Сборник памяток по истории.
рабочая программа по истории

Петухова Наталья Валерьевна

Материал содержит памятки для разных классов по характеристике исторических деятелей, событий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_pamyatok_po_istorii.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования АМР «Сысольский»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Визиндор»

Методические материалы

по курсу истории

(планы характеристик).

Визиндор-2007.

Данные рекомендации составлены для использования на уроках истории в 5-11 классе средней общеобразовательной школы.

Составитель: Петухова Н.В. – учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Визиндор».

При составлении сборника использованы следующие материалы:

1. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории древнего мира.

   М., «Просвещение», 2003.

2. История России. Поурочные планы. 11 кл.  Волгоград,

   «Учитель», 2001.

3. Степанищев А.Т. Методический справочник учителя

    истории. М., «Владос», 2001.

4. Стрелова О.Ю. Единый государственный экзамен по

    истории: часть С. «ПИШ», 2007, №1.

5. Уткина Э.В. Подготовка к олимпиадам по истории. 8-11

     класс. М., «Айрис-пресс», 2005.

Алгоритм сравнения (5-6 классы).

                                              Сходство

   Сравнить  = найти                              + сделать вывод(ы).

                                       Различие

План характеристики исторического события.

   1. Когда и где произошло?

   2. Почему произошло?

   3.Участники события.

   4. Как происходило?

   5. Чем закончилось?

   6. Вывод. Какую роль сыграло данное событие в истории?

План характеристики государства.

   1. Географическое положение.

   2. Столица.

   3. Кто правит? С чьей помощью?

   4. Обязанности государства перед населением?

   5. Обязанности населения.

Как работать с текстом.

   1. Внимательно прочтите текст (заданный отрывок).

   2. В чем главная мысль прочитанного?

   3. Найдите подтверждение главной мысли.

   4. Ответьте на вопросы к тексту.

   5. Попытайтесь сами задать несколько вопросов к

       прочитанному.

   6. Перескажите своими словами основное содержание текста.

Памятка – алгоритм по формированию (развитию)

 умения доказывать.

  1. Доказательство состоит из аргументов (доводов), рассуждения и выводов.

  2. Проанализируйте задание, уясните, что требуется доказать.

  3. Определите вывод, который будете доказывать. Постарайтесь сформулировать его максимально понятно и кратко.

 4. Определите источник, каким будете пользоваться для аргументации своих выводов.

 5. Выделите существенные факты, подтверждающие ваш вывод,  и систематизируйте их.

 6. Логично выстройте свои доказательства, свяжите их с выводом.

 7. Постарайтесь определить «слабые места» в своих доказательствах, попытайтесь продумать вопросы. Которые вам могут задать оппоненты или слушатели. Еще раз обратитесь к данным проблемам.

 8. Если вам предстоит устное выступление,  прорепетируйте его, подумайте над убедительностью вашей речи.

Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений.

 1. Проанализируйте событие или явление, выделите линии сравнения.

 2. Продумайте вопросы, по которым вы будете проводить сравнение.

 3. Определите черты сходства и различия.

 4. Сделайте все необходимые выводы из проведенного сравнения.

 5. Свои действия вы можете оформить в текстовую таблицу:

Линии (вопросы) сравнения

Общее

(сходство)

Различное

     Памятка – алгоритм

 к изучению материалов о революции.

     1. Причины революции.

     2. Задачи революции («зеркально» причинам).

     3. Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной    

        революции и осуществляют их).

     4. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам

         революции, а также по составу движущих сил).

     5. Ход революции (хронологические рамки, основные этапы,

         их краткая характеристика).

     6. Итоги революции.

     7. Значение революции.

Памятка – алгоритм для характеристики

внешней политики страны.

     1. Геополитическое положение страны и проблемы,

         связанные с ним.

     2. Организация внешнеполитических ведомств.

     3. Основные направления внешней политики государства:

          - мирные договоры

          - военные конфликты

          -участие страны в международных организациях

          - влияние политических группировок на внешнюю

            политику.

