КОНВЕРГЕНЦИЯ УЧЕБНОЙ, ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ
статья по истории (6 класс)

Жуков Денис Валерьевич

Опыт работы Историко-культурного центра "Рыцари Круглого Стола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rytsari_kruglogo_stola.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

Жуков Д.В.

КОНВЕРГЕНЦИЯ УЧЕБНОЙ, ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО ИСТОРИИ

Историко-культурный центр «Рыцари Круглого Стола»

Историко-культурный центр «Рыцари Круглого Стола» (ИКЦ «РКС») был создан в сентябре 1995 года, а в мае 1996 года состоялся первый выезд - это событие мы и считаем нашим днем рождения.

Наша цель: воспитание через создание и сохранение живой действующей системы творческого общения на материале западноевропейского средневекового общества (Франция, 1230-1260-е гг.).

Ценности, которыми руководствуется ИКЦ «РКС» при выполнении своей цели:

1. Уважение отдельной личности

2. Радость общения

3. Рыцарский кодекс чести:

-доблесть

-верность

-щедрость

-куртуазность

-честь

4. Постоянное творчество

Центр имеет пять основных направлений деятельности: педагогическое, научно-исследовательское, психологическое, культурное и спортивное.

В рамках педагогической деятельности существует разновозрастный педагогический отряд «Рыцари Круглого Стола»; проводятся еженедельные занятия по методике коллективной творческой деятельности (методика д.п.н. И.П. Иванова), массовые воспитательные акции (показательные выступления, интеллектуальные, подвижные, ролевые игры и др.). Ряд наших выпускников выступает сейчас в роли педагогов центра. Педагогический и методический опыт объединения публикуется в выпусках сборника «Платан».

Научно-исследовательская деятельность представлена регулярными научными конференциями «Артуровские чтения», научными семинарами, исследованиями в области истории и культуры средневекового общества. Материалы научных исследований выпускаются отдельными сборниками. Результатами научной деятельности являются обучающие курсы:

-«Основы научного исследования»,

-«История рыцарства»,

-«Дама в средние века»,

-«Шут в средние века»,

-«Историко-бытовой танец»,

-«Историческое фехтование»,

-«Ремесленная мастерская»,

-«Историческая поэтика»,

-«Средневековый скрипторий»,

-«Основы средневекового мировоззрения» и др.

В рамках психологической деятельности проводится развитие личностного потенциала, тренинг креативности, тренинг партнерского общения, тренинг формирования команды, тренинг взаимодействия в экстремальных условиях, тренинг психической саморегуляции, тренинг уверенности в себе.

Культурная деятельность представлена реконструкцией средневекового музицирования, историко-бытовым танцем, литературным творчеством по средневековым канонам, реконструкцией средневековых будней и празднеств куртуазной, церковной, сельской и городской традиций.

В рамках спортивного направления ведется курс "Историческое фехтование", устраиваются средневековые игры, состязания, турниры.

На настоящий момент центр насчитывает 61 члена, большинство которых – учащиеся средних школ. Есть студенты и взрослые.

В различных акциях и мероприятиях, проводимых ИКЦ «Рыцари Круглого Стола», было задействовано свыше 3500 человек.

ИКЦ «Рыцари Круглого Стола» имеет свой Устав и ряд программных документов.

ИКЦ «Рыцари Круглого Стола» имеет свою библиотеку, в том числе электронную (свыше 5 тысяч книг по истории и культуре средних веков, педагогике, психологии, методике и др.), обширные каталоги и указатели.

Имеется большой методический архив опробованных сюжетно-ролевых, тактических, спортивных, экономических, деловых игр, психологических тренингов.

ИКЦ «Рыцари Круглого Стола» выступал со своими шоу-программами в Санкт-Петербурге, Петергофе, Пушкине, Павловске, Гатчине, Кронштадте, Приозерске, Пскове, Новгороде, Изборске, Копорье, Выборге, Всеволожске, Зеленогорске и Ленинградской области. Неоднократный участник фестивалей исторических клубов России. Неоднократный участник Цветочного карнавала в Павловске. Постоянный участник Пушкинского карнавала. Дипломированный участник Святочного карнавала в Манеже (СПб, 2001, 2002, 2007). Дипломированный участник Международной специализированной выставки «Иппосфера – 2007» в ЛенЭкспо (СПб, 2007). Победитель городского юношеского турнира исторического фехтования "Кубок викинга" (Выборг, 2000). Организатор детско-юношеского турнира по условно-историческому фехтованию «Кубок Старого Замка» (Выборг, 2001, 2002, Приозерск, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2011). Победитель детско-юношеского турнира по условно-историческому фехтованию «Кубок Старого Замка» (Приозерск, 2010, 2012). Организатор средневекового музыкального действа «Чествование Святой Цецилии» (СПб, 2001, 2008). Организатор городских вечеров старинного танца «Ренессансный бал» (СПб, 2001), «Бал в Турнельском дворце» (СПб, 2002), «Салон маркизы Помпадур» (Гатчина, 2007), «Карточный домик, или Салон графини Адемар» (СПб, 2008), «Салон мадемуазель де Скюдери» (СПб, 2009), «Празднество в Во-ле-Виконт» (СПб, 2011), «Тристан и Изольда» (СПб, 2010, 2012). Организатор средневекового праздничного действа «Майское дерево» (Выборг, 2001, Приозерск, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008, 2009, 2010, 2011, 2012). Дипломированный участник спортивного фестиваля «Позитифф» (СПб, 2010). Дипломированный участник международного молодежного форума «Молодежная волна» (СПб, 2009, 2012). Победитель городского конкурса детских и молодежных общественных объединений «Рядом и немного впереди» (СПб, 2004). Участник финала Всероссийского конкурса «Лидер XXI века» (СПб, 2007).

