Методическая разработка Урока Победы по теме "Партизанское движение в годы ВОВ"
план-конспект урока по истории (9 класс)

Надежда Петровна Фомина

Методическая разработка  Урока Победы по теме "Партизанское движение в годы ВОВ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_pobedy.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Республика Татарстан

Черемшанский муниципальный район

ГБОУ «Черемшанская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза И.Н. Конева»

                         

                                                Методическая разработка

урока истории

   «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны»

Работу выполнила:

Фомина Надежда Петровна,

учитель истории

ГБОУ «Черемшанская кадетская

школа-интернат»

с. Черемшан

2019-2020 учебный год

Цель урока:  повысить   общеобразовательный уровень обучающихся; определить роль и значение партизанского движения в Великой Отечественной войне.

Задачи урока:

- показать обучающимся, что одним из факторов победы являлось партизанское движение; узнать имена партизан и подпольщиков – героев Великой Отечественной войны; понять причины массового героизма советских людей.

-  развитие навыков самостоятельной работы с историческими документами,  справочной и словарной литературой, историческими картами.

  - воспитать чувство патриотизма как внутренне сформированное качество личности, осознающей свою ответственность добровольно и на основе исторических знаний

Тип урока: изучение нового материала

Формы организации работы: фронтальная работа, работа  в группах

 Оборудование: учебник, тетрадь, раздаточный материал (текст документов), портреты  героев партизанского движения, настенная  карта «СССР  в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.»

Учебное оборудование: История. История России. 1914 г. — начало XXI в. 10 класс. Базовый уровень. Часть I. 1914— 1945 В.А. Никонов, С.В. Девятов; под научной редакцией доктора исторических наук, академика РАН С.П. Карпова

План урока

I.Организационный момент

II.Изучение  нового  материала

1.Основные задачи партизанского движения и формы борьбы бойцов

 сопротивления на оккупированных территориях.

2. Работа с персоналиями по теме.

3 Работа  с документами в  группах

III. Подведение итогов

IV.Рефлексия.

V.Выставление оценок.

VI.Домашнее задание.

Ход урока

 I.Организационный момент.  Приветствие

III. Изучение нового материала.

Учитель: прослушайте стихотворение.

                                      Восьмилетняя партизанка

Её звали Милкой в отряде,
Ей было почти восемь лет.
Родных её всех расстреляли
Погибли и братья, и дед…

Из дома она убежала,
В избе немцы сделали штаб,
Знать, Милке судьба предрекала
Попасть в партизанский отряд.

Бить гадов нещадно, немецких
Дала она в жизни зарок!
Училась стрелять не по-детски,
Спуская винтовки курок…

В деревню ходила в разведку,
Носила записки в отряд,
Стирать помогала нередко,
Любил её – каждый солдат!

Однажды представился случай
Помочь немцев кашей кормить,
И девочка собственноручно
Решила еду отравить!

13 фашистов в могилу
Она этим самым свела,
Но выследил староста Милу,
На пытки девчонка пошла…

Ни в чём Милка им не призналась,
Её расстреляли в обед…
Она – партизанкой осталась
В неполных свои восемь лет!

Учитель: Как вы думаете, о чем это стихотворение? (ответы учащихся)

Учитель: Тема нашего урока  «Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны». Что вы знаете о партизанах и партизанском движении? Что хотели бы узнать? (фронтальный опрос учащихся)

Учитель: Великая Отечественная война стала суровым испытанием для советского государства. Четыре года шла  Великая Отечественная война (1941-1945 гг). Путь к победе был сложным, но главное мы победили. В 2020 году мы будем праздновать 75-ю годовщину Великой Победы. Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедии и победные всплески и мы молодое поколение не имеем право забывать великий подвиг наших дедушек и бабушек.

Учитель: Партизанская борьба в годы войны достигла небывалого размаха, оказала ощутимое влияние на общий ход вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и ее конечный итог. До сих пор в архивах Министерства обороны находятся документы под грифом секретно, которые по-прежнему остаются за семью печатями.

Работа учащихся в группе: учитель выдает исторический документ «Приказ НКО СССР И. В. Сталина от 5 сентября 1942 года № 00189 «О задачах партизанского движения».

Группа 1:  получает задание познакомиться с историческим документом и ответить на вопрос «Как относилась официальная власть к партизанскому движению?»

Группа 2: получает задание познакомиться с историческим документом и ответить на вопрос «Каким образом Сталин приказал бороться партизанам с врагом?»

