МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»
методическая разработка по истории (5 класс)

Гончарова Оксана Анатольевна

Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов кейса; вырабатывать коллективные решения, предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.

Развивать самостоятельность мышления, учиться ставить цели и достигать их, формировать собственную жизненную позицию, учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.

            Используемая технология: кейс-стадии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока истории по кейс-технологии

в 5 классе «Индийские касты»

     Тема урока: Индийские касты.

Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов кейса; вырабатывать коллективные решения, предлагать альтернативные пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.

Развивать самостоятельность мышления, учиться ставить цели и достигать их, формировать собственную жизненную позицию, учиться работать в команде, адекватно оценивать свою работу.

        Используемая технология: кейс-стадии.

        Методы познания в процессе обучения, интегрированные в кейс-стадии:

- Игровой метод (театрализация)

- «Мозговой штурм» (при работе в группах)

- Дискуссия (при обсуждении принимаемых и принятых решений)

- Беседа

        Оборудование: презентация, кейсы с подборкой материалов, лист ватмана, маркеры.

Педагогические
цели

Способствовать формированию представлений о кастовом делении индийского общества, его влиянии на жизнь общества; создать условия для ознакомления с культурными достижениями Индии

Тип и вид урока

Изучение и первичное закрепление новых знаний .

Планируемые
результаты
(предметные)

Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого

Личностные
результаты

Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора.Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

Метапредметные результаты

Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение и др.),выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов)

Предметные

Проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности; рассказывать о событиях древней истории

Основное содержание темы, понятия и термины

Общественное устройство, касты. Кастовое деление общества: жрецы-брахманы, воины, земледельцы, слуги. Религиозные верования, легенды и сказания. Бог Брахма.

Оборудование:

презентация, кейсы с подборкой материалов, лист ватмана, маркеры.

№ этапа

Название этапа урока и используемые методы

Действия учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.

Организационный момент

На слайде тема урока, изображение бога Брахмы.

Учитель организует работу в группах, распределяет роли,  раздает кейсы, карточки с алгоритмом ответа для спикеров, карточки оценивания

Учащиеся занимают места в группах, записывают тему урока.

2.

Актуализация знаний.

Подведение к определению и осмыслению проблемы

Побуждающая беседа

Вопросы учителя:

- Мы с вами познакомились с различными древними государствами (цивилизациями). В каждом из государств устанавливались свои законы и правила в отношениях между слоями людей. Давайте вспомним о слоях населения Др. Египта, Междуречья, Вавилона

 -Какой принцип лежал в основе разделения людей?

- Какой вывод можно сделать из этих примеров?

-Давайте вспомним, кто такой Брахма? ( слайды)

-В чем его значение в индийской религии?

Предполагаемые ответы учащихся:

-Фараон, жрецы, вельможи, писцы, воины, земледельцы и ремесленники, рабы.

- Царь, чиновники, купцы, земледельцы и ремесленники, рабы…

-Принцип неравенства

- В разных древних государствах люди делились на группы по принципу неравенства прав и обязанностей.

Познавательные: выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

3.

Знакомство с конкретной ситуацией

Театрализация (игровой метод)

Учитель предлагает обсудить увиденное:

-Вам встречались подобные ситуации в жизни? В чем проблемность этой ситуации?

Вы увидели, что перед девочками был выбор, как поступить? Чье поведение можно отнести к добрым поступкам? А как бы вы поступили?

- Над какой проблемой нам предстоит сегодня работать?

-В наше время возможно решение этой проблемы?

-А как вы думаете, в Др. Индии возможно ли было преодоление неравенства?

-Что лежит в основе неравенства людей в Др. Индии

 Какой учебный продукт мы должны получить?

- У нас 4 группы. Сколько каст (а именно так называются слои в Индии) мы можем сегодня изучить?

- Как нам необходимо организовать работу в группах, чтобы добиться успеха?

Дети представляют реальную ситуацию:

Три девочки оживленно обсуждают между собой прошедший День рождения одной из них. К ним подходит четвертая, желая вступить в разговор. Две девочки говорят, что не желают с ней общаться, т. к. она проще одета, у нее нет нового телефона и т.п.- уходят. Третья девочка берет за руку расстроенную одноклассницу и просит рассказать ей интересную историю, т. к. знает, что ее одноклассница читает много книг.

Возможные ответы детей:

-Проблема неравенства

-Да. Т. к это зависит от воспитания и морали.

- Нет

-Пока не знаем.

