Рабочая программа элективного курса по обществознанию «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ» в 11 классе
рабочая программа по истории (11 класс)

электив

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_obshchestvoznaniyu_elektiv.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9»

Рассмотрено  на                                                                Утверждено приказом

педагогическом     совете                                                 директора школы

Протокол №1 от 31.08.2017г.                                          № 246  от  01.09.2017г                                                        

                                                                                           

                                                                                            .

Рабочая программа

элективного курса  по обществознанию «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ» в 11 классе 

на 2017-2018 учебный год

                                                                                                                                                       

   

 Учитель: Ильина Е.В.

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса  по обществознанию «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ» в 11 классе разработана  в соответствии с

-  федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897);

- учебным планом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения               «Средняя  школа №9» на 2017-2018 учебный год;    

  •  календарным учебным графиком на 2017-2018 учебный год;                                          

Авторской программы элективного курса Каменчук И. Л. «Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ»
Рабочая программа элективного учебного предмета предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.
Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.
Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания (
«Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.
Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.
В печати появилось множество материалов для тренировки низкого уровня, не имеющих отношения к разработанным ФИПИ контрольно-измерительным материалам ЕГЭ. Подобные
«пособия» не отражают специфику экзаменационной работы, не учитывают изменения в моделях заданий, уровне их сложности, существующей системе оценивания.
Это вызывает необходимость познакомить учащихся с современной структурой и содержанием экзаменационной работы, дополнительными учебными пособиями, соответствующими научному уровню знаний, заданиями для тренировки, подготовленными авторами – разработчиками КИМов, а также обеспечить преподавание элективного курса учебно-методическими материалами, позволяющими качественно проводить практические и лабораторные занятия, тренинги.

В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является тренировочный экзамен и самоанализ
Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал. Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. 
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.  Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний. 
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса. 

Цель курса:
*
Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
*
Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;
*
Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.        Задачи  курса: 

  1. Создание условий для овладения способами решения познавательных и логических заданий по обществознанию;
  2. Формирование умений и навыков поиска и систематизации информации, работы с различными типами источников.
  3. Формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию и предлагаемым в рамках ЕГЭ заданиям.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знать и понимать 

  • биосоциальную сущность человека ;
  • основные этапы и факторы социализации личности ;
  • место и роль человека в системе общественных отношений ;
  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы ;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов ;
  • основные социальные институты и процессы ;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования ;
  • особенности социально-гуманитарного познания;

Уметь 

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы ;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями ;
  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека) ;
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук ;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы ;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности ;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу ;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Использовать приобретенные знания и умения для 

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации ;
  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации ;
  • решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции ;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий ;
  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования ;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

Тематическое планирование

Название раздела и темы

Кол-во часов

I

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы.

3

II

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ.

21

III

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.

10

Средства контроля:

1.Письменный  - контрольные, творческие работы; письменные ответы на вопросы теста;  рефераты.

2. Устный - ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования.

3. Комбинированный - сочетание письменного и устного видов.

Календарно-тематический планирование

№ 

Тема занятия 

Кол-во час 

Дата проведения

Аргументация изменений

План 

Факт 

Введение. ЕГЭ по обществознанию 

  

  

Структура и содержание экзаменационной работы 

  

  

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ 2015-16

  

  

Содержательные линии «Человек и общество». 

  

  

Ключевые понятия «Человек и общество» 

  

  

Тренинг по линии «Человек и общество» 

  

  

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа. 
  

  

  

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» 

  

  

Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание» 

  

  

10 

Задания на сравнение близких понятий «Познание» 

  

  

11 

Задания на завершение схем «Познание» 

  

  

12 

«Социальные отношения»: обзор основных позиций 

  

  

13 

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. 
  

  

  

14 

Особенности  заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения» 
  

  

  

15 

  
 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» 
  

  

  

16 

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика» 

  

  

17 

Специфика заданий на классификацию «Экономика» 

  

  

18 

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика» 
  

  

  

19 

Содержательная линия «Политика». 

  

  

20 

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика» 
  

  

  

21 

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика» 
  

  

  

22 

«Право»: основные теоретические положения 

  

  

22 

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознанию. 
  
  

  

  

23 

Структура и специфика заданий на анализ документа по линии «Право» 
  

  

  

24 

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право» 
  

  

  

25 

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

  

  

26 

Основные модели заданий части 1(А) и части 2 (В) и проверяемые умения 

  

  

27 

Общая характеристика заданий части 3 (С). 

  

  

28 

Особенности заданий С1-С4 2 

  

  

29 

Специфика заданий С5-С8 

  

  

30 

Эссе (С9) как творческая работа выпускника 
  

  

  

31 

Структура и специфика заданий на анализ документа 

  

  

32 

Типичные ошибки при выполнении заданий ЕГЭ по обществознанию. 
  

  

  

33-34 

Итоговое занятие 

  

  

Учебно – методическое обеспечение рабочей программы

  1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Готовимся к ЕГЭ. Обществознание. Учебно-справочное пособие.- СПб., 2015.
  2. ЕГЭ-2016. Обществознание. Тренировочные задания./ Е.Л. Рутковская, Н.И. Городецкая,О. А., Котова, Е.С. Королькова, Т. Е. Лискова. - М.: Экзамен, 2015.
  3. ЕГЭ 2016. Обществознание. Методические материалы. /Авт.-сост. Е.Л. Рутковская. М.: Эксмо, 2015.
  4.  Единый государственный экзамен 2015. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2015.
  5. ЕГЭ-2016: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2014.
  6. Лазебникова А.Ю., Рутковская Е.Л., Городецкая Н.И., Королькова Е.С. ЕГЭ. Обществознание. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен, 2015
  7. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного учебного курса "Актуальные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Данный курс «Актуальные вопросы математики» под­держивает изучение основного курса математики и способствует лучшему усвоению базового курса математики. Данная программа курса  своим содержанием ...

Элективный учебный предмет "Актуальные вопросы обществознания"

Подготовка в сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» для 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания»  для 11 класса разработана на основе программы Л.Н. Боголюбова «Обществознание» социальной...

Программа предмета по выбору «Актуальные вопросы обществознания» для 10 класса

Рабочая программа по курсу для 10 класса составлена в соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовате...

Рабочая программа групповых занятий «Биология: актуальные вопросы теории и практики» 10-11 класс

Актуальность данной программы возрастает в связи с резким повышением уровня требований, предъявляемых ВУЗами к знаниям абитуриентов. В связи с этим встает необходимость более качественной п...