Программа внеурочной деятельности по истории "Летописец"
рабочая программа по истории (5 класс)

Петухова Наталья Валерьевна

Материал содержит программу и вариант КИМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letopisets_programma_vneurochnoy_deyatelnosti.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа – детский сад» пст. Визиндор

Согласовано                                                                                                                                                                                                   Утверждаю                                                                                                                                                                        

Заместитель директора по учебной работе                                                                                                           Директор                               _______________/О.Н.Супрядкина/                                                                                                                      ____________/О.А.Машкалева /                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                   Приказ от ______________ №_________

                                                                                                         

  1. РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

кружка по истории

«Летописец»  

Уровень образования:     основное общее образование 

Срок реализации программы:  1год  (5 класс)

Составлена на основе авторской дополнительной образовательной программы клуба «Летописец» педагога дополнительного образования, кандидата искусствоведения Гусаковой В.О. СПб., 2014.

Составитель:  Петухова Наталья Валерьевна,

учитель истории и обществознания.

Визиндор

2019

Пояснительная записка

  Первостепенной целью современного образования является «общекультурное развитие» обучающихся, за ней следуют «личностное и познавательное»; все вместе направлены на обеспечение ключевой компетенции «научить учиться» (ФГОС. Цели образования // http://standart.edu/ru/ )

  Человек, как единственное на Земле существо с биосоциальной природой, учится всю жизнь.  Умножая знания, приобретая навыки и развивая умения, он «сохраняет и возделывает» свою культуру. В этом – предназначение человека в мире и конечная цель «общекультурного развития».

  Сохраняемая культура – это наше прошлое, возделываемая сегодня – будущее. Без прошлого нет настоящего, а сегодняшний день определяет завтрашний. Летописное наследие свидетельствует о том, что наши далекие предки свято заботились о сохранении доброй памяти в потомках. Отечественные летописи – образец нравственного и патриотического осмысления прошлого и настоящего с целью определения путей в будущее. Главная тема летописей – Родина. Ее интересы являются главным мерилом в оценке деятельности людей, критерием их славы и величия.

  Времена меняются, но ценности вечны. Сегодня патриотизм заявлен первым в числе базовых национальных ценностей (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2009.), приобщение к которым вне знания своего историко-культурного наследия невозможно.

 На занятиях кружка «Летописец» обучающиеся составляют свой интерактивный календарь памятных дат настоящего года с последующим выделением в них особо значимых событий отечественной и зарубежной истории и культуры для проведения исследовательской работы. На занятиях возможно применение многообразных форм деятельности (исследование или проект по интересующей теме, конференция, выступление на празднике).

  Актуальность. Составление календаря памятных дат удовлетворяет всем заявленным в современных ФГОС аспектам образовательных потребностей: государственным, общественным и индивидуальным, направленным на формирование личности, адаптированной к современным социокультурным условиям и нашедшей свое место в жизнедеятельности общества.  Обучающиеся не только расширяют свой кругозор в области истории, науки и культуры, но и приобщаются к отечественным традициям, знакомятся с зарубежным наследием, осмысляют события прошлого со стороны их нравственной значимости в судьбе человечества, а так же вносят свой, пусть еще небольшой вклад в сохранении памяти о прошлом для последующих поколений. Они раскрывают личностный интеллектуально – творческий потенциал и укрепляют дружеские взаимоотношения с товарищами.

  Педагогическая целесообразность. Привлечение подрастающего поколения к осмыслению культурно – исторических вех через календарную дату открывает широкие возможности для организации внеурочного досуга, в ходе которого происходит психологическая разгрузка обучающихся после напряженного учебного дня и раскрытие их творческих дарований.

Общая характеристика учебного курса.

Направленность программы: культурологическая.

  Цель: создание адаптивных педагогических условий для организации работы над составлением интерактивного календаря памятных дат и поддержание мотивации обучающихся к эмоционально- ценностному переживанию историко-культурных вех.