- Мы можем вывести основные положения жизни слоев Др. Индии. И понять, что лежит в основе деления.

- Каст может быть минимум четыре.

-Для этого нам надо работать слаженно и помогать друг другу.

Регулятивные: принимают учебную задачу. планируют ее самостоятельное выполнение.        Определяют цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Познавательные: вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

4.

Работа  в группах с материалами  кейс

Метод «мозгового штурма»

Учитель переходит от группы к группе, направляет в нужное русло обсуждение.

Учащиеся знакомятся с материалами кейса, изучают, обсуждают, обмениваются мнениями. Руководит обсуждением координатор, секретарь записывает основные положения общего ответа, спикер проговаривает в группе ответ в соответствии с алгоритмом, предложенным учителем (на этапе введения данной технологии учащиеся нуждаются в опоре на  алгоритм ответа).Секретарь записывает на лист ватмана.

Коммуникативные: принимают участие в работе группами; договариваются, приходят к общему решению, готовят сообщения, используя информацию

5.

Презентация  и экспертиза результатов работы групп  на общей дискуссии

Методы дискуссии и обобщающей беседы

Учитель предлагает спикерами от каждой группы представить результаты работы групп. Предлагает высказать свою точку зрения других членов дискуссии на рассматриваемую проблему.

Вопросы для дискуссии:

-Почему по представлениям индийцев брахманы произошли из уст бога?

- Как вы понимаете запрет поворачиваться к учителю спиной?

- Сегодня есть мнение, что люди относящиеся к верхам общества ведут легкую и беззаботную жизнь, применимо ли это мнение к жизни брахмана?

- Почему царями в Др. Индии были не брахманы (высшая каста), а кшатрии?

Возможные ответы от групп:

Группа1:

- Из представленных в кейсе материалов можно сделать вывод:

-Брахманы возникли из уст бога, и это значит не только то, что они выше других частей тел, но и то, что они озвучивают волю богов.

Запрет для мальчика-брахмана поворачиваться к учителю спиной , - мы понимаем так: к учителю относились с высшим уважением, так как знания получаемые от него закладывали основу дальнейшей жизни брахмана.

-Нет, так как брахман должен был очень много работать над собой, и даже стать отшельником.

Поэтому мы вывели основные положения жизни брахманов:

 Брахманом становятся по происхождению, но от него требуется много учиться, выполнять все обязанности своей касты, даже такие – как стать отшельником.

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, владеют навыками смыслового чтения

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других

Динамическая пауза:

Ребята, давайте прогуляемся по джунглям (вспомните, что это такое?). Представьте, что мы в Индии:

заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим – зажмуриваем глаза, открываем и закрываем их несколько раз.

Идем по тропинке – ходьба на месте.

Увидели птицу слева, справа – повороты головой влево вправо.

Разводим лианы на пути (разводим руками).

И вот, наконец, вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему, потянулись и сели.

Учитель предлагает еще раз прочитать  выведенные правила, которые записаны по ходу представлений наработок на листе ватмана.

- Как вы думаете, а были ли люди, положение которых еще хуже слуг? Как вы думаете, куда их относит индуизм?

-Так исходя из всего того, что вы смогли узнать, что же лежит в основе проблемы неравенства общества Др. Индии?

- Актуальна ли проблема неравенства людей в обществе  для сегодняшнего дня?

Группа2

Из материалов кейса можно сделать вывод, что каста воинов происходила, по религиозным представлениям индийцев, из рук Брахмы, именно это определяло основную функцию этой касты – защита, военные действия. Быть царем, значит уметь защищать свою страну на поле боя или завоевывать противника, для брахмана это грех, для воина – доблесть. Поэтому царями были представители касты воинов.

-Кщатрии  - воины, знать Индии, из их числа были цари и полководцы. Их долг – защищать.

Группа3

Изучив материалы кейса, мы пришли к выводу, что земледельцы, происходящие из ног Брахмы не только ниже остальных, но этим объясняется их род занятий, так как ноги стоят на земле. Их положение придает устойчивость всему телу, так как труд земледельцев кормит всех:

-Земледельцы – каста, которая работает и их работа кормить всю страну. .

Группа 4

Изучив материалы кейса, мы пришли к выводу, что слуги – это самая низшая из каст, происходят они из ступней бога, они ничего не имеют, у них только обязанности, но нет прав:

Обязанности шудр – прислуживать вышестоящим кастам, они – ниже всех.

-Есть.

- Они не из тела бога!!!

-В основе деления общества лежат религиозные нормы, поэтому, для жителей Др. Индии, такое деление казалось непреодолимым и естественным.

