Методическая разработка «Урок Победы», посвященная 75-летию Великой Отечественной войны, для учащихся 9 класса
методическая разработка по истории (9 класс)

Никитина Марина Валерьевна

Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится Победа Великой Отечественной войне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель истории Никитина М.В.

Методическая разработка «Урок Победы», посвященный 75-летию Великой Отечественной войны, для учащихся 9 класса

Цель: формировать у ребят высокое патриотическое сознание, верность Отечеству;  воспитывать у подростков уважительное отношение к ратным подвигам защитников Отечества; содействовать формированию у учащихся чувства долга, гражданской ответственности.

Задачи: воспитание  гордости  за  Российское     государство;  укрепление любви к родине,  увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества в годы ВОВ;  воспитание чувства уважения к героическим поступкам  в военное время;

Методическое сопровождение: ПК, мультимедийный проектор, экран,  аудиосообщение «Объявление Ю. Левитана о начале войны»,  видео «Салют победы», презентация «Нет на свете семьи такой, где б ни памятен был свой герой», «Волжская коммуна» в качестве исторического источника.

Оформление кабинета: плакаты и рисунки, картины, посвящённые Победе советских войск над врагом

Межпредметные связи: литература, музыка, история, изобразительное искусство.

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Проверьте всё ли у вас готово к сегодняшнему занятию.

2. Актуализация:

Вступительное слово:

Бывают события, которые по прошествии времени стираются из памяти людей, но есть те, значение которых с каждым десятилетием приобретает особую значимость. К таким событиям относится Победа Великой Отечественной войне.

4. Постановка целей и задач урока

История Великой Отечественной войны занимает особое место в памяти нашего народа (Прослушивание аудиосообщения «Объявление Ю. Левитана о начале войны»). Опираясь на последние слова из объявления, сформулируйте тему нашего урока. О чём мы будем говорить?

Ответы учащихся. Да, действительно, вы все молодцы, наше занятие будет посвящено победе, общей победе над врагом в Великой Отечественной войне «Урок Победы». 

5. Изучение нового материала

Эпиграфом к уроку предлагаю взять строки из стихотворения Р. Рожденственского «Есть память, которой не будет забвенья, и слава, которой не будет конца…».

Великая Отечественная война является наиболее изученной темой в русской истории, однако, несмотря на это, многие моменты остаются нераскрытыми полностью. Что же вы знаете об этой войне? - Кто принимал участие в этой войне?  - Назовите даты начала и конца войны. - Кто победил в этой войне?- Сколько лет назад наша страна одержала победу над врагом? (ответы учащихся).

Совершенно верно, Германия без объявления войны напала на советский союз, несмотря на заключенный пакт Молотова-Риббентропа. Уже на следующий день (23 июня) на страницах местной газеты г. Куйбышев, (нашего родного города), ныне Самара,  «Волжская коммуна» были опубликованы статьи об этой беде. Статьи вещали о мобилизации сил, о военном положении, но главное, в них поместили решительные, и самые главные слова для народа «Мы победим» (демонстрация источников Приложение 1).

Подвиг народа в Великой Отечественной войне достаточно сложно переоценить. Такого массового самопожертвования, какое проявили советские люди в известной миру истории, больше нет. Самыми крупными сражениями и событиями Великой Отечественной войны, которые стали переломным моментом в те суровые годы войны, можно назвать оборону Москвы, блокаду Ленинграда, Сталинградскую битву, Курскую дугу, штурм Берлина. 8 сентября 1941 года началась Блокада Ленинграда. Около девятисот дней сражался, работал и жил в кольце Блокады Ленинград.

В настоящее время уже достаточно детально изучен вопрос о том, сколько же человек со стороны СССР погибло в противостоянии с Германией и её многочисленными союзниками в годы ВОВ. Сейчас речь идёт примерно о 27млн человек.

Стоит отметить, что не все эти люди являлись солдатами. Большинство из них гражданские лица, которым пришлось оказаться на оккупированной территории. В эту же цифру были включены ещё и те потери, которые возникли в результате повышенной смертности на остальной части СССР во время войны.

Успехи СССР оплачены кровью солдат Красной армии. Количество погибших военнослужащих в период Великой Отечественной войны составляет примерно 7 млн человек. В данную цифру включены и те потери, которые возникли в результате болезней, а также разного рода происшествий. Сюда отнесены и расстрелянные солдаты (за дезертирство и прочее).

Боевой подвиг народа в Великой Отечественной войне можно оценить также и по количеству людей, получивших звания Героев Советской Союза. (Приложение 2. Стихотворение).

 Великая Отечественная война отличается от подавляющего большинства прочих крупных конфликтов тем, что основная доля пострадавших в нём была гражданской. То есть мирных жителей погибло больше, нежели солдат. Если численность военных потерь составляет около 7 000 000, а общие потери равны 26 600 000 человек, то количество убитых мирных жителей достигает почти 20 млн.

