Патриот и гражданин
план-конспект урока по истории (9 класс)

Котлярова Ольга Викторовна

Урок-дискуссия посвящен событиям первой четверти 19 в. -Отечественной войне 1812 г. и восстанию декабристов 1825 г. События 1812 г. помогут  формировать у обучающихся представления о патриотизме, а события 1825 г. -о гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot_i_grazhdanin_konspekt_uroka.docx32.94 КБ
Файл patriot_i_grazhdanin.pptx2.09 МБ

Предварительный просмотр:

Патриот и гражданин
(урок истории России в 9 классе)

Котлярова Ольга Викторовна,

учитель истории и обществознания  МКОУ «Анжерская школа» Яйского

Цель- формирование представлений о патриотизме и гражданственности в современном обществе на примере исторического прошлого.

Задачи:

  1. Обобщить знания обучающихся об основных событиях  первой половины 19 века.
  2. Сформировать представление обучающихся о понятиях «патриотизм», «гражданственность».
  3. Создать у обучающихся яркие образы героизма русского народа в годы Отечественной войны и выступления декабристов как закономерного этапа общественного движения первой половины 19 в.

СЛАЙД 1

Учитель: Патриот и гражданин- эти два понятия мы слышим очень часто. Что они означают для вас, мы узнаем сегодня на уроке. Запишите тему урока и эпиграф:   

 России не станет тогда, когда не станет последнего патриота.

                                                                                       Н.М.Карамзин.

Наше занятие посвящено двум знаменательным событиям 19 в. – Отечественной войне и  восстанию декабристов. Эти события хоть и разделены временем – между ними 13 лет, но связаны между собой неразрывной нитью. Многие из героев войны 1812 г. станут участниками событий 1825 г.

Ход урока:

  1. Отечественная война  1812 г. СЛАЙД 2

   Год 1812. Огромная полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу Родину. «Верста за верстой отступают, отходят русские. Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по оврагам идут. Ропщут солдаты: что мы, зайцы трусливые ?! Где это видано: россиянин – спиной к неприятелю!

   Рвутся солдаты в бой. Шагает вместе со всеми старый капрал, смотрит на своих товарищей: Хотите, сказку расскажу?»/ С.П.Алексеев. Сказка старого капрала. «Книга для чтения по истории нашей Родины» М. Просвещение,1991г., с.49./ Приложение 1/

   -В чем смысл сказки?

   - В чем сила лося?

- Почему войну 1812 г. называют Отечественной? Какой характер носила война?

На карточках задание :Узнать героев Отечественной войны.

Задания на карточках: СЛАЙД 3

  • Начал военную службу с 12 лет. Ученик Александра Васильевича Суворова. В звании генерал-майора участвовал в знаменитом штурме Измаила. В момент грозной опасности, нависшей над Россией, он был назначен главнокомандующим всей русской армии.

/М.И.Кутузов /.

  • Командующий 1-й Западной армией. В Бородинском сражении командовал правым крылом русской армии, проявив стойкость и искусство в обороне. Поддержал решение Кутузова оставить Москву.

/М.Б. Барклай де Толли/.

  • Русский генерал из старинного грузинского рода. Командующий 2-й Западной армией. В Бородинском сражении командовал левым крылом русской армии, проявив личную храбрость, был смертельно ранен.

/П.И. Багратион/.

  • Во время войны с Наполеоном командовал 7-м пехотным корпусом, успешно действуя в смоленском сражении. В Бородинском сражении его батарея героически оборонялась весь день 26 августа. Отличался храбростью и умелым управлением войсками. Он был женат на внучке М.В.Ломоносова, а его дочь была замужем за декабристом Волконским и вслед за мужем поехала в Сибирь.

  /Н.Н. Раевский/.

  • Ему на роду было предписано стать военным. Десяти лет не было, когда он встретился с величайшим полководцем России А.В.Суворовым. Суворов предсказал: «Этот будет военным человеком. Я не умру, а он уже три сражения выиграет!» в войне 1812 г. Возглавил первый партизанский отряд.

/ Д. В. Давыдов/.  Ст-е Д.Давыдова. /Приложение 2/ 

  • Крестьянка, жена деревенского старосты, руководила партизанским отрядом.

/Василиса Кожина/

  • Первая русская женщина-офицер, героиня Отечественной войны 1812г., участвовала в Бородинском сражении, писательница.

/Надежда Дурова/

- Можно назвать их героями? Патриотами? Почему?

СЛАЙД 4:

  • Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины

Патриот — Википедия  ru.wikipedia.org›Патриот 

Отрывок из рассказа С.П. Алексеева «Ружье» / Алексеев, С.П. Рассказы из русской истории.- м.: Дрофа-Плюс, 2006, с.253-254 / Приложение 3/

- Можно назвать штабного офицера патриотом? Почему?

   Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Д. Давыдов, В.Кожина, Игнатий Курин. Одни- офицеры, другие – простые крестьяне.  Что их объединяет?

Они– герои войны.

 - Кто выиграл войну  1812 г.?

В войне участвовали русские, украинцы (Украина дала 13 358 конных и 47 493 пеших),  казаки выставили 26 полков, 20 полков дала Башкирия. Народное ополчение было создано в Москве, Новгороде, Смоленске.

Л.Н.Толстой: « Дубина народной войны поднялась и… гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие».  

        В декабре 1812 г. Остатки армии Наполеона были изгнаны из России. На территории Европы еще гремели орудия, а в России ждали перемен. А перемен не было, крестьяне по-прежнему оставались крепостными.

Сейчас я зачитаю вам собирательный портрет, а вы отгадаете, о ком идет речь. / Н. Коротковой «Методика проведения игр и дискуссий», с.130-131/

« Годы рождения: от 1775 до 1808. Самому старшему могло быть 50 лет, младшему-17. Происхождение: 174 потомственных дворянина, 19 князей, 13 графов, 5 баронов, 3 из духовенства,1 из купцов,1 из крестьян. Образование: 74 человека закончили военные, 38- гражданские учебные заведения, 18- Московский университет,2- Петербургский, 4- Царскосельский лицей, 35- кадетские корпуса,22-Пажеский корпус, 2- зарубежные университеты. Остальные получили домашнее образование. Служебное положение: 636 военных, из них-280 нижних чинов, 1 генерал-лейтенант, 8 генерал-майоров,49 полковников, 66 состояли на гражданской службе, имели чины от 3 до 14 класса.

  1. СЛАЙД 5.

1825 год. Декабрь. В Петербурге, тогдашней столице государства, вспыхнуло восстание против царя и крепостнических порядков. Его организаторами были молодые офицеры и передовые люди русского общества.

Кажется удивительным, что люди, принадлежавшие к самой верхушке дворянского общества, перед которыми были открыты все возможности сделать карьеру, пожертвовали всем, чтобы изменить существующий порядок. Благо Родины, счастье народа были для них важнее личных интересов.

   Войну 1812 г. выиграл народ. Это понимали все прогрессивные люди России. Многие декабристы – участники той войны. Будущие декабристы тогда оказались лицом к лицу с русским народом, но не в положении барина и мужика, а как товарищи по общему делу, по борьбе. Возмущение существующими порядками слышится в песне К.Рылеева:

                                             Долго ль русский народ

                                            Будет рухлядью господ,

И людями,

Как скотами

Долго ль будут торговать?

Задания на карточках: СЛАЙД 6.

  • Руководитель Южного общества, принимал участие в войне 1812 г., в Бородинском сражении был тяжело ранен в ногу. Участник Заграничного похода. Выступал за республиканское правление в России. Приговорен к смертной казни.

/Пестель Павел Иванович/.

  • Принимал участие в войне 1812 г., участник Заграничного похода. Организовал восстание Черниговского полка. Для усмирения восставших были посланы правительственные войска. Он встал впереди восставших войск, размахивая белым платком, и тут же упал, раненый в голову. Приговорен к смертной казни.

/ Муравьев –Апостол Сергей Иванович/.

  • Участвовал почти во всех главных битвах Отечественной войны 1812 г. и  в Заграничном походе, воевал в партизанских отрядах. После восстания его арестовали, заключили в Петропавловскую крепость, сослан в Сибирь.

/Волконский Сергей Григорьевич/.

Восстание декабристов было подавлено.

   Пятеро декабристов были казнены. Более ста человек были отправлены на каторгу и военное поселение в Сибирь.

- Как вы думаете, могли бы декабристы не выходить на Сенатскую площадь?

Какие цели ставили декабристы?

 Это было поколение дворян, которое различало понятия «Государство» и «Отечество». Изменить жизнь к лучшему – вот их цель.

А могли бы, могли декабристы

На Сенатскую не выходить.

И не брать себе жребий тернистый,

Кандалами детей не будить.

Как же так не подумали сразу,

Что у каждого сын или дочь,

И от них, как от страшной проказы

Убегать будут многие прочь?

Отчего ж, на Сенатскую вышли?

Не хватило, что ль царских щедрот?

Надоели покой и затишье?

Не пугал роковой эшафот?

Нет, обиды и тяжкие слезы

Разоренных до тла деревень

Собирала текущие грозы,

Приближала возмездия день.

Не могли, не могли декабристы

На Сенатскую не выходить,

Не избрать себе жребий тернистый,

Кандалами детей не будить! Н.А.Некрасов.