Выступление учащихся о молодых партизанах:

                                                                 Лиза Чайкина

Елизавета Ивановна Чайкина родилась 28 августа 1918 года в поселке Руно Тверской области. 15-ти лет она стала заведующей в поселковой избе-читальне, чуть позже — счетоводом в колхозе. А в 19 лет девушка уже работала журналистом в районной газете «Ленинский ударник». В 21 год Лиза вступила в ряды Коммунистической партии, её избрали секретарем Пеновского райкомитета комсомола и депутатом райсовета.

Перед началом Великой Отечественной войны Чайкина окончила спецкурсы для комсомольских и партийных работников в Калинине ныне - Тверь. Когда фашисты оккупировали Калининскую область, обком комсомола поставил перед Лизой задачу организовать партизанский отряд в своем районе. Чайкина привела в лес 70 надежных ребят. Они прошли стрелковую подготовку и влились в партизанскую бригаду. Лиза Чайкина стала командиром разведгруппы, участвовала в боях, диверсионных операциях. 

22 ноября 1941 г Лиза Чайкина направилась в районный центр, чтобы выяснить численность и дислокацию гитлеровского гарнизона. Она остановилась у своей подруги Маруси Купоровой (на хуторе Красное Покатище). Местный конюх со своим сыном увидели незнакомую гостью и донесли об этом в гестапо. Немцы ворвались ночью в дом Маруси, расстреляли всю ее семью, а Лизу арестовали. Юная партизанка стойко перенесла жестокие пытки европейских цивилизаторов, но не выдала ни малейшей информации не только о своих товарищах и явочных квартирах, но даже своего имени. Её предала одна из жительниц хутора (кстати, она и конюх с сыном после освобождения области были преданы суду военного трибунала и расстреляны). Лизу Чайкину фашисты расстреляли 23 ноября 1941 года. Причем ее последними словами стали: «Наши придут. Победа будет за нами!»
                                                                          Валя Котик

11 февраля 1930 года родился Герой Советского Союза пионер Валя Котик. Будущий герой родился в селе Хмелёвке Каменец-Подольской (сейчас Хмельницкой) области Украины. Позже семья переехала в городок Шепетовка, где Валя учился в школе, вступил в пионеры и завёл новых друзей. К началу войны Вале едва исполнилось 11 лет. Попытка эвакуироваться из города не увенчалась успехом. Немцы перерезали дорогу, пришлось возвращаться в город. Началась оккупация. На новые немецкие порядки пионер ответил своим сопротивлением: он собирал листовки, которые сбрасывали советские самолёты, расклеивал их по городу, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Скоро его вычислили. К счастью, это были подпольщики, и уже вскоре Валя вместе со своим братом и друзьями начал помогать партизанам.

Начинали пионеры с того, что в полях, где проходили бои, искали оставшееся оружие, собирали данные о дислокации вражеских войск, их численности, местонахождении складов. Однажды Валя через весь город на стареньком велосипеде перед носом у немцев перевёз ручной пулемёт. Он принимал участие и в минировании дорог. К 1943 году Валя Котик стал настоящим партизаном. Наравне со всеми юный пионер участвовал в налётах на склады и на гарнизоны фашистов, брал «языков», участвовал в железнодорожных диверсиях. Именно он нашёл телефонный кабель, по которому осуществлялась связь со ставкой Гитлера в Варшаве. За время боёв он был дважды ранен. Осенью 1943 г. Валя был в боевом охранении, он вовремя заметил врага и застрелил немецкого офицера, подняв тревогу, спас своих товарищей. В день своего рождения 11 февраля 1944 года мальчик узнал, что Красная Армия освободила его родной город Шепетовку. На радостях он упросил взять его освобождать соседний Изяслав. Освобождение города стало его последним боем. Он был смертельно ранен в живот. 17 февраля (почти через неделю после своего 14-летия) отважный герой скончался.

При жизни Валя Котик был награждён орденами Ленина и Отечественной войны I степени, медалью «Партизану Отечественной войны» II степени, а посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза.

Работа с документами в группах.

1 группа. Работает с источником, вам необходимо выяснить причины малой эффективности партизанского движения в начале войны.

2 группа. Проанализировав источники ответить на вопросы, каковы результаты операции «Рельсовая  война»  и  операции «Концерт»

3  группа.  Работает  с материалом.  «Немецкое руководство  о партизанском движении в СССР».

