ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В. 8 класс ИСТОРИЯ
презентация к уроку по истории (8 класс)

ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII В.  8 класс ИСТОРИЯ

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Раздел IV русская культура, наука, общественная мысль после петра великого. Общественная мысль второй половины XVIII в. 8 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна

Слайд 2

План урока: Повторение ранее изученного материала А) Как написать учебный проект по истории? Б) М.В. Ломоносов 2. Изучение нового материала А) Русская журналистика и Н.И. Новиков Б) Крестьянский вопрос В) Деятельность А.Н. Радищева 3. Задания для закрепления и рекомендации

Слайд 3

Дорогие ребята, мы с вами начали изучать раздел IV « русская культура, наука, общественная мысль после петра великого ». В начале работы со слайдовой презентацией напишите в тетрадях тему и цель урока: изучение общественной мысли второй половины 18 века. Оформление в тетрадях продолжаем: свой план по презентации и запись выводов, терминологии. Выполнение д/з и работа на сайте решу впр . Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории ? Дорогие ребята, мы ещё раз вспомним основные термины проектной деятельности : Проектная деятельность – форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта. Структура проекта – последовательность этапов учебного проекта. Обязательно включает в себя постановку социально значимой проблемы, планирование деятельности по её достижению, поиск необходимой информации, изготовление с опорой на неё продукта, презентацию продукта, оценку и анализ проведённого проекта. Может включать и другие этапы.

Слайд 4

Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории? (Продолжение) Ребята, часто задаваемый вопрос: Как оформить литературу? Это оформление списка использованной литературы. 1 . Китайгородская, Г.И. Теоретические основы подготовки учителя физики к системному проектированию образовательного процесса в условиях профильного обучения [Текст]: Монография / Г.И. Китайгородская. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2011. – 156 с. 2. Любимова, О.В. Основы образовательной стандартологии и нормологии : монография / О.В.Любимова , О.Ф.Шихова . – Ижевск: Изд-во ИжГТУ , 2009. – 184 с. III.Статьи в материалах научных конференций 1. Любимова, О.В. Диагностика порогового уровня обученности в системе «школа-вуз» // Материалы XXIV научно-метод. конф . ИжГТУ . – Ижевск: Изд-во ИжГТУ , 2003. – С.50-52. 3. Китайгородская, Г.И. Системное проектирование образовательного процесса по физике в условиях профильного обучения [Текст] /Г.И. Китайгородская // Физика в системе современного образования (ФССО – 11): материалы Х1 Международной конференции. Волгоград, 19–23 сентября 2011 г. 2 т. – Волгоград: Изд –во ВГСПУ "Перемена", 2011 – С. 80 – 831. 4. Орехов С.И. Гипертекстовый способ организации виртуальной реальности // Вестник Омского государственного педагогического университета: электронный научный журнал. – 2006 [Электронный ресурс]. Систем. требования: Adobe Acrobat Reader . – URL: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-21.pdf (дата обращения: 10.01.2007). 5. Парпалк Р. Общение в Интернете // Персональный сайт Романа Парпалака . – 2006. – 10 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://written.ru (дата обращения: 26.07.2006). Ресурсы удаленного доступа (INTERNET) 6. Библиотека электронных ресурсов Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова [Электронный ресурс] / Ред. В. Румянцев. – М., 2001. – Режим доступа : http://hronos.km.ru/proekty/mgu 7. Непомнящий, А.Л. Рождение психоанализа : Теория соблазнения [Электрон. ресурс] / А.Л. Непомнящий. – 2000. – Режим доступа : http://www.psvchoanatvsis.pl.ru

Слайд 5

Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории? (Продолжение) Ребята, повторим основные компоненты введения: Актуальность – Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями. Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта). Задачи проекта – это выбор путей и средств достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели .

Слайд 6

Повторение ранее изученного материала Ребята, это информация необходимо, например для теоретической части проекта! Особенности культурного развития России В середине и второй половине XVIII в. Российская культура развивалась под влиянием глубоких перемен, которые произошли во время правления Петра I . На приобретала в значительной степени светской характер, то есть освободилась от доминирующего влияния религии и Церкви. Было положено начало науке и светской системе образования.

Слайд 7

Повторение ранее изученного материала сословные учебные заведения Школа и образование были подчинены теперь интересам общества и государства: стояла задача подготовить всесторонне грамотных людей, имевших специальную подготовку в какой-либо области знания или профессии. Россия в XVIII в . Была сословной страной, отсюда проистекало стремление строить систему образования по сословному принципу. Так, в 1732 г. Был основан Сухопутный шляхетский корпус, впоследствии – Сухопутный кадетский корпус. При Елизавете Петровне был открыт Пажеский корпус. В Петербурге при Смольном монастыре был открыт Институт благородных девиц.

