Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века» 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс)

Коленченко Елена Миргасимовна

Урок посвящен интересной, но сложной по фактической насыщенности теме культуры 18в. Форма урока - презентация "Музея" - ученических проектов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока истории «Музей русской культуры XVIII века»  8 класс                                                                                                                                                                                                                    Коленченко Е.М.. учитель истории МАОУ «Гимназии №1»

Тип урока:     изучение и закрепление новых знаний     

Форма урока:   урок – проект;

Цель урока: познакомить учащихся с достижениями русской культуры XVIII века,

                           определить значение знаний о культуре  Отечества;

Задачи урока: 1. Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников: интернета, библиотеки, энциклопедий, справочников;

                               2. Анализировать используемые материалы с точки зрения тематики проекта;

                                                           3. Научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему    и развить ее;

                              4. Научить учащихся работать индивидуально и в группе по теме проекта;

                              5. Развивать чувство ответственности за порученное дело;

                              6. Развивать чувства уважения к культурному наследию  Отечества, осознание своей этнической принадлежности, усвоение традиционных ценностей.

Оборудование:    учебники, чистые листы на столах учащихся для «Книги отзывов и пожеланий», буклеты для посетителей музея,  презентации «Музей культуры 18в » , «Архитектура и скульптура 18в»

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный.

2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.

3.Этап обобщения и систематизации знаний

4.Этап рефлексии и контроля

5.Домашнее задание

Создание доброжелательного настроя, организация внимания, включение в деловой ритм.

Мотивация.  Эпиграф Н.М.Карамзин. «Не может быть достойным гражданином тот, кто не знает истории Отечества»

Личная история

Формулирование  темы урока и цели урока

Фронтальная беседа

На доске вывешивается табличка с названием музея «Музей русской культуры  XVIII века».

На доске вывешивается начало схемы:

                          Культура

    Искусство                   Быт

       

По ходу «Экскурсии»  на доске вывешиваются таблички с названиями залов музея.

Демонстрируются

слайды по скульптуре.

На доске слайды по живописи.

На доске слайды по быту.

Демонстрация презентации «Русские нац. костюмы»  

Демонстрируется квас

Составление кластера на доске и в тетради.

На доске карточка со словами Н.М.Карамзина. «Не может быть достойным гражданином тот, кто не знает истории Отечества»

Учащиеся получают буклеты и пишут свои отзывы.

Приветствует учащихся.

- Ребята, приходилось ли вам бывать в музее? В каком? Где?

- Я впервые была в музее в школьном возрасте, когда мы ездили с экскурсией на Бородинское поле и музей, посвященный Бородинскому сражению. Там я впервые встретилась с живой историей, и возможно, эта встреча привела к тому, что я стала учителем истории.

Проблема: как изучить богатейшую историю России 18в.?

- Сегодня на уроке мы создадим свой музей. Творческие  группы немало потрудилась, изучая особенности архитектуры, скульптуры, и живописи русского народа  XVIII века.  Каким одним словом можно объединить данные слова? Какое понятие шире -  культура или искусство?

 На экскурсии в нашем музее  мы узнаем не только об искусстве, но и о быте русского народа.

- За время экскурсии по музею прошу посетителей делать записи в тетрадях, которые помогут продолжить составление кластера, начатого на прошлом уроке.

- В ходе экскурсии предлагаю посетителям подумать над вопросом: зачем нам, людям XXI века изучать далекое прошлое, культуру наших предков, ведь это к нам никогда не вернется?

Предлагаю презентовать залы нашего музея творческим группам

Комментарии к презентациям, вопросы творческим группам, контроль за работой учащихся над рабочими листами

Обращает внимание учеников на стол россиян и напитки.

Предлагает отгадать загадку о квасе

Итак, наша экскурсия закончилась, Мы познакомились с вами с достижениями русской культуры XVIII века.- В память о посещении нашего музея мы дарим вам буклеты, подготовленными творческой группой.

Фронтальная беседа с учениками-посетителями музея:

1.Какой зал вам понравился?