Группам необходимо ответить на поставленные вопросы. В тексте можно подчеркнуть все, что вам необходимо, для предоставления результатов своей работы.

III. Подведение итогов

Учитель: Как вы думаете, какую роль сыграло партизанское движение в годы войны? (ответы учащихся)

Учитель: Вторая мировая война была самой кровавой и жестокой в истории человечества. Ни одна война не бывает гуманной - гибнут люди, потому что главная цель любой войны - Победа... а какой ценой?.. тысячи героев-партизан отдали свои жизни в борьбе с фашизмом, тысячи партизан нашли себе покой в братских могилах, многие скончались уже после войны от обморожений, тяжёлых ранений и болезней, полученных при защите Отечества.

Но все они - живые и мёртвые, до конца и честно выполнили свой священный долг перед Родиной.

IV.Рефлексия.

Оцените свою работу и работу группы на уроке. Что нового  вы узнали на уроке?

V.Выставление оценок.

VI.Домашнее задание.

На выбор: составить лэпбук или кроссворд  по теме «Партизанское движение в годы ВОВ»

 

 

                               

     

ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СОЮЗА ССР

О задачах партизанского движения

№ 00189  

                                      5 сентября 1942 года

Второй год народы Советского Союза ведут Великую Отечественную войну против германских фашистских полчищ, вероломно вторгшихся на территорию нашей страны.

Немецкие империалисты, захватив и ограбив всю Европу, поставили своей целью разорить и нашу страну, ввергнуть народы Советского Союза в немецкое рабство. Врагу удалось захватить Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию и часть Северного Кавказа, он продолжает блокировать Ленинград. Не считаясь со своими огромными потерями, враг бросает на фронт все свои силы и продолжает рваться в глубь нашей страны.

В этот момент величайшей опасности перед всеми народами Советского Союза, перед каждым гражданином и гражданкой на фронте и в тылу, на оккупированной территории и в партизанском отряде стоит одна единственная задача — отстоять свою Родину, защитить свободу, независимость, свою честь и разгромить ненавистных немецких захватчиков.

Красная Армия героически отражает натиск врага и сама наносит ему сокрушительные удары. Она изматывает его силы, наносит ему огромный урон.

Трудящиеся Советского Союза на заводах и фабриках, в колхозах и совхозах день и ночь упорно, самоотверженно работают на производстве вооружения, боеприпасов, снаряжения и продуктов питания для Красной Армии. Наша промышленность теперь обеспечивает нужды фронта. Армия получает все больше и больше танков, самолетов, артиллерии, минометов и боеприпасов. Боевая мощь Красной Армии значительно выросла и продолжает расти.

Однако разгром германских армий может быть осуществлен только одновременными боевыми действиями Красной Армии на фронте и мощными, непрерывными ударами партизанских отрядов по врагу с тыла.

История войн учит тому, что победа над захватчиками часто достигалась не только борьбой одной регулярной армии, но одновременно и народным партизанским движением, способствовавшим окончательному разгрому захватчиков.

Так было в отечественную войну 1812 года. Наполеон, стремясь покорить нашу страну, под конец был разгромлен русской армией, поддержанной вооруженным народом, развернувшим беспощадную партизанскую борьбу в тылу врага. Наполеоновская армия, в то время самая сильная в мире, легла костьми в России, потому что наряду с регулярной русской армией поднялось на защиту отечества могучее народное партизанское движение.

Так было и в годы гражданской войны. Красная Армия разбила армии интервентов на всех фронтах и отстояла молодую, находившуюся в смертельной опасности, Советскую республику, благодаря вооруженной борьбе всего народа, организовавшего партизанское движение в тылу вражеских армий.

Теперь, когда Красная Армия на фронтах, напрягая все свои силы, отстаивает свободу и независимость своего государства, народное партизанское движение на нашей территории, временно захваченной немецкими оккупантами, становится одним из решающих условий победы над врагом.

Захватив территорию, немцы не смогли покорить советский народ. Наш народ ненавидит оккупантов, он берется за оружие и организует партизанскую борьбу в тылу немецкой армии. Партизаны наносят серьезный урон живой силе, технике и дезорганизуют тыл противника. Однако партизанское движение еще не развернулось полностью, еще не стало делом всех и каждого, кто очутился в лапах немецких хищников, тогда как налицо все условия для повсеместного быстрого развития всенародной партизанской борьбы против немецких оккупантов.

