстрации выделить атрибуты опричника и объяснить их смысл;

5.Анализировать и объяснять смысл пословиц, связанных с периодом опричнины;

6.Приводить аргументы в подтверждение и в опровержение точки зрения, отражающей прогрессивный характер опричнины.

Текстовая задача к уроку  

по теме: Опричнина Ивана Грозного.

В Александрову слободу выехала делегация от духовенства и бояр. Иван заявил, что вернется только при условии предоставления ему права казнить «изменников» (то есть всех неугодных) по своему усмотрению. Он потребовал также учредить в стране особый порядок, который получил название опричнины (от слова «опричь» — кроме). Этот порядок предусматривал разделение всей территории государства на две части: опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. Центром опричнины стала Александрова слобода, в состав опричнины входила часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и некоторые другие города и земли. Землевладельцы, которые не вошли в царскую опричнину, должны были покинуть свои вотчины. Им предоставлялись земли в отдаленных местах. Владения выселенной знати дробились и передавались опричникам — людям, служившим в опричнине. Опричнина, охватившая значительную часть государства, разорила прежние удельные гнезда, значительно ослабила экономическое могущество старых боярско-княжеских родов.

Одновременно было создано опричное войско. В знак своего предназначения опричники прикрепляли к седлу лошади голову собаки и метлу. Начались массовые ссылки, казни, насилия опричников над боярами, заподозренными царем в «изменах». 

Террор опричников вызвал недовольство части населения страны. В 1566 г. на Земском соборе царю была подана челобитная об отмене опричнины. Ответа пришлось ждать недолго — все челобитчики были казнены. Митрополит Афанасий в знак протеста против злодейств опричников сложил с себя сан. Новый митрополит Филипп Колычев также обличал царя и требовал отмены опричнины. Во время службы в Успенском соборе опричники сорвали с митрополита церковное облачение и повязали Колычева, а затем он был сослан в один из дальних монастырей, где и был задушен ближайшим помощником царя Малютой Скуратовым. В 1569 г. царь расправился со своим двоюродным братом, князем Владимиром Старицким. Услышав, что тот якобы замышляет отравить царя, Иван приказал дать яд князю Владимиру, его жене и дочери. Так было ликвидировано последнее удельное княжество на Руси.

Картинки по запросу картинка опричник на коне

  1. Используя текст, сформулируйте определения:- 2б

Опричнина-

Земщина-

  1. Назовите центр опричнины? – 1б
  2. Какие земли вошли в состав опричнины? Выберите несколько вариантов ответа: - 1б

  1. Часть Москвы
  2. Вологда
  3. Казань
  4. Новгород
  5. Кострома
  6. Астрахань
  7. Вязьма
  8. Можайск

  1. Объясните, почему царь решил ввести в стране политику опричнины?- 2б

5) Рассмотрите иллюстрацию. Назовите обязательные атрибуты опричника. Для чего они предназначались?- 2б

        

      6) В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, противоречивые, точки зрения на характер опричнины. В 30-50-е годы господствующей теорией была точка зрения,  которая импонировала лично Сталину. Подчеркивая прогрессивный характер опричнины, фигуры Ивана Грозного, Сталин тем самым не только оправдывал свой собственный террор, но и, определенным образом, внедрял в массовое сознание культ мудрого, но строгого вождя, беспощадно сметающего на своем «правильном» пути многочисленных и коварных изменников. Приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ запишите в следующем виде.  - 4б

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аргументы в опровержение:

  1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) На основе текста объясните смысл пословиц и укажите в связи, с какими событиями  они появились?– 4б.

«Концы в воду»-

«Филькина грамота»-

ИТОГО 16 баллов

14 - 16 б отметка «5»

11- 13 б отметка «4»

8 - 10 б  отметка «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Решение нестандартных текстовых задач в 5-6 классах"

Решение нестандартных текстовых задачЯ считаю, что в числе задач, стоящих перед школьным образованием, находится задача развития мыслительной деятельности у учащихся. Какой бы путь не избрал шко...

Конспект урока "Текстовые задачи на проценты" 9 класс

Общая структура урока: использование ситуационных задач открытого типа, позволяющих ученику осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понима...

Анализ текстовых задач в 5-6 классах

В данном материале представленны задания для устной работы со всем классом, а так же со слабыми и средними учащимися. Эти упражнения помогают учащимся выделить из условия задачи величины, связанные ка...

Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов

Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...

Текстовые задачи в 5-6 классе

В статье описывается методика обучения решению текстовых задач на уроках математики в 5-6 классах...

Система работы над текстовыми задачами в 5, 7 классах

показать полезность стереотипного мышления при работе с текстовыми задачами...