     4. Итоги внешнеполитического курса.

Римские цифры.

I –    1                                    VIII –   8              XV - 15

II –   2                                    IX –  9                 XVI - 16

III –  3                                    X - 10                  XVII - 17

IV –  4                                    XI -  11               XVIII - 18

V –  5                                     XII -  12              XIX - 19

VI –  6                                    XIII -  13             XX - 20

VII -   7                                  XIV -  14             XXI – 21

Определение сторон горизонта для характеристики

географического положения страны.

Север

     Северо-запад                                        северо-восток

Запад                                                              восток

    Юго-запад                                          юго-восток

                                            юг              

Для характеристики географического положения страны используйте следующую формулировку: «Государство (название) расположено в (название материка), от … на севере до … на юге; от … на западе до … на востоке».

Памятка – алгоритм для характеристики

 экономики страны.

      1. Особенности географического положения страны, его влияние на

           развитие хозяйства и возможности для развития экономики.

       2. Развитие промышленности (ремесла):

           - отрасли

           - районы и их специализация

           - типы промышленных предприятий

           - объем выпускаемой продукции

           - технические достижения

           - причины прогресса (отставания)

           - наиболее известные предприниматели.

       3. Развитие сельского хозяйства:

           - основные культуры

          - специализация регионов (районов)

          - развитие орудий труда и сельскохозяйственной техники

          - формы собственности на землю

          - типы хозяйств

          - сельские промыслы.

       4. Развитие торговли:

          - основные торговые центры

          - торговые пути

          - внешняя торговля.

       5. Финансовое положение страны:

          - денежные единицы

          - состояние денежной системы

          - банки.

       6. Политика государства в области экономики:

          - формы собственности

          - реформы в экономике (поддерживает или препятствует им)

          - отношение к отечественным и иностранным предпринимателям.

       7. Место страны в мировом производстве.

Памятка – алгоритм для характеристики

 социального развития страны.

 1. Краткая характеристика общего уровня развития страны:

- уровень развития экономики

- формы собственности

- политическое устройство.

 2. Группы населения:

- название, состав и численность

- наличие прав (привилегий) и обязанностей

- возможности социальной мобильности

- условия жизни.

 3. Национальный (этнический) состав государства.

 4. Религиозные группы.

 5. Государственная политика по отношению к разным группам населения.

 6. Результаты этой политики.

Памятка – алгоритм для характеристики

 политического развития страны. 

1. Политическое устройство:

- тип власти

- глава государства и его полномочия

- характеристика законодательных. Исполнительных и судебных органов власти

- государственные символы.

 2. Административно-территориальное деление страны.

 3. Органы местного управления и самоуправления.

 4. Армия:

- порядок комплектования рядового и офицерского состава

- система управления и финансирования.

 5. Органы правопорядка.

 6. Основные политические партии и движения, их программы (кратко).

 7. Меры, принимаемые правительством для укрепления (изменения) политического устройства; последствия этих мер.

Памятка – алгоритм

для характеристики революции.

    1. Предпосылки революции:

        - социально – экономический уровень развития страны

          накануне революции;

        - условия жизни и положение разных социальных групп.

        - причины обострения противоречий между группами,

          причины недовольства и требования недовольных;

       - нарастание политического кризиса; меры, принимаемые

         правительством, их эффективность.

     2. Ход революции:

       - повод, время, место начала выступления; требования

         восставших, реакция власти;

       - задачи и характер революции;

       - основные участники, движущие силы революции;

       - лидеры революции; их цели и методы деятельности;

       - основные этапы и события революции;

       - причины победы (поражения).

     3. Итоги, значение, особенности данной революции.  

         Международная реакция на революцию.

Как охарактеризовать политические идеи.

 1. Историческая обстановка, способствующая появлению идей, ее влияние на их формирование.

 2. Главный представитель данного идейного течения. Его социальная принадлежность (группа, класс).