Необходимо прежде всего добиться, чтобы партизанское движение развернулось еще шире и глубже, нужно, чтобы партизанская борьба охватила широчайшие массы советского народа на оккупированной территории. Партизанское движение должно стать всенародным.

Это значит, что существующие сейчас партизанские отряды не должны замыкаться, а втягивать в партизанскую борьбу все более широкие слои населения. Нужно, наряду с организацией новых партизанских отрядов, создавать среди населения проверенные партизанские резервы, из которых и черпать пополнения или формировать дополнительно новые отряды. Нужно повести дело так, чтобы не было ни одного города, села, населенного пункта на временно оккупированной территории, где бы не существовало в скрытом виде боевого резерва партизанского движения. Эти скрытые боевые партизанские резервы должны быть численно не ограничены и включать в себя всех честных граждан и гражданок, желающих освободиться от немецкого гнета.

Основные задачи партизанских действий: разрушение тыла противника, уничтожение его штабов и других военных учреждений, разрушение железных дорог и мостов, поджог и взрыв складов и казарм, уничтожение живой силы противника, захват в плен или уничтожение представителей немецких властей.

В настоящий момент разрушение путей подвоза врага имеет важнейшее значение. Враг сейчас вынужден перебрасывать резервы, боевую технику, горючее и боеприпасы на фронт из далекого тыла, а также перебрасывать из нашей страны в Германию награбленный хлеб, мясо и всякое другое имущество. Железные, шоссейные дороги, по которым враг питает свои войска, растянулись на тысячи километров. Во многих местах они пересекаются лесами. Это создает благоприятные условия для действия партизанских отрядов по разрушению путей подвоза. Закрыть пути подвоза — значит лишить врага возможности пополнять фронт живой силой, техникой, горючим, боеприпасами, а также вывозить в Германию награбленное в нашей стране народное добро и тем самым облегчить Советскому Союзу разром врага.

Решение этих основных задач требует от всех партизанских отрядов широкого развертывания боевых партизанских операций, а также диверсионной, террористической и разведывательной работы в тылу врага.

Приказываю:

1. В целях нарушения движения по железным дорогам и срыва регулярных перевозок в тылу врага устраивать всеми способами железнодорожные катастрофы, подрывать железнодорожные мосты, взрывать или сжигать станционные сооружения, взрывать, сжигать и расстреливать паровозы, вагоны, цистерны на станциях и разъездах. При железнодорожных крушениях уничтожать живую силу, технику, горючее, боеприпасы и прочие грузы, а также уцелевшие паровозы и вагоны. На шоссейных и грунтовых дорогах подрывать и сжигать мосты, виадуки, разрушать гати и другие искусственные сооружения. Уничтожать транспорты, подвозящие боеприпасы и горючее. Лошадей угонять. При невозможности использования вооружения, транспортов и грузов, приводить их в негодность всеми возможными способами.

2. При всякой возможности истреблять воинские гарнизоны, штабы и учреждения, отряды войск, отдельно следующих офицеров и солдат, охрану транспортов и складов.

3. Уничтожать склады и базы вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия и другого имущества, гаражи и ремонтные мастерские.

4. Разрушать линии связи на железных, шоссейных и грунтовых дорогах, уничтожать аппаратуру связи, вырезать и увозить провода, спиливать и сжигать телеграфные столбы, уничтожать радиостанции и обслуживающий их персонал.

5. Нападать на аэродромы противника и уничтожать самолеты, ангары, склады бомб и горючего, а также истреблять летно-технический состав и охрану аэродромов.

6. Уничтожать всякие хозяйственные команды, вражеских фуражиров, команды и агентов по изъятию хлеба, нападать на обозы с награбленным хлебом, на склады и элеваторы; по возможности хлеб раздавать населению, а если этого сделать нельзя, уничтожать полностью.

7. Действиями партизан еще не охвачены города. Партизанским отрядам, отдельным организациям и диверсантам обязательно проникнуть во все города, большие и малые, и широко развернуть там разведывательную и диверсионную работу. Разрушать и сжигать узлы связи, электростанции, котловые установки, водоснабжение, склады, емкости с горючим и

другие объекты, имеющие военно-экономическое значение.