Форма

Человек играет всю свою жизнь. С течением времени игра перестает быть ведущим видом деятельности, но остается важной и привлекательной. Особую важность игра приобретает в подростковом возрасте, когда идет активнейший поиск и происходит обретение ценностно-смысловой ориентации. Это выражается в том, что подросток начинает искать свое место в жизни, свою нишу в обществе, идет поиск окружения, поиск ведущей деятельности, поиск ведущей идеи. В данной ситуации не подходит временная случайная игра, необходим длительный и систематический процесс общения. Одним из наиболее естественных вариантов и важнейшим в смысле ценностно-смысловой ориентации выступает клубная деятельность - по сути, длительная большая комплексная игра. Здесь происходит и социализация, и обретение ценностно-смысловой ориентации.

Разновозрастная клубная деятельность - если не организуется целенаправленно взрослыми, то возникает сама стихийно - в виде всевозможных подростковых тусовок. Не приходится говорить о стихийности ценностно-смысловых ориентаций, возникающих в подростковых тусовках. Подростки ищут, поиск ведут все, и все одинаково не знают. В то время как взрослые, которые могли бы помочь, практически сознательно отделяются от подростковых объединений, клубов. Разновозрастные игры, столь популярные в древности, сейчас практически исчезли. Между тем именно разновозрастность комплексных игр и создает те колоссальные возможности для воспитательной и социально-творческой деятельности, для обретения ценностно-смысловой ориентации.

Здесь мы предлагаем вариант разновозрастной клубной деятельности на основе реконструкции исторических реалий. Миры прошлого как противопоставление существующему ныне реальному миру привлекали всегда. Вряд ли найдется человек, который никогда бы не хотел хоть на несколько минут попасть в какую-нибудь историческую эпоху. Что уж говорить про подростка, который постоянно волей или неволей уходит от неустраивающей его реальности. А мир развевающихся плащей, готических замков и сверкающих клинков подходит здесь как нельзя лучше.

Но не только как дань экзотике была взята на щит рыцарская эпоха. Просто изначально хотелось бы, чтобы все отдельные дела объединяла бы какая-либо идея, сразу несущая в себе воспитательный заряд, некая система ценностей, направленных, причем, на созидание + общение = сотворчество.

Это казалось маловозможным: сделать актуальной подобную систему ценностей для нынешнего молодого поколения - откровенно агрессивного и излишне независимого. Да и вообще, могло ли существовать объединение агрессии и высокой духовности, яркого индивидуализма и коллективной сплоченности? Не слишком ли много противоречий?

Вот тут-то на помощь и пришла история и средневековая литература. Но вообще-то не только историкам и филологам-медиевистам известен легендарный рыцарский Круглый Стол - символ единства и равенства. Наверно, устав от взаимных претензий, рыцари и придумали легенду о волшебном Круглом Столе, за которым собирались самые достойные рыцари, ведомые некой общей заботой. Так и вошло рыцарство в историю как слой ярких индивидуалистов под маской некоего единства, чья агрессивность направлялась к служению высшим идеалам. В реальности крайне воинственное и болезненно честолюбивое рыцарство не удалось усадить за единый Круглый Стол. Удастся ли это сделать с современными мальчишками и девчонками? До сих пор нам это удавалось. Ведь мы смогли не только провозгласить ряд общечеловеческих принципов (которые, к огромному сожалению, в наших реалиях выглядят на первый взгляд наивно и непрезентабельно). Мы смогли создать систему общения, где эти принципы естественны и очень значимы.

Идея

Человечество перепробовало множество этических систем. Они ставят во главу угла ценности веры в Бога или ценности семьи, социальной справедливости или ценности нации. История показывает нам, что все эти системы оказывались несовершенны. Но, тем не менее, в каждой такой системе были некие рациональные зерна, неоспоримые истины. Это так называемые общечеловеческие ценности.