Слайд 8

Повторение ранее изученного материала высшее образование. основание московского университета. Сословные учебные заведения давали среднее образование. При Петербургской академии наук, созданной в 1725 г., действовал университет. В разработке его устава принимал участие М.В. Ломоносов. Однако в 1760-е гг. прекратил существование. По инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет. По замыслу Ломоносова Московский университет стал внесословным учебным заведением. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).

Слайд 9

Повторение ранее изученного материала Ребята, это информация необходимо, например для практической части проекта! № Учёные России в 18 веке Научные открытия 1 Михаил Васильевич Ломоносов Сделал немало открытий в разных областях науки, в частности, впервые сформулировал всеобщий закон сохранения материи и движения (1760 год), создал молекулярно-кинетическую теорию тепла, основал науку о стекле. Разработал проект первого в России классического университета – Московского университета (1755 год). 2 Василий Никитич Татищев Первый учёный-историк, заслуживший славу «отца русской истории». Он создал обобщающий труд «История Российская». 3 Иван Петрович Кулибин Он прославился такими уникальными изобретениями, как мощный фонарь-прожектор с зеркальным отражателем, судно-водоход, которое приводилось в действие потоком воды, арочный однопролётный мост и др. 4 Иван Иванович Ползунов Он служил в должности «механикуса» на горных заводах в Барнауле. Ему удалось в 1766 г. построить паровой двигатель

Слайд 10

Повторение ранее изученного материала домашнее воспитание. Начальное образование. Методы воспитания в дворянских семьях были ориентированы на определенный идеал, сущностью «нормативного воспитания», применяемого к детям дворянского происхождения, было формирование личностных качеств соответственно конкретному образу. В основу этого образа входили такие качества как: честность, благородство, утонченность и прочие. Помимо обучения манерам дворянские дети осваивали иностранные языки. Так, в первой половине XVIII в. века обязательным для изучения был немецкий, позже – французский язык, а во второй половине XVIII в. повсеместно внедрялось изучение немецкого и английского, реже – польского и итальянского.

Слайд 11

Повторение ранее изученного материала Организация и основные задачи науки История российской науки берет свое начало в правлении Петра I . эта деятельность носила светский характер, то есть была свободна от церкви. Ученые пытались найти истину, опираясь на разум, научные методы познания мира. Первое научное учреждение в России - Петербургская академия наук. В течении всего столетия академия оставалась основным центром научных исследований в России. Пребывание иностранных ученых в Академии способствовало развитию её международных связей, сотрудничеству с зарубежными научными центрами. Деятельностью российских ученых была нацелена на потребности страны, изучение территории России, забота о ее благосостоянии. Первые шаги сделаны в изучении истории России, географии, медицины.

Слайд 12

Повторение ранее изученного материала Географические открытия В изучении страны большое внимание уделялось её бескрайним просторам на востоке: Сибири, побережью Тихого океана и северных морей. Была подготовлена программа Камчатской экспедиции, которую возглавил датский моряк Витус Беренг . Задачей стало исследование северо-восточных берегов Азии. Двухлетнее плавание экспедиции на корабле «Святой Гавриил» с Камчатки к берегам Чукотки, так и не дало ответ на вопрос, соединяется ли Азия с Америкой. В период 1732-1743г. осуществлена вторая Камчатская экспедиция, основной целью оставалось изучение акватории Тихого океана, её программа включала также исследование многих районов Русского Севера и Сибири. Экспедиция Беринга положила начало освоению Русской Америки. Традиция исследования территории России путем организации специальных экспедиций продолжилась и во второй половине Х VIII в.

Слайд 13

Повторение ранее изученного материала Медицина и здравоохранение В Х VIII в. большое внимание уделялось развитию медицинской науке. Это было связано с частыми войнами и необходимостью помощи раненным, постоянной угрозой были эпидемии. Существовало несколько центров медицинской науки. Это военный госпиталь в Москве, созданный еще при Петре I , Академия наук, Московский университет, специальное государственное учреждение - Медицинская канцелярия. Одной из самых опасных болезней в то время, являлась чума. Эффективных лекарств против нее не было, поэтому задача состояла в том, чтобы не пропустить заразу внутрь страны. От такой заразной болезни как оспа, было найдено эффективное средство - прививки. Медицина в России долгое время была уделом иностранных специалистов, но во второй половине Х VIII в. появляются русские ученые-медики.