8. Беспощадно истреблять или захватывать в плен фашистских политических деятелей, генералов, крупных чиновников и изменников нашей родины, находящихся на службе у врага. В этих целях постоянно наблюдать за генералами и крупными чиновниками. Выяснять, куда и по какому пути ездят, ходят, с кем ведут знакомство из местных жителей, какого поведения; кто и как их охраняет.

9. Партизанским отрядам и отдельным бойцам-партизанам вести непрерывную разведывательную работу в интересах Красной Армии:

а) особо отбирать людей, способных вести скрытую разведывательную работу, и внедрять их на службу в местные управления и учреждения, созданные немцами, на заводы, депо, станции, пристани, телеграф, аэродромы, базы и склады, в охрану немецких должностных лиц, в гестапо и его школы, а также во все другие учреждения и органы, обслуживающие армию или местную администрацию немецких властей;

б) непрерывно следить за местом расположения и за передвижением войск и грузов по железным и грунтовым дорогам; выяснять численность, род войск и нумерацию частей, количество и характер боевой техники, направление движения и время следования; устанавливать порядок и силу охраны воинских эшелонов и транспортов;

в) устанавливать точное место расположения войск и штабов, их наименование и нумерацию, учреждений и органов оккупационных властей;

г) разведывать аэродромы противника, устанавливать место их расположения, количество и типы самолетов, постоянно или временно базирующихся на данный аэродром, аэродромное оборудование, вспомогательные и специальные автомашины, запасы горючего и масел, а также охрану аэродромов на земле и с воздуха;

д) организовать разведку городов и крупных населенных пунктов в целях установления количества войск в гарнизонах (численность по родам войск, наименование, нумерация, командование противовоздушной обороны; воинских складов и мастерских; военной промышленности; высшей военной и гражданской администрации;

е) выяснять, где и какие оборонительные рубежи уже построены, их оборудование в инженерном отношении, вооружение, устройство связи, имеются ли там гарнизоны;

ж) следить и точно фиксировать результаты бомбардировок нашей авиацией;

з) при всех возможностях захватывать приказы, донесения, оперативные карты и прочие документы противника.

Данные агентурной и боевой партизанской разведки незамедлительно сообщать Центральному штабу партизанского движения.

10. Руководящим органам партизанского движения, командирам и комиссарам партизанских отрядов, наряду с боевой работой, развернуть и вести среди населения постоянную политическую работу, разъяснять правду о Советском Союзе, о беспощадной борьбе Красной Армии и всего советского народа против фашистских захватчиков, о неизбежной гибели кровожадных оккупантов. Разоблачать на фактах лживую немецкую пропаганду, воспитывать ненависть и озлобление к немецким захватчикам. В этих целях организовать издание газет, листовок и других печатных материалов на оккупированной территории.

Верховное Главнокомандование Красной Армии требует от всех руководящих органов, командиров, политработников и бойцов партизанского движения развернуть борьбу против врага в его тылу еще шире и глубже, бить фашистских захватчиков непрерывно и беспощадно, не давая им передышки. Это лучшая и ценнейшая помощь Красной Армии.

Совместными действиями Красной Армии и партизанского движения враг будет уничтожен.

Народный комиссар обороны СССР

И. СТАЛИН

 

 Приложение 1, для группы №1

Укажите  причины малой эффективности партизанского движения в начале войны

Партизанская борьба в годы Великой Отечественной войны достигла небывалого размаха, оказала ощутимое влияние на общий ход вооруженной борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и ее конечный итог.

ОЧЕВИДНОЕ

Наиболее ценным вкладом партизанских сил в разгром врага следует считать результаты их действий на вражеских коммуникациях, особенно железнодорожных. Эффективность этих операций можно сравнить с эффективностью налетов бомбардировочной авиации при значительно меньших людских потерях и экономии взрывчатых веществ. По самым скромным подсчетам исследователей, проведенным также с учетом документов противника, перерывы в движении на железнодорожных направлениях и перегонах в годы войны составили в общей сложности около 6 тыс. суток. При этом основным способом партизанских действий являлись крушения поездов, на долю которых приходится 66% всех перерывов в движении. Только в результате безвозвратного выведения из строя 2400 паровозов агрессор не смог переправить на фронт и обратно тысячи эшелонов.

Безусловно, партизаны не могли сдерживать продвижение фашистских войск в глубь территории СССР, но они сковывали все возрастающее количество соединений, привлекаемых для обеспечения безопасности вражеских войск. Контрпартизанские акции вермахта носили характер регулярных военных действий. Партизанские силы по самым скромным подсчетам отвлекали на себя до 5% войск противника в конце 1941 г., до 30% в 1943-1944 гг.

