«Правление князя Владимира и крещение Руси».
план-конспект урока по истории (6 класс)

Петер Татьяна Геннадьевна

Урок истории в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_6_klass_kreshchenie_rusi.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правление князя Владимира и крещение Руси».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Цель: Подвести учащихся к пониманию роли  князя  Владимира  Святославовича  в  развитии  государства,  причин и последствий крещения Руси.

Задачи:

Образовательные: определять основные направления политики князя Владимира и значение его деятельности для укрепления государства на Руси;

Развивающие: развивать умение работать с картой, находить информацию в тексте, и иллюстрациях, выделять главное.

Воспитательные: формировать  уважительное  отношение  к  историческому  прошлому  страны,  стремление  к  правдивому  изложению  исторического  прошлого,  толерантности  по  отношению  к  людям  другой  национальности  и  веры.

Планируемые   результаты:

Личностные:

– осознавать историческое значение принятия христианства на Руси, дополнить    знания  о социально-исторических процессах, сопровождавших принятие   христианства;

– сформировать позитивное эмоциональное отношение обучающихся к изучаемым на уроке объектам;

– помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений;

–развивать навыки общения и совместной деятельности.

Метапредметные:

 – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи;

–создать условия (учебные ситуации) для развития коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД.

Предметные:

учащиеся научатся:

– объяснять  причины принятия христианства, определять основные события крещения Руси, понимать значение этого события для русского народа;

– давать оценку деятельности князя Владимира  для развития Русского государства;

учащиеся  получат возможность научаться:

– сравнивать свидетельства различных исторических источников;

– составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описание событий крещения Руси;

– уметь читать историческую карту и соотносить её данные с хронологией событий;

– извлекать нужную информацию из адаптированного летописного текста.

Основные понятия и термины: ислам, иудаизм, христианство, митрополит, епископ, монастырь, православие,

язычество,  крещение,  католичество.

Персоналии: Владимир Первый Святой

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Оборудование: учебник «История России 6 класс. Часть 1», Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, и др; рабочая тетрадь  М.Н.Черновой, презентация, отрывок из видео из истории государства российского Н.М.Карамзина.

Технологии и методы:

Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент  

1 мин.

Проверка готовности к уроку. Приветствие.

Формулирование темы урока.

   

Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы

                                                 5 мин.

- Ребята, посмотрите на доску и назовите тему нашего урока.

- Помогите мне навести порядок.

-  После гибели князя Святослава остались три его сына. Между ними начинается жестокая борьба за престол, в которой побеждает сын ключницы – Владимир.

О нем сохранилось немало исторических документов, сейчас вы познакомитесь с некоторыми сведениями.

 1. «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа».

С. М. Соловьёв.

2. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…»                  Н.М. Карамзин

3. «…Главное право его (Владимира) на вечную славу и благодарность потомства состоит в том, что он поставил россиян на путь истинной веры; но имя великого принадлежит ему и за дела его государственные…».                                                  Н.М. Карамзин.

4. «Повесть временных лет» характеризует князя как женолюбца «Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове».

                                                     Повесть временных лет

Там  переставлены слова.

 «Правление князя Владимира. Крещение Руси»

Раздатка на столах Слайд 1-4

Выдвижение гипотез

2 мин.

-Какое наблюдается противоречие в этих документах?

Проблемный вопрос:

- Почему историки писали так противоречиво о князе Владимире? Почему князь Владимир, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

Сможете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

- Посмотрите внимательно на тему урока и попробуйте определить, о чем пойдет речь сегодня на уроке и сформулировать цель урока.

- Ответ на этот вопрос вы сможете дать, когда  поработаете с историческими источниками, материалом учебника.

Слайд 5-6

Нет. Следовательно

 цель  урока – выяснить: что заставило славян переменить религию. Как это было.

- Речь пойдет о принятии восточными славянами новой религии.

Актуализация знаний, планирование деятельности

5 мин.

-Давайте вспомним, какую религию исповедовали восточные славяне?

- А какая религия была у их соседей?

