Наследники Алексея Михайловича 7 класс История
презентация к уроку по истории (7 класс)

Наследники Алексея Михайловича 7 класс История по учебнику Пчелова Е.В.., Лукина П.В.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Наследники алексея михайловича 7 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645)(повторение + задание ). Б) Правление Алексея Михайловича (1645-1676) (повторение + задание ). В) Россия в XVII веке (повторение + задание ). Изучение нового материала: А) Дети Алексея Михайловича. Фёдор Алексеевич. Б) Правление Фёдора Алексеевича (1676-1682). В) События 1682 года. 3. Задания для закрепления и рекомендации

Слайд 3

Дорогие ребята, мы с вами продолжаем изучать главу III «Россия при первых Романовых». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение изменений России при наследниках Алексея Михайловича. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу впр . Повторение ранее изученного материала Правление Михаила Фёдоровича (1613-1645 ) Россия вышла из Смуты обескровленной и с большими территориальными потерями. Но, самое главное, она смогла сохранить свою независимость . 21 февраля 1613 года собор избрал на царство шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича Романова . Большое влияние на молодого царя оказывал его отец патриарх Филарет . Для возрождения страны требовались немалые средства. Были установлены большие налоги, несколько раз вводились чрезвычайные сборы (пятинные деньги, пятина – пятая часть годового дохода). Повысились и налоги с сохи (это понятие обозначало определённое количество земли).

Слайд 4

Правление михаила фёдоровича Повторение ранее изученного материала Задание №1 https ://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 : Запишите термин, о котором идёт речь. «Название правительства, образовавшегося в России в июле 1610 г. и формально просуществовавшего до избрания на трон царя Михаила Романова ». Задание №2 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 : Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание . «…И великая государыня, старица Марфа Ивановна молений и слёз наших не презрела, пожаловала нас, благословила сына своего, государя нашего _________________, на царство всея великой России; а государь наш, Богом избранный государь царь и великий князь ________________, всея России самодержец, великой государыни, матери своей, послушал и моления слёз наших не презрел, нас пожаловал, на государстве Владимирском и Московском и всея великой России государем учинился... И мы царские богомольцы… благословляем со всем освященным собором на том: что вам великому государю нашему, Богом избранному и Богом возлюбленному, царю и великому князю, всея России самодержцу, и его благоверной царице и их царским детям, которых им, государем, вперёд Бог даст, служити верою и правдою». Назовите царя, имя которого дважды пропущено в тексте. Укажите название одного любого мирного договора (перемирия), заключённого в период правления этого царя .

Слайд 5

Правление алексея михайловича (1645-1676) Повторение ранее изученного материала В 1645 году Михаил Фёдорович скончался. Новым царём стал его 16-летний сын Алексей. В русской истории Алексей Михайлович остался с прозванием Тишайший . Начало царствования Алексея Михайловича выдалось неспокойными. Большое влияние на юного государя оказывал боярин Борис Иванович Морозов. Дл я увеличения доходов государства по предложени ю Морозова была введена дополнительная пошлина на соль, вследствие чего цена на неё сразу же подскочила. В результате – в 1648 году соляной бунт. В 1649 году было решено составить Уложение – свод законов, которые бы охватывали все стороны жизни общества. Разработкой Уложения занималась специальная комиссия во главе с князем Никитой Ивановичем Одоевским . Уложение окончательно сформировало сословную структуру русского общества. Были определены права и обязанности каждого из сословий – дворян, духовенства, купцов, посадских и крестьян.

Слайд 6

Правление алексея михайловича (1645-1676) Повторение ранее изученного материала Задание №3 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 :

Слайд 7

Правление алексея михайловича (1645-1676) Повторение ранее изученного материала Задание №4 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 :

Слайд 8

Правление алексея михайловича (1645-1676) Повторение ранее изученного материала Задание №5 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 : Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание. «Когда вступил на престол великий князь Алексей Михайлович и был ещё весьма молодым государем, при нём оставался бывший его гофмейстер и воспитатель ___________, по воле и хотению которого направлялись и великий князь и всё управление. Прежде всего он привлёк на свою сторону тех, кто могли более всего служить его воле. Что же касается до родственников его царского величества, в особенности со стороны матери, он их удалил от двора. Чтобы сохранить себе милостивое расположение его царского величества, он стремился вступить с ним в близкое родство. ______________ предложил ему в жёны дочь дворянина, на сестре которой предполагал жениться сам». Укажите дважды пропущенную в тексте фамилию. Назовите государство, с которым Россия вела наиболее длительную войну в период правления упомянутого в тексте царя.

