Классный час "Была бы честь, была бы честь"
классный час по истории (9 класс)

Яковлева Юлия Вячеславовна

На классном часе неоднократно повторяются слова ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. Поэтому учащиеся более осознанно и  прочувственно присоединятся к этим духовно-нравственным категориям. Классный час  составлен так, чтобы учащиеся через свой жизненный опыт прочувствовали, что такое честь и патриотизм.  В классном часе используются активные методы, которые помогут осознать учащимся ценность, важность и значимость  данных категорий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod._razr._klassn._chasa.doc42 КБ
Office presentation icon prezentatsiya.ppt208.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №9 имени А.С. Пушкина

Название классного часа: «Была бы честь, была бы честь......»

Номинация: «Честь имею!» - смысл поведения и гражданская позиция патриотов Отечества.

Автор методической разработки:

классный руководитель 7 «А» класса

Яковлева Юлия Вячеславовна,

учитель истории и обществознания.

Классный час разработан

для учащихся 7- ых классов

2017 г., ноябрь

Воспитательная цель: утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России.

Оборудование: школьная доска, компьютер, экран.

Дидактические средства классного часа: сопровождающая презентация, видеофрагменты художественных фильмов «Гардемарины, вперед» (реж. С. Дружинина), «9 рота» (реж. Ф. Бондарчук)

Методическая цель: распространение педагогического  опыта в рамках темы воспитания юного гражданина и патриота своей Родины, привлечение коллег к участию в патриотическом воспитании школьников.

Используемые методы: элементы метода  проведения дискуссии,  метод поиска информации в источнике,  наглядно-объяснительный метод, метод проведения беседы.

Время проведения: 45 минут

На классном часе неоднократно повторяются слова ЧЕСТЬ, ПАТРИОТИЗМ. Поэтому учащиеся более осознанно и  прочувственно присоединятся к этим духовно-нравственным категориям. Классный час  составлен так, чтобы учащиеся через свой жизненный опыт прочувствовали, что такое честь и патриотизм.  В классном часе используются активные методы, которые помогут осознать учащимся ценность, важность и значимость  данных категорий.

Ход классного часа

1. Вступительное слово классного руководителя.

- Когда-то, дружили Вода, Ветер, Воздух, Огонь и Честь. Они были всегда вместе. Но как то пришлось им разойтись, чтобы каждый мог заняться своим делом. При расставании они стали рассуждать, как им  потом вновь найти друг друга. Вода сказала: «Найдете меня там, где растет камыш». Ветер сказал, что находится там, где трепещут листья. Огонь сказал: «Меня можно найти по идущему ввысь дыму.» Лишь Честь промолчала. Она стояла молча. Когда ее спросили: «Где тебя искать?». Она сказала: «Кто однажды расстанется со мной, то расстанется навсегда и уже никогда со мной не встретится».   Ребята, сегодня мы поведем разговор о ЧЕСТИ. (СЛАЙД 1).  Мы с вами живем в замечательной стране, имя которой Россия. Мы уважительно называем нашу страну Отечеством, потому что наши отцы и праотцы учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующего поколения. Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что мы родились и живем в ней.  Мир который нас окружает многообразен. Это и здания, и предметы. Но есть и другой мир — духовный, от слова душа. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традиции. Традиции основаны на определенных ценностях. Вечных ценностях: добро, справедливость, милосердие. ЧЕСТЬ — это также важная ценность духовного мира человека.  Огромную значимость понятия ЧЕСТИ для российского народа передал в песни  к кинофильму «Гардемарины, вперед» композитор

(Классный руководитель предлагает видеофрагмент фильма «Гардемарины, вперед, реж. С. Дружининой)

2. Организация беседы о понятии ЧЕСТИ по вопросам:

- Что такое ЧЕСТЬ? Как вы понимаете слово ЧЕСТЬ? Из каких понятий складывается ЧЕСТЬ? Какими качествами должен обладать  «Человек  чести»? По каким признакам можно ссудить о ЧЕСТИ?  (СЛАЙД 2)

Во время беседы на вопрос «Из каких понятий складывается ЧЕСТЬ», классный руководитель предлагает учащимся записывать сказанные характеристики на  школьной доске. Учащиеся седьмого класса могут назвать:  честность, правда, благородство, доблесть, верность долгу, человек держит свое слово, это доброе имя человека.