Поговорим об этом понятии. Что такое «общечеловеческие ценности»? И что такое «ценности» как таковые? Ценность - наиболее значимая часть человеческой жизни, обладание или выполнение которой составляют жизненное счастье. Стоит ли говорить о том, что высшая педагогическая цель – это человеческое счастье. В одном из своих произведений А.С. Макаренко заметил: «Что такое счастье каждый понимал по-своему». И, действительно, определений счастья существует не один десяток (вспомним Стругацких). Но, тем не менее, одно из таких определений представляется достаточно емким и глубоким, чтобы о нем поговорить подробно. Это определение Л.Н. Толстого. «Счастье – это удовольствие без раскаяния». В этом определении существует и высокая духовность и почти животный уровень. Удовольствие без раскаяния. Да, действительно. Для счастья человеку надо дать удовольствие. Дать человеку возможность действовать так, как он хочет. Дать человеку свободу. Запретный плод, как известно, сладок. А, свободно действуя, человек в итоге выбирает то, что ему нравится. Главное - не запрещать. А дать ему все, только при минимуме опасности. Подросток хочет драться – пожалуйста, пусть выплескивает свою агрессию, надо лишь дать ему правила драки и ограничения. Хочет сражаться и убивать – пожалуйста, только в игре и на бумаге. Хочет интриговать при королевском дворе – пожалуйста. Не запрещаем. Хочет быть разбойником, любым отрицательным персонажем – ради бога, пусть пробует.

Но счастьем будет только та свобода, за которой не последует раскаяние. Поэтому после каждой такой попытки, после каждого этико-социального эксперимента должна быть организована серьезная рефлексия. Когда человек отдохнет от действий, заглянет внутрь себя и задумается, а получил ли он радость от этой драки, доставил ли он себе удовольствие убийством партнера, победой над всеми или же ему как-то не по себе. Только и испытания должны быть настоящими. Сражаясь, человек должен получать реальные синяки и шишки. Тогда он научится ценить свое и чужое здоровье. В испытаниях он будет не просто убивать безликого виртуального противника, а лишать возможности игры своего друга. Не просто нажатием кнопки мыши махать тяжеленным мечом и поднимать штанги, а пробовать себя по-настоящему, не прячась за компьютерного героя. Рубить дрова, таскать тяжести, готовить какое-то дело, разжигать огнивом костер, может быть даже под дождем. И рефлексия может быть тогда, когда ты выложился весь и падаешь от усталости. Тогда будет иметь смысл рефлексия.

Таким образом, мы имеем две важнейшие составляющие – свобода + рефлексия – как составляющие счастья. То, что, по сути, подразумевает понятие ценности. И это вневременные, внесословные и внерелигиозные ценности – общечеловеческие.

А общечеловеческие они тем, что выбирают наиболее правильные из всех вариантов человеческих систем. Своеобразный этический коллектив, где лидируют все лучшие качества. Именно в коллективе человек корректирует свои убеждения, ценностно-смысловые ориентации. Человек либо принимает общеколлективные правила, либо уходит. И при здоровом течении дел коллектив будет делать важнейшими именно положительные социально-этические общеколлективные ценности. А здоровым течением дел следует признать свободные действия без запретов и серьезную рефлексию над своими поступками. Ну, и, конечно же, коллектив. Это и формирует общечеловеческие ценности.

Три важнейших кита в действии: свобода + рефлексия + коллектив очень эффективны при педагогическом взаимодействии.

Эти принципы и воплощаются в педагогической деятельности Историко-культурного центра «Рыцари Круглого Стола».

Цель и задачи

Цель: утверждение общечеловеческих ценностей среди индивидуально-нравственных приоритетов участников, взаимодействие на их основе внутри МОО, ориентация на них в социуме.

Воспитательной задачей МОО, таким образом, является создание условий для формирования у участников программы ценностно-смысловой ориентации на уважение отдельной личности, радость общения, рыцарский кодекс чести и постоянное творчество.

Организационными же задачами являются:

-налаживание новых и поддержание старых дружественных связей в различными детскими, научными, творческими и психолого-педагогическими организациями, культурными учреждениями, органами администрации;

-привлечение к деятельности центра новичков;

-создание у участников программы положительной мотивации к преобразованию и совершенствованию себя и окружающего пространства;

-создание условий для осознанного выбора участниками программы задач и методов этого преобразования и совершенствования (начиная от выбора внешней роли в общей ролевой игре и выбора моделей для материальной и социальной реконструкции до выбора образовательного маршрута и выбора ценностно-смысловых ориентаций);

-работа мастерских по созданию реплик (моделей в натуральную величину) материального быта средневековья;

-функционирование системы обучающих курсов по различным реалиям средневековой жизни;

-организация места (полигона) для проведения акций МОО;

-функционирование научно-исследовательского общества (НИО), занимающегося изучением средневековой истории;

-функционирование в рамках МОО ансамбля старинной музыки;

-психолого-педагогическое сопровождение;

-функционирование курсов по формированию, обучению и повышению квалификации преподавательского состава.

Деятельность

Выполняя свою цель ИКЦ «РКС» ведет психолого-педагогическую, научно-исследовательскую, спортивно-оздоровительную и культурно-просветительскую деятельность. Все эти области и формы не замыкаются внутри центра, а, безусловно, направлены на социум, являются социально значимыми.

