Презентация "Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г"
презентация к уроку по истории (9 класс)

Данная разработка поможет учителю провести наглядный запоминающийся урок по истории России в 9 классе на тему "Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 г". Материал будет также полезен учащимся для самостоятельного изучения темы, закрепления пройденного материала или при подготовке домашнего задания. Презентация может быть использована учителем для проведения урока он-лайн (удаленно).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Политическое развитие, идеология и культура в 1945-1953 гг.

Слайд 2

1. Демократический импульс войны 2. Изменения в структурах власти 3. Новый виток репрессий 4. Национальная политика 5. Восстановление «железного занавеса» 6. Литература, театр и кино, музыка 7. Образование и наука План урока

Слайд 3

1. Демократический импульс войны Берлин. Первый день мира. Война изменила общественно-политическую атмосферу общества, она пробила брешь в «железном занавесе». Жизнь людей в Европе, увиденная во время освободительного похода в Европу, породила сомнения в правильности навязанных партией оценок. Победа породила надежды: крестьян - на роспуск колхозов, интеллигенции - на ослабление политического диктата, населения союзных республик - на изменение национальной политики.

Слайд 4

1. Демократический импульс войны «Демократический импульс» войны Эти идеи высказывались даже в обсуждении закрытых проектов новых Конституции, Устава и Программы партии. Хотя предложения высказывались лишь партийной номенклатурой, но и она была готова ликвидировать суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на выборных должностях, ввести альтернативные выборы.

Слайд 5

2. Изменения в структурах власти Изменения в структуре власти В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и ликвидирован ГКО. В марте 1946 г. Совнарком был преобразован в Совет Министров. Вскоре прошли выборы в Советы всех уровней и народных судей. Чаще стали созываться сессии Советов, но их деятельность по-прежнему носила формальный характер. В 1952 г. состоялся XIX съезд партии. ВКП(б) была переименована в КПСС. Прошли съезды профсоюзов и ВЛКСМ. Эти изменения не были необратимыми - постепенно политический режим вновь встал на путь ужесточения.

Слайд 6

3. Новый виток репрессий П.Понеделин Опасаясь возросшей популярности военных Сталин санкционировал аресты маршала А.Новикова, генералов П.Понеделина и Н.Кириллова (оба расстреляны в 1950 г.), ряда сослуживцев маршала Г.Жукова. Сам Г.Жуков был обвинен в сколачивании группы недовольных офицеров, в неблагодарности и неуважении к Сталину. Н.Кириллов А.Новиков

Слайд 7

3. Новый виток репрессий Из передовой статьи газеты «Правда» В 1948 г. после смерти А.Жданова было сфабриковано «ленинградское дело», по которому было арестовано около 2 тыс.человек, а 200 человек включая Председателя Совмина России М.Родионова, председателя Госплана Н.Вознесенского и секретаря ЦК ВКП(б) А.Кузнецова были расстреляны.

Слайд 8

3. Новый виток репрессий Разоблачение «врачей-убийц». Плакат 1952 г. В конце 1952 г. было сфабриковано «мингрельское дело». Последним из готовившихся процессов стало «дело врачей», обвиненных в неправильном лечении руководителей Советского государства. Последовали многочисленные аресты и только смерть Сталина спасла многих от лагерей или расстрела.

Слайд 9

4. Национальная политика «Лесные братья» Война привела к возникновению неподконтрольных властям идейных и политических движений. Особых масштабов они достигли на территориях вошедших в состав СССР накануне войны, где велась против насильственной советизации и коллективизации. На территории Прибалтики действовали вооруженные отряды «лесных братьев».

Слайд 10

4. Национальная политика Численность народов репрессированных после войны МВД провело массовые депортации в Сибирь «Членов семей литовских бандитов и бандитопособников из числа кулаков». Аналогичные акции прошли на Украине, в Латвии, Эстонии и Белоруссии. Одновременно начались гонения на национальную культуру и шел процесс «скрытой русификации». В то же время росло число репрессированных и среди русского населения.