 3. Основные направления критики действительности.

 4. Какие изменения предлагали представители данного идейного течения? Идеал будущего государственного и общественного устройства.

 5. Предлагаемые методы достижения цели. Их адекватность исторической обстановке.

 6. Реакция правительства и общества на данное идейное течение.

 7. Значение данного идейного течения в истории.

Памятка – алгоритм для характеристики

общественных (политических, социальных, национальных) движений.

 1.  Краткая характеристика социально-экономического развития страны.

 2. Представления о правах человека. Группы населения, ущемленные в правах.

 3. Цели и требования (экономические, политические) этих групп.

 4. Методы борьбы за достижение своих целей.

 5. Степень организованности движения. Лидеры.

 6. Реакция правительства и общества на деятельность данного движения.

 7. Итоги и последствия деятельности движения.

 8. Историческое значение.

Памятка – алгоритм для характеристики

 памятника архитектуры.

     1. Автор, название, назначение и месторасположение

        памятника. Исторические условия его создания (краткая

        характеристика эпохи).

     2. Предыстория создания памятника.

     3. Характеристика памятника:

        - место в ландшафте

        - особенности планировки

        - особенности внешнего и внутреннего убранства,

          архитектурный стиль.

     4. Мнение современников и искусствоведов о памятнике.

     5. Историческая судьба памятника.

Памятка – алгоритм для характеристики

произведения искусства.

     1. Автор. Название. Время создания. Исторические условия

        создания.

     2. Содержание (сюжет произведения, кто и что изображено;

         передний план, задний план, центр композиции).

     3.Какими средствами выразительности пользуется автор:

        объемность, пропорции, перспектива, цвет, свет.

     4. Идея произведения: с какой целью создано, что хотел

         донести до зрителей автор, выбирая вышеперечисленные

         средства выразительности.

     5. Место произведения в творчестве автора.

     6.Соответствие произведения специфике искусства данной

        страны или эпохи; направлению и стилю в искусстве.

     7. Мнение современников и потомков, историческая судьба      

         произведения.

Памятка – алгоритм

по требованиям к качеству речи.

 1. Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

 2. Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положение фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

 3. Риторика: правильность и чистота речи, выбор точных слов, отсутствие «слов – паразитов».

 4. Использование исторической терминологии.

План – алгоритм для изучения войны.

1. Причины и характер войны.

  • Основные противоречия, приведшие к войне.
  • Подготовка к войне, соотношение сил.
  • Планы сторон.

2. Ход войны.

  • Повод к войне, ее начало.
  • Этапы и главные сражения.
  • Окончание войны, условия мира, итоги войны.

3. Значение войны. Экономические, социальные, политические и другие последствия войны.

План – алгоритм

 характеристики исторического деятеля 7-8 классы).

     1. Когда и в какой стране жил и действовал, в каких условиях  формировалась его личность.

     2. Его цели и планы, значение личных качеств при

         реализации целей и планов.

     3. Что сделал для своей страны?

     4. В чьих интересах действовал?

     5. Результаты деятельности, их оценки.

     6. Ваше отношение к историческому деятелю.

План  характеристики

исторического деятеля.

(для учащихся 5-6 классов).

     1. Когда и где жил?

     2. Как выглядел?

     3.Какими чертами характера обладал?

     4. Что сделал для своей страны?

     5. Полезна или вредна была его деятельность?

Как работать с исторической картой.

1. Выбери из атласа карту, соответствующую изучаемой теме.

2. Внимательно рассмотри «легенду» карты, найди все условные обозначения на карте.

3. При показе объектов на настенной карте учитывай следующее:

  • Показывающий стоит сбоку от карты, не заслоняя ее от зрителей
  • Города показываются одной точкой (прикосновением указкой к карте в нужном месте), при этом произносится название города
  • Реки показывают по направлению течения (от истока к устью) волнообразным движением указки
  • Границы государств показывают замкнутым контуром, при этом называют государство, затем показывают столицу
  • Направления движения войск показывают соответствующим стрелкам на карте движением указки.