Для того, чтобы рыцарские ценности не были просто словами, нам и понадобилось восстанавливать то общество, где эти ценности были актуальными. По логике вещей пришлось создавать те ситуации, где та или иная модель поведения была востребована. Естественно, пришлось заняться и средневековым бытом: костюмами, доспехами, посудой, ремеслами, письменностью, едой, играми, песнями, развлечениями и т.д. И ведущей формой нашей деятельности являются ролевые игры на местности (выезды) – погружения на 2-3 дня в средневековые реалии, максимально приближенные к историческим.

Как вспомогательная форма деятельности проводятся еженедельные занятия по различным курсам.

Ценность отдельной личности утверждается в центре через возможность осознанного выбора как внешней роли в общей ролевой игре и моделей для материальной и социальной реконструкции, так и выбора образовательного маршрута (ОМ) и ценностно-смысловых ориентаций. Причем, выбрав определенный маршрут, участник программы выбирает и отдельные содержательные блоки внутри него.

Сдав определенный экзамен, включающий в себя параметры обучения, воспитания и развития, участник программы вне зависимости от возраста переходит на следующую ступень, изменяя свое положение в ИКЦ «РКС».

Ступени личностного роста

«Круглый Стол» для нас не только символ высоких рыцарских идеалов, но и форма общения и внутреннее устройство организации: мы все равны, все имеют права голоса, все принимают участие в жизни центра. Но, конечно, при равенстве в общих вопросах, у нас существует своя система личностного роста.

В наш центр входят, в основном, школьники и студенты и вопрос о системе личностного роста, как во всяком ДМОО, стоит остро.

Не мудрствуя лукаво, мы и здесь пошли по средневековым принципам. Внутри каждого сословия средневековье делило людей на три категории: тех, кто только учится тому или иному занятию, тех, кому уже можно поручать делать что-либо самостоятельно и тех, кто вполне самостоятельно живет и действует. Встал вопрос о названиях: ведь, несмотря на наше – рыцарское - название, среди нас есть и те, кто восстанавливает жизнь и крестьян, и монахов. Победила терминология средневекового города, и три категории были названы «ученик», «подмастерье» и «мастер».

Таким образом, в центре сейчас существуют следующие ступени роста: новенький, ученик, подмастерье, мастер. Они различаются по своим правам и обязанностям.

«Новеньким может быть любой член ИКЦ РКС. Новенький имеет право сдавать экзамен на выезд и по его результатам получить статус ученика.

Учеником может быть любой член ИКЦ РКС, представивший внешний костюм, соответствующий Требованиям к костюму и сдавший экзамен на выезд. Учениками мужского пола, претендующими на роль II сословия, дополнительно сдаются нормативы ОФП:

для пажа - 10 отжиманий и 30 подниманий туловища из положения лежа;

для оруженосца - 20 отжиманий и 40 подниманий туловища из положения лежа.

Ученик имеет право:

-выбирать себе на выезд роль, соответствующую нижней социальной ступени средневекового общества, предполагающую отсутствие подчиненных (монах, церковный служка, паж, оруженосец, шамбрие, серв, ученик или подмастерье, студент, жонглер, бродяга и т.д.);

-сдавать экзамен для повышения статуса;

-выбирать Президента ИКЦ РКС»

(Устав МОО «ИКЦ «Рыцари Круглого Стола»»)

Поскольку наша основная форма деятельности – выезды, то все эти категории завязаны на выездную деятельность. Как только человек допускается до выезда, он из категории «новенький» переходит в разряд «ученик». Все категории, кроме новеньких, имеют право выбирать президента центра и имеют право голоса на общем собрании. Все остальные «бонусы» работают на выезде. Конечно, ученик имеет право лишь на невысокую социальную роль в средневековом обществе. Основным бонусом является само участие в ближайшем выезде. Для этого надо сдать соответствующий экзамен (костюм, «легенда» роли, знание Устава центра, готовность к адаптации и социализации в средневековых реалиях). Позиция ученика предполагает минимум обязанностей, но и минимум прав. Перед глазами ученика на выезде появляются люди, реализующие бóльшие права – это стимул для его дальнейшего роста. Собственно, весь личностный рост и строится на личной мотивации. У нас из категории в категорию переводит не руководитель, не общее собрание, а сам человек. Ученик может ходить на соответствующие обучающие курсы, сдавать соответствующий экзамен и становиться подмастерьем.

«Подмастерьем может быть любой член ИКЦ, представивший:

-полный костюм, соответствующий Требованиям к костюму;

-научное исследование, соответствующее Требованиям к научному исследованию, по теме, соответствующей своей роли на выезде;

-психолого-педагогическое наблюдение, соответствующее Требованиям к психолого-педагогическому наблюдению;

-двух потенциальных подчиненных;

сдавший зачет на знание основ первой медицинской помощи,

проведший 2 зачетных занятия и 1 зачетное мероприятие.

Претендующим на звание рыцаря необходимо сдать дополнительные нормативы ОФП (30 отжиманий и 50 подниманий туловища из положения лежа) и экзамен на умение фехтовать основным применяемым оружием.