Задачи:

   Образовательные:

- предоставление обучающимся знаний о литературе и источниках для получения необходимой информации для составления календаря;

-  ознакомление обучающихся с широким кругом произведений искусства для оформления календаря;

- выработка навыков отбора, систематизации, сопоставления и анализа информации и иллюстративного материала для составления календаря;

- обучение навыкам исследовательской работы.

   Развивающие:

- развитие коммуникативных способностей обучающихся и актуализация их творческих дарований;

- развитие умений обучающихся работать с компьютерными программами (Power Point, Movie Maker, Adobe Premier и др.), позволяющими создать интерактивный календарь.

  Воспитательные:

- воспитание эстетического вкуса и умений воспринимать историко-культурное наследие с духовно-нравственной позиции;

 - стимулирование заинтересованности обучающихся в познании мировой истории и культуры;

- воспитание патриотического и духовно-нравственного мироощущения, стремления к самосовершенствованию и совершенствованию мира вокруг себя.

Формы организации образовательного процесса, применяемые технологии.

При проведении кружковой работы с обучающимися применяются как технологии традиционного обучения (объяснительно-иллюстративные) так и технологии развивающего обучения (разноуровневое обучение, дискуссии, игровые технологии, проектного обучения, проблемного обучения, информационные технологии). Обучающиеся работают индивидуально или в группе. Данная программа предусматривает применение технологий: технология личностно-ориентированного и гуманно-личностного обучения (В.Сухомлинский, Ш.Амонашвили), сотрудничества (К.Ушинский, Н.Пирогов, Я.Корчак, С.Шацкий), диалога культур (В.Библер), развивающего обучения (З.Калмыкова).

методов:

в организации учебно-познавательной деятельности: словесные, репродуктивные, проблемно-поисковые, исследовательские, метод проектов;

в стимулировании и мотивации учебно-познавательной деятельности: дискуссионный;

в осуществлении контроля: индивидуального контроля и самоконтроля.

подходов: личностно-ориентированного, событийного, аксиологического.

Занятия подразделяются на теоретические и практические. Они могут носить разные формы, как групповые, так и индивидуальные. Формами проведения занятий могут быть: эвристические беседы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, творческие отчеты, и другие виды учебных занятий и учебных работ.

Общие принципы отбора содержания материала:

- выбор тематики занятий кружка обучающимися;

- доступность для обучающихся 5 класса;

- реалистичность с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы (она может быть изучена в отведенное количество часов);

- инвариантность содержания (программа применима для обучающихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков).

Тематика и характер предопределяют следующие особенности его изучения:

- проблемное изложение и изучение материала (выделение ключевых вопросов, проблемный, эвристический характер их рассмотрения);

- создание открытых, проблемных, познавательных ситуаций;

- большая часть времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;

- в ходе изучения к актуализируется ранее изученный материал

- представление изученного материала в наглядном виде (презентации, доклады), проведение внеклассных мероприятий как результат работы кружка.

Виды деятельности обучающихся в процессе кружковой работы

- анализ исторической литературы и исторических источников;

- эвристическая беседа;

- лекция;

- рассказ;

- дискуссия (дебаты);

- сюжетно-ролевые игры;

- подготовка и обсуждение докладов учащихся;

- подготовка мультимедийных презентаций;

- участие в викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и т.д.;

- экскурсии в музеи, библиотеки и др.;

- решение нестандартных задач по темам;

- проектная деятельность;

- исследовательская деятельность.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Летописец» рассчитана на 1 год обучения, объемом – 35 часов, периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Особенности возрастной группы: программа ориентирована на учащихся 5 класса, набор в группу осуществляется на добровольной основе.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы на занятиях.

Форма проведения занятий:

  • Экскурсия.
  • Конференции.
  • Викторины.
  • Игры-путешествия.
  • Работа с документами.
  • Исследовательская деятельность.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Личностные:

- осознание патриотической и гражданской позиции, формирование чувства ответственности перед Родиной и людьми (товарищами, учителями, родителями, обществом);

- стремление к творческому освоению мира, систематическому изучению истории и культуры;

- умение эстетически воспринимать мир, осваивать историко-культурное наследие разных народов.

