Внеклассное мероприятие по истории. Игра «Счастливый случай» по теме: «Русь в IX—XIV веках».
методическая разработка по истории (6 класс)

Карнаухова Марина Владимировна

Внеклассное мероприятие по истории.

Игра «Счастливый случай» по теме: «Русь в IX—XIV веках».

Цели:

  • обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся по разделу «Русь в IX-XIV веках»;
  • развитие познавательного интереса у учащихся к истории Отечества;
  • воспитание чувства патриотизма, коллективизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_schastlivyy_sluchay_po_teme_rus_v_ix-xiv_vekah.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по истории.

Игра «Счастливый случай» по теме: «Русь в IX—XIV веках».

Цели:

  • обобщение и закрепление в игровой форме знаний учащихся по разделу «Русь в IX-XIV веках»;
  • развитие познавательного интереса у учащихся к истории Отечества;
  • воспитание чувства патриотизма, коллективизма.

Подготовительный этап: 

Домашнее задание: подготовить вопросы соперникам, выступающему в роли «Темной лошадки» подготовить вопросы командам.

Оформление зала:

«Эрудит – это звучит гордо!»

«Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить»

«Есть у меня шестёрка слуг, проворных, удалых.

 И всё, что вижу я вокруг, всё знаю я от них.

 Они по знаку моему являются в нужде.

 Зовут их Как? и Почему?

Кто? Что? Когда? и Где?»

                                                              (Киплинг)

«Два чувства близки нам –

 В них обретает сердце пищу:

 Любовь к родному пепелищу,

 Любовь к отеческим гробам».

                                                  (А.С.Пушкин)

Ведущий: Каждый человек, любящий Родину, должен знать её историю. Сегодня на игре «Счастливый случай» мы откроем книгу Истории государства Российского на главе «Русь в IX-XIV веках». На сцену приглашаются  команды.

Правила игры: за каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. Если команда не может ответить на вопрос, ей помогают болельщики. Оценивать игру будет жюри (представление жюри).

Ход мероприятия

Первый гейм «Разминка»

Задаётся вопрос и определяется, кто первым начинает игру.

 – Кому принадлежат слова: «Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олегу)

Вопросы первой команде:

  1. Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
  2. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
  3. Год принятия христианства на Руси. (988 год)
  4. Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
  5. Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)

Вопросы второй команде:

  1. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
  2. Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
  3. Основатель Киева. (Кий)
  4. Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
  5. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)

Второй гейм «Ты – мне, я – тебе»

Участники задают друг другу вопросы

Третий гейм «Заморочки из бочки»

1. Представьте себе, что вы находитесь в Киеве во времена правления Владимира Крестителя. Принадлежащий вам участок земли Ваши соседи попытались уменьшить, перепахав межу. На какие статьи «Русской правды вы будете опираться в княжеском суде и какое наказание требовать для обидчиков? (В годы правления Владимира Крестителя «Русской правды» не существовало, она была составлена Ярославом Мудрым)

2. Представьте, что Вы, находясь в Киеве в конце XI века, нечаянно ударили свободного человека. Какое наказание Вас ожидает? (Штраф 12 гривен согласно «Русской правде»)

3. Когда в военной истории опасность представляла «свинья»? (В Ледовом побоище 1242 года войска немецких рыцарей были построены грозным клином – «Свиньёй»)

4. О каком событии идёт речь (желательно назвать дату):

 Был страшный год, когда все страны

 Боялись больше, чем огня,

 Батыя – внука Чингисхана,

 Своё соседство с ним кляня…

 Был страшный век, когда монголы

 На Русь лавиною пошли,

 В осенний день по степи голой,

 Топча сухие ковыли.

(1237 год – нашествие Батыя)

5. О каком событии идёт речь (желательно назвать дату):

 «Стоял такой великий стон,

 шёл бой с такою кровью,

 Что был в багрец окрашен Дон

 до самого низовья»

(1380 год – Куликовская битва)

6. О каком историческом деятеле идет речь:

 - он сумел заключить мирный договор с печенегами, после которого они долгое время не беспокоили Русь;

 - его корабли ходили с греческим флотом в Италию;

 - он стал князем гораздо позже положенного ему времени;

 - его смерть описал византийский историк: «Он был взят в плен, привязан к стволам согнутых деревьев, которые потом отпустили…»

(князь Игорь)

7. Кому принадлежат слова:

 «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет! На том стояла, и стоять будет земля Русская!» (Александр Невский)

8. Какой памятник архитектуры показан на экране? (Церковь Спаса на Нередице)

9. Какой памятник архитектуры показан на экране? (Церковь Покрова на Нерли)

10. О каком историческом деятеле идет речь:

 - благодаря ему началось интенсивное освоение Северо-Восточной Руси;

 - он был дважды великим киевским князем;

 - современники отмечали его страсть к захвату чужих земель;

 - он умер в разгар подготовки военного похода, который должен был хотя бы на время прекратить княжеские усобицы.

(Юрий Долгорукий)

Четвёртый гейм «Легендарная личность»

Команды должны догадаться, о каком историческом деятеле идёт речь. За правильный ответ – 1 балл.

«В монастырской келье узкой,

 В четырёх глухих стенах,

 О земле, о древнерусской

 Быль записывал монах».

(летописец Нестор, монах Киево-Печерского монастыря)

Вопросы командам задает летописец Нестор.

О каких исторических деятелях говорится в «Повести временных лет»?