НЕВЕРОЯТНОЕ

Если попытаться оценить реальный размах партизанского движения в годы Великой Отечественной войны, отталкиваясь не от общего числа партизанских формирований, обычно фигурировавшего в отчетах и благополучно перекочевавших в монографии, то выяснится, что доля активно действовавших партизанских отрядов, полков и бригад не превысит и 15%...

Почему же так произошло?

Планом отражения агрессии в начале 1930-х годов предусматривалось внезапное развертывание партизанской борьбы в тылу врага с первых дней войны, и прежде всего за пределами Советского Союза. О размахе подготовки к ведению партизанской борьбы за пределами страны на случай вражеского нападения можно судить по следующим данным.

Однако в 1937-1938 годах партизанские кадры понесли невосполнимые потери. Были репрессированы многие работники Генштаба, ОГПУ (Объединенное Государственное политическое управление), секретари обкомов, которые в начале 30-х годов занимались подготовкой к партизанской войне, командиры Красной Армии, имевшие специальную подготовку, ликвидированы партизанские школы во главе с компетентными руководителями, тайники, предназначенные для партизанских сил. Частично уцелели лишь те люди, которым довелось принять участие в первой вооруженной схватке с фашизмом в Испании.

Все это было сделано не только потому, что возобладала наступательная военная доктрина о войне малой кровью на чужой территории. Для властвующих структур партизаны всегда таят угрозу. Они - та сила, с помощью которой самоопределяются нации, свергаются правительства… А потом не так уж велика дистанция от партизан до партизанщины. Такой бурлящий котел да у себя в тылу! Есть о чем задуматься.

Отрицательно повлияла на эффективность партизанского движения в начале войны тактика "выжженной земли", санкционированная высшим руководством СССР, которая отталкивала местных жителей. Речь прежде всего идет о приказе Ставки № 0428 от 17 ноября 1941 года, составленном лично Сталиным. Он, в частности, требовал:

"1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40-60 км в глубину от переднего края и на 20-30 км вправо и влево от дорог. Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать минометный и артиллерийский огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.

2. В каждом полку создать команды охотников для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника.

3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать".  

(Каковы последствия приказа Сталина?)

Неудивительно, что в ряде случаев крестьяне, дабы защитить себя от "поджигателей", вместо того чтобы всячески помогать партизанам в их борьбе, сами охраняли свои дома, участвовали в поимке диверсантов и передавали их оккупантам.

Почему-то никто не призывал наши войска, оказавшиеся в тылу противника и не имевшие возможности пробиться к своим, переходить к партизанским действиям. В результате в первые три месяца войны попали в плен и пропали без вести свыше 2 млн. воинов Красной Армии - и это на местности, где были все условия для ведения партизанской войны. Именно эти войска, будучи в тылу противника, создали бы, по существу, второй фронт еще в 1941 году.

Приложение 2, для группы №2

Проанализируйте документ и сделайте вывод о деятельности партизан на примере «Рельсовой войны» и «Концерт»

ПРАВДА О "РЕЛЬСОВОЙ ВОЙНЕ" 

«Рельсовая война» - кодовое наименование операции проведенной советскими партизанами с 3 августа по 15 сентября 1943г. в целях дезорганизации работы железнодорожного транспорта и тыла немецко-фашистских войск. Успешное осуществление операции оказало большую помощь советским войскам при проведении Курской битвы 1943г. и общего наступления на советско-германском фронте.

14 июля 1943 года начальник ЦШПД подписал приказ "О партизанской рельсовой войне". Он требовал "массовым повсеместным уничтожением рельсов... сорвать все замыслы врага, поставить его в катастрофическое положение". В этом документе говорилось: "Уничтожение рельсов производить на основных магистралях, запасных, подъездных, вспомогательных путях, уничтожать запасные рельсы, исключая для противника возможность перешивания и маневрирования рельсами".

Верховный главнокомандующий оценил взаимодействие партизан с РККА как первую крупную, совместно разработанную стратегическую операцию по разгрому противника.

Первый удар "рельсовой войны" в ночь на 22 июля 1943 года нанесли орловские партизаны. Остальные партизанские силы, за исключением украинских, литовских, молдавских и эстонских, начали "рельсовую войну" в ночь на 3 августа. Всего в операции было задействовано 167 партизанских бригад и отдельных отрядов общей численностью 95 615 человек.

