Тема урока: Реформы управления Петра I"
план-конспект урока по истории (8 класс)

Тема урока: Реформы управления Петра I. Составление схемы «Органы власти после реформ Петра I» при помощи графических элементов MS Word.

       Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I, научиться работать с графическими элементами MS Word.

Задачи урока:

Предметные:

-создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения; продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_istorii_v_8_klasse.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Реформы управления Петра I. Составление схемы «Органы власти после реформ Петра I» при помощи графических элементов MS Word.

       Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I, научиться работать с графическими элементами MS Word.

Задачи урока: 

Предметные:

-создать условия для осмысления и систематизации информации по содержанию реформ Петра I; достичь понимания их исторического значения; продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника дополнительными  источниками информации, оценку имеющихся знаний.

Метапредметные:

- Формировать умение ставить учебные цели, определять план учебных действий, работать с соответствии с планом;

- владеть смысловым чтением, выделять понятия, анализировать – выделять главное, обобщать, делать выводы, работать с различными видами источников.

- создать среду для развития умений согласовывать действия в группе, распределять роли, излагать своё мнение, аргументировать его. Способствовать формированию умения выступать публично, выражать свое отношение к историческим фактам, корректно и справедливо оценивать работу одноклассников.

Личностные:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

 - определять общие для всех правила поведения;

 - определять правила работы в группах;

 -оценивать содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

 - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

 - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

 - формулировать учебные задачи;

 - работать по предложенному плану, инструкции;

 - высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  - отличать верно выполненное задание от неверного;

  - осуществлять самоконтроль;

  -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

  Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради, карте;

 -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

 - находить ответы на вопросы в тексте, карте;

 - проводить анализ учебного материала;

 - проводить классификацию, указывая на основание классификации;

 Коммуникативные УУД:

 - слушать и понимать речь других;

 - уметь аргументировано отвечать;

 - искать информацию в нескольких источниках

Планируемые результаты: 

Предметные:

Учащиеся должны:

  • характеризовать важнейшие преобразования Петра I;
  • использовать текст Табели о рангах для характеристики социальной политики власти;
  • оценивать реформаторскую деятельность Петра I;
  • научиться работать с графическими элементами в MS Word.

Личностные:

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  • осознавать свою идентичность как гражданина страны;
  • проявлять толерантность.

Метапредметные:

Учащиеся должны:

  • использовать различные источники исторической информации;
  • анализировать и обобщать факты;
  • обосновывать выводы;
  • осуществлять коллективную работу, проявляя готовность к сотрудничеству с соучениками.

Техническое обеспечение урока - проектор, экран, компьютер.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Содержание урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация, введение в тему урока, целеполагание.

История России с конца XVII до конца XVIII века – это период, когда Россия стала великой мировой державой. Это время деятельности Петра I, Екатерины II, М.В.Ломоносова, Ивана Петровича Кулибина, А.В.Суворова и Фёдора Фёдоровича Ушакова.

Характерной чертой этой эпохи стала модернизация России, прежде всего в области укрепления государственности и повышение эффективности управления страной.

Учитель зачитывает строки о Петре I: (Слайд)

"Сей шкипер был тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно бег державный
Рулю родного корабля" 
А.С.Пушкин

- О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? Как вы поняли строчки «Кто придал мощно бег державный Рулю родного корабля» (О Петре 1 и его реформах, преобразованиях?

 - Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I?

Попробуйте сформулировать причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления; власти уже не нужен сословно - представительный орган, т.к. власть царя постепенно идет по пути развития самодержавия.).

Петр I являлся сторонником так называемого «регулярного государства», в котором функции органов управления и чиновников чётко определены. Прежние органы власти с их расплывчатостью и неопределенностью его совершенно не устраивали. Пётр I прекратил пожалования в бояре и поручал государственные дела преданным людям вне зависимости от происхождения.

Т.о., давайте сформулируем тему урока «Реформа органов управления Петра I. И работа с графическими элементами в MS Word» (Слайд )

- Какие цели поставим на урок? (познакомимся с реформами, рассмотрим что изменилось в органах управления при Петре I; научиться работать с графическими элементами в MS Word)

Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так называют годы правления Петра I Великого.

Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке.

План урока: (Слайд )

  1. Создание сената и коллегий
  2. Указ о единонаследии. Табель о рангах.
  3. Реформа местного управления.

3. Изучение нового материала.

  1. Работа учащихся с раздаточным материалом в группах.

Группа 1. Сенат и коллегии

Работа с текстом учебника с.35-36, выполнение задания «Вставьте пропуски»

Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы

Построение схемы на листе (Слайд )

Группа 2. Указ о единонаследии и Табели о рангах.

Работа с текстом учебника с. 36, выполнение задания.

Работа с документом с. 39 Из указа о единонаследии. Ответить на вопросы к тексту.

Работа с Табелью о рангах. Решение исторической задачи. Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?

(Слайд )

Группа 3. Административная реформа.  Создание Сибирской губернии.

- Работа с текстом учебника с. 36-38, выполните задание.

Ознакомьтесь с представленными вам картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны.

Постройте схему местного управления.

Р.К. Работа с текстом книги с.24-25 – Расскажите о первом Сибирском губернаторе.

(Слайд )

  1. Представление результатов работы.
  2. Построение схемы государственного устройства при Петре I. На доске 

В 1721 г. Для управления делами церкви был создан Святейший Синод, под надзором светского чиновника – обер-прокурора.

В 1721 г. После победы в Северной войне Россия была провозглашена империей, а Петр I стал первым российским императором.

- Что изменилось в органах управления в результате реформ?