1. «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул…»

 «В походах не возил с собой ни возов, ни котлов, не варил мяса…, не имел шатра, но спал, подостлав потник с седлом в головах». (Святослав)

2. «Когда пришёл в Киев он, то повелел опрокинуть кумиры – одних велел изрубить, а других предать огню». (Владимир I)

3. «И любил он книги, читая их часто и ночью и днём». (Ярослав Мудрый)

4. «И ступил он ногою на череп, и поползла змея из черепа и ужалила его в ногу». (Олег)

Пятый гейм – «Дальше, дальше…»

За одну минуту задаются вопросы, кто больше даст правильных ответов, тот побеждает в гейме. Если команда не знает правильного ответа, то говорит: «Дальше»

Вопросы:

  1. Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)
  2. Бог ветра у восточных славян (Стрибог)
  3. Волхвы – это … (языческие жрецы)
  4. Сбор мёда диких пчел. (Бортничество)
  5. Воинственный кочевой народ, совершавший набеги на древнюю Русь. (Печенеги)
  6. Дух – покровитель леса. (Леший)
  7. Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)
  8. Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)
  9. Основная денежная единица в древней Руси. (Гривна)
  10. Наследственное земельное владение, передаваемое от отца к сыну. (Вотчина)
  11. Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)
  12. Дух, обитающий в полях. (Полевик)
  13. Этот центр Руси был первым разорён Батыем. (Рязань)
  14. Магический предмет, оберегающий своего владельца от зла и бед. (Амулет)
  15. В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)
  16. Этот князь получил своё прозвище потому, что имел много сыновей. (Всеволод Большое гнездо)
  17. Кто из монгольских правителей потерпел поражение на поле Куликовом поле? (Мамай)
  18. Кого восточные славяне называли «Щуром»? (Домового)
  19. В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)
  20. Грамота, выдаваемая монголами на великое княжение. (Ярлык)
  21. Название зерна у восточных славян. (Жито)
  22. Дух, покровитель водоемов, рек, озёр, обитающий в омутах. (Водяной)
  23. Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)
  24. Сборщики дани Золотой Орды. (Баскаки)
  25. Когда произошла Невская битва? (15 июля 1242 года)
  26. Основное орудие труда у восточнославянских племен, обитавших в лесной полосе. (Соха)
  27. Главный собор древнего Киева (Софийский)
  28. Описание событий по годам. (Летопись)
  29. Первое упоминание о Москве относится к …. (1147 году)
  30. Человек, взявший ссуду («купу») и обязанный её отработать. (Закуп)
  31. Богиня любви у восточных славян (Леда)
  32. Как называлась славянская азбука? (Кириллица)
  33. Где впервые русские встретились с монголо-татарами? (на реке Калке,1223 г.)
  34. Столицей Золотой Орды при хане Батые был город ….. (Сарай)
  35. Похоронный обряд у древних славян. (Тризна)
  36. Какая форма правления сложилась в Новгороде? (Республика)
  37. Богиня плодородия у восточных славян (Макошь)
  38. Народное собрание у восточных славян. (Вече)
  39. Когда произошла Куликовская битва (8 сентября 1380 г.)
  40. Как называется литературное произведение, повествующее о победе русских воинов над ордынцами на Куликовом поле? («Задонщина»)

Вопросы болельщикам:

  1. Кто сказал: «Да не посрамим земли Русской, но ляжем костьми, мертвые сраму не имут!» (Святослав)
  2. Этому князю во сне явилась Богородица, повелевшая основать церковь на месте видения. Кто этот князь? (Андрей Боголюбский)
  3. О каком событии идёт речь: «…и гнали их русские с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их семь верст по льду» (Ледовое побоище,1242г.)
  4. За что Александр Ярославич получил прозвище «Невский»? (За победу на реке Неве 15 июля 1240 года)
  5. Почему на Руси началась феодальная раздробленность? (Не было четкого порядка наследования престола, усобицы князей)
  6. Этот князь построил Софийский собор и Золотые ворота в Киеве. (Ярослав Мудрый)
  7. Как называли человека, который заключил «ряд» (договор) на выполнение работ? (Рядович)
  8. Кто из русских князей оказался на московском престоле в 9-летнем возрасте? (Дмитрий Иванович)
  9. Этот князь свое прозвище получил за богатство и кошель с деньгами, который носил на поясе. (Иван Калита)
  10. Когда начинался год у славян? (в декабре)
  11. Изображение божества, изготовленное преимущественно из камня или дерева, предмет поклонения. (Идол)

Слово жюри.

Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по математике. Игра "Счастливый случай"

Внеклассное мероприятие по математикеИгра «Счастливый случай»7 класс Цель мероприятия:-        развивать творческие способности;-...

Внеклассное мероприятие по математике. Игра "Счастливый случай"

Внеклассное мероприятие по математике для 6 классов коррекционной школы...

Внеклассное мероприятие в 9 классе командная игра «Счастливый случай» по теме «Канада»

Цель: развитие иноязычной коммуникативной и речевой компетенции учащихсяРечевая компетенция: автоматизация лексического навыка говорения по теме «Канада»Языковая компетенция: закрепление из...

Внеклассное мероприятие по истории математики "Счастливый случай"

Одной из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Необходимым условием успешного преподавания является стимулирование, к...

Внеклассное мероприятие по математике Игра «Счастливый случай» 7 класс

Интересное увлекательное мероприятие для увлечения обучающихся процессом решения занимательных задач...

Внеклассное мероприятие по информатике. Игра "Счастливый случай"

Данная игра направлена на развитие творческого мышления...