Подмастерье имеет право:

-поднимать и решать вопросы, связанные с деятельностью ИКЦ РКС;

-участвовать в обсуждении и принятии решений, обязательных для выполнения всеми членами ИКЦ;

-участвовать в обсуждении бюджета ИКЦ РКС;

-выбирать себе на выезд роль, соответствующую средней социальной ступени средневекового общества, предполагающую командование несколькими подчиненными (священник, дьякон, чин в монастыре, рыцарь-шатлен, дама, виллан-домовладелец, мастер или купец, имеющие свои лавки, глава жонглерской труппы и т.д.);

-по согласованию с мастером выбирать себе учеников;

-сдавать экзамен на повышение статуса;

-выбирать Президента ИКЦ РКС.

Подмастерье обязан:

-иметь подчиненных-учеников и нести ответственность за них;

-подчиняться требованиям Средневекового минимума подмастерья;

-подтверждать звание подмастерья ежегодным экзаменом»

(Устав МОО «ИКЦ «Рыцари Круглого Стола»»)

В рыцарском варианте быть подмастерьем – значит иметь свой меч, свое знамя, свой герб, свою печать, своих пажей и оруженосцев и т.д. Стимулов хватает, чтобы ученик пытался сдавать соответствующий экзамен.

Требования ко всем частям экзамена известны заранее, по всем направлениям ведутся соответствующее обучение – только учись, делай и сдавай экзамен. Сдача экзамена в XXI веке оформляется соответствующим средневековым ритуалом инициации на выезде. В рыцарском варианте это посвящение в рыцари – очень красивая и торжественная церемония. Правда, за всю эту красоту нужно платить – у подмастерья появляется серьезные обязанности

Ну, и, наконец, вершиной личностного роста в историко-культурном центре «Рыцари Круглого Стола» является звание Мастера.

«Мастером может быть любой член ИКЦ, представивший:

-полный костюм, соответствующий Требованиям к костюму;

-программу авторского учебного курса, опирающегося на собственное историческое исследование и психолого-педагогическое наблюдение;

-научное исследование, соответствующее Требованиям к научному исследованию, по теме, соответствующей своей роли на выезде;

-психолого-педагогическое наблюдение, соответствующее Требованиям к психолого-педагогическому наблюдению;

-пять потенциальных подчиненных;

сдавший зачет на знание и умение оказать первую медицинскую помощь,

проведший 1 зачетное мероприятие;

участвовавший в деятельности ИКЦ РКС не менее двух лет.

Претендующим на звание титулованного рыцаря необходимо сдать дополнительные нормативы ОФП (30 отжиманий и 50 подниманий туловища из положения лежа) и экзамен на владение всем применяемым на выезде оружием.

Мастер имеет право:

-поднимать и решать вопросы, связанные с деятельностью ИКЦ РКС;

-участвовать в обсуждении и принятии решений, обязательных для выполнения всеми членами ИКЦ;

-принимать бюджет ИКЦ РКС;

-выбирать себе на выезд роль, соответствующую высшей социальной ступени средневекового общества, предполагающую командование отдельным лагерем (архиепископ, епископ, аббат, титулованная знать, деревенский староста, городской прево, старшина гильдии или цеха и т.д.);

-выбирать и быть избранным в Президенты ИКЦ РКС.

Мастер обязан:

-вести систематический учебный курс;

-иметь подчиненных-учеников и подмастерьев и нести ответственность за людей своего лагеря;

-подчиняться требованиям Средневекового минимума мастера;

-подтверждать звание мастера ежегодным экзаменом

(Устав МОО «ИКЦ «Рыцари Круглого Стола»»)

Свои указы и законы, свои деньги, свои советы, свой двор, свои праздники, приемы, пиры и турниры – вот атрибуты мастера в рыцарском варианте. Но и экзамен довольно сложный.

Мастер – единственная категория, требующая определенного опыта. Мастером может стать только участвовавший в деятельности ИКЦ РКС не менее двух лет. Все остальные категории могут быть получены сразу же при вступлении в РКС после сдачи соответствующего экзамена.

Мастер обладает максимумом прав, но и максимумом обязанностей.

Для нас в этой системе принципиально важны два момента. Во-первых, добровольность и личная инициатива для личностного роста. Это гарантии адекватного распределения прав и обязанностей. А во-вторых, это полная прозрачность требований к той или иной категории и публичность перехода из одной категории в другую.

Обучение, развитие и воспитание

Основой личностного роста в ИКЦ «Рыцари Круглого Стола» являются в первую очередь развитие и воспитание. Ставя перед собой лишь обучающие цели, участник получает, безусловно, возможность дальнейшего образования в центре, но на следующую ступень он не переходит. Но - со стороны преподавателей и авторов курсов – развитие и воспитание уже заложены в любой образовательный маршрут (ОМ).