Слайд 14

Повторение ранее изученного материала Гуманитарные науки В области гуманитарного знания наибольшие успехи были достигнуты в российской словесности в истории. В течении всего столетия происходили изменения в русском языке, начало которым было положено при Петре I . В дальнейшем усилиями В.К Тредиаковского и М.В Ломоносова проводилась реформа литературного языка и стихосложения. В 1783г. по инициативе Екатерины II была создана Российская академия. Её задачей стало изучение российской словесности. В Х VIII в. было положено начало и научному исследованию истории России, то есть осмысление русской истории на основе исторических источников, выявлению причин и следствий событий.

Слайд 15

Повторение ранее изученного материала Детство и Юность Биография М.В. Ломоносова, сына поморского крестьянина, уникальна и в то же время типична для России 18 в. Несмотря на сословные ограничения, в стране действовал принцип, заложенный ещё Петром I : карьера человека зависит в первую очередь от него самого, а не от того, кто его родители или предки. Жизнь и достижения Ломоносова подтверждают общее во все времена правило: дерзновение, упорный труд и талант всегда пробивают путь к успеху. Участие в трудах и промыслах крестьян-поморов было первой жизненной школой юного Ломоносова. Он рано выучился грамоте, активно занимался самообразованием, самостоятельно изучил основные в то время учебники: «Грамматику» М. Смотрицкого и «Арифметику» Л.Ф. Магницкого. В возрасте 19 лет Ломоносов решил отправиться в Москву. Поступил Славяно-греко-латинскую академию и по завершению учебы был направлен на учёбу в Германию.

Слайд 16

Повторение ранее изученного материала

Слайд 17

Повторение ранее изученного материала «Он всё испытал и всё проник» По возвращении в Россию Ломоносов был принят в штат Петербургский академии наук. Он и В.К. Тредиаковский стали первыми из русских, кто удостоился в академии звания профессора. Ломоносов занимал должность профессора химии, активно проводил научные исследования. Его работы имели большое практическое значение. В руководстве «Первые основания металлургии и рудных дел» говорится об использовании воздуха в плавильных печах. Ломоносовым была разработана технология получения цветного стекла. В области естественных наук Ломоносов объяснил явление теплоты и огня движения мельчайших частиц («корпускул»), из которых состоит любое вещество. Тем самым он внёс большой вклад в развитие молекулярной теории строения веществ.

Слайд 18

Повторение ранее изученного материала Заполните пропуск . Период отечественной истории, к которому относилась деятельность человека, изображенного на марке, известен под названием эпоха ____________.

Слайд 19

Повторение ранее изученного материала Вклад Ломоносова в гуманитарные науки Он достиг выдающихся успехов и в гуманитарных областях знания. Став академиком, он создал один из первых трудов по истории Древней Руси. К этому его подвигла полемика с Г.Ф. Миллером о роли варягов в создании Древнерусского государства. Ломоносов вошёл в историю русской литературы как один из крупных поэтов 18 в. В историю русского искусства Ломоносов вошёл как создатель живописных мозаичных панно, прославлявших русскую историю. В качестве руководителя географического департамента Академии наук он составил план «Атласа Российского».

Слайд 20

Повторение ранее изученного материала М. В. Ломоносов Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал данный исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием исторического деятеля в исторических событиях ( процессах).

Слайд 21

Изучение нового материала Русская журналистика и Н.И. Новиков С середины XVIII в. идеи Просвещения ока­зывают всё более глубокое влияние на рос­сийскую общественную мысль. Поддерживая распространение идей Просвещения, Екате­рина II содействовала изданию журналов . Они имели яркие названия: «Адская поч­та», «Почта духов», «И то и сё», «Ни то и ни сё». Из названий видно, что многие журна­лы были сатирическими. Екатерина II наде­ялась, что критика некоторых нездоровых явлений поможет распространению добрых нравов в духе идей Просвещения. Она даже хотела показать, какой должна быть эта кри­тика, став неофициальным редактором жур­нала «Всякая всячина». На его страницах критиковались человеческие пороки: жад­ность, лень, зависть и др. Сатира в обличи­тельном духе, тем более по отношению к отрицательным явлениям в обществе , не поощрялась. Но не все журналисты последовали этому примеру. Появились издания , где остро ставились и общественно значимые проблемы, и в первую очередь вопрос о крестьянах и крепостном праве. Наиболее ярко проявил себя на этом поприще Николай Иванович Новиков . Он принадлежал к старинной дворянской фамилии, учился в гимназии при Московском университете. Новиков постоянно интересовался вопросами общественно-политической жизни, участвовал в работе Уложенной комиссии в качестве секретаря. В этой должности он смог глубже узнать ситуацию в стране, чаяния различных слоев общества. Это привело его к журналистской деятельности. В 1769 г. Новиков начал издавать свой первый журнал «Трутень». Уже в эпиграфе к журналу «Они работают , а вы их хлеб ядите » он обозначил главную проблему: положение крепостных крестьян и отношение к ним помещиков. На страницах журнала Н.И. Новиков стремился отразить проблемы крепостной деревни. Обличение крепостнических нравов не понравилось Екатерине П. По­рицания «Трутню» появились на страницах «Всякой всячины». Новиков отвечал ей в своём журнале. Так возникла первая в истории России жур­нальная полемика. Тем не менее «Трутень» был закрыт, не просуществовав и года. Но Н.И. Новиков на этом не остановился. Спустя два года он начал из­дание журнала «Живописец», где тема крепостничества зазвучала ещё бо­лее остро. «Живописец» также был закрыт. После этого Николай Иванович переехал в Москву, где возглавил ти­пографию Московского университета. Он продолжил журналистскую деятельность, редактировал и издавал газету «Московские ведомости», основал первый в России детский журнал «Детское чтение» и журнал для женщин «Модное ежемесячное издание». Но его главной целью как издателя стала реализация грандиозной просветительской программы. Им были изданы десятки книг ведущих российских и зарубежных авто-рои: А.П. Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Вольтера, Дж. Свифта, Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо и многих других. Одновременно он стал одним из авторитет­ных деятелей масонских организаций в Москве.

