Использование ИКТ на уроках истории в условиях сельской школы
статья по истории

Гладкевич Наталья Михайловна

В статье приводятся размышления автора об особенностях использования информационных технологий на уроках истории, а также анализируются проблемы, с которыми столкнулся автор, впрочем как и многие другие учителя, при проведении онлайн уроков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.odt28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Гладкевич Наталья Михайловна,

учитель истории и обществознания МОБУ «Руэмская средняя общеобразовательная школа»,Республика Марий Эл

Использование ИКТ  на уроках истории в условиях сельской

 школы.

Аннотация: автор ставит целью поделиться опытом использования ИКТ в практической деятельности учителя, раскрывает проблемы, с которыми сталкивается практикующий учитель во время дистанционного обучения.

Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, метод проектов

Современная жизнь диктует свои условия: невозможно представить нашу сегодняшнюю жизнь без использования информационных технологий. Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке.   Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др. [1]

В статье 16 Закона «Об образовании» говорится «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей...» [2].

Урок — основная форма обучения. Урок с использованием ИК технологий имеет свои методические возможности и преимущества: повышение эффективности образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью моделирования.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Если в городских школах наличие планшетов, имеющихся  у каждого ученика на уроке, интерактивные доски, огромные мониторы на стене это норма, то для сельских школ это мечта из разряда несбыточных. И тем не менее исходя из своих скромных возможностей, учителя истории, работающие в сельских школах, пытаются сделать уроки истории интересными, насыщенными наглядным материалом.

В данной статье автор ставит целью поделиться опытом использования ИКТ технологий в своей практической деятельности.

Всех учеников можно разделить на аудиалов и визуалов. Согласно проведенному учителем анализу, основная масса детей, особенно среднего звена (5-7 классы), лучше запоминает материал, ассоциируя его с яркой картинкой. Создание презентаций к  уроку обеспечивает наглядность и активизацию зрительного восприятия, рациональное использование урока за счет сокращения времени, которое тратится для записей учителем на доске.

    У каждого учителя существует свой, наработанный годами работы банк презентаций Power Point, который позволяет разнообразить уроки наглядным материалом. Настоящей находкой для учителя является продукция фирмы «1С» образовательные комплексы, которые предназначены для изучения, повторения и закрепления учебного материала школьного курса начиная с истории древнего мира и заканчивая историей России начиная с периода истории России с древнейших времен по XX век включительно. Анимированные схемы и презентации помогают разобраться  в большом объеме информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной, легко запоминающейся форме. Интерактивные карты иллюстрируют учебный текст, совмещение картографического и иллюстративного материала позволяет лучше разобраться в исторических и географических особенностях развития страны. Та же фирма выпускает и отдельные установочные диски с конструктором  интерактивных карт. Для проверки знаний учащихся предлагаются контрольные и тренажерные задания с автоматической проверкой ответа. Разнообразить урок позволяет демонстрация фрагментов фильмов, например, фильма BBS  “Пирамиды» при проведении урока «Искусство древнего Египта», для демонстрации природных условий древней Индии можно продемонстрировать фрагмент фильма «Рика-Тики-Тави».

Серьезным вызовом для учителя стало введение дистанционного обучения в четвертой четверти прошлого учебного года и во второй четверти нынешнего. В прошлом году это было впервые и вызвало настоящий шок как для родительской общественности, так и для учителей и учеников. Значительная часть семей оказалась неготова к дистанционному обучению. Попробуем выделить основные проблемы дистанта:

1.Отсутствие технических средств у значительной части семей. Основным электронным носителем у большинства из них является сотовый телефон, причем имеющий камеру достаточно низкого качества. На вопрос, почему ученика не было на онлайн-уроке сами дети отвечают «из-за проблем с интернетом, он очень плохо работал и ничего не грузил» (Антон Ф.,7Б класс),

2.Отсутствие должного контроля со стороны родителей, которые работают, а дети, оставшиеся без присмотра, просыпают, особенно первые уроки. Статистика посещаемости онлайн — уроков с утра и ближе к обеду существенно отличаются: с утра отсутствующих больше.

3.Во время самого урока ученики, не выучившие домашнее задание, заявляют о неисправности либо камеры, либо микрофона « потому что не выучила» (Кира С.7А класс).