Метапредметные:

- умение находить информацию в разных источниках и работать с ней (анализировать, систематизировать, дифференцировать, конспектировать, тезировать и т.д.) для достижения поставленной цели и решения задач;

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную, исследовательскую  и творческую деятельность;

- умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

- готовность работать в коллективе и распространять результаты творческого и интеллектуального труда среди других людей;

Предметные:

- владение представлениями об историко-культурных вехах народов своей страны и зарубежья;

- умение выявлять в найденной информации наиболее ценные и значимые для выполнения задания и личностного развития компоненты;

- способность применять полученные знания в учебной и общественной жизни и готовность их использовать на благо родины и человечества.

Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в начале и в конце реализации программы в виде естественно-педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта. Творческие работы учащихся могут быть представлены на выставках, конкурсах, учебно-исследовательских конференциях.

Формы аттестации и контроля: промежуточная аттестация в виде теста на итоговом занятии.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Введение.

Ознакомление обучающихся с целью и задачами курса, формами занятий. Беседа с обучающимися о значимости календаря в жизни людей и формирование у них заинтересованности в работе над составление интерактивного календаря.

Основные понятия темы: хронология, календарь.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные.

Тема 2. «Дела давно минувших лет…» История календаря.

Возникновение календаря в эпоху неолита. Земледельческий календарь. Календари Ромула и Нума. Астроном Созиген и юлианский календарь.  Древнеримские календы. Григорианский календарь. Изображение календаря в искусстве.

Основные понятия темы: неолит, разновидности календарей.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, метапредметные.

Тема 3. «И с каждой осенью я расцветаю вновь» (А.С.Пушкин)

Происхождение и значение названия  месяца сентября. День знаний. День российской гвардии. Дни Куликовской битвы и Бородинского сражения. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: знаменательные, памятные, юбилейные даты; Отечественная война; гвардия.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 4. «Октябрь уж наступил...» (А.С.Пушкин)

Происхождение и значение названия месяца октября. День учителя.  Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: образование, самообразование, воспитание; медицина и врачебные специальности; архитектура; Покров; экология; виды и рода войск; сельское хозяйство.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с иллюстративным материалом; просмотр мультфильмов; творческая работа – плакат на экологическую тематику; мини-проект – книжка-малышка  «Как сберечь зрение» для младших школьников; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 5. «За ноябрьским предзимьем Снега ждет душа скорей» (М.Садовский)

Происхождение и значение названия месяца ноября. День народного единства. День ракетных войск и артиллерии.  Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы:

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 6. «В декабре, в декабре все деревья в серебре» (С.Маршак)

Происхождение и значение названия месяца декабря. День героев Отечества. День Конституции. «Юрьев день» и «Никола зимний».  День взятия войсками А.В.Суворова крепости Измаил. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: Конституция; герои Отечества, «Герой России»; полководческое искусство.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с иллюстративным материалом; составление собственного рисованного диафильма о взятии Измаила; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 7. «Открываем календарь – Начинается январь»  (С.Маршак)

Новый год. Происхождение и значение названия месяца января. Рождество Христово. Святочные дни. Крещение Господне. День российской печати. День студента. День снятия блокады Ленинграда. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: Рождество, Крещение; СМИ; блокада; профессиональное образование.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; составление схемы; творческая работа – открытка к Рождеству; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 8. «Празднует февраль Армии рожденье» (С.Маршак)

Происхождение и значение названия месяца февраля. День разгрома фашистских войск в Сталинградской битве. Сретение Господне. День российской науки.  День защитника Отечества. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: воинская обязанность, «священный долг»; коренной перелом, контрнаступление; Сретение; народные приметы; наука, ученый, научные методы.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; поиск информации в Интернете или библиотеке – народные приметы на Сретение; творческая работа – открытка к Дню защитника Отечества; мини-проект -проведение и презентация собственного эксперимента; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 9. «Тепло на солнышке. Весна берет свои права»  (А.Фет)