Слайд 9

Россия в XVII веке Повторение ранее изученного материала Россия в XVII веке (повторение + задание). Территория России продолжала расширяться. Осваивались новые земли, прежде всего Сибирь. При Алексее Михайловиче к России присоединилась Левобережная, т.е. находящаяся на левом берегу Днепра, Украина. К концу века население страны составляло более 10 миллионов человек. Население в основном было сельским. К концу XVII века в стране насчитывалось более 300 городов. Административно территория России делились на уезды , уезды – на волости и станы. Центрами уездов. Как правило, являлись города, а волостей и станов – сёла. Система управления называют сословно-представительной монархией. Многие учёные считают. Что в России в это время начался процесс становления абсолютизма.

Слайд 10

Россия в XVII веке Повторение ранее изученного материала Задание №6 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1 : 1. Запишите термин, о котором идёт речь. Форма зависимости крестьян, предполагавшая прикрепление их к земле и подчинение судебной власти землевладельца. 2. Запишите термин, о котором идёт речь. Предприятие , основанное на ручном труде работников, где существует разделение труда на отдельные производственные операции. 3. Запишите термин, о котором идёт речь. «Воинские части (полки), формировавшиеся в России XVII века из служивых, «охочих» вольных людей, иностранцев, казаков и других наёмников по образцу западноевропейских армий ». 4. Запишите термин, о котором идёт речь. «Регулярные празднично-торговые события года, организуемые в традиционно определённом месте, получившие развитие в Московском государстве в XVII веке .» 5. Запишите термин, о котором идёт речь. Органы центрального управления в России XVI — начала XVIII вв., находившиеся в непосредственном ведении царя и Боярской думы. Каждый из этих органов ведал определённым кругом вопросов, но строгого разграничения функций между ними не существовало.

Слайд 11

Изучение нового материала Дети Алексея Михайловича. Фёдор Алексеевич. Алексей Михайлович скончался в 1676 году. Новым царём провозглашён его старший сын Фёдор Алексеевич. Родился Федор Алексеевич 30 мая 1661 года в Москве. Отец – царь Алексей Михайлович, мать – Мария Ильинична Милославская. В воспитании Федора Алексеевича активное участие принял Симеон Полоцкий, который был известен на Руси как просветитель и который большое внимание уделял воспитанию будущего царя. Несмотря на то что Федор не отличался хорошим здоровьем, он увлекался науками, искусствами, разведением лошадей и стрельбой из лука. Он прекрасно говорил по-польски, знал латынь . (Источник информации - портал История . РФ , https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/fiodor-alieksieievich ) Преемник Алексея Михайловича, обладая пытливым умом, любил вникать во все дела и устанавливать порядок во всех сферах жизни царского двора и государства.

Слайд 12

Изучение нового материала Правление Фёдора Алексеевича (1676-1682). Царствование Фёдора Алексеевича оказалось кратковременным, но очень насыщенным. …Федор Алексеевич унифицировал задачи ведомств-приказов. Реформы коснулись и власти на местах. Местные воеводы укрепили свою власть, но лишились финансовых функций. Была ликвидирована система «кормлений», которая являлась главным предлогом для всех злоупотреблений на местах. 1679 год стал годом реорганизации армии. Фактически появилась регулярная армия, а все дворяне должны были нести службу в полках. Вне регулярной армии оставались только казаки. Новшества коснулись общественной и культурной жизни. В Москве появилась светская Верхняя типография. Был создан дом призрения для инвалидов, а для сирот появился приют, в котором обучали грамоте и ремеслам. За свой короткий срок правления царь подписал документ «Привилегии Московской академии», в котором излагались принципы устройства будущего первого высшего учебного заведения Русского царства – Славяно-греко-латинской академии. Задолго до Петра I он попытался ввести при дворе европейскую одежду, благосклонно относился к новым направлениям в литературе и живописи. (Источник информации - портал История.РФ , https://histrf.ru/lichnosti/biografii/p/fiodor-alieksieievich ). В 1678-1679 годах правительством Фёдора Алексеевича была проведена перепись населения и введено подворное налогообложение. Вместо многочисленных налогов стали собирать только стрелецкие деньги, общая сумма которых развёрстывалась по дворам в зависимости от достатка. В 1682 году на заседании Боярской думы и Земского собора «Богом ненавистное и любовь отгоняющее» местничество было отменено. Война побудила правительство Фёдора Алексеевича провести также военную реформу. При нём в Москве было построено несколько десятков каменных зданий, разбиты роскошные сады. В Кремле были перестроены дворцы, мастерские палаты, здания приказов. Фёдора Алексеевич предполагал провести целый ряд реформ, но не успел этого сделать. Он скончался в апреле 1682 года. Прямых наследников у него не было.