(Данные взяты из опроса и объяснительных учеников, пропустивших уроки во время дистанта).

4.Загруженность учителя является сверхнормативной: с утра учитель отводит все уроки онлайн, потом ему необходимо внести оценки и пропуски в сетевой город, а потом еще проверить письменные задания, которые ученики присылают учителю в WhatsApp. В результате проверка растягивается до 2 часов ночи. Дети считают нормой послать задание 1 мая в 1.05, не извинившись при этом. Так что учитель во время дистанта работает круглосуточно.

Поскольку преподавание истории предполагает непосредственное общение, при проведении уроков в старших классах использовался Skype. Тестировался Zoom на протяжении нескольких уроков, но  не очень понравился ученикам 10 и 11 классов, поэтому остановились на Skype. С учетом того, что это маленькие по численности классы: 13 человек в 11 и 15 в 10. С таким количеством человек программа работает стабильно. Она удобна при объяснении нового материала и при проверке знаний либо фронтально, либо индивидуально. 5 и 7 классы большие по численности, поэтому с ними работаю в Инфоуроке. Данная программа дает  возможность продемонстрировать ученикам презентацию, использовать готовую базу видеоуроков. Здесь удобно провести тест, в ходе которого наглядно видны результаты того, насколько понят материал тем или иным учеником. Часть детей, ссылаясь на отсутствие технических средств, пытается пойти по наиболее легкому пути: пользуются либо WhatsApp, либо посылают ответы на вопросы на электронную почту учителя. Но в результате оценить ответы ученика объективно достаточно сложно: он пользуется помощью учебника, родителей, сети Интернет.

В результате оценки за четвертую четверть оказались завышены и когда осенью начали писать ВПР, то разница в оценках за четвертую четверть и соответственно за год оказалась ощутимой по сравнению с результатами ВПР.

Еще один аспект, который мне хотелось бы затронуть, это здоровье детей. По нормативам СанПина ученику вредно находится перед монитором такое длительное время.

 Большое внимание в последнее время уделяется разработке метода проектов. Метод проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее её раскрытие, что включает наличие замысла решения проблемы, чёткое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Разработка проектов развивает познавательный интерес учащихся. Компьютерные технологии позволяют наглядно и достаточно быстро представить результат проекта. Результаты своих исследований учащиеся представляют выступая на Научно-практических конференциях, например, IV, V НПК «Учителями славится Россия».Умению ставить цель, обозначать задачи, осуществлять поиск и отбор информации детей знакомят на спецкурсе, по итогам которого ребята защищают исследовательскую работу, над которой они работали в течение года. Все эти приемы и методы позволяют разнообразить процесс обучения и сделать его более успешным.

Подводя итог, мы можем отметить, что использование информационных технологий позволяет повысить качество усвоения материала, развивать умение ориентироваться в информационных потоках, осуществить дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем подготовки.

Список использованной литературы

1. Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.

2.Федеральный закон ”Об образовании в Российской Федерации» ,от29 ноября 2012 г №273-ФЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат"Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы"

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Здоровьесберегающие технологии на уроках физкультуры в условиях сельской школы

Состояние здоровья подрастающего поколения - важнейший показатель благополучия общества и государства. Своей задачей я считаю: создание оптимальных условий для реализации здоровьесберегающих технологи...

Создание ситуации успеха на уроках математики в условиях сельской школы

 Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогает школа. Однако часто приходится слышать от учащи...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы

Презентация. Обобщение опыта работы учителя истории по методической теме "Испоьзование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории в условиях вечерней школы"...

Мотивация учащихся на уроках истории в условиях вечерней школы

     В данной школе я работаю с 2011 года. Специфика в нашей школе это то, что к нам попадают в основном дети с низкой мотивацией к учебе и заинтересовать их обычным традиционным...

Активизация и интенсификация деятельности обучающихся на уроках истории в условиях специальной школы закрытого типа

Данная статья была представлена на конкурс в рамках I Всероссийской научно-практической конференции "Состояние и перспективы развития коррекционной педагогики и психологии России: современные тенденци...

Презентация к выступлению на тему "Использование ИКТ на уроках истории в условиях реализации ФГОС"

Презентация "Использование ИКТ на уроках истории в условиях реализации ФГОС"...