3. Классный руководитель обращает внимание учащимся на СЛАЙД 3, предлагая  сравнить их высказывания о понятии ЧЕСТЬ с формулировкой энциклопедических словарей:

«Честь — это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души» В.И. Даль.

«Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствие принципам» С.И. Ожегов.

«Честь — это моральное и социальное достоинство, то, что складывает уважение к самому себе и со стороны окружающих» Д.Н. Ушаков.

4. Организация дискуссии с учащимися. СЛАЙД 4. Слова классного руководителя.

- Ребята, как вы думаете, почему говорят «Береги платье снову, а честь смолоду?»

В процессе дискуссии учащиеся могут сказать, что не надо марать себя плохими поступками,  надо свою честь беречь, как новое платье, и тогда люди всегда к тебе будут относиться с уважением, беречь смолоду — это значит поступать так, чтобы  за твои дела плохого никто  сказать не  мог.

5.  Классный руководитель предлагает ознакомиться с различными  выражениями  из литературных произведений, в основе которых лежит понятие  о ЧЕСТИ и обращает внимание на то,  как высоко оно ценилось  народом.    СЛАЙД 5: «Человек с честью. Уверяю вас честью. Честь к коже не пришьешь. Знал бы честь, так повесился. Честь моя этим обижена. Честь моя требует крови. Ломоносов сделал честь своему веку. Честь ум рождает. Кому люба честь, тому бы в первый угол сесть»

6. Воспитательное слово классного руководителя. СЛАЙД  6.

Ценность и значимость ЧЕСТИ передаются  поэтическими словами.

«Честь имею, и ее не продаю.

Честь имею в мирной жизни  и бою.

Честь имею на века!

Будет наша РУСЬ крепка»

«Честь не дано сто раз приобретать.

Она одно. И после поражения ее нельзя

как кофту залатать

или снести в химчистку в воскресенье».  Эдуард Асадов

«Как поручик юный,

Холодея от насмешки тайного врага,

Закричу однажды:

«Честь имею!»,

перепутав годы и века».  Отар Чиладзе

7. СЛАЙД 7. Воспитательное слово классного руководителя.

- Россия — великая страна. Наш народ  - воин, герой, во все времена он показывает чудеся стойкости и героизма, ЧЕСТИ и ПАТРИОТИЗМА. Испокон веков слова ЧЕСТЬ и ПАТРИОТИЗМ стояли вместе. Слова ярко проявлялись в войнах и являли миру множество примеров удивительного мужества, истинного патриотизма, чести и героизма. Патриотизм всегда занимал особое место среди духовных качеств человека — чести.

8. Организация беседы о понятии ПАТРИОТИЗМ  по вопросам:

-  Какой смысл мы вкладывает в это понятие? В какие минуты человек вспоминает и о чести, и о патриотизме?

В процессе дискуссии учащиеся могут сказать, что под патриотизмом понимается любовь к своей Родине, стремление ей служить, защищать ее от врагов, что это альтруистическая любовь к своему народу, это гордость за него, это переживание за трудности.   Классный руководитель предлагает учащимся записывать сказанные характеристики на  школьной доске.  На вопрос «В какие минуты человек вспоминает  и о чести, и о патриотизме?», учащиеся могут сказать:  «Тогда, когда надо выбрать как поступить, на войне. Если человек честен, то он не совершит плохой (безнравственный) поступок, не станет предателем»

9.Воспитательное слово классного руководителя.

- Огромную значимость, важность  и ценность понятий ЧЕСТЬ и ПАТРИОТИЗМ  для российского народа передал режиссер Федор Бондарчук в фильме «9 РОТА»

Классный руководитель предлагает просмотреть видеофрагмент кионофильма)

10. Организация беседы после просмотра  видео фрагмента.

- Какие вам известны истории, рассказы, поступки людей, в которых они  проявили отвагу, героизм, мужество, ЧЕСТЬ И ПАТРИОТИЗМ?

Учащиеся рассказывают, привлекая свои личные знания.  Знания учащиеся черпают  используя книги, уроки  гуманитарного цикла, интернет.

11. Заключительное слово классного руководителя.