7 августа 1943 года начальник ЦШПД доложил Сталину, что «план уничтожения 213 тысяч рельсов» будет выполнен до середины текущего месяца. Однако, по сводкам Центрального штаба, этот показатель был достигнут только к середине сентября. Причем, согласно данным противника, партизаны в августе подорвали только около 25 тыс. рельсов.

К сожалению, катастрофа врага не постигла. По сведениям ЦШПД, белорусские, смоленские и орловские партизаны с 3 августа по 16 сентября подорвали в тылу вражеской группы армий "Центр" более 160 тыс. рельсов (по данным противника - 20,5 тыс.). Но белорусские партизаны в августе осуществили только 467 крушений поездов, а в июле - 743. В результате в группу армий "Центр" в августе проследовало на 336 поездов больше, чем в июне, и только на 123 поезда меньше, чем в июле: пропускная способность была снижена по сравнению с июлем всего менее чем на 6%.

Характерно, что белорусские и другие участвовавшие в этой операции партизаны отнеслись к ней с большим энтузиазмом, но им так и не было доставлено нужного количества боеприпасов. Поэтому белорусские, калининские, смоленские и орловские партизаны подрывали рельсы вместо организации крушений поездов.

К сожалению, нередко "рельсовая война" велась не на основных магистралях, а на запасных и запущенных второстепенных участках. Зато принимали соцобязательства,

соревновались, кто больше подорвет рельсов, спешили доложить о "проделанной работе". Но в это же время немцы с второстепенных участков сами снимали рельсы на переплавку.

Вместо массового подрыва рельсов украинские партизаны в это время организовали крупные крушения поездов. Особенно успешно была осуществлена операция "Ковельский узел" партизанским соединением под командованием Алексея Федорова. Его диверсионные группы в период напряженных боев на Курской дуге и на первом этапе освобождения Левобережной Украины пустили под откос 274 немецких эшелона. Пропускная способность важнейшей железнодорожной магистрали Ковель-Сарны-Киев уменьшилась в 6 раз, дороги Ковель-Ровно - более чем в 2 раза.

Каковы результаты «рельсовой войны»?

«Рельсовая война» дорого обошлась фашистам. Один из наиболее важных результатов "рельсовой войны" в том, что гитлеровцы вынуждены были всемерно усилить оборону железнодорожных коммуникаций, привлекая для этого значительные силы, хотя такая цель перед партизанами не ставилась. Так, летом 1943 года в Ленинградской области, гитлеровцы были вынуждены ввиду активных действий партизан выделять для охраны до 2 полков.

25 октября 1941 года главное командование германских сухопутных войск издало директиву "Основные положения борьбы с партизанами". Она содержала подробные указания о том, как оборонять пути сообщения, и устанавливала средние нормы войск их охраны.

Операции рельсовой войны не достигли цели и, больше того, количество доставленных поездов Вермахту не только не уменьшилось с увеличением количества подорванных рельсов, а, наоборот, даже увеличилось. Так, чем больше партизаны рвали рельсов, тем меньше они производили крушений поездов. Эту зависимость поняли партизанские командиры, в том числе и белорусских партизанских формирований и, начиная с сентября 1943 года, резко уменьшив количество подорванных рельсов, одновременно увеличили число крушений и противник стал все меньше пропускать поездов на фронт.

       Операция «Концерт» преследовала схожие цели и была как бы второй частью операции «Рельсовая война». Надо было за короткий промежуток времени уничтожить как можно больше железнодорожных комуникаций находившихся под контролем немцев, так как планировалось масштабное наступление советских войск на Днепр. К участию в ней было привлечено более ста девяносто трёх партизанских групп и диверсионных отрядов, и более ста двадцати тысяч человек. Операция «Концерт» была начаться с 19 сентября продлиться до 1 ноября 1943 года. Но из-за того, что ухудшились погодные условия старт операции было решено перенести на 25 сентября. И советская авиация элементарно не успела переправить всю взрывчатку, а перевезла только половину. Однако часть диверсионных групп уже выдвинулись на точки, и не смогли получить приказа о переносе начала операции, и начали диверсияи с 19 сентября.
     В ночь с 24 на 25 сентября одновременно было подорвано ж/д путей, мостов на расстоянии протяжённостью девятьсот километров. За время проведения диверсионной операции было пущено под откос около одной тысячи поездов, подорвано семьдесят мостов, разгромлено шестьдесят застав немцев. Операцию пришлось закончить , из-за ошибок разработчиков самой операции, так как у партизанских групп закончился запас приготовленной взрывчатки. Немецко-фашистские захватчики не жалея сил, непрерывно, в несколько смен вели ремонтные работы, но всё равно не успевали. Можно также назвать один минус операции, это то что диверсии подвергалась сама железная дорога, что в последствии так же замедлило наступление советских войск. Гораздо эффективней было выводить из строя сами эшелоны врага.
    Задачи операции «Концерт» были схожи с задачами операции «Рельсовая война», уменьшить скорость передвижения эшелонов противника, и эта цель была достигнута. Партизанские соединения безупречно выполнили задачу стоящую перед ними, а все недоработки остались на совести штабного начальства. Что оказало посильную помощь в разгроме гитлеровских оккупантов на Украине, Белоруссии, Карелии и Крыма.