2.Какие произведения искусства запомнились.

3.Зачем нам в 21 в. надо знать о достижениях культуры 18в.?

4.Как вы понимаете слова Карамзина?

5.Завершите в в рабочих листах отзыв о музее для книги отзывов и сдайте в конце урока

Объяснение дом. задания.

-

 

Приветствуют учителя.

 учащиеся реагируют на слова учителя, отвечают на вопросы

Вместе с учителем формулируют тему, цели и задачи урока

- Культура, искусство,

- Культура.

- Культура России  XVIII века.

 «Музей культуры  XVIII века».

Все ученики осмысливают задание  в течении урока

Ученики – посетители музея выполняют задание в рабочих листах: отметить понравившиеся произведения искусства, готовятся  сформулировать отзывы на посещение каждого зала музея

Выступления творческих групп

1группа:

- Уважаемые посетители! Мы рады приветствовать вас в стенах нашего музея. Наш музей выглядит так.

(Слайд №1 – вид музея)

- Музей состоит из 4-х залов: 1 зал посвящен архитектуре,

2 зал – скульптуре,

3 зал – живописи,

4 зал – быту русского народа.

- Итак, наша экскурсия начинается с зала архитектуры. Слово экскурсоводу

Учащийся-экскурсовод:

-слайды;

- приложения с комментариями;

- 2 группа.Уважаемые посетители, приглашаем вас в следующий зал, посвященный скульптуре.

Учащийся-экскурсовод:

- слайды;

- приложения с комментариями;

3группа

 - Пройдемте  в следующий зал, где собрана богатейшая экспозиция живописи XVIII века.

Учащийся-экскурсовод:

- слайды;

- приложения с комментариями;

- Экспозиция зала быта

Учащийся-экскурсовод:

- слайды;

- приложения с комментариями;

Загадка:

- Без этого продукта питания не обходилось ни одно пиршество. На нем готовили множество блюд: тюрю, ботвинью, свекольник, щи, борщ, тертую редьку, репу с морковью, а еще можно выпарить баранину, медвежатину, зайчатину. А дети любят кулаги и саламаты. В неурожайные годы крестьяне только им и спасались, добавляя липовый цвет, мяту, душицу, чабрец. Что это?

- Квас.

- Верно, это квас. Всего на Руси существовало более 200 видов кваса.

(учащиеся составляют в тетрадях кластер).

-

 учащиеся рассматривают буклеты

учащиеся отвечают на вопросы

 учащиеся выполняют письменное задание и сдают учителю на проверку

Д.З.: стр.91-97, групповой проект «Культура Нижегородского края  18в»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока истории "Войны Рима с Карфагеном". 5 класс

19 марта 2013 года на базе нашей школы прошел областной семинар "ФГОС ООО: актуальные вопросы реализации",  в рамках которого я проводила открытый урок в 5 классе. Представляю вариант технологиче...

Технологическая карта урока по литературе "Русские народные сказки", 5 класс

Материал представляет собой план-конспект урока по литературе в 5 классе с использованием ЭОР "Русские народные сказки" в виде технологической карты.Основная цель урока: обобщить и систематизировать з...

Технологическая карта урока истории на тему "Столетняя война" 6 класс

Технологическая карта  урока ФИО учителяСавкина Наталья НиколаевнаПредметИстория средних вековКласс6Номер урока№3  в Главе XVII «Образование централизованных государств в Западной Европе ( X...

Технологическая карта урока №40 по физической культуре для 2 класса (по ФГОС)

Ф. И. О. учителя: Косенко Юлия АлександровнаПредмет: физическая культураКласс:  2 «Б»Тип урока: комбинированныйРаздел: гимнастика.Тема: « Мост с положения лёжа»Цель урока: Овладение способами озд...

Технологическая карта урока по литературе: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе (5 класс)

Тема: Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.Цели: познакомить обучающихся с русскими поэтами XIX века; раскрыть основные темы лирики русских поэтов XIX века; учить восприятию истолкованию л...

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по родному русскому языку в 6 классе...