Слайд 13

Изучение нового материала События 1682 года. Следующий сын Алексея Михайловича, Иван Алексеевич , способностями государственного деятеля не обладал. Совсем другим был младший брат Фёдора и Ивана – десятилетний Пётр Алексеевич . После смерти Фёдора Алексеевича Боярская дума провозгласила царём не Ивана, а Петра. Но с этим не могла смириться честолюбивая сестра Ивана и Петра – царевна Софья Алексеевна. Для осуществления своих замыслов Софья использовала московских стрельцов, недовольных произволом начальников. Первый Стрелецкий бунт закончился победой Софьи. Ивана провозгласили первым, старшим, царём, Петра – вторым, а Софью правительницей государства при болезненном Иване и малолетнем Петре.

Слайд 14

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №1 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/? redir=1 Используя знание исторических фактов, объясните, почему полная отмена местничества имела большое значение (важные последствия) в истории нашей страны.

Слайд 15

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №2 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/?redir=1

Слайд 16

Задания для закрепления и рекомендации: Задание №4 https://soc8-vpr.sdamgia.ru/? redir=1 Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание. «Главным представителем этой партии была... ученица Симеона Полоцкого, личность, безусловно, умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило её умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, а отсутствие стесняющего внешнего авторитета родительской власти позволило... искать ответы на эти вопросы вне терема. Она тесной сердечной связью сблизилась с замечательнейшей личностью того времени, князем В. В. Голицыным, и вмешивалась в общественную жизнь. Кровными узами привязанная к дворцовой партии Милославских... прониклась её интересами. Как сильная и страстная натура, она лучше и сильнее всех чувствовала эти интересы и стала руководительницей этой партии». Укажите имя и отчество исторической личности, которой дается характеристика в источнике. Укажите век, к которому относится ее активная политическая деятельность.

Слайд 17

Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Урок 27 «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве » , а также решать задания на сайте Решу ВПР.

Слайд 18

Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник: Пчелов Е.В., Лукин П.В. История России. XVI - XVII века: учебник для 7 класса общеобразовательных организаций / Е.В. Пчелов , П.В. Лукин; под науч. Ред. Ю.А. Петрова. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. С. 166 РЕШУ ВПР История 7 класс // https :// so c8-vpr.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https :// resh.edu.ru Данная презентация «Рыночная экономика» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Самодержавие Алексея Михайловича

Методическая разработка данного урока составлена по технологии проблемно-диалогического обучения....

Правление Алексея Михайловича

Презентация "Правление Алексея Михайловича" (1645-1676)...

Урок истории: Самодержавие Алексея Михайловича

Урок Истории России в 7 классе по программе Образовательная система "Школа 2100". В основе урока лежит работа с учебной книгой. Учащиеся учатся выявлять причинно-следственные связи, давать нравс...

Наследники Алексея Михайловича

Презентация к теме урока "Наследники Алексея Михайловича". Личность царя Федора Михайловича. События 1682 года. Софья Алексеевна. Стрелецкий бунт....

Царская мыльня Алексея Михайловича в Коломенском. Видеофильм для 7 или 10 класса.

Урок истории в 7 или 9 классе (может использоваться).Нынешний деревянный дворец царя Алексея Михайловича был «воссоздан» по сохранившемуся макету в 2010 году. В Коломенском дворце царя Алексея Ми...

Продуктивные задания по истории период правления Алексея Михайловича Романова 1645-1676.

Одна из актуальных задач современного учителя - формирование критического мышления ученика. Один из путей достижения поставленной цели - продуктивные задания....

Конспект урока по истории на тему "Внутренняя политика Алексея Михайловича " (7 класс)

Комбинированный урок по истории России  с использованием технологии проблемного обучения, ИКТ и технологии критического мышления....