Ступень

Развивающая цель

Воспитательная цель

Обучающая цель

Инвариант ОМ

Элективные курсы

I

(первые пол-года)

Осознание возможности подлинного выбора

Создание коллектива,

формирование ценности коллектива

Действие в реалиях средневекового замка (грамотность)

-История рыцарства (I)

-Дама в средние века (I)

-Шут в средние века

-Историко-бытовой танец

-Историческое фехтование

II

(вторые пол-года)

Через подлинную вариативность деятельности осознание своей ответственности перед социумом за свой выбор

Формирование ценностей общения, свободы личности, рыцарских ценностей.

Формирование мотивации для дальнейшего роста

Взаимодействие в реалиях средневекового замка (функциональная грамотность)

-История рыцарства (II)

-Дама в средние века (II)

-Шут в средние века

-Историко-бытовой танец

-Историческое фехтование

-Историческая поэтика

-Средневековый скрипторий

-Средневековая мастерская

III

(второй год)

Ориентация на положительное социальное взаимодействие, основанное на высоких общечеловечес-ких идеалах

Формирование ценности педагогического общения.

Формирование мотивации для дальнейшего роста

Взаимодействие в реалиях средневекового замка, действие в реалиях средневекового региона (методологичес-кая грамотность)

-Основы научного исследования

-Шут в средние века

-Историко-бытовой танец

-Историческое фехтование

-Историческая поэтика

-Средневековый скрипторий

-Средневековая мастерская

IV

(второй год)

Приобретение навыков и умений положительного социального взаимодействия

Формирование ценности педагогического взаимодействия.

Формирование мотивации для дальнейшего роста

Взаимодействие в реалиях средневекового региона, действие в реалиях средневекового государства (компетентность)

-Педагогика

-Методика преподавания

-Историко-бытовой танец

-Историческое фехтование

-Средневековый скрипторий

Занятия ведутся по методике коллективной творческой деятельности (методика д.п.н. И.П. Иванова).

На первой и второй ступени занятия ряда курсов ведутся в форме ролевой игры, причем ролевой игрой являются как отдельные занятия, как контрольные срезы и экзамены по курсу, так и весь курс в целом.

Начиная с третьей ступени формируется разновозрастный педагогический отряд.

Моментом, интегрирующим отдельные курсы и ступени обучения выступают ежемесячные выездные мероприятия, которые тоже носят форму ролевой игры.

Принципиально важным моментом является рефлексия после каждого занятия и дела. Она служит как обратная связь для преподавателей и организаторов и как тренинг психической саморегуляции для участников.

Перспективный годовой план деятельности

Содержание работы

Сроки выполнения

Ответственные

1.

Создание сайта РКС, публикация статей в печати

лето

Мастера

2.

Рекламные акции по школам. Набор новых участников

нач. сентября

Мастера

3.

Начало учебного семестра

сентябрь

Преподаватели, мастера

4.

Знакомство с ритуалами и ценностями РКС

сентябрь-октябрь

Преподаватели, мастера

5.

Первое КТД (Большая тренировка)

ноябрь

Организатор, мастера

6.

Первый контрольный срез курсов (зачеты, экзамен)

декабрь

Преподаватели, мастера

7.

Участие в городском детско-юношеского турнире по условно-историческому фехтованию «Стальной карапуз»

декабрь

Преподаватели, мастера

8.

Помощь в проведении праздника Новый год в подшефных школах

декабрь

Организатор, мастера

9.

Первое погружение (выезд, День Трех Королей)

январь

Организатор, мастера

10.

Срез по решению коллективных задач (Сен-Шарлемань)

январь

Организатор

11.

Проведение исторических игр со школьниками подшефных школ

январь

Организатор, мастера

12.

Помощь в проведении праздника 23 февраля в подшефных школах

февраль

Организатор, мастера

13.

Участие в фестивале старинной музыки

февраль

Преподаватели, мастера

14.

Помощь в проведении праздника 8 марта в подшефных школах. Реклама детско-юношеского турнира по условно-историческому фехтованию «Кубок Старого Замка»

март

Организатор, мастера

15.

Научно-практическая конференция совместно с детскими научно-исследовательским обществами СПб и области

март

Организатор, мастера

16.

Срез по решению индивидуальных задач (Пасха)

апрель

Организатор

17.

Проведение городского детско-юношеского турнира по условно-историческому фехтованию «Кубок Старого Замка»

апрель

Организатор, мастера

18.

Реклама средневекового праздничного действа «Майское дерево»

апрель

Организатор, мастера

19.

Общий контрольный срез курсов (зачеты, экзамен)

май

Преподаватели, мастера

20.

День рождения центра. Приглашение представителей сотрудничавших с центром организаций. Подведение итогов

май

Мастера

21.

Общее погружение (выезд, Троица)

конец мая

Мастера

22.

Проведение средневекового праздничного действа «Майское дерево»

май

Организатор, мастера

23.

Участие в Пушкинском карнавале

июнь

Преподаватели, мастера

24.

Костюмированные экскурсии в Приозерске

июнь

Преподаватели, мастера

25.

Участие в международном рыцарском фестивале в Приозерске

июль

Мастера

26.

Участие в международном рыцарском фестивале в Выборге

август

Мастера

27.

