Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе
методическая разработка по истории (7 класс)

охарактеризовать особенности абсолютизма как фор­мы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

Предметные: охарактеризовать особенности абсолютизма как
формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского
абсолютизма.Сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; давать определения терминам и понятиям читать карту.

Метапредметные: овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Личностные: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравствен­ным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое

 отношение к деятелям рассматриваемой эпохи;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл absolyutizm.docx94.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА №

Класс:____________                                            Дата проведения___________________

Тема

Усиление королевской власти в XVI—XVII вв.

Абсолютизм в Европе

Цели

охарактеризовать особенности абсолютизма как формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского абсолютизма.

Планируемые результаты

Предметные: охарактеризовать особенности абсолютизма как
формы правления; рассмотреть разнообразные формы европейского
абсолютизма.
Сравнить развитие Англии и Франции, их политическую систему, методы управления; давать определения терминам и понятиям читать карту.

Метапредметные: овладение умениями изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Личностные: дать оценку деятельности исторических личностей изучаемой эпохи, нравственным ценностям, которыми они руководствовались; выразить свое

 отношение к деятелям рассматриваемой эпохи;

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе

Основные понятия

Абсолютизм, этикет, меркантилизм, резиденция

Межпредметные связи

Экономика, право

Ресурсы

Учебник, § 3. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Карта «Западная Европа в 1648 г.». 

Образовательное пространство может расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы. М. Твен. Принц и нищий., А. Дюма. Три мушкетера; Двадцать лет спустя; Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя; Графиня де Монсоро; Сорок пять. 

Иллюстрации (репродукции картин и гравюр): Г. Риго. Людовик XIV. ,Ван Дейк. Карл I, король Англии. Луи Мишель Ван-Лоо. Людовик XV. Любые репродукции с видами Версаля

Тип урока

Открытия новых знаний

Методы обучения и формы организации учебной деятельности

Проблемный, частично поисковый, репродуктивный методы. 1. Проблемное задание: абсолютизм способствовал складыванию прочных государств и сдерживал войны «всех против всех». В то же время в XVII—XVIII вв. происходят революции, одна из задач которых — уничтожение системы абсолютизма. Как вы думаете, почему в обществе велась борьба против абсолютизма?

 2. Задание для самостоятельной работы при репродуктивном методе: составить в тетради схему, отражающую основные черты абсолютизма. 


Форма урока: комбинированный урок с элементами лабораторной работы с текстом учебника, с элементами дискуссии. 


Приемы деятельности учителя: объяснение, образное повествование, организация самостоятельной работы с текстом учебника, обучение решению проблемы и самоанализу

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Примечания

2

  1. Организационный момент

Приветствие, положительный настрой на сотрудничество.

 Проверка явки учащихся, проверка готовности учащихся к уроку.

Заполнение классного журнала и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Настраиваются на работу.

Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку

2.Проверка домашнего задания

«Исторический диктант» по теме ВГО

3.Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Беседа :

- Какое значение имели Великие географические открытия? (при ответе опираться на таблицу «Последствия ВГО»

4. Мотивация УД

В 19 в. Канцлер Германии Отто фон Бисмарк говорил: «Абсолютизм требует от правителя в первую очередь беспристрастия, честности, верности своему долгу, работоспособности и скромности».

-Действительно ли короли Европы соответствовали этой характеристике? Выясним это в ходе нашего урока.

Возможная личностно значимая проблема: как должны складываться отношения между личностью и государством? Может ли власть требовать от личности безоговорочного подчинения?

5. Постановка целей и задач урока

Тема урока: «Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе».

План урока

  1.  «Рожденный подданным должен повиноваться».
  2.  Один король — одна страна.
  3.  Монарх - помазанник Божий.
  4.  Создание национальных государств.

Формулируют тему и цели урока 

6.Изучение нового материала

1.« Рожденный подданным должен повиноваться»

Запись в тетради

Абсолютизм — это форма правления, при которой верховная власть неограниченно принадлежит одному человеку — монарху.

 Примерное содержание ответа

Абсолютизм предполагал прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньорий, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства. Все это встречало поддержку крестьянства, горожан и дворянства.

Задание: Работая с § 3 учебника (с. 29, 30), запишите определение абсолютизма и определите, почему подданные были готовы полностью подчиниться королю.

7.Физминутка

  • Танцевальная.

Эти физминутки особо любимы детьми, так как выполняются под веселую детскую музыку, движения произвольные.