-Да. Но с помощью норм морали, воспитания и толерантности, сегодня эта проблема преодолима.

Регулятивные: принимают учебную задачу

6.

Подведение итогов работы. Самооценка

Рефлексия.

Учитель предлагает учащимся оценить свою работу и работу товарищей в группах. А так же, просит каждого прикрепить смайлик около того плаката, чье представление понравилось больше всего (+1 балл, каждому из группы набравшей больше смайликов)

Учитель на основании своих наблюдений и баллов в карточках оценивания выставляет отметки за работу на уроке.

У вас  в рабочих листах расположены шаблоны для игры «Крестики - нолики». Учитель читает предложение, а вы если согласны, то ставите крестик, а если нет - нолик.

1.Всё население Индии делилось на 5 каст.

2.Высшей кастой была каста воинов.

3.Только брахманы могли разговаривать с богом.

4.Принадлежность к касте передавалась по наследству.

5. По верованиям индийцев, бог, создавший людей из разных частей тела – Брахма

 6.Неприкасаемые относились к касте земледельцев.

7.Пасти скот, пахать землю должны были слуги.

8.Воины были созданы из рук бога Брахмы.

9.Все касты произошли из частей тела бога Будды.

Давайте проверим, как вы выполнили (самопроверка).

Учащиеся дают словесную оценку и информируют о баллах, полученных членами групп в ходе обсуждения материалов кейса.

Поставьте себе оценку: 0 ош -5

                                         1-2 ош. – 4

                                         3-4 ош  - 3

                                       Более 4 ошибок  - 2

Регулятивные: определять совместно с педагогом и сверстниками критерии оценки своей учебной деятельности

7.

Творческое домашнее задание.

Составить синквейн по любой касте.

        

 

                        Приложения

МАТЕРИАЛЫ КЕЙСА ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ

1-я группа

1 документ

Миф о происхождении четырёх каст. (Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.) Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.. 

2 документ

Жизнь брахмана делилась на три периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество. Жрецам необходимо было знать, с какими словами обратиться к богам, чем их накормить и как прославить. Этому брахманы обучались старательно и долго. Обычно брахман отдавал своего сына в учение, когда тому исполнялось семь лет. Он приводил его в дом к учителю – тоже брахману – и оставлял жить там. Мальчик должен был слушаться учителя и почитать его, как отца с матерью. Повернуться к учителю спиной считалось недопустимым. Подойти к нему можно было только с непокрытой головой и без сандалий, а здороваясь, ученики так низко кланялись, что касались ног учителя. Они повторяли всё, что он говорил, - слово за словом, стараясь выучить наизусть целые книги. Вставая с восходом солнца, ученики выполняли всякую работу по дому: приносили воду, подкладывали дрова в очаг, пасли коров. Когда мальчику исполнялось шестнадцать лет, родители преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту.

После того как брахман выучился и обзавёлся семьёй, он и сам мог брать в дом учеников, приносить жертвы богам для себя и для других. Когда у брахмана появлялись внуки, и голова становилась седой, он мог оставить дом старшему сыну, а сам уходил в отшельники. (Отшельник – человек, отказавшийся от общения с другими людьми, живущий уединённо.) Он строил в лесу шалаш, спал на голой земле и питался лишь лесными плодами, стремясь вдали от людей достичь блаженного состояния душевного покоя. Некоторые истязали своё тело, голодали, неделями и месяцами стояли с поднятой рукой или на одной ноге, молчали годами. Они верили, что после таких мучений при новом рождении останутся брахманами или даже будут жить вместе с богами на небесах.

- Из какой части тела Брахмы произошли брахманы?

- Как можно связать их положение и обязанности с их происхождением?

- Каковы стадии жизни брахмана? 

-Каковы основные   положения жизни брахмана?

2-я группа

                1 документ

        Миф о происхождении четырёх каст. (Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.) Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами.

2 документ

Обязанности кшатриев составляют защита слабых, водворение закона и порядка в мире. Для этого кшатриям даны особые права. Они единственные из всех каст имеют право наказывать вплоть до убийства тех, кто не чтит закон, отходит от правильного поведения своей касты. Кшатриям также прощаются гнев и другие проявления страсти, т.к. это является их природой и необходимо для выполнения их долга.

Кшатрий обязан защищать в любых обстоятельствах людей, того , кто не в состоянии сам себя защитить и просит о помощи.

