Методическая разработка классного часа в 5 классе "Правовая игра"
методическая разработка по истории (5 класс)

Осипова Лариса Владимировна

Данная разработка предназначена для учителе истории и общестознания при проведении внеклассных мероприяти по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_igry.docx20.34 КБ
Файл voprosy.docx12.92 КБ

Предварительный просмотр:

Ход игры:

Слайд 1
Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь. Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
Поэтому, занятие сегодня, мы посвятим знакомству с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
Итак, начнем с разминки:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.
Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?
Ответ детей: Конституция РФ
Слайд 2
Законы записаны в Конституции – основном законе государства.
Педагог: Кроме Конституции, какие еще нормативные документы существуют? 
Ответ детей: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Слайд 3
«Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс» и др.
Педагог: Молодцы, а теперь перейдем к игре:

Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.
Ответы:
1. Нецензурная брань в общественном месте расценивается законом и нормами морали как проявление явного неуважения к окружающим людям. Публичное произнесение нецензурной брани приравнивается к мелкому хулиганству, ответственность за которое предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях Р.Ф. 
2. Нет, уголовная ответственность наступает, по достижению лица, совершившего преступления 14 лет
3. Да, может
4. Нельзя, родителям придется заплатить штраф
5. Права равны
6. Может
Второй тур: «Логическая цепочка».
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом
Ответы: 2, 3, 4, 1

Задание второе:
1. Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час 
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится 
Правда, родине служить 
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи 
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой 
Ответы:
Какие права отражены в пословицах, если называют право, то это дополнительный балл.
1. Грамоте учиться – всегда пригодится (право на образование, право на получение дополнительного образования)
2. Делу – время, а потехе – час (права на отдых и досуг)
3. Правда суда не боится (право на презумпцию невиновности, право на справедливое решение суда, право на обжалование решение суда по делу)
4. Дело мастера боится (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
5. Жить – родине служить (право на жизнь, право на выбор вида воинской службы)
6. Хочешь, есть калачи, не сиди на печи (право на свободный труд, право на предпринимательскую деятельность или любую другую деятельность незапрещенную законом)
Задание первое:
Слайд 1
• Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л. Гайдая «Бриллиантовая рука». 
Слайд 2
(«Черт побери»)
Слайд 3
• У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? 
Слайд 4
(Билета.)
Слайд 5
• Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. 
Слайд 6
(Сорока.)
Слайд 7
• В финале этого фильма один из героев публично провозгласил «Да здравствует наш суд — самый гуманный суд в мире!» 
Слайд 8
(«Кавказская пленница».)
Слайд 9
• Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня. 
Слайд 10
(Шапка.
Задание второе: 
Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста (приложение 5):
Слайд 1
• Этот герой русской народной сказки потерял жилище, из-за одной коварной особы, потерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома
Слайд 2
(лиса и заяц)
Слайд 3
• В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? 
Слайд 4
(Лягушка-путешественница)
Слайд 5
• В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
Слайд 6
(«Колобок»)
Слайд 7
• Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его? 
Слайд 8
(«Царевна-лягушка»)
Слайд 9
• Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? 
Слайд 10
(Баба-Яга) 
Слайд 11
• Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано 
Слайд 12
(«Волк и семеро козлят»)
Слайд 13
• В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? 
Слайд 14
(«Приключения Буратино», Карабас – Барабас)
Слайд 15
• В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти.
Слайд 16
(«Сказка о попе и работнике Балде»).
Четвертый тур: «Театральный»
Вариант 3
Работа в малых группах. Участники команд вытягивают ситуацию и делят ее на роли. Команда соперников пытается правильно разрешить её.
Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ответ: Ложный донос, нанесение побоев
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.
Ответ: Саша не должен был портить чужое имущество, но если это случилось, то он должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).
Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 
Ответ: Как правило, угроза на словах, не наказуема, но если эта угроза реальна, т.е у лица, которое угрожает есть все условия для осуществления угрозы, тогда это будет считаться как покушение на преступление , с соответствующим наказанием за него. В данной ситуации, друзьям, лучше просто разойтись, не обострять конфликт, и не вести дружбу друг с другом)
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.
Ответ: Данное правонарушение считается преступлением по статье вандализм, с соответствующими наказаниями: арест, штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, обязательные работы, лишение свободы на определенный срок. Могут также поставить на учет.

Подведение итогов игры. Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды, называет победителей, производится награждение.
• Права есть, как у взрослых, так и у детей.
• Кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
• Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
• Уважай чужие права!



Предварительный просмотр:

Вопросы:
1. Нецензурная брань учащихся в школе – это проявление бескультурия или противоправное деяние?
2. В любом ли возрасте человек может быть привлечен к уголовной ответственности?
3. Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у своих одноклассников?
4. Можно ли расценивать как шалость ложное сообщение учащегося о готовящемся в школе взрыве с целью срыва контрольной работы на уроке?
5. Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – отец или мать?
6. Может ли 12 – летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренным ему на день рождения.

Второй тур: «Логическая цепочка».
Распределите следующие права в той последовательности, в которой человек их приобретает:
1. Право управлять автомобилем
2. Право управлять самокатом
3. Право управлять велосипедом
4. Право управлять мопедом


1. Составьте пословицы

Грамоте учиться – а потехе час 
Делу время, всегда пригодится
Жить – суда боится 
Правда, родине служить 
Дело- мастера боится
Тот герой, не сиди на печи 
Хочешь, есть калачи – кто за родину горой 


Ситуация 1
В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.
Ситуация 2
На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

Ситуация 3
Друзья Женя и Миша поссорились и стали обзывать друг друга. Затем Миша стал угрожать Жене: «Еще раз прицепишься, убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить» 
Ситуация 4
На крыльце школы стояла группа ребят. Максим стал рисовать на стене школы фашистский крест, а потом и стал портить обшивку стены. Ребята, смеясь, помогали ему в этом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Методическая разработка классного часа «Прощать – значит любить» (диалог с элементами ролевой игры)

Посмотрев сценку, разыгранную одноклассниками на основе   стиха Э. Асадова  "Трусиха",  ребята легко выходят на обсуждение таких понятия как любовь, прощение, обида, самоуважение, самоо...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...

Методическая разработка классного часа в форме игры «Завод»

Данный материал способствует воспитанию экологического сознания детей; привлечению внимания к проблемам использования энергоресурсов, охране окружающей среды....