Продолжение изучения нового материала

http://www.prosv.ru/ebooks/yudovskaya_istoriya_7/images/cxema.jpg

  1. Один король — одна страна

Признаки

абсолютизма

Англия

Франция

Отношения 1 представительными органами

власти

Короли собирали парламент, но стремились делать это как можно реже. Имели право вето — могли запретить любое решение парламента

Короли не собирали Генеральные штаты с 1614 по 1789 г., но вынуждены были считаться с парламентами крупных городов

Общегосударственный аппарат управления

Создание Тайного совета (от 1 до 1,5 тыс. чиновников)

Интенданты, представители короля и мощный аппарат чиновников (от 8 до 46 тыс. человек)

11остоянная армия

Малочисленная армия, но сильный военный флот

Самая большая и сильная сухопутная армия в Европе

Признаки

абсолютизма

Англия

Франция

Г осударственная налоговая система

Налоги устанавливались парламентом,что не давало королю возможности постоянно их увеличивать

Посгояиный рост прямых и косвенных налогов

Единая законодательная система

Законы обсуждались в парламенте и принимались королем

Король считал, что его подписи достаточно, чтобы его указы стали ■ законом

Монарх — наместник Христа на земле

Англиканская церковь, распространение про -тестантизма

Католичество. Король смо1 подчинить церковь в первую очередь себе

Г осударственная

экономическая

политика

Меркантилизм

Меркантилизм

Вывод. Несмотря на особенности развития и в Англии и во Франции короли стремились к укреплению личной власти полагая, что право повелевать дано им Богом. Они успешно пытались ограничить влияние парламента и Генеральных штатов в государстве.

  1.  Монарх — помазанник Божий

Верховная власть короля проявлялась в праве определять религию государства, вершить справедливый суд, объявлять войн и заключать мир, назначать чиновников и даровать дворянстве простолюдинам, издавать указы, чеканить монеты, собирать налоги, а также в праве помилования.

Людовик XIV не отличался скромностью, «даже статуи в парке должны были напоминать о его блеске - Юпитер был изваят с лицом самого Людовика XIV». Не был он ни честным, ни беспристрастным — осыпая придворных подачками, он стремился контролировать их жизнь и не допускать заговоров.

  1.  Создание национальных государств

Примерное содержание ответа:

I) Англия и Франция превратились в централизованные монархические государства;

2) Германия и Италия сохранили феодальную раздробленность , в государственных образованиях которых местные правители фактически превратились в абсолютных монархов;

3) Венеция, Швейцария и Нидерланды стали республиками,что было в те времена большой редкостью.

Задание: Работая с § 3 учебника (с. 29—37), заполните сравнительную таблицу

  • А что мешало осуществлению в полной мере господства монарха в сфере идеологии? (Католическая церковь.)

Задание:

-Работая е § 3 учебника (с. 34 -36) и дополни тельным материалом «Этикет при дворе Людовика XIV» (с. 38, 39), определите, соответствовал ли король Франции характеристике абсолютизма, данной Бисмарком. Ответ подтвердите примерами из текста.

  • Задание: Работая с текстом на с. 37, 38 учебника, картой «Европа в XVI—XVII вв.», выделите особенности образовавшихся национальных государств. Ответ запишите в тетрадь.

8.Закрепление и систематизация знаний и умений учащихся

 Абсолютизм — форма правления, предполагавшая верховную неограниченную власть монарха.

Меркантилизм — экономическая концепция, основанная на представлении, что экономическое благополучие зависит от концентрации финансовых ресурсов (драгоценных металлов). 

Материал к вопр.5

          

Дополнительный материал

О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают

Теперь остается рассмотреть, как государь должен вести себя по отношению к подданным и союзникам. Зная, что об этом писали многие, и опасаюсь, как бы меня не сочли самонадеянным за то, что, избрав тот  предмет, в толковании его я более всего расхожусь с другими. Но, имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал. Ибо расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели на благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности.