Кшатрий является не просто выходцем знатного рода, это набор определенных качеств, таких как честолюбие, правдивость, хорошее обращение с оружием, сила, выносливость. Именно эти качества и ведут кшатриев к получению статуса правителя, царя.

- Из какой части тела Брахмы произошли воины?

- Как можно связать их положение и обязанности с их происхождением?

- Какие черты характера характерны для этой касты и почему?

-Каковы основные   положения жизни кшатриев?

3-я группа

1 документ

Миф о происхождении четырёх каст. (Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.) Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами..

2 документ

Вайшьи, земледельцы и пастухи Древней Индии, по самому характеру своих занятий, не могли равняться с высшими сословиями опрятностью и были не так хорошо одеты. Проводя день в труде, они не имели досуга ни для приобретения брахманской образованности, ни для праздных занятий военного дворянства кшатриев. Поэтому вайшьи скоро стали считаться людьми неравноправными жрецам и воинам, людьми иной касты. Простолюдины-вайшьи не имели воинственных соседей, которые бы угрожали их имуществу. Вайшьям не были нужны меч и стрелы; они спокойно жили с женами и детьми на своем клочке земли, предоставляя военному сословию охранение страны от внешних врагов и от внутренних беспорядков. За делами мира большая часть недавних арийских завоевателей Индии скоро отвыкла от оружия и военного искусства.

- Из какой части тела Брахмы произошли земледельцы?

- Как можно связать их положение и обязанности с их происхождением?

- Каковы обязанности земледельцев?

-Каковы основные   положения жизни земледельца?

4-я группа

1 документ

Миф о происхождении четырёх каст. (Каста – группа людей, обладающая определёнными правами и обязанностями. Принадлежность к касте передавалась по наследству.) Каждый индиец с самого рождения принадлежал к одной из четырёх каст: жрецов, знатных воинов, земледельцев, слуг. Индийцы верили, что каждая каста произошла из какой-либо части тела бога Брахмы. Жрецы-брахманы появились из его рта, и поэтому они знают, как произносить молитвы. Воины вышли из могучих рук Брахмы и потому умеют сражаться. Земледельцы, те, кто пашет землю и пасёт скот, созданы из его бёдер. А слуги находятся ниже всех, потому что возникли из запыленных ступней его ног.

Индийцы считали, что люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород. Человек, родители которого были земледельцами, никогда не мог стать жрецом или знатным воином. Ведь и у коровы, например, не может родиться жеребёнок или поросёнок. Дети брахманов, вырастая, становились жрецами, а дети слуг – слугами..

2 документ

Четвертую касту составляли шудры (слуги). В их среде - обнищавшие, оставившие общину крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы, но рабский труд в решающих отраслях экономики Древней Индии значительной роли не играл. Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, путь к обогащению не был ему закрыт каким-либо запрещением. И тем не менее он не свободен.

Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения, «ибо они рождены для него». Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином»

- Из какой части тела Брахмы произошли земледельцы?

- Как можно связать их положение и обязанности с их происхождением?

- Каковы обязанности слуг?

-Каковы основные   положения жизни земледельца?

Карточка оценивания

Фамилия и имя учащегося

Обсуждение в группе – до 5 баллов

Оценка за игру «Х и О»

Общая оценка

Выставляет учитель

1 вопрос

2 вопрос

3 вопрос

4 вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией по теме: «Творчество А. С. Пушкина»

Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимс...

Методическая разработка урока истории Древнего мира. 5-й класс.

Методическая разработка урока написана в помощь учителям, которые в этом учебном году будут работать по ФГОС. Урок представлен в виде технологической карты, в которой представлены личностные, предметн...

Методическая разработка урока истории для 5 класса по теме «Индийские касты»

Учитель: Бубникова А.Н.УМК: А.А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая. История древнего мира. 5 класс. М.: Просвещение, 2015 г.Учебный предмет: историяКласс: 5 «А» Тема урока: &laqu...

Методическая разработка урока истории Средних веков для 6 класса по теме "Образование и философия"

Методическая разработка урока истории Средних веков для 6 класса по теме "Образование и философия"...

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классе Тема урока: Финикийские мореплаватели

Методическая разработка урока истории Древнего мира в 5 классеТема урока: Финикийские мореплавателиЦели урока:сформировать представление о Финикии, показать, какую роль сыграли финикийцы в развитии че...

Методическая разработка урока "История и законы природопользования. 10 класс"

Длительный период эксплуатации человеком ресурсов биосферы и их разнообразие, причастность к природопользованию многих наук привели к накоплению большого количества информации в области природопользов...