Слайд 22

Изучение нового материала Крестьянский вопрос Тяжёлое положение крестьян беспокойно не только Н.И. Новикова. Уже в ходе заседаний Уложенной комиссии помещик Козловского уезда, депутат Григорий Коробьин высказался против произвола помещиков и за ограничение крестьянских повинностей. Он предложил издать специальный закон. Его поддержали всего несколько депутатов, а большинство настаивали на сохранении неограниченной власти помещиков. Наиболее ярко выступал против Коробьина князь Михайл Михайлович Щербатов. Крупный ярославский помещик, он проявил себя убеждённым крепостником . «Вольное экономическое общество» объявило конкурс на лучшее сочинение на тему собственности крепостных крестьян на землю. Участники должны были предложить и обосновать своё мнение по вопросу, нужно ли предоставить крепостным крестьянам право собственности на землю, которой они пользуются. Большинс­тво помещиков-крепостников ответили бы на этот вопрос отрицательно. Но некоторые участ­ники конкурса думали иначе. Сотрудник Академии наук Алексей Яковле­вич Поленов , происходивший из костромских дворян, прислал работу под названием «О кре­постном состоянии крестьян в России». По его мнению, крестьяне должны получить землю и движимое имущество в собственность с пра­вом наследования . И в то же время ни Новиков, ни Коробьин , ни Поленов, осознавая всю тяжесть положения крестьян в России, ничего не сказали об отмене кре­постного права.

Слайд 23

Изучение нового материала Деятельность А.Н. Радищева В 1790 г. увидела свет книга Александра Николаевича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Её автор происходил из среднепоместных дворян. Отец Радищева управлял своим имением в Поволжье и заслужил признательность крестьян. Александр Николаевич обучался в Петербурге в Пажеском корпу­се, а затем за границей в Лейпцигском университете. По возвращении в Россию он поступил на государственную службу, дослужившись до уп­равляющего Петербургской таможней. Не оставляя службы, он занялся литературной деятельностью, написал несколько сочинений в духе идей Просвещения , где выразил весьма радикальные (решительные) взгляды. В его переводе книги французского мыслителя Г. Мабли «Размышления о греческой истории» имеются такие строки: «Самодержавие есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние». Подобные настроения, а также переживания о судьбе крепостных крестьян побудили Радищева к созданию своей знаменитой книги «Путе­шествие из Петербурга в Москву». Она написана в жанре путешествия от лица автора . Главы книги названы по почтовым станциям от одной столи­цы до другой. Это дало возможность автору передать свои впечатления. В своей книге Радищев с негодованием пишет о страданиях крепостных крестьян. Так, непосильная барщина ведёт к нищете крестьян, и их хлеб только на четверть со­стоит из муки, а на три четверти из мякины (то есть из отходов, образующихся при мо­лотьбе). Описывается продажа крестьян с торгов, в том числе раздельно членов одной семьи. Негодование автора по отношению к крепостникам прорывается в его словах: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, что отнять не можем, воздух». Рассказывается и о том, как доведённые до отчаяния крестьяне убивают своего тирана-помещика. При этом автор оправдывает крестьян. Нет ли здесь призыва к восстанию? В то же время в книге приводится т ак называемый «Проект в будущем». Он содержит программу постепенной отмены крепостного права. Начинать следует с освобождения дворовых, далее нужно предоставить крепостным крестьянам право собственности на землю, далее — возможность получать свободу за выкуп. Радищев наиболее остро поставил вопрос о положении крепостных крестьян. И в то же время он же одним из первых осмыслил будущую реформу по отмене крепостного права, осуществлённую более чем через полвека. Екатерина II , прочитав книгу Радищева, заявила, что он « бунтовщик хуже Пугачёва». Последовал арест автора. Ему угрожала смертная казнь. Но в итоге он был сослан в Сибирь.