-Можно назвать декабристов гражданами России?

Стремление изменить жизнь к лучшему –одно из качеств ГРАЖДАНИНА.

Слайд 7.

Гражданственность – чувство неразрывной связи с народом,

 сознание ответственности за безопасность и процветание Родины.

Замечательно сказал о гражданстве Чаадаев

«Я не научился любить свою Родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее: я думаю, что время слепых влюбленностей прошло. Я полагаю, что мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впадать в их ошибки, в их заблуждения и суеверия». П. Чаадаев.

-Как вы понимаете эти слова?

-Что означает сегодня для вас такие понятия, как «патриот», «гражданственность»?

Итог урока: война 1812г., носившая справедливый, освободительный, народный  характер дала нашей истории целую плеяду героев, истинных патриотов страны.  Декабристы сумели обратить внимание всей российской общественности на глубокие социальные противоречия, порожденные крепостнической системой. Они были истинными гражданами России.

Домашнее задание: что означает сегодня для вас такие понятия, как «патриот», «гражданственность».

Приложение 1

СКАЗКА СТАРОГО КАПРАЛА

Верста за верстой, верста за верстой отступают, отходят русские. Идут они полем, идут они лесом, через реки, болота, по холмам, по низинам, по оврагам идут. Отступает русское войско. Нет у русских достаточных сил.

Ропщут солдаты:

– Что мы - зайцы трусливые!

– Что в нас - кровь лягушиная!

– Где это видано: россиянин - спиной к неприятелю!

Рвутся солдаты в бой.

Русских армий две. Одна отступает на Вильну, на Дриссу, на Полоцк. Командует ею генерал Барклай де Толли. Вторая отходит южнее. От города Гродно на Слуцк, на Бобруйск. Старшим здесь генерал Багратион.

У Наполеона войск почти в три раза больше, чем у Барклая и Багратиона, вместе взятых. Не дают французы русским возможности соединиться, хотят разбить по частям.

Понимают русские генералы, что нет пока сил у русских справиться с грозным врагом. Сберегают войска и людей. Отводят свои полки.

– Э-эх, да что же оно творится?!
– вздыхают солдаты.

– Пропала солдатская честь!

Шагает вместе со всеми старый капрал, смотрит он на своих товарищей:

– Хотите, сказку скажу?

– Сказывай.

Собрались на привале солдаты в кружок, расселись, притихли.

– Давно ли то было, недавно, - начал капрал, - дело не в том. Только встретил как-то в лесу серый волк лосёнка. Защёлкал злодей зубами:

"Лосёнок, лосёнок, я тебя съем".

"Подожди, серый волк, - говорит лосёнок.
– Я же только на свет народился. Дай подрасту".

Согласился лесной разбойник. Пусть погуляет телок, пусть наберётся мясом.

Долго ли, скоро ли время шло - дело не в том. Только опять повстречал серый волк лосёнка. Смотрит - подрос за это время телок. Рожки пробились. Копытца окрепли. Не телок перед волком - подросток лось. Защёлкал злодей зубами:

"Лось, лось, я тебя съем".

"Хорошо, серый волк, - отвечает лось.
– Только дай попрощаться с родным краем".

"Прощайся", - ответил волк.

Пошёл молодой лось по родному краю, по полям, по лесам, по дубравам. Ступает он по родной земле, силу в себя вбирает. И волк по следу бежит. Притомился в пути разбойник: шерсть отлетает, рёбра ввалились, язык как чужой, из пасти наружу лезет.

"Стой, стой!" - голосит злодей.

Долго ли, скоро ли время шло - дело не в том. Только остановился однажды лось. Повернулся навстречу волку. Глянул тот, а это не просто лось: стоит перед ним сохатый. Защёлкал серый зубами:

"Сохатый, сохатый, я тебя съем".

Усмехнулся лесной красавец:

"Давай подходи".

Бросился волк вперёд. Да только силы теперь не те. Лосёнок теперь не тот. Поднялся богатырь на задние ноги, ударил волка пудовым копытом, поднял на рога и об землю - хлоп! Кончился серый.

Капрал замолчал.

Задумались над сказкой солдаты.

– Видать, неглупый телок попался.

– В сохатого вырос!

– Э, постой, да в сказке твоей намёк.

– К отходу, к отходу!– прошла команда.

Вскочили солдаты. Построились в ряд. Подняли солдатские головы. По полям, по лесам, по дубравам, по низинам идут солдаты. Не по чужой, по родимой земле идут.

Приложение 2

Ответ

Я не поэт, я - партизан, казак.

Я иногда бывал на Пинде, но наскоком,

И беззаботно, кое-как,

Раскидывал перед Кастальским током

Мой независимый бивак.