                                                                                                    Приложение 3, для группы №3

Нацистское руководство о партизанском движении в СССР

1941-1942 гг.

Генерал-полковник Гудериан

Во время наступления 1941 г. немецкие войска еще мало, а то и вообще не страдали от партизан. Но по мере того, как война принимала затяжной характер, а бои на фронте становились все упорнее, партизанская война стала настоящим бичом, сильно влияя на моральный дух фронтовых солдат.

Генерал-полковник Рендулич

Уже в первые месяцы войны действия партизан стали принимать все более широкие размеры. Весной 1942г. они уже представляли серьезную опасность для тыловых коммуникаций, поэтому для решительной борьбы с ними приходилось стягивать в уже оккупированные районы большие силы, а для проведения крупных операций в областях, где движение приняло наиболее угрожающие размеры, - снимать отдельные части с фронта.

Министр пропаганды Геббельс Весна 1942 г.

Опасность со стороны партизан растет с каждой неделей. Партизаны безраздельно господствуют над обширными районами оккупированной России.

Из директивы Гитлера  август 1942 г.

Партизанское движение угрожает стать серьезной опасностью для снабжения фронта и эксплуатации страны. Необходимо до зимы в основном истребить отряды партизан и тем самым умиротворить восточные земли.

Германские генералы - участники войны в книге «Итоги второй мировой войны» пишут: «История войн не знает ни одного примера, когда партизанское движение играло бы такую же большую роль, какую оно сыграло в последней мировой войне. По своим размерам оно представляло собой нечто совершенно новое в военном искусстве. По тому колоссальному воздействию, которое оно оказало на фронтовые войска и проблемы снабжения, работу тыла и управления в оккупированных районах, оно стало частью понятия тотальной войны. Партизанское движение... повлияло на характер всей Второй мировой войны».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет"Поле русской славы"(к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года)

Буклет создан учеником 5б класса Венгеровской средней общеобразовательной школы №2 Колупаевым Дмитрием.Учитель-Нохрина Тамара Петровна....

Методическая разработкаурока по теме "История космических исследований"

Данный материал можно использовать на уроке в 7-8 классах по теме "Наши достижения" или как  материал для проведения внеклассного мероприятия по теме "Космос"...

Методическая разработка урока по физике "Движение частиц вещества. Броуновское движение. Диффузия. Силы взаимодействия молекул"

Методическая разработка урока по физике по теме: «Движение частиц вещества. Броуновское движение.Диффузия. Силы взаимодействия молекул».Цель урока: формирование знаний о характере движения частиц...

«Они приближали Победу. Подвиг учёных физиков в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов»

Методическая разработка  урока – конференции по физике для учащихся 8, 10 классов....

К 71-й годовщине Великой Победы. «Герои партизанского движения Северо-Запада». Методическая разработка внеклассного занятия

На внеклассном занятии использованы материалы о партизанском движении в тылу врага в районе Северо-Западного фронта, стихи бывших фронтовиков, фотографии и цветные иллюстрации. Беседа в начале занятия...

методическая разработка урока по теме "Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."

Методическая разработка урока по теме"Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг."аудитория - 6 классЦель: расширить кругозор детей по истории Великой Отечественной...

Методическая разработкаурока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge Movers

Методическая разработка урока английского языка по внеурочной деятельности Cambridge  Moversучителя английского языкаГБОУ СОШ № 283 Кировского районаСанкт-Петербурга Поповой Натальи Павловны...