Если же говорить не о вымышленных, а об истинных свойствах государей, то надо сказать, что во всех людях, а особенно в государях,, стоящих выше прочих людей, замечают те или иные качества, заслуживающие похвалы или порицания. А именно: говорят, что один щедр, адругой скуп — если взять тосканское слово, ибо жадный на нашем наречии это еще и тот, кто хочет отнять чужое, а скупым мы называем того,  кто слишком держится за свое — один расточителен, другой алчен; один жесток, другой сострадателен; один честен, другой вероломен; один изнежен и малодушен, другой тверд духом и смел; этот снисходителен, то; надменен; этот  распутен, тот целомудрен; этот лукав, тот  прямодушен! этот упрям, тот покладист; этот легкомыслен, тот степенен; этот набожен, тот нечестив и так далее. Что может быть похвальнее для государя нежели соединять в себе все лучшие из перечисленных качеств? Но раз в силу своей природы человек не может  ни иметь одни добродетели ни неуклонно им следовать, то благоразумному государю следует изба гать тех пороков, которые могут лишить его государства, от остальных же — воздерживаться по мере сил, но не более. И даже пусть государи не боятся навлечь на себя обвинения в тех пороках, без которых трудно удержаться у власти, ибо, вдумавшись, мы найдем немало такого, что на первый взгляд кажется добродетелью, а в действительности пагубны для государя, и наоборот: выглядит как порок, а на деле доставляет государю благополучие и безопасность.

(Макиавелли Н. «Государь»]

Вопросы к тексту        :

 -Почему, по мнению Макиавелли, добродетельные качества государя могут оказаться для него пагубны? (Макиавелли  полагал, «что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее  во вред себе» и «желая испове довать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру».)

- Сторонником какой формы правления является Макиавелли? (Макиавелли  является сторонником абсолютной монархии. Он  пишет, что «предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной — в отличие от тех многих, кии изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал».)

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

  1.  Дайте определения понятий «абсолютизм» и «меркантилизм.

- Как Вы думаете, какие меры следовало предпринять государству для решения этих задач? (Следовало увеличить государственные инвестиции, повысить пошлины, а может даже
запретить ввоз некоторых товаров.)

  1.  Назовите причины формирования абсолютизма в странах Европы. {Прекращение междоусобных войн, упразднение феодальных сеньории, сковывавших развития промышленности и торговли, и формирование единого национального государства.)

  1.  Почему в сословно-представительных органах короли видели угрозу своей власти? {Сословно-представительные органы утверждали размер налогов в стране, тем самым определяя размер королевской армии, которая являлась опорой абсолютной власти монарха.)

  1.  Как идеологически обосновывалась абсолютная власть монархов? {Король — помазанник Божий, его власть освещена выше.)
  2.  Работая с дополнительным материалом, ответьте на вопросы.

9.Рефлексия.

Подведения итогов. Оценивание

В конце урока учитель отмечает, что абсолютизм по-разному
реализовывался в странах Европу, и эти варианты чрезвычайно отличались друг от друга: они имели различную природу и приводили
к разным следствиям.

«ФРАЗЕОЛОГИЗМ» ИЛИ «ПОСЛОВИЦА»

Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня и запишите в тетрадь

Шевелить мозгами

Краем уха

Хлопать ушами

10. Домашнее задание

Прочитать, ответить на вопросы  § 3.

 Выполнить задания 1,2 рубрики «Подумайте» на с. 38 учебника.

Исторический диктант по теме «Великие географические открытия»

Каждый правильный ответ оценивается в 0,5 б.

1.В 15 в.европейцы вынуждены были искать новые пути для торговли со странами Востока, потому что старые пути оказались в руках………………………………………………………….

2.  Начало эпохи ВГО непосредственно связано с техническими изобретениями и открытиями конца 15 в. Какими? ( не менее 5)

3.Он первым обогнул Африку и в 1488 г.достиг мыса Доброй Надежды  ……………………

4. Морской путь в Индию открыл ………………………………, достигший в ……………………….. г. города Калькутта.

5.Христофор Колумб открыл Америку в……………………………….. году.

6. Первое кругосветное путешествие совершил …………………………. в ……………………………...

7. Завоевание новых, обнаруженных в ходе ВГО земель называется……………………………..

8.Территория, потерявшая независимость и попавшая под власть другого государства называется………………………………………………………………

9.Обесценивание денег в Европе в  следствии падения стоимости золота и роста цен на продукты первой необходимости получило название …………………………………………….

10.Главным негативным последствием ВГО стало………………………………………………………..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе

Конспект урока по теме "Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе"....

Презентация "Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе."

Презентация по теме: "Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе."...

§3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе (презентация по всеобщей истории, 7 класс)

ect;3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм  в Европе (презентация по всеобщей истории, 7 класс)по учебнику Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М....