Нет, не наезднику пристало

Петь, в креслах развалясь, лень, негу и покой..

Пусть грянет Русь военною грозой -

Я в этой песни запевало!   Денис Давыдов.

Приложение 3

РУЖЬЕ

Штабной офицер Хитаров, докладывая Кутузову о действиях русской армии, всегда преувеличивал наши успехи.

— Сегодня, ваша светлость, столько-то французских солдат побито. (А побито в два раза меньше.)

— При таком-то деле, ваша светлость, столько-то взято в плен. (А взято — дай бог половина.)

Заметил это Кутузов и как-то:

— Выходит, голубчик, мы с одной Бонапартовой армией справились. Почитай, взялись за другую?!

Смутился Хитаров, сбавил свой пыл. Однако прошло какое-то время, и опять за то же.

— Сегодня столько-то пушек у французов отбито. (А их вовсе в этот день не отбито.)

— А партизаны доносят, что три знамени взято в плен. (И тоже, шельмец, придумал.)

Разозлился Кутузов:

— Да как ты, голубчик, смеешь доносить мне, прости старика, столь беспардонную ложь!

И тут-то Хитаров признался:

— Не могу я, ваша светлость! Оно же хочется, чтобы скорее. Чувства во мне говорят патриотические.

Подивился Кутузов:

— Скорее?

Подумал. Позвал адъютанта:

— Подай-ка ружье.

Опять повернулся к Хитарову:

— А знаешь ли что, голубчик? Чтобы было оно быстрее — на, получай ружье и ступай-ка в маршевый полк немедля.

И тут же отдал приказ об этом.

Анализ урока:

Цель- формирование представлений о патриотизме и гражданственности в современном обществе на примере исторического прошлого.

Задачи:

  1. Обобщить знания обучающихся об основных событиях  первой половины 19 века.
  2. Сформировать представление обучающихся о понятиях «патриотизм», «гражданственность».
  3. Создать у обучающихся яркие образы героизма русского народа в годы Отечественной войны и выступления декабристов как закономерного этапа общественного движения первой половины 19 в.

Тип урока-урок повторения, форма- урок-диалог с элементами дискуссии. События выбраны не случайно: первое-война 1812г. поможет нам формировать понятие «ПАТРИОТ», второе- -восстание декабристов -понятие «ГРАЖДАНИН». Воспитывать чувства патриотизма на примере героизма русского народа, защищающего свою землю  (свой-враг) проще, чем на примере восстания декабристов-граждан одной страны, которые оказались по разным сторонам баррикад. Патриот должен не только уметь защищать свою страну, но и стремиться изменить жизнь в стране к лучшему, видеть все недостатки и преодолевать их. Кроме этого, мне кажется, незаслуженно забыта попытка декабристов реформировать общество.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Патриот и гражданин ( урок истории России в 9 классе) Котлярова Ольга Викторовна, учитель истории и обществознания МКОУ «Анжерская школа» Яйского муниципального округа

Слайд 2

Отечественная война 1812 г.

Слайд 4

Патрио́т — патриотичный человек, тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины Патриот — Википедия ru.wikipedia.org ›Патриот

Слайд 5

Восстание декабристов 1825 г.

Слайд 7

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ личное качество , выраженное в глубоком осознании человеком своей принадлежности к обществу, в котором он живет, а также в осознании совокупности своих прав, обязанностей по отношению к обществу, в готовности добровольно следовать предписаниям его морали и закона; в более общем значении — забота об общественном благе, концентрация помыслов и чувств на идее гражданского долга. https://professional_education.academic.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть патриотом и гражданином

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....

Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через декоративно-прикладное творчество"

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...

Обобщение опыта по теме: "Воспитание патриота и гражданина, через обучение декоративно-прикладному искусству"

Духовность и нравственность человека является основой для развития его личности. Oзнакомившись с приоритетной образовательной инициативой «Наша новая школа» я убедилась, что сегодня особен...

Проект по воспитательной работе "Я - патриот и гражданин России".

В проекте (в виде презентации) представлены блоки, реализация которых позволит разобраться 5-7 классникам в своих чувствах к Родине....

Урок патриота и гражданина

Данное воспитательне мероприятие призвано способствовать формированию патриотических чувств к малой родине,  развивать толерантное отношение к людям иной национальности, вероисповедания,  сп...

Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"

Пояснительная запискаВ представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ ...

Статья по теме "Воспитание патриота и гражданина Отечества на уроках литературы, русского языка, на факультативных занятиях "Основы Православной Культуры".

В наше время, когда разрушено «мы», когда в школе видишь много растерявшихся «я», лишенных прежних «идеалов» и не нашедших новых, мы, учителя, должны помочь обрести их. Как бы ни было нам трудно, мы д...