Слайд 11

4. Национальная политика Члены еврейского Антифашистского комитета В годы войны в СССР был создан еврейский Антифашистский комитет. После окончания войны комитет хотел создать автономию в Крыму или Поволжье, что было расценено властями, как заговор. Комитет был обвинен в космополитизме и распущен, его члены арестованы и осуждены. Руководители комитета расстреляны.

Слайд 12

5. Восстановление «железного занавеса» Война пробудила надежды на ослабление партийно-идеологического пресса, на то, что СССР станет более открытой страной. Но отношения СССР с военными союзниками быстро испортились. Летом 1945 г. в стране началась кампания против западного влияния на отечественную культуру. Партия снова взяла культуру под полный контроль.

Слайд 13

5. Восстановление «железного занавеса» Поход против «западничества» возглавил отвечавший за идеологию А.Жданов. «Железный занавес» был полностью восстановлен в 1948 г., когда развернулась борьба с космополитизмом. СССР вновь оказался не только в идеологической, но и культурной изоляции от остального мира. А.Жданов и И.Сталин

Слайд 14

6. Литература, театр и кино, музыка Центральное место в литературе занимала военная тематика («Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого, «Молодая гвардия» А.Фадеева, «В окопах Сталинграда» В.Некрасова). В романах «Кружилиха» В.Пановой, «Первые радости» К.Федина центральное место занял процесс возрождения мирной жизни. В это время стремительно развивалась национальная литература. На всю страну прославились Р.Гамзатов, Д.Кугультинов, К.Кулиев и др. Р.Гамзатов К.Кулиев

Слайд 15

6. Литература, театр и кино, музыка Усиливался партийный контроль над литературой. В 1946 г. в постановлении ЦК ВКП(б) за «безыдейные, идеологически вредные произведения» резкой критике подверглись журналы «Звезда» и «Ленинград». Журнал «Ленинград» был закрыт, а в «Звезде» сменилось руководство.

Слайд 16

6. Литература, театр и кино, музыка Критике подверглись известные писатели: руководитель Союза писателей СССР А.Фадеев за первый вариант «Молодой гвардии», где было слабо показано роль партийного руководства молодыми подпольщиками; поэт-песенник М.Исаковский за пессимизм стихотворения «Враги сожгли родную хату…». Критике подвергались драматург А.Штейн, писатели М.Слонимский, Ю.Герман, Э.Казакевич. За космополитизм были расстреляны П.Маркиш и Л.Квитко, по делам И.Эренбурга, С.Маршака, В.Гроссмана велись следствия. А.Фадеев М.Исаковский

Слайд 17

6. Литература, театр и кино, музыка Усилилось давление партии на театр и кино. ЦК осудил «идеализацию… царей, ханов», а также постановку пьес западных авторов и «потакание обывательским вкусам и нравам». В соответствующем постановлении ставилась задача увеличить число постановок посвященных «пафосу борьбы за коммунизм». С.Эйзенштейн на съемках «Ивана Грозного»

Слайд 18

6. Литература, театр и кино, музыка В кинематографе яркими событиями стали «Молодая гвардия» С.Герасимова, «Повесть о настоящем человеке» А.Столпера, «Весна» Г.Александрова и др. В тоже время резкой критике подверглись: 2-я серия «Ивана Грозного» С.Эйзенштейна, «Адмирал Нахимов» В.Пудовкина, «Большая жизнь» Л.Лукова. Эти фильмы на долгие годы были положены на полку. Кадр из фильма С.Герасимова «Молодая гвардия»

Слайд 19

6. Литература, театр и кино, музыка В конце 40-х были созданы крупные произведения - «Медный всадник» Р.Глиера, «Великая дружба» В.Мурадели, «Каменный цветок» С.Прокофьева. Но в 1948 г. ЦК подверг критике Мурадели, Шостаковича, Прокофьева и Хачатуряна за «антинародную направленность» их искусства. С.Прокофьев, Д.Шостакович, А.Хачатурян