Работа ремесленных мастерских

В течение всего года

Преподаватели, мастера

28.

Работа НИО

В течение всего года

Преподаватели, мастера

29.

Работа педагогического отряда: формирование, обучение, психолого-педагогическое сопровождение и повышению квалификации

В течение всего года

Преподаватели, мастера

30.

Организация места (полигона) для проведения акций

В течение всего года

Преподаватели, мастера

31.

Работа ансамбля старинной музыки

В течение всего года

Преподаватели, мастера

32.

Контакты с начальными школами подшефных школ

В течение всего года

Преподаватели, мастера

Как видим, очень большой объем работы возлагается на организатора того или иного дела. А им может быть любой член ИКЦ «РКС» - даже ученик – заявивший о своем желании. Таким образом, и годовая стратегия, и тактика развития центра также решается в традициях Круглого Стола.

Предполагаемые результаты

За один учебный год планируется создать коллектив единомышленников и включить первокурсников в работу центра. Через утверждение общечеловеческих ценностей среди индивидуально-нравственных приоритетов участников будет налажено взаимодействие на их основе внутри МОО, ориентация на них в социуме. Все необходимые курсы, НИО, педагогический отряд, ансамбль старинной музыки созданы и функционируют. Мастерские нуждаются в укомплектации инвентаря, что будет сделано за ближайший год. ИКЦ «РКС» будет проводить массовые воспитательные акции (показательные выступления, интеллектуальные, подвижные, ролевые игры и др.), большой методический архив которых имеется уже сейчас. При расширении количества участников соответственно будет расширяться и штат педагогического отряда (в течение года).

Участник, посещающий курсы и мероприятия ИКЦ «РКС» не только сможет расширить свои знания по истории и культуре средних веков; он получит ряд предпрофессиональных умений и навыков в разных областях. Пройдя школу организаторов в самых различных ситуациях, он обретет ряд лидерских навыков и умений. Немаловажную составляющую представляет общефизическое развитие (курсы «Историческое фехтование», «Историко-бытовой танец», спортивные, подвижные игры и состязания) и умения выживать в экстремальных ситуациях. Развитие личностного потенциала, тренинг креативности, тренинг партнерского общения, тренинг формирования команды, тренинг взаимодействия в экстремальных условиях, тренинг психической саморегуляции, тренинг уверенности в себе приводят к психически устойчивому становлению и развитию личности. Но, самое главное, участник программы обретает ценностно-смысловую ориентацию на ряд общечеловеческих ценностей. Что в конечном итоге способствует становлению толерантного правового общества.

Результативность

С момента основания Историко-культурного центра «Рыцари Круглого Стола» программа его деятельности несколько раз видоизменялась, сохраняя основную цель. За годы работы центр подготовил несколько десятков выпускников. Выпускники центра поступают в ВУЗы Санкт-Петербурга, в том числе выбирая педагогические и исторические специальности. Темы научных исследований и психолого-педагогических наблюдений, проводимых в центре, превращаются в темы курсовых и дипломных работ, которые успешно защищаются. Выпускники центра выбирают продолжение обучения в ряде исторических клубов, ансамблей старинной музыки и танцев. В ряде таких клубов они становятся преподавателями – как, например, в студии балета «Тодес» (Лебедев Т.М.), школе старинного танца «Вилланелла» (Воинова Я.В., Попов А.С.) и в ряде студий ирландских танцев кейли (Михайлов А.П., Кокунько Н.С.). Выпускниками центра основаны военно-исторический клуб «Белый отряд» (Попов А.С.), военно-исторический клуб «Норвегия» (Богданов Д.А., Васяев Н.Н., Баженов А.А.), студия исторического фехтования «Драбант» (Мацеевская В.В.), шоу-группа «Театр Возрождения огня» (Новичков А.Г.), ансамбль старинной музыки «Два пенни для лепрекона» (Лыков В.С.), ансамбль старинного танца «Риверенца» (Сливинская Р.Б., Воинова Я.В.), ряд ансамблей старинного и фольклорного танца. Деятельность центра привела к возникновению центра ролевых игр «Нарния», Ассоциации Командно-тактического фехтования (КТФ), ансамбля старинной и фольклорной музыки «Кроасхент» и др.

Значительная часть выпускников возвращается в центр – для продолжения образования и работы в качестве преподавателей. Выпускники курируют в центре микрогруппы учащихся, проводят оргсобрания, ведут отдельные занятия, организуют большие мероприятия, создают, корректируют и ведут программы как отдельных курсов, так и программы деятельности всего центра. Так, именно выпускниками центра были созданы обучающе-развивающие курсы «Шут в средние века» (Шефер Е.С.), «Танцевальная импровизация» (Кокунько Н.С.), «Третье сословие в средние века» (Марышева Е.В.), «Основы первой медицинской помощи» (Кокунько Н.С.), «Выживание в экстремальной ситуации» (Новичков А.Г.), «Средневековое ремесло» (Марышева Е.В.), «Средневековое музицирование» (Рудь Д.С.) и др.

