Работа с историческими источниками как показатель достижения метапредметных результатов.
статья по истории

Гольцер Татьяна Васильевна

Современные стандарты образования требуют (наряду с предметными) метапредметных и личностных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с историческими источниками как показатель достижения метапредметных результатов.

Гольцер Татьяна Васильевна, учитель истории и обществознания, МБОУ Ширинская ОШ №17 Республики Хакасия.

Ключевые слова: метапредметные результаты, ФГОС, исторические источники, причины ошибок при работе с историческими источниками.

Современные стандарты образования требуют (наряду с предметными) метапредметных и личностных результатов.

Статья посвящена вопросам формирования метапредметных результатов на уроках истории. Автор предлагает алгоритм работы с историческими документами. Анализируются некоторые метапредметные результаты, которые могут быть достигнуты в ходе изучения истории в школе, они выражаются в следующих качествах: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность (учебную, общественную и др.);
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Успешно формировать эти качества возможно при работе с историческими источниками на уроках истории.

Учитель хочет, чтобы его ученики умели читать, понимать, анализировать и использовать разнообразные исторические материалы в классе и в повседневной жизни.

Набор материалов может быть различным в зависимости от доступности и важности изучаемой темы. Например, при изучении конкретного политического события учащиеся могут использовать учебник как основной материал, дополняя его работами общего значения (словари, энциклопедии) для понимания ключевых слов, относящихся к этому событию, газетными или журнальными публикациями, отчётами о заседаниях государственных и общественных организаций, посвящённых этому событию, личными воспоминаниями и политическими речами участников, текстами законов и судебных разбирательств, в которых затрагивалось данное событие, литературными произведениями, описывающими это событие, статистическими данными. Чем шире круг привлекаемых источников, тем более полную картину можно воссоздать.

Каждый вид материала обладает присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как его использовать.

Как работать с документом.

  1. Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
  2. Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
  3. Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
  4. Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
  5. Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
  6. Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

ФГОС выделяет виды умений и познавательной деятельности, которые и призваны обеспечить получение метапредметных результатов на уроке. Это умения систематизировать и анализировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса. Данные умения формируются в ходе анализа исторических документов.

Каковы же причины ошибок при работе с историческими источниками на уроке?

  • недостаточно внимательное чтение текста;
  • неумение чётко проанализировать текст, разделить его на части в соответствии с вопросами каждого задания;
  • невнимание к требованиям задания;
  • попытка дать ответ, дословно воспроизводя соответствующие (а иногда и несоответствующие) отрывки;
  • неполнота ответа из-за неумения выявлять нюансы содержания текста (точность формулировок, характер взаимоотношений исторических персонажей, причины и следствия решений).

Работа с документами требует глубокого анализа текста. На это следует обращать внимание учащихся. Речь идёт о планомерной поурочной работе с источниками, которая обеспечивает достижение метапредметных результатов.

Форм организации такой работы много:

  • анализ на уроках фрагментов источников, содержащихся в учебниках;
  • использование источников при подготовке рефератов, сообщений, эссе;
  • организация уроков-практикумов с выполнением заданий по анализу источников, выработка алгоритма их изучения, памяток самостоятельной работы;
  • проведение уроков - дисскусий с привлечением исторических документов;
  • организация «круглых столов» и других форм занятий на основе анализа источников;
  • организация специальных уроков с обсуждением творческих самостоятельных работ;
  • использование документов по истории региона, своего края.

Таким образом, метапредметные результаты, предусматриваемые ФГОС, могут быть успешно обеспечены на уроках  истории.

Литература.

  1. Метапредметный результат [Электронный ресурс] - Режим доступа на [Электронный ресурс] // Федеральный Государственнный Образовательный Стандарт  - Режим доступа на 6.05.2014: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824, свободный. - Загл.с экрана
  2. Федеральный институт педагогических измерений . http://fipi.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ МАТЕМАТИКИ,КОНЕЦ 5 КЛАССА)

Диагностическая работа по математике в 5 классе на конец учебного года, проводимая с целью оценки метапредметных результатов (на два урока)....

Диагностическая работа для оценки достижения метапредметных результатов обучения по математике (5 класс)

В работе представлены задания для проверки метапредметных результатов обучения по математике на конец 5 класса.(ФГОС)...

ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО БИОЛОГИИ

Материал раскрывает вопросы использование  метепредметных связей на уроках биологии посредствам выплнения лабораторных работ....

диагностическая работа по математике для оценки достижения метапредметных результатов обучения

Данную работу мы выполняли на курсах повышенимя учиттелей математики по ФГОС....

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...

Самостоятельная работа обучающихся на уроках русского языка и литературы как один из способов достижения метапредметных результатов

Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как не только знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Эти...