- Действительно, религия у восточных славян уже была, да и сам Владимир большую часть своей жизни был язычником.

- А почему они решили изменить свою религию? Мы это знаем?

- Что нам нужно узнать чтобы найти решение проблемы?

- Действительно сегодня мы попробуем выяснить какова роль  князя  Владимира  Святославовича  в  развитии  государства,  причины  и последствия крещения Руси.

Слайд 7-8

- Восточные славяне исповедовали язычество.  Они верили во многих богов: в бога грома и молнии Перуна, в бога Велеса – покровителя скотоводства, Ярилу -  бога Солнца, в Мокош – богиню плодородия и других богов, а так же в нечистую силу: леших, домовых, водяных, русалок.

Слайд 9

Открытие нового знания

20 мин.

-Используя п.1, §7 и карту на с.60 учебника или атлас с.2, докажите, что при Владимире окрепло Древнерусское государство.

- Как можно охарактеризовать деятельность князя Владимира?

- Можем мы ответить на вопрос, почему он решил изменить свою религию?

Следующее, что было сделано князем Владимиром – это религиозная реформа.

Я предлагаю вам познакомиться с текстом § 7, п. 2, с.50—51 ( Абзацы 1-4)чтобы выяснить причины религиозной реформы. ТПО с.32,

№ 1(причины)

Смысловое чтение ( чтение с остановками)

1-й абзац  СТОП

- Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу?

2 и 3-й абзацы  СТОП

- Достиг ли он поставленной цели? Почему?

Я предлагаю вам послушать историю, после которой Владимир, как указывает летописец, задумался над вопросом: «А так ли хороша религия – язычество?».

ДВД «История государства российского» Т.1. Н.М. Карамзин. «Походы Владимира»

-  Федор и Иван стали первыми известными мучениками на Руси за веру.

- А какие языческие обряды и традиции нельзя назвать цивилизованными?

После тщательных раздумий князь все-таки пришёл к выводу о необходимости принятия религии, основанной на вере в существование единого Бога.

  4-й абзац  СТОП

- Я прошу на карте показать территории соседних государств, которые верили в одного бога и назвать их религию.  (Атлас с.2)

1-я группа работает с текстом из «Повести временных лет» на стр. 55-56. Отвечает на вопросы к документу.

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры?

 - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным?

                                           

2 и 3 группа.  Прочитайте текст учебника (п.2, абзац5-6, §7, с.51) ; найдите нужные факты. Запись в ТПО с.32, №3.

- Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры?

- Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным?

- Теперь мы ответили на вопрос:  почему  решили изменить свою религию?

Итак, решение было принято. Из всех религий было принято Православное христианство. Крещению Руси предшествовали следующие события.

ДВД «История государства российского» Т.1. Н.М. Карамзин. «Крещение Руси»

988 год

Работа с текстом  стр. 54

1 группа 1-2абзаца

2-я и 3-я группы п.4

-Как изменилась жизнь на Руси после принятия христианства?

ТПО с.32, №1 (Последствия)

Индивидуальное задание  2 –ум парам:

1- ТПО с.33 №5;

2- ТПО с.34, №6

Почему князь Владимир, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память?

Через некоторое время после принятия христианства на Руси сложилась четкая церковная организация.

ПАТРИАРХ

(глава Византийской церкви и всех

церквей, принявших крещение от Византии)

МИТРОПОЛИТ      

(глава церкви на Руси, назначался

константинопольским патриархом;

управлял митрополией)

ЕПИСКОПЫ      

(возглавляют отдельные области-епархии)

Белое духовенство                Черное духовенство

             (священники, служившие в

           городских и сельских церквях)                          (монахи в монастырях)

Слайд 10, 11

- Владимир подавил сопротивление славянских племен, которые перестали подчиняться Киеву - вятичей и радимичей; покорил Полоцкое княжество на Западной Двине, разгромил  Волжскую Булгарию, отвоевал у Польши Червень и Перемышль.

- Для обороны были построены города-крепости, засеки, валы, система оповещения.

-Деятельность князя была довольно успешной.