 Подвиг народа в Великой Отечественной войне характеризуется ещё и тем, что гражданское население принимало в ней самое непосредственное участие. При этом оно заключалось в:

- партизанской деятельности на оккупированной территории;

- фортификационных работах на приближающейся линии фронта во время наступления армии Вермахта;

- непрерывной ударной трудовой деятельности в глубине страны.

Практически каждая семья столкнулась с войной лицом к лицу. Брат, отец, дядя, муж, сын и т.д. оказались на войне. Моя семья не исключение.   Показ презентации «Нет на свете семьи такой, где б ни памятен был свой герой». 

А вы знаете, что-нибудь о подвигах вашей семьи в этой войне (рассказ желающих).

 Я предлагаю вам посетить (http://podvignaroda.ru/?#tab=navHome) сайт документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне», где представлены около 1.3 млн документов, возможно, вы отыщите документы, награждения своих родственников.

Война уничтожила солдат, сделала сиротами детей, женщин обрекла на вечное вдовство. Видеосюжет «Салют Победы»

6. Закрепление темы

Блиц опрос

1. Годы Великой Отечественной войны?

2. Какой пакт был заключен за несколько лет до войны?

3. Сколько погибших насчитывается в этой войне?

4. Что помогло одолеть врага?

7. Рефлексия

Что нового вы сегодня для себя вынесли из урока?

Почему мы гордимся днем 9 мая?

Как вы поздравляете наших ветеранов?

Объявляю минуту молчания в память героев войны (Почтим память минутой молчания. Стоя)

8. Домашнее задание

Ребята, я прошу вас написать сочинение на тему «Великий подвиг предков. Мы помним! Мы гордимся!» (Критерии сочинения: сочинение должно соответствовать объему 2стр, грамотно оформлено, приветствуется творческая инициатива –  можно дополнить сочинение рисунками, стихами и т.д.).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нет на свете семьи такой, где б не памятен был свой герой Мартынов Кузьма Абрамович

Слайд 3

Сержант в РККА с 1939г. Место призыва Клявлинский РВК, Куйбышевская область; Звание: сержант в РККА с 23.06.1941 года Место призыва: Клявлинский РВК, Куйбышевская обл., Клявлинский р-н

Слайд 4

Медаль «За отвагу» 11 августа 1941г, участник напряженных боев в р-не Кис-Кис, где он сражался мужественно и отважно. Был легко ранен , но бой не оставил и продолжал вести его. 3 октября 1941г. В составе батальона Марьина участвовал в разгроме вражеского гарнизона, показав при этом мужество и отвагу. Лично уничтожил 3 белофинских оккупанта. 26 октября 1943 г с группой Трифова участвовал в разгроме вражеского гарнизона, где был легко ранен. 20 июня 1944г при разведке боем в р-не 9-й стрелковой роты с задачей захвата контрольного пленного при переправе захваченного пленного через реку был тяжело ранен.

Слайд 5

Орден славы III степени В бою в Восточной Пруссии при прорыве обороны противника первым ворвался в траншею врага в упор расстреливая фашистов, при этом истребил 4-х солдат и одного унтер-офицера. При штурме высоты 267 командир расчета станкового пулемета выбыл из строя. Тов. Мартынов смело взял на себя командование и продолжал бой.

Слайд 6

Орден Отечественной войны I степени

Слайд 7

Известно, что он был ранен 29 января 1945г в левое бедро,ногу,плечо . Он был признан инвалидом II степени и больше не смог выполнять свою работу.

Слайд 11

«За образцовое выполнения заданий ,командования на фронте, борьбы с немецкими захватчиками и проявление при этом мужества и отваги. Награжден медалью за отвагу. 31 октября, 1944»

Слайд 13

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

СТИХОТВОРЕНИЕ

Тот самый длинный день в году...

Константин Симонов

Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду -
На всех. На все четыре года.
Она такой вдавила след,
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких.
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет.
И ставит, ставит обелиски.

1971


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа, посвященного 70-летию Великой Победы

·        Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной  войны, г...

Классный час, посвященный 70-летию Великой Отечественной Войны.

В классном часе отражены о подвигах тувинцев- добровольцев в годы ВОВ....

Методическая разработка урока по истории по теме "Великая Отечественная война"

Методическая разработка контрольного урока по истории по теме "Великая Отечественная войа"....

КЛАССНЫЙ ЧАС, посвященный 70-летию Великой Отечественной войны Сталинград: герои и подвиги.

Классный час посвящен 70-й годовщине со Дня Победы в Великой Отечественной войне.Мероприятие рассчитано на аудиторию учащихся 9-11 классов. Были приглашены труженики тыла, ветераны войны.  Цели и...

Методическая разработка урока Победы, посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»

Методическая разработка урока Победы,  посвященного 75-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне «Поклонимся великим тем годам»      Цель: формировать...

Методическая разработка классного часа, посвященного 75-летию Великой Победы «УРОК ПОБЕДЫ »

Методическая разработкаклассного часа,посвященного 75-летию Великой Победы«УРОК ПОБЕДЫ »...

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы!

Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного 75-летию Великой Победы!...