Тема. «Реализация идей компетентностного подхода на уроке истории».
статья по истории

Яшина Татьяна Петровна

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx94.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       

Тема. «Реализация идей компетентностного

подхода на уроке истории».

Компетентностный подход - это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения. Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем. Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.  С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

C:\Users\1\Desktop\1компетентность.jpg

Формы деятельности учащихся в рамках реализации идей компетентностного

подхода на уроках истории.

1.Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать собственною позицию обучающегося, закрепить знания и умения практически.

2. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.

3. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.

4.  Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.

5. Подготовка и оформление сообщения, доклада, проекта.  Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.

6. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений объективной оценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.

7. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:

изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;

изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.

8.Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На основе оценок деятельности личности историками и современниками, дети учатся давать собственную аргументированную оценку.

9.Проблемный семинар является активной формой обучения. Такой семинар ведется через дискуссии. Особенностью проблемного семинара является сочетание «мозгового штурма» и «творческой дискуссии», индивидуальной и групповой работы, как на этапе подготовки, так и во время его проведения.

10.Дебаты – это дискуссионная ролевая игра, учебная технология,  позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов. Дебаты – это дискуссионная ролевая игра, учебная технология,  позволяющая обучить школьников умению рассуждать, критически мыслить, продуктивно организовывать процесс обсуждения спорных вопросов в ходе игры можно задавать перекрестные вопросы. Цель задающих вопросы –  принизить значение аргументов другой стороны, используя даже те аргументы, которые уже прозвучали в речи спикера противника. Задача спикера – ответить на вопросы, не вступая в дискуссию и не переходя  «на личности». Уточняющие (закрытые) вопросы направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Обучающийся, поддерживающий одну из точек зрения, аргументировано поясняет поставленную цель речи, то есть соотносит сказанное с критерием, поднимает на высшую ступень интерес слушателей.

Тема №1 «Был ли неизбежен октябрь 1917 года»

 В дебатах ставится вопрос об историческом выборе России в 1917 году: либеральный или революционный пути.  Причины краха после февральской  революции демократии и победы большевиков. Альтернативные пути выбора исторического развития: лидеры движений - А.Керенский, Л. Корнилов, В. Ленин. (Дебатирующие группы участников, опираясь на факты, анализируя  исторические источники, приводят аргументы в пользу того или иного пути развития).

Тема №2 «Новая экономическая политика–путь к гражданскому миру?!» Социальные группы общества НЭП ищут ответ на вопрос: их место в новой модели построения социализма. Принять или не принимать данную модель. Цена пути к гражданскому миру? (Каждая из групп, принимающих участие в дебатах, выражает интересы тех или иных социальных групп).

Тема №3 «Строительство социализма в деревне ». Сталинский план строительства социализма в деревне (коллективизация,  антикулацкие меры,  последствие голода1932-1933г.г.) или альтернативный план преобразования сельского хозяйства А.В. Чаянова. Строй цивилизованных кооперативов, необходимый для победы социализма в деревне, обосновал в своей работе А.В. Чаянов. ( Группа обучающихся  изучает работу Чаянова А.В. «Краткий курс кооперации». В дебатах группа отстаивает  план Чаянова по преобразованию  сельского хозяйства -  строительства социализма в деревне).

Тема №4 «Страх или Свобода?» (О причинах победы под Сталинградом)

Приказ № 227от 28 июля 1942г. «Ни шагу назад» сыграл важнейшую роль  в ходе Сталинградской битвы остановить врага. (Изучение и работа обучающихся с документами. Обоснование своей точки зрения на дебатах).

Психологическая готовность советских людей к борьбе. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода Отечества - главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм залог победы. (Работа с документами. Участие в дебатах)

Реализации идей компетентностного подхода на уроках истории дают возможность обучающему осмысленно делать выбор, решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Выбор – это определенный механизм соотношения внешнего и внутреннего плана жизнедеятельности личности. Он всегда обращен в настоящее, выбор сделан – он преддверие действия. Это переход от слова через оценку к поступку. Выбор – это балансирование мысли и чувства между различными вариантами действий, он в равной степени отражение диалектики свободы и необходимости: внешней и внутренней свободы, внешней и внутренней необходимости.


ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Федеральный государственный стандарт основного общего образования http://standart.edu.ru

2.Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В. Иваншина, О.Н. Крылова. СПб, Издательство КАРО, 2014



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие историко- познавательной и ценностно-мировоззренческой компетентностей при реализации учебных проектов на уроках истории .

Представлен опыт работы по реализации краткосрочных  исследовательских и информационных проектов на уроках истории....

«Информационно-коммуникационные технологии как средство реализации культурологического подхода на уроках истории и обществознания»

В данном материале рассматривается перспективность внедрения в историческое образование культурологического аспекта через информационно-коммуникационные технологии. Культурологический подход дает возм...

Обучение толерантному восприятию мира, и реализация данного убеждения на уроках истории

В данной работе рассматриваются вопросы формирования толерантности у учащихся на уроках истории древнего мира, средних веков, отечественной истории, а также виды деятельности в этом направлении.Ключев...

Доклад на тему "Системно - деятельный подход на уроках истории в рамках реализации ФГОС."

Данный материал был представлен на методическом совете школы 24.03.2015 года...

Выступление на ярмарке методических идей. Диалог на уроке истории как составная часть технологии системно-деятельностного обучения.

Презентация включает в себя информацию, представленную на школьной  ярмарке методических идей, и включает в себя приемы, методы и формы работы на уроках истории,...

Статья. Тема: " Реализация идей системно-деятельностного подхода на уроках физической культуры.

Реализация идей системно -деятельностного подхода на уроке физической культуры. Требования ФГОС и их реализация в образовательном процессе   Федеральные государственные образовательные...

"ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА" ДОКЛАД ТЕМА: Методы критического мышления на уроках истории и обществознания в рамках реализации ФГОС.

Человек XXI века Предприимчивость Самостоятельность Ответственность Коммуникабельность Способность видеть и решать проблемы автономно Способность постоянно учиться. Самостоятельно находить и применять...