- ЧЕСТЬ и ПАТРИОТИЗМ для кого то просто слова, а кто-то вкладывает в эти понятия огромный смысл. Одни люди не придают им значения, другие считают их — высшей ценностью своего духовного мира. Честь — это верность принципам, это незапятнанная репутация, это верность Родине, это патриотизм, это доброе имя в истории. Таким человек по-праву, я назову святого патриарха 17 века — Гермогена.  СЛАЙД 8. 4 ноября — Российский праздник «День согласия и примирения» Гермоген сыграл огромную роль в событиях Смутного времени 17 века, времени, которому и посвящен данный праздник. О Гермогене писали даже иностранные историки, что он был человек чести и настоящий патриот России. Позиции его были просты: он стоял на стороне России и Православия. Поляки во времена Смуты обвинили Гермогена в том, что он рассылает по городам и селам письма, призывающие народ бороться с поляками — оккупантами за единство России и православной веры.  Слова Гермогена: «Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения?  Претерпи. Будь честен. Не отступай от истины». За подвиг Гермогена канонизировали в 1913 году как священномученика: поляки его уморили в темнице.

12. В заключение классный руководитель предлагает порассуждать над образом идеального человека — чести и патриота своей страны. Свои рассуждения представить в письменной форме. А оценки за эту работу пойдут на выбор: по предметам  обществознание или  истории.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЫЛА БЫ ЧЕСТЬ, БЫЛА БЫ ЧЕСТЬ.......

Слайд 2

Что такое ЧЕСТЬ? Как вы понимаете слово ЧЕСТЬ? Из каких понятий складывается ЧЕСТЬ? Какими качествами должен обладать «Человек чести»? По каким признакам можно ссудить о ЧЕСТИ?

Слайд 3

«Честь — это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души» В.И. Даль. «Достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствие принципам» С.И. Ожегов. «Честь — это моральное и социальное достоинство, то, что складывает уважение к самому себе и со стороны окружающих» Д.Н. Ушаков.

Слайд 4

«Береги платье снову, а честь смолоду?»

Слайд 5

«Человек с честью. Уверяю вас честью. Честь к коже не пришьешь. Знал бы честь, так повесился. Честь моя этим обижена. Честь моя требует крови. Ломоносов сделал честь своему веку. Честь ум рождает. Кому люба честь, тому бы в первый угол сесть»

Слайд 6

«Честь имею, и ее не продаю. Честь имею в мирной жизни и бою. Честь имею на века! Будет наша РУСЬ крепка» «Честь не дано сто раз приобретать. Она одно. И после поражения ее нельзя как кофту залатать или снести в химчистку в воскресенье». Эдуард Асадов «Как поручик юный, Холодея от насмешки тайного врага, закричу однажды: «Честь имею!», перепутав годы и века». Отар Чиладзе

Слайд 7

ПАТРИОТЗМ

Слайд 8

«Вокруг ложь и беснование? Будь тверд. Требуется претерпеть мучения? Претерпи. Будь честен. Не отступай от истины».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час в казачьем кадетском классе: "Честь имею!"

Классный час проводится после присяги в казачьем кадетском классе. Цель классного часа: формирование у учащихся таких качеств, как патриотизм, любовь и уважение к своему Отечеству, гражданственн...

Классный час "Кодекс чести Ново-Идинского школьника"

Представлен классный час (диспут-клуб), на котором ученики самостоятельно разработали "Кодексы чести" для младших и старших школьников....

Классный час "Чечня. Честь. Патриотизм."

Классный час проведен к 20 летию чеченских событий....

Методическая разработка классного часа "Береги честь смолоду"

Методическая разработка  классного часа "Береги честь смолоду" по профилактике правонарушений для учащихся 8-9 классов....

Классный час "Кодекс чести классного коллектива"

Сплочение классного коллектива и выпуск газеты...

Классный час в честь 200-летия со дня открытия Антарктиды

В честь 200-летия со дня открытия Антарктиды экспедицией Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева....

Разработка внеклассного классного часа «В честь прекрасных дам», посвященная женскому дню 8 Марта.

Разработка внеклассного классного часа «В честь прекрасных дам»,  посвященная женскому дню 8 Марта.  ...