Слайд 12,13

1.Чтобы удержать власть над всеми славянами, нужна не только сила, но и единая вера.

2.     Нет. Многие племена были недовольны принижением своих божеств и возвышением Перуна

 Неудачная религиозная реформа язычества.

жертвоприношение, кровная месть, многоженство, вместе со знатным человеком хоронили одну из его жен).

– Хазарский каганат (хазары – иудаизм)

– Византия (православие),

– Волжская Булгария (ислам),

–Польша (католики)

(Показывают на карте)

Слайд 15

Отверг ислам из-за запрета на употребление свинины и питья вина, иудаизм – евреи отвергнуты богом и рассеяны по миру;

католичество – у немцев не увидел красоты в религиозной службе.

Это скорее легенда, чем правда.

2-я и 3-я  - Христиане не посягали на славянские территории;

- существовали давние торговые связи с Византией:

- княгиня Ольга – бабушка Владимира была христианкой;

- греческая церковь способствовала укреплению императорской власти;

- стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси.

Слайды 16-18

Слайд 21

- изменился быт

- запретили многоженство, кровную месть, жертвоприношение, умыкание невест;

- способствовало развитию культуры: распространялись письменность и грамотность, появились школы, начали строить храмы, появилась живопись;

- возрос международный авторитет Русского государства.

    Князь Владимир под влиянием новой религии сам сильно изменился. Из сурового и жестокого человека он превратился в мягкого и доброго.

Слайд 22

Применение нового знания

6 мин.

Тест. Правление князя Владимира

А1. Откуда на Русь пришло христианство?

1) из Волжской Булгарии

2) из Рима

3) из Хазарского каганата

4) из Византии

А2. Когда произошло Крещение Руси?

1) в 980г.

2) в 960г.

3) в 988г.

4) в1988г.

А3*. Причинами принятия христианства на Руси было стремление:

1)укрепить международный авторитет Киевской Руси;

2) князя Святослава породниться с правителями европейских стран

3) киевских князей избежать порабощения хазарами

4) киевских князей упрочить государство и свою власть

5) жителей Киевской Руси перейти в христианство

(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)

А4. Деятельность князя Владимира была направлена на:

1) установление определенных норм сбора дани

2) ведение военных походов против Тюркского каганата

3) строительство городов Новгорода и Киева

4) строительство оборонительных рубежей на южных

границах государства

А5*. Принятие христианства:

1) замедлило развитие культуры

2) привело к созданию Древнерусского государства

3) укрепило международное положение Руси  

4) привело к полному исчезновению язычества

5) к проникновению на Русь письменности и византийской культуры

(в задании может быть как один, так и несколько вариантов ответов)

В1. Установите правильную последовательность событий.

А. Поход князя Владимира на Херсонес (Корсунь)

Б.  Крещение Руси

В. Религиозная реформа: провозглашение шести языческих

богов главными божествами Руси

Г. Начало княжения Владимира Святославича

1

2

3

4

А1

А2

А3

А4

А5

В1

4

3

14

4

35

гваб

11-10 б –«5»

9-8 б –«4»

7-6 б –«3»

Тесты раздать

 Взаимопроверка

Рефлексия

1 мин.

Описание: hello_html_a7bb2a2.jpg

Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание

1 мин.

§7, вопросы  с.55, слова  и даты  выучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Князь Владимир и крещение Руси»

Рассказывается о внешней и внутренней политике князя Владимира; христианства; выясняются причины и значение принятия христианства; развивается интерес к изучению истории государства; воспитывает...

Презентация и конспект урока 6 класс "Князь Владимир и крещение Руси"

Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси.Задачи: дать учащимся представление о Древнерусском государстве при Владимире; по...

Урок-проект в 6 классе "Князь Владимир и крещение Руси".

Урок-проект по истории России "Князь Владимир и крещение Руси". 6 класс....

Правление князя Владимира и крещение Руси.

Тема: Правление князя Владимира и крещение Руси.Цель: ознакомить учащихся с внешней и внутренней политикой князя Владимира, дать представление о принятии христианства на Руси.Задачи:объяснить осо...