Происхождение и значение названия месяца марта. Международный женский день. День работника культуры. День внутренних войск МВД РФ. Церковные праздники. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: культура; структура и функции МВД; геодезия и картография; Масленичная неделя; театр, виды театров.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы; квест по школе; творческая работа – подарок маме или бабушке; виртуальная экскурсия в театр; викторина по книге В. Дурова «Мои звери»; мини-проект «Мой придуманный остров»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 10. «Апрель, апрель! На дворе звенит капель» (С.Маршак)

Происхождение и значение названия месяца апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы. День космонавтики.   День победы войск Александра Невского над немецкими рыцарями. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: освоение космоса, космонавты, астронавты, орбитальная станция; Благовещение; Вербное воскресение, Пасха; «Ледовое побоище»;

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; творческая работа – рисунок «Как я представляю себе космос»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 11. «Люблю грозу в начале мая» (Ф.Тютчев)

Происхождение и значение названия месяца мая. Праздник весны и труда. День Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Никола Вешний». День славянской письменности и культуры. Общероссийский день библиотек. День пограничника. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: Великая Отечественная война, День Победы; парад Победы, «Маршал Победы»; пограничные войска; письменность и культура; библиотеки и музеи, работники музеев и библиотек.

Виды деятельности: эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; практическая работа с древнеславянской азбукой; виртуальная экскурсия в музей; экскурсия в библиотеку; мини-проект «Я помню. Я горжусь»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тема 12. «Что ты мне подаришь, лето? – Много солнечного света!» (В.Орлов)

Происхождение и значение названий летних месяцев. Пушкинский день – День русского языка. День России. День скорби – День начала Великой Отечественной войны. Всероссийский день семьи, любви и верности – День Петра и Февронии. День победы русских войск под Полтавой. День военно-морского флота. Медовый и Яблочный Спас. День воздушно – десантных войск. День флага России. День разгрома фашистских войск в Курской битве. Памятные праздничные и знаменательные даты месяца. Юбилейные даты года.

Основные понятия темы: Россия; русский язык – язык государственный язык РФ; Спас; баталия; виды и рода войск Российской армии.

Виды деятельности: коллективный проект - «Устный журнал «Мы расскажем вам о лете».

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Итоговое занятие. «Мой календарь». Промежуточная аттестация. Итоговый тест.

Основные понятия темы: все понятия курса.

Виды деятельности: выполнение итогового теста и обсуждение результатов. Презентация своего календаря.

Формируемые УУД: предметные, личностные, метапредметные.

Тематическое планирование

Темы

Всего часов

В том числе

УУД

Основные понятия темы

Виды деятельности

Форма контроля

теория

1

Введение

1

1

предметные, личностные

хронология, календарь

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами

2

«Дела давно минувших лет…» История календаря.

1

1

предметные, метапредметные

неолит, разновидности календарей.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, знакомство с источниками информации; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

3

«И с каждой осенью я расцветаю вновь»

2

1

предметные, личностные, метапредметные

знаменательные, памятные, юбилейные даты; Отечественная война; гвардия.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

4

«Октябрь уж наступил...»

4

2

предметные, личностные, метапредметные

образование, самообразование, воспитание; медицина и врачебные специальности; архитектура; Покров; экология; виды и рода войск; сельское хозяйство.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с иллюстративным материалом; просмотр мультфильмов; творческая работа – плакат на экологическую тематику; мини-проект – книжка-малышка  «Как сберечь зрение» для младших школьников; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

5

«За ноябрьским предзимьем

Снега ждет душа скорей»

3

2

предметные, личностные, метапредметные

народное ополчение; народное единство; виды и рода войск; артиллерия.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с иллюстративным материалом; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

6

«В декабре, в декабре все деревья в серебре»

4

2

предметные, личностные, метапредметные

Конституция; герои Отечества, «Герой России»; полководческое искусство.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с иллюстративным материалом; составление собственного рисованного диафильма о взятии Измаила; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

7

«Открываем календарь –

Начинается январь»

3

2

предметные, личностные, метапредметные

Рождество, Крещение; СМИ; блокада; профессиональное образование.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; составление схемы; творческая работа – открытка к Рождеству; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

8

«Празднует февраль Армии рожденье»

4

2

предметные, личностные, метапредметные

воинская обязанность, «священный долг»; коренной перелом, контрнаступление; Сретение; народные приметы; наука, ученый, научные методы.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; работа с фото-материалами; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; поиск информации в Интернете или библиотеке – народные приметы на Сретение; творческая работа – открытка к Дню защитника Отечества; мини-проект -проведение и презентация собственного эксперимента; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

9

«Тепло на солнышке.

