Урок истории в 10 классе по теме Страны Азии и Африки.
план-конспект урока (10 класс)

Хисамова Фания Фаузятовна

Урок истории в 10 классе по теме Страны Азии и Африки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок истории в 10 классе.

Учитель: Хисамова Фания Фаузятовна.

Тема «Страны Азии и Африки. Деколонизация и выбор путей развития».

Изучить самостоятельно лекцию и сделать конспект в тетради.

Написать в тетради ответ на вопрос: Каковы причины деколонизации? И отправить мне на почту fainayai@mail.ru или в контакте.

Окончание Второй мировой войны послужило мощным толчком в деле национально-освободительных движений по всему миру. Уже с конца 1940-х гг. в Азии начались процессы деколонизации, которые наращивали свою силу с каждым новым десятилетием. О деколонизации стран Азии и Африки пойдёт речь на данном уроке.

Предыстория

До окончания Второй мировой войны колониальные владения занимали почти треть суши. Многие страны были полуколониями или подмандатными территориями. После Второй мировой войны в зависимых странах усилились движения за независимость. Это привело к процессам деколонизации (обретения независимости бывшими колониями).

 

События

1946 – 1950 гг. – в Азии и Африке возникло 13 независимых государств.

1946 – 1954 гг. – война во Вьетнаме. Завершилась поражением Франции.

1951 г. – Ливия обрела независимость.

1954 – 1962 гг. – война в Алжире, в результате которой Алжир получил независимость.

1955 г. – Первая конференция африканских и азиатских государств, в которой приняло участие 28 стран.

1956 г. – независимость обрели Марокко и Тунис.

1960 г. – независимость получила Сомали.

1960 – Год Африки: около 45 государств обрели независимость.

1974 г. – независимость получили Ангола и Мозамбик.

1990 г. – Намибия стала независимым государством.

2001 г.– создан Африканский союз. Его цели: способствовать достижению экономической и политической независимости африканских государств. К 2000 г. суммарный внешний долг составил 370 млрд долларов.

 

Индия

1947 г. – Великобритания предоставляет независимость Индии. На территории бывшей британской колонии возникает два независимых государства – Индия и Пакистан.

1950 г. – Индия провозглашена республикой. Первым премьер-министром становится Джавахарлал Неру.

 

Индонезия

В начале XX века почти вся территория Индонезии была голландской колонией и носила название Нидерландская (Голландская) Ост-Индия. В 1942 г. Индонезию захватила Япония. После поражения Японии во Второй мировой войне в Индонезии активизировалась борьба за независимость.

1945 г. – провозглашена независимость Индонезии.

1950 г. – Голландия признала независимость Индонезии и вывела свои войска.

1959 г. – установление в Индонезии авторитарного режима Ахмеда Сукарно.

1967 г. – Сукарно отстранен от руководства страной.

 

Участники

Мохандас Ганди – лидер национально-освободительного движения Индии. Получил в народе имя Махатма («великая душа»).

Джавахарлал Неру – премьер-министр Республики Индии с 1947 г. (Семь дней истории).

Ахмед Сукарно – возглавил национально-освободительное движение в Индонезии. Первый президент Республики Индонезия (1945–1967).

Заключение

Начавшийся после Второй мировой войны процесс деколонизации привел к тому, что практически все бывшие колонии обрели независимость. Получившие независимость страны должны были самостоятельно определять свою политику, решать экономические проблемы (см. урок «Страны Африки во второй половине XX – начале XXI века»). Актуальной задачей стала борьба с неоколониализмом.

Конспект

Азия.Одна из главных стран региона – Индия – жемчужина в колониальной короне Британской империи по окончанию Второй мировой войны стала стремиться к независимости. В феврале 1946 года вспыхнуло восстание в Бомбее, переросшее в массовые выступления по всей Индии. Индусы, работавшие в местных английских администрациях, доказали что сами могут управлять своим государством. Английское правительство Эттли, пытаясь уладить конфликт, вознамерилось сделать из Индии доминион с управлением его из Лондона, но все же, в августе 1947 года Индия провозгласила свою независимость (Рис. 1). Премьер-министром Индии стал Джавахарлал Неру.