4. Помни, что на исторической карте есть много необходимой для рассказа информации (даты сражений, названия фронтов, имена командующих, условия заключения мирных договоров и т.д.), умей использовать эту информацию в своем ответе.

Правила работы

с историческим источником.

     1. Внимательно прочтите название читаемого источника.  

         (Название источника – входная дверь в историю).

     2. Определите автора, постарайтесь найти сведения о нем.

     3. Выходные данные источника (когда и где написан, найден,

         опубликован).

     4. Выделите главное в содержании источника. Для этого:

  • Выберите из текста сведения об исторических фактах, событиях, личностях.
  • Определите значение незнакомых слов.
  • Выделите ключевые слова в отрезках текста (абзацах).
  • Составьте из них смысловые предложения.
  • Выделите основной смысл отрезка текста, составив из нескольких смысловых предложений одно – два, не потеряв при этом большой части информации.

     5. Определите, что новое вы узнали из данного источника,

         какие фрагменты показались вам спорными,

         недостоверными, содержащими преувеличенные сведения.

     6.  Определите отношение автора к описываемым событиям,

         историческим деятелям.

      7.  Сделайте выводы о возможности использования

         источника для изучения какого-либо конкретного

         исторического периода.

План – алгоритм

 характеристики исторического деятеля (9-10 классы).

 1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.

 2. Начало политической (общественной) деятельности. Основные этапы карьеры.

 3. Интересы какой социальной группы или класса  выражал? В чем заключались особенности данной группы и ее идей?

 4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?

 5. Средства и способы, которые он использовал для достижения целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?

 6. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).

 7. Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.

Словарь некоторых исторических понятий,

наиболее часто используемых в заданиях.

    АЛЬТЕРНАТИВА – каждая из исключающих друг друга 

                                        возможностей.

    АРГУМЕНТАЦИЯ – приведение доводов, аргументов;

                                         совокупность аргументов в пользу

                                         чего-либо.

     ВЕРСИЯ – одно из нескольких, отличных друг от друга

                      изложений или объяснений какого-либо факта,

                       события.

     ВЫПИСКИ – близкие к авторскому тексту или точные

                             выдержки из книг, статей и т.д. Каждую

                             выписку снабжают ссылкой на источник с

                             указанием соответствующей страницы.

                      Выписки помогают хорошо запомнить текст и

                             при необходимости воспроизвести его.

     ОЦЕНКА – мнение о ценности, уровне или значении

                           кого(чего) – нибудь.

     ТОЧКА ЗРЕНИЯ – чье-нибудь мнение, взгляд на что-нибудь.

     ФАКТ – действительное, реально существующее,

                    невымышленное событие, явление; то, что

                    произошло на самом деле, основание

                   теоретического  обобщения, вывода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сборник тестов по истории России для обучающихся 9 классов

система подготовки обучающихся по ключевым темам истории...

Сборник задач «Страницы истории России в математических задачах»

Данная работа является сборником математических задач, содержащих отдельные страницы, фрагменты и эпизоды Отечественной истории.Математические темы, используемые в представленных задачах, соответствую...

Сборник тестов по истории ОТЕЧЕСТВА

Предлагаемый сборник тестов предназначен для студентов в качестве контрольно-обучающего пособия на весь период изучения дисциплины «история». Пособие также рекомендовать учителям истории, так ка...

Сборник памяток ЗОЖ

СБОРНИК памяток по тематике ГО и ЧС...

Сборник памяток для родителей «Играем и развиваем детей дома»

Городское методическое объединение учителей-дефектологов и учителей, логопедов ОУ г. Тулуна составили сборник памяток для родителей....

сборник памяток для размещения на стенд "ГРИПП, ОРВИ"

памятки по мерам профилактики заболевания ОРВИ, гриппом, новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) и необходимости вакцинации....

Сборник памяток для классного руководителя

Сборник памяток для классного руководителя...