Весна берет свои права»

3

1

предметные, личностные, метапредметные

культура; структура и функции МВД; геодезия и картография; Масленичная неделя; театр, виды театров.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы; квест по школе; творческая работа – подарок маме или бабушке; виртуальная экскурсия в театр; викторина по книге В. Дурова «Мои звери»; мини-проект «Мой придуманный остров»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

10

«Апрель, апрель! На дворе звенит капель»

4

2

предметные, личностные, метапредметные

освоение космоса, космонавты, астронавты, орбитальная станция; Благовещение; Вербное воскресение, Пасха; «Ледовое побоище»;

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; творческая работа – рисунок «Как я представляю себе космос»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами

11

«Люблю грозу в начале мая»

4

2

предметные, личностные, метапредметные

Великая Отечественная война, День Победы; парад Победы, «Маршал Победы»; пограничные войска; письменность и культура; библиотеки и музеи, работники музеев и библиотек.

эвристическая беседа, поиск ответов на поставленные вопросы, поиск информации в адаптированном тексте, постановка вопросов, ответы на вопросы, работа с историческими картами, планами и схемами сражений; просмотр адаптированных фильмов и кадров исторической кинохроники; практическая работа с древнеславянской азбукой; виртуальная экскурсия в музей; экскурсия в библиотеку; мини-проект «Я помню. Я горжусь»; работа с ребусами, логическими задачами, кроссвордами.

12

«Что ты мне подаришь, лето? –

Много солнечного света!»

1

-

предметные, личностные, метапредметные

Россия; русский язык – язык государственный язык РФ; Спас; баталия; виды и рода войск Российской армии

коллективный проект - «Устный журнал «Мы расскажем вам о лете».

Итоговое занятие. Промежуточная аттестация.

1

предметные, личностные, метапредметные

все понятия курса.

выполнение итогового теста и обсуждение результатов. Презентация своего календаря.

тест

ИТОГО

35

18

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Для проведения учебных занятий: учебный класс, компьютер с выходом в Интернет, мульмедийный проектор, экран, колонки, доска. Обучающимся предлагаются фрагменты адаптированных источников, подготовленных и распечатанных учителем.

Литература и источники:

1. Варакина И. И.,  Парецкова С. В. Календарь памятных дат. 5-11 кл. Классные часы на патриотические темы. М., 2007

2. Великая Отечественная война, 1941-1945: Энциклопедия для школьников / Сост. И.Дамаскин, П.Кошель. – М., 2001.

3. Гусакова В.О. Клуб «Летописец». Программа внеурочной деятельности для учащихся. //Программы внеурочной деятельности младших школьников в образовательном учреждении: методическое пособие / Под ред. Е.Н.Шавриновой. СПб.,  2012.

4. Загребина Г.В. Энциклопедия любимых праздников. Календарь памятных дат, народный календарь. Ярославль, 2008.

5.Календарь памятных дат Российской военной истории: люди, события, факты. /Под ред. Г.Кальченко. М., 2001.

6. Календарь русской славы и памяти. /Сост. А.Пецко. М., 2006.

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. М., 2009.

8. http://standart.edu/ru/ 

Планируемые результаты изучения курса внеурочной деятельности.

1.       Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об истории своей семьи, Отечества, человечества; о государственных, конфессиональных и народных праздниках; об истории календаря; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки исследовательских мини-проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.

2.       Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к Отечеству, истории и культуре, труду, знаниям, своему внутреннему миру.

3.       Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

Контрольно-измерительные материалы

по курсу внеурочной деятельности «Летописец».

Спецификация

промежуточной (проверочной)  работы для  обучающихся 5 класса

1.Назначение КИМ.          