Слайд 24

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 1 https ://so c8-vpr.sdamgia.ru Напишите пропущенное понятие (термин). ______________ крестьяне — государственные крестьяне, которые вместо податей трудились на казенных или частных заводах и фабриках. Задание 2 https ://so c8-vpr.sdamgia.ru Напишите пропущенное словосочетание. Одним из самых важных событий первых лет царствования Екатерины II был созыв________________, депутатами которой были представители всех слоёв населения, кроме крепостных крестьян и духовенства . Задание 3 https://so c8-vpr.sdamgia.ru Запишите термин, о котором идёт речь. ________________ крестьяне — категория крестьян, возникшая вследствие указа Петра I, представлявшая из себя покупаемых к частным заводам крепостных, которых в дальнейшем можно было продавать только вместе с предприятием.

Слайд 25

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 4 https://so c8-vpr.sdamgia.ru Прочтите отрывок из исторического источника и выполните задание. «Князь Орлов цены не ставил моей работе и требовал часто тому или другому показать, но я более листа одного или другого не показывала вдруг. Наконец, подготовив манифест о созыве депутатов со всей Империи, дабы лучше опознать каждой округи состояние, съехались оные к Москве, где, быв в Коломенском дворце, назначила я разных персон, вельми разномыслящих, дабы выслушать заготовленный Наказ Комиссии Уложения. Тут при каждой статье родились прения. Я дала им волю чернить и вымарать всё, что хотели. Они более половины того, что написано мною было, помарали, и остался Наказ Уложения, яко напечатан, и я запретила на оного инако взирать, как единственно он есть, то есть правила, на которых основать можно мнение, но не яко закон, и для того по делам не выписывать яко закон, но мнение основать на оном дозволено». Назовите автора данного документа. Укажите название политики, выражавшейся в преобразовании наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха-реформатора, в рамках которой было созвано собрание «депутатов со всей Империи», помянутое в отрывке.

Слайд 26

Задания для закрепления и рекомендации: Задание 5 https://so c8-vpr.sdamgia.ru Какой из приведённых исторических фактов можно использовать для аргументации следующей точки зрения: «Политика Екатерины II не соответствовала идеалам просветителей, поклонницей которых провозглашала себя императрица»? Укажите порядковый номер этого факта в списке. 1) созыв Уложенной комиссии и написание Наказа 2) запрет крестьянам жаловаться на помещиков 3) учреждение Вольного экономического общества Объясните, как с помощью выбранного Вами факта можно аргументировать данную точку зрения.

Слайд 27

Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Урок 29, а также решать задания на сайте Решу ВПР.

Слайд 28

Литература и интернет сайты для подготовки дз Учебник: Захаров В.Н., Пчелов Е.В. История России. XVII I век: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций / В.Н . Захаров , Е.В. Пчелов ; под р ед. Ю.А. Петрова. – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. С. 182 Параграф 28 РЕШУ ВПР История 8 класс // https :// so c8-vpr.sdamgia.ru РОССИЙСКАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ШКОЛА // https :// resh.edu.ru Данная презентация «Рыночная экономика» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Слайд 29

Для журнала Д/з Материалы по теме: Урок 29 РЭШ https :// resh.edu.ru ; материалы к уроку на https://nsportal.ru/safaraleeva-yuliya-urazmuhametovna ; § 28, С. 182 в учебнике; Д/З Работа в тетрадях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Художественная культура второй половины XVIII века"

урок комбинированного типа с использованием мультимедийной презентации и театрализации...

Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)

Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки....

Контрольная работа №4. Россия во второй половине XVIII в. 7 класс

Данная контрольная работа по истории России рассчитана на два варианта, по з задания в каждом из них, - для учащихся 7 класса....

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Презентация к уроку истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"

Презентация к 2 урокам истории в 8 классе по теме "Культура России во второй половине XVIII века"....

Общественная мысль второй половины 18 века

С середины 18 века идеи Просвещения оказывали влияние на российскую общественную мысль. Поддерживая  распространение идей Просвещения, Екатерина 2 содействовала изданию журналов....