В 1946 году, территория Ближнего Востока, которая находилась в колониальной системе Великобритании, оказалась независимой. Лондон отказался от своих притязаний на эти земли, мотивируя это тем, что не может найти приемлемое для арабов и евреев решение взаимного общежития.

В 1947 году ООН приняла решение о разделении Палестины – камня преткновения – на арабскую и еврейскую части, что было принято евреями, но не было поддержано арабами. В том же 1947 году вспыхнула арабо-израильская война (1947-1949 гг.) за данную территорию (Рис. 2). Каждая из сторон претендовала на земли Палестины и Иерусалим – город, священный как для христиан, так и для мусульман и иудеев.

С помощью СССР и при его всецелой поддержке, в 1948 году, в ходе продолжавшейся войны, было провозглашено государство Израиль. В Москве надеялись, что Израиль выберет просоветскую позицию, и всячески помогали ему. Премьер-министр Израиля Голда Меир была хорошим другом СССР. Изначально, США поддерживали арабов, но как только правительство Израиля, получив поддержку от СССР и немного окрепнув, повернулось к США лицом, Вашингтон стал поддерживать Израиль. Таким образом, с конца 1940-х гг. оформилось некое противостояние великих держав в данном регионе – СССР стал поддерживать арабские государства, а США – Израиль.

В течение 1950-х гг. в Израиль стали переселяться многие евреи из стран Европы и Азии, создавая новое общество, на, как они считали, своей земле. В скором времени, при финансовой поддержке США, Израиль стал одним из вернейших союзников Вашингтона и начал развивать свою экономику.

Период крушения колониальной системы в Африке принято разделять на три основных этапа:

Первый этап (1946-1947 гг.), когда почти все страны Африки стали формально независимыми, но реальную свободу так и не обрели. Многие колониальные европейские страны всё чаще стали говорить об отказе от колоний, так они стали тянуть их назад. Если раньше метрополии практически всё выкачивали из колоний, то теперь, наоборот, они тратили огромные деньги на поддержание колоний.

Второй этап (1960-1965 гг.)связан с самыми главными событиями. В 1960 году сразу 17 стран континента получили реальную независимость. 1960 год – «год Африки» . Для поддержания мира и спокойствия была создана Организация африканского единства (ОАЕ), целью которой было урегулирование территориальных споров между странами, т.к. границы бывших колоний стали границами независимых государств, и поводов к спорам хватало.

Третий этап (с 1975 года) характеризуется ликвидацией осколков колониальной системы, когда независимость получили такие страны, как Ангола, Гвинея-Бисау, Мозамбик.

Обретение национальной независимости сталкивалось с постоянной борьбой за власть и вооружёнными переворотами. Если изначально вся власть досталась немногочисленным образованным людям, стремившимся создать государство на принципах свободы и демократии, то с течением времени власть забирали военные, устанавливавшие жесточайшую диктатуру. Ярким примером такой борьбы за власть может служить следующее. Бывшая колония – Бельгийское Конго – в 1960 году получило независимость. Новую страну возглавил молодой демократический лидер Патрис Лумумба, стремившийся к созданию единого государства, к преодолению разногласий между племенами. Лумумба заручился поддержкой СССР, но вскоре был свергнут военачальником Жозефом Мобуту и убит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 7 классе по теме "Страны и национальности"

предсавлен конспект урока второй по теме "Страны и национальности" по УМК Биболетовой...

Технологическая карта урока истории 5 класс по теме "Введение в историю"

Технологическая карта урока истории в 5 класс по теме "Введение . Откуда мы знаем, как жили наши предки"...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Урок истории. 11 класс. Особенности развития государств Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами.

Конспект поможет  углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки между мировыми войнами; подробно рассмотреть причины подъема национальных антиколониальных движен...

Технологическая карта к уроку в 7 классе по теме"Страны мира"

Технологическая карта к уроку  в 7 классе по теме"Страны мира"...

Методическая разработка урока географии 7 класс на тему: «Страны Северной Америки»

Задачи урока:1. Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках; формирование умения использовать географическую карту в своей работе.2. Развивающие:ра...