Но даже не связанные сейчас с центром его выпускники всегда охотно приходят в центр – почти в обязательном порядке на день рождения центра и на новый год. Семья выпускников уже растит дочь и не сомневается, что та будет заниматься в центре.

Вывод

Педагогический коллектив сможет успешно влиять на обретение учащимися средней школы ценностно-смысловой ориентации, если внеурочная деятельность учащихся будет:

1) разновозрастной, т.е. участниками ее будут являться не только сверстники, но учащиеся разных возрастных категорий, а также взрослые;

2) организована в виде клубной деятельности, т.е. она будет:

- разнообразна и комплексна, но

- целостна (есть основная развивающая идея и ведущий вид деятельности),

- длительна по времени (несколько месяцев),

- и обособлена в условиях реальной жизни от реальной жизни во времени и пространстве.

Библиография ИКЦ «РКС»

1. Андреев К. Средневековое буйство в Кореле. // Северо-Западный региональный еженедельник «МК» в Питере». Приозерск. 28.05 – 4.06. 2003. с.1.

2. Ахметова О. Людовик IX с проспекта Большевиков. // Невское время. СПб, 31 октября 2001 г., с.2б.

3. Величко Д. Взгляд на праздник сквозь забрало. // Выборгские ведомости. № 54, 6 июня 2001 г., с.6.

4. Вечная весна. // Выборгские ведомости. № 54, 6 июня 2001 г., с.1.

5. В поисках утраченного времени. // Выборгские ведомости. № 54, 6 июня 2001 г., с.7.

6. Дмитриев А. Крепость Корела вернулась в XIII век. // Красная звезда. Приозерск, 3 июня 2003 г., с.3.

7. Жуков Д.В. Историко-культурный центр «Рыцари Круглого Стола». // Актуальные вопросы подготовки лидеров, руководителей детских общественных объединений. Сборник информационно-методических материалов круглых столов. СПб, 2006.

8. Жуков Д.В. Круглый Стол и его рыцари. // Круг друзей. Информационно-методический журнал. Премьер-выпуск. 1998. СПб, 1998.

9. Жуков Д. Кубок Старого Замка. // Выборг. 15 марта 2002 г., с.5.

10. Жуков Д. Ожившая мечта. // Пять углов. СПб, № 35 (6911), 15 сентября 2005 г., с.8.

11. Жуков Д.В. «Рыцари Круглого Стола». // Комфортная школа – миф или реальность? Из опыта работы образовательных учреждений Центрального района. № 34. СПб, 2007.

12. Жуков Д. Рыцари на «Дереве». // Пять углов. СПб, № 25 (6901), 16 июня 2005 г., с.18-19.

13. Жуков Д.В. Система гражданского воспитания молодежного общественного объединения «Рыцари Круглого Стола». // Гражданско-патриотическое воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Материалы городской научно-практической конференции. СПб, 2010.

14. Зазорина Т. И рыцари, и пионеры. // Петербург-экспресс. СПб, 10 марта 2003 г., с.6.

15. Калиниченко Е. В центре Круглого Стола начинается игра. // Пять углов. СПб, 12 апреля 2001 г. с.2.

16. Кузьменкова М. Для кого был праздник? // Красная звезда. Приозерск, 3 июня 2003 г., с.3.

17. Официальная информация. // Дворцовый округ. СПб. № 9 (67). 2003.,с.2.

18. Попов А. Учитесь веселиться, или Дело в шляпе. // Наша Планета. Всеволожск, ноябрь 1998 г, № 4. с.5.

19. Шкуренок Н. Привет, мои синьоры! // Пять углов. СПб, 15 февраля 2001 г., с.2.

20. Юферова П. Феи зажигают созвездие. // Пять углов. СПб, № 37 (6813), 25 сентября 2003 г., с.5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Актуальность единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности школьников в образовательном процессе».

Как работать над созданием такой воспитательной системы, которая была бы способна воспитывать и развивать ребенка в единстве урочной, внеклассной и внешкольной деятельности? Об этом  выступление...

«Организация и проведение учебно-исследовательской деятельности учащихся по истории и обществознанию»

Главной задачей использования учебно-иссле довательской деятельности учащихся является расширение интеллектуальных возможностей ученика.        Компьютер используется как само...

Ролевая игра "Назад в СССР" при организации внеурочной деятельности учащихся по истории

Ролевая игра  является одной из уникальных форм обучения, позволяющей сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Об организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС ...

Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС

Презентация на тему "Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время при реализации ФГОС"...

Статья "Педагогическое руководство в учебно-воспитательной работе проектной деятельностью учащихся как средством формирования универсальных учебных действий на этапе реализации ФГОС ООО"

В своей педагогической практике с 2010 года автор активно использует в работе с обучающимися проектную технологию и убедился  в том, что проектная деятельность учащихся является эффективным средс...

Статья "Учебно-исследовательская и проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочной деятельности"

В статье рассматривается проблема исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеурочное время. Представлены виды проектов. Приведены примеры из опыта работы....