4. Практическая работа на компьютере. Работа с графическими элементами.

Представление результатов работы.

5. Закрепление.

Самостоятельная работа

1.  Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова. (Раздаточный материал)

 - Взаимопроверка. (Слайд )

Выполнение тестового задания на Kahoot.

Задание: Представьте человека, который уехал из России в начале царствования Петра I и вернулся в завершающий период его правления. 

- Какие перемены в стране ему показались самыми значительными?

- Каковы итоги реформ Петра I?  (Слайд )

6. Подведение итогов урока

1. Проанализировать выполнение цели поставленной в начале урока.

Что Вы сегодня узнали нового?

Какая сегодня стояла перед нами цель?

2 . Оценки за работу на уроке.

Реформы Петра коснулись и календаря, со времени его правления Новый Год стали праздновать 1 января (до этого год начинался 1 сентября) и вести летоисчисление от Рождества Христова, а не от Сотворения мира. Вслед за 7207 годом в России наступил 1700 год. Мы поздравляем вас с наступающим Новым годом.

  1. Рефлексия. Незаконченная фраза

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я получил от этого урока…

Было трудно…

Мои ощущения…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

Я недоволен потому, что…

  1. Домашнее задание
  1. §5 прочитать, ответить на вопросы, работать со схемой. Запомнить даты.

Приложение

Группа 1. Сенат и коллегии

Работа с текстом учебника с.35, выполнение задания «Вставьте пропуски»

В _______ г. был учреждён Правительствующий _____________ , наделённый законосовещательными, ____________________ и __________________ функциями.

В первый состав _______________ вошли ______ ближайших к царю советников.

В 1722 г. Была введена должность __________________________, который контролировал деятельность Сената. На должность _____________________  был назначен ________________________. Пётр называл ___________________ «оком государевым».

Группа 1. Сенат и коллегии

Работа с текстом учебника с.36, выполнение задания «Вставьте пропуски»

В 1718 – 1721 гг. приказы заменили __________________. Для руководства их деятельностью были изданы _______________________________ и регламенты каждой ______________________.

_________________ канцелярия вела дела о государственных преступлениях.

Построение схемы на листе (Слайд )

Группа 2. Указ о единонаследии и Табели о рангах.

Работа с текстом учебника с. 36, выполнение задания.

В 1714 г. Пётр подписал __________________________________, Указ о наследовании движимого и недвижимого имущества. Предписывалось передавать всё имение только одному из сыновей. Этот указ ликвидировал различие между поместьем и вотчиной.

Работа с документом с. 39 Из указа о единонаследии. Ответить на вопрос к тексту:

- В чьих интересах был издан указ о единонаследии?

Группа 2. Указ о единонаследии и Табели о рангах.

Работа с текстом учебника с. 36, выполнение задания.

Работа с Табелью о рангах.

В _____________ император принял _____________________. Служба делилась на _____________________ и ___________________. Было определено ____ классов (рангов) чиновников. Всякий получивший чин 8 класса становился потомственным _______________. За свою службу чиновники получали ___________ и ___________, а также денежное содержание.

Такая система давала возможность _______________ роста любому служилому человеку независимо от его происхождения.

 

Решение исторической задачи. 

Найдите исторические ошибки в тексте: «Дворянство он получил от своего отца – прапорщика флота, служившего ещё Петру I»

Группа 3. Административная реформа.

- Работа с текстом учебника с. 36-38, выполните задание.

В _________ г. Россия была поделена на 8 _______________________. Во главе каждой ____________________ стоял _________________ или ______________________ с административными, ____________________, финансовыми, ______________ функциями.

В 1719 г. губернии были разделены на 50 _____________________ , а провинции – на _____________________. Во главе __________________ стоял _______________ , а во главе дистрикта – земский комиссар.

Группа 3. Административная реформа.  

В 1699 г. в России началась городская реформа. Для управления городом была создана _________________________ палата. В её состав вошли бурмистры – должностные лица, избиравшиеся посадским население. Вскоре ____________________ палата была переименована в Ратушу. Ратуша стала центральным государственным учреждением для __________________ городским торгово-промышленным населением России, являясь одновременно и _________________ учреждением и высшей __________________ инстанцией для городского населения. Ратуша подчинялась Главному магистрату.

Ознакомьтесь с представленными вам картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны.

Постройте схему местного управления.

Группа 3. Административная реформа.  Создание Сибирской губернии.

Региональный компонент. Работа с текстом книги с.24-25 – Расскажите о первом Сибирском губернаторе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Люблю тебя, Петра творенье...» (По поэме А.С.Пушкина «Медный всадник»). Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С. Пушкина.

Тип урока: комбинированный Представление о результатах:Личностные УУД.-воспитание  уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;- формирование интереса к пр...

Технологическая карта урока «Реформы управления Петра I» 8 класс

Методическая разработка урока по истории России 8 класс....

Реформы управления Петра I

1.Создание Сената и коллегий.2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.3.Реформа местного управления....

Презентация "Реформы управления Петра I"

Презентация выполнена на основе учебника истории России 8 класса под редакцией Торкунова. Данная разработка поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок истории на тему "Реформ...

Технологическая карта урока по истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл

Технологическая  карта урока  по  истории тема урока « Реформы Петра I». 8 кл...

Реформы управления Петра 1

Открытый урок по истории в 8 классе...

Презентация по истории России "Реформы управления Петра I"

Данная презентация выполнена на основе учебника "История России. 8 класс»" под ред.Торкунова. Презентация поможет учителю провести наглядный, интересный и запоминающийся урок по этой т...