Контрольные измерительные материалы предназначены для определения уровня теоретических знаний и практических умений учащихся 5 класса по курсу внеурочной деятельности «Летописец» за курс 5 класса. Результаты тестирования используются для определения уровня знаний обучающихся по итогам изучения курса.

2. Подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ

Каждый тест состоит из заданий базового  и повышенного уровня сложности.

Тест позволит измерить уровень обученности учащихся, совокупность их представлений, знаний, умений по итогам по итогам изучения курса внеурочной деятельности, заявленными в программе курса.

Содержание работы определяется на основе следующих нормативных документов:

Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897), программы кружка на основе авторской дополнительной образовательной программы клуба «Летописец» педагога дополнительного образования, кандидата искусствоведения Гусаковой В.О. СПб., 2014.

3. Структура КИМ – тест.

В тест  включено 8 заданий. Все вопросы и задания разделены на 3 блока по типу заданий: 1 блок (А) содержит 5 заданий с выбором ответа  (задания А1 - А5); 2 блок (Б) содержит 2 задания на выбор объекта и соотнесение информации (задания Б1, Б2); 3 блок (С)  содержит 1 задание  с развернутым ответом.

4.Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности.

Характеристика структуры и содержания работа.

Работа  состоит из трех частей:

-часть 1 содержит 5 заданий с выбором ответа  базового уровня сложности;

-часть 2 содержит 2  задания с выбором ответа повышенного уровня сложности;

-часть 3 содержит 1  задание, при выполнении которого необходимо записать развернутый ответ.

Распределение заданий по частям работы:

Часть работы

Число заданий

Максимальныйбалл

Тип заданий

1

часть 1

5

5

5 заданий с выбором ответа базового уровня сложности

2

часть 2

2

4

2 задания с выбором ответа  повышенного уровня сложности

3

часть 3

1

3

1 задание высокого уровня сложности с развернутым ответом

Итого

8

12

Содержание

Проверяемые умения

Номера заданий

Соответствует программе учебного курса и предметному содержанию конкретного урока.

овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений)

Б1, Б2, С1

осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, отдельных особенностях духовных традиций России

А1-А5, Б2

расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно

Б1,Б2, С1

знание  изучаемых терминов и понятий

А1- А5, Б2

5. Распределение заданий по уровням сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Номера заданий

Базовый

5

А1-А5

Повышенный

2

Б1-Б2

Высокий

1

С1

Итого:

8

6. Время выполнения варианта КИМ

На выполнение проверочной работы  отводится  до 15 минут.

7. Дополнительные материалы и оборудование: не требуется.

8. Условия проведения.

Проверочная работа в виде теста выполняется непосредственно в бланке с текстами заданий или на рабочих листах.

В заданиях с выбором ответа ученик отмечает (записывает номер) тот ответ, который считает верным.

В заданиях на соотнесение, в которых устанавливается соответствие между рассматриваемыми объектами,  для каждой цифры подбирает соответствующую букву.

В заданиях с развернутым ответом ученик выражает личное мнение в виде законченного высказывания и аргументирует его.

 Задания с выбором ответа считается выполненным, если выбранный учащимся номер ответа совпадает с верным ответом.

 По усмотрению учителя учащимся может быть предложено выполнение только 1 (А) и 2 (Б) частей работы. Часть 3 (С) может быть предложена в качестве итогового вопроса урока или домашнего задания.

Оценивание работы представлено в таблице:

Часть работы

Критерии оценивания

1 (А)

При указании цифры правильного ответа – 1 балл.

Если указано 2 и более цифры, одна из которых является правильной, ИЛИ указана неверная цифра – 0 баллов.

2 (Б)

При оценивании задания применяется дихотомическая система. При указании правильной последовательности букв / цифр – 2 балла.

В случае, если ответ состоит из одной буквы/ цифры и она указана правильно, – 2 балла.

Наличие одной ошибки в последовательности – 1 балл.

Более двух ошибок – 0 баллов.