Слайд 20

7. Образование и наука После войны быстрыми темпами шло восстановление системы образования. В 1950 г. в стране насчитывалось 222 тыс.школ. Расходы на образование выросли в 2,5 раза. Страна продолжила, прерванный войной переход ко всеобщему обязательному семилетнему образованию. Восстановление экономики требовало квалифицированных специалистов и к 1947 г. был превзойден довоенный уровень ВУЗов и студентов. За 5 лет было подготовлено 650000 различных специалистов.

Слайд 21

7. Образование и наука В науке характерной чертой времени стали «дискуссии», использовавшиеся властями для утверждения «партийности науки» и сведения счетов с оппонентами. В 1948 г. на сессии академии ВАСХНИЛ была разгромлена генетика. Развитие генетики было прервано на долгие годы. Т.Лысенко

Слайд 22

7. Образование и наука В 1950 г. И.Сталин лично принял участие в дискуссии по вопросам языкознания. Он «научно доказал» необходимость существования в СССР сильного и контролирующего все сферы жизни государства, тем самым опровергнув тезис К.Маркса о постепенном отмирании государства на пути строительства коммунизма.

Слайд 23

7. Образование и наука Дискуссии в исторической науке были сведены к обоснованию необходимости существования в СССР существующей модели государства. В ходе таких «дискуссий» прогрессивными деятелями в истории были объявлены Иван Грозный и опричники. На борцах за национальную независимость было поставлено клеймо иностранных агентов.

Слайд 24

7. Образование и наука Экономические дискуссии завершились выходом в свет работы И.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». Работа отвергала любые проявления рыночной экономики в социалистическом государстве и обосновывала все большее огосударствление экономики в СССР.

Слайд 25

Выводы После войны культура и ее основные задачи были сведены к обработке общественного сознания. Роль науки заключалась также в решении оборонных задач и утверждении «партийности» как в гуманитарных, так и естественных науках.

Слайд 26

Полные блоки презентаций по Истории и Обществознанию Вы можете найти на сайте http://presentation-history.ru/ На сайте также размещены поурочные планы по истории и обществознанию с 5 по 11 классы, тестовые задания по истории и обществознанию, ответы на ВСЕ тестовые задания к ЕГЭ и ОГЭ по обществознанию и истории открытого банка заданий ФИПИ , карты по Всеобщей истории и истории России, материалы для дополнительных занятий и многое другое.

Слайд 27

Домашнее задание Изучить параграфы 36-37 Ответить на вопросы на стр. 249 и стр.254 (устно) Знать основные события и термины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 9 классе. «СССР в 1945 – 1953 годах. Идеология и культура»

Урок   МеМетодическая разработка урока в 9 классе "СССР в 1945 - 1953 годах. Идеология и культура". Определены цели урока, основные понятия, основные знания и умения, тип урока. Обоснов...

Методическая разработка урока истории по теме "СССР в 1945 - 1953 гг. Идеология и культура".

Использование на уроках истории документов является на сегодня одной из актуальных и вместе с тем сложных задач. Отдельными проблемами является как подбор документального материала, так и организация ...

Социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.

презентация к уроку истории в 9 классе....

Урок. Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.

Урок.  Социально-экономическое развитие  СССР в 1945-1953 годах.(История России. Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия. 11 класс)...

Социально-экономическое развитие СССР 1945-1953 гг.

Урок «Социально-экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг.» разработан для 11 класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития крити...

Идеология и культура в 1945-1953 гг (презентация)

Презентация для старших классов...

Презентация по истории на тему "Идеология и культура в 1945-1953 гг." (9 класс)

Презентация по истории на тему "Идеология и культура в 1945-1953 гг."...