3 (С)

Свободный ответ на вопрос оценивается учителем в диапазоне от 1 до 3 баллов в зависимости от четкости аргументации и изложения собственной позиции учащегося.

Если в задании требуется указание 3 аргументов, фактов, причин и т.п. – каждая верно указанная позиция оценивается в 1 балл.

Если в задании требуется указание 2 аргументов – каждая верно указанная позиция оценивается в 1,5 балла.

За выполнение проверочной работы оценки не выставляются, набранные баллы переводятся в соответствующий уровень. Переводная шкала приведена в таблице.

Переводная шкала (при выполнении 3 частей работы)

Количество набранных баллов в тесте

Уровень

10-12  

Высокий уровень

7-9

Повышенный уровень

4-6

Базовый уровень

                        Менее 4

Ниже базового

Вариант 1.

А1.Кто создал первый печатный российский календарь? 1) Петр I  2) Иван Федоров 3) Екатерина II.

А2. В каком году в Росси стали впервые наряжать елку? 1) 988 г. 2) 1700 г. 3)1934 г.

А3. В каком ряду перечислены летние праздники? 1) Рождество, Крещение, Сретение; 2) Сороки, Благовещение, Пасха; 3)Троица, Ильин день, медовый Спас.

А4. Какой русский композитор является создателем музыкального календаря? 1) М.И.Глинка  2) Н.А.Римский — Корсаков  3)П. И. Чайковский.

А5. 27 июня - день воинской славы России.  Какую победу одержала Россия в этот день? 1) в Куликовской битве 2) в Полтавской битве 3) в Бородинском сражении.

Б1. В нашем календаре много праздников, связанных с профессиями. Соотнесите профессиональный праздник и месяц, когда он празднуется.

1. День учителя

А. март

2.День работников геодезии и картографии

Б. май

3. День работников леса

В. октябрь

4. День пограничника

Г. сентябрь

Б2. Выберите из списка характерные особенности празднования Масленицы: 1) длится целую неделю,  2) наряжают берёзу,  3) наряжают ёлку, 4) устраивают гуляния, веселые поединки, 5) колядуют, 6) делают и сжигают чучело.

С1. Верно ли, что древние греки, даже далекие от спорта, вынуждены были ежегодно вспоминать Первые Олимпийские игры?

Вариант 2.

А1.Кто издал указ о праздновании Нового года 1 января? 1) Петр I  2) Иван IV 3) Екатерина II .

А2. В каком веке  в России появился первый печатный календарь? 1) X в. 2) XVI в.  3) XVIII в.

А3. В каком ряду перечислены зимние праздники? 1) Рождество, Крещение, Сретение; 2) Сороки, Благовещение, Пасха; 3)Троица, Ильин день, медовый Спас.

А4. Кто автор пьесы «Двенадцать месяцев»? 1) С. В. Михалков  2) А.Л.Барто  3) С.Я. Маршак.

А5. 8 сентября - день воинской славы России.  Какую победу одержала Россия в этот день? 1) в Куликовской битве 2) в Полтавской битве 3) в Бородинском сражении.

Б1. В нашем календаре много праздников, связанных с профессиями. Соотнесите профессиональный праздник и месяц, когда он празднуется.

1. День воспитателя и всех дошкольных работников

А. ноябрь

2.День железнодорожника

Б. апрель

3. День геолога

В. сентябрь

4. День военного разведчика

Г. август

Б2. Выберите из списка характерные особенности празднования Троицы: 1) длится три дня,  2) наряжают берёзу, приносят в храм березовые ветки,  3) наряжают ёлку, 4) устраивают гуляния, качаются на качелях, 5) колядуют, 6) делают и сжигают чучело.

С1. Справедливо ли предположение, что слово «неделя» восходит к глаголу «не делать»?

Ключи к итоговому тесту

№ задания

Вариант 1

Вариант 2

А1

2

1

А2

2

2

А3

3

1

А4

3

3

А5

2

3

В1

ВАГБ

ВГБА

В2

146

124

С1

Да, это было начало их летосчисления.

Да. Неделей в Древней Руси называли воскресенье, то есть свободный от работы день, день отдыха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...