Рабочая программа по курсу "История Нового времени.История России 7 класс"
календарно-тематическое планирование по истории (7 класс)

Романова Юлия Валерьевна

Рабочая программа сосоит из пяснительной записки, тематического планирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по истории разработана для обучения учащихся 7 класса на основе

  • единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы). М. Просвещение 2016г.
  • - основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Задорская ООШ Сонковского района Тверской области».
  • Учебный план МОУ «Задорская ООШ Сонковского района Тверской области» на 2019-2020  учебный год (утвержден приказом от 01.09.2019 №)
  • Календарный учебный график МОУ«Задорская ООШ Сонковского района Тверской области»  на 2019- 2020  учебный год утвержден приказом от 01.09.19 за № __/___

Реализуется данная рабочая программа по учебнику «История России: конец XVI-XIII в.» Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова 2016г,  « История Нового времени1500 – 1800»  Просвещение для общеобразовательных учреждений  Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.- М.: «Просвещение»2016г.

 7 класс. В программу включен краеведческий материал по истории Тверского края.

     Учебный план  отводит  для обязательного изучения учебного предмета «История»  в VII классе  - 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю. Средства мониторинга усвоения программы –   контрольные  работы, тестирование.

  1. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета  "История".

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
  • познавательный интерес к прошлому своей страны
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
  • уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
  • уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
  • следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • формирование коммуникативной компетентности;
  • обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других;
  • расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
  • Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
  • формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием;
  • применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
  • активно применять знания и приобретённые умения, освоенные в школе, в повседневной жизни и продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме;
  • критически оценивать достоверность информации (с помощью учителя), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
  • Предметные результаты:
  • определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
  • установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
  • составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
  • применение понятийного аппарата и приёмов исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
  • овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества в древности, начале исторического России и судьбах народов, населяющих её территорию;
  • использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
  • использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств;
  • описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
  • понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями;
  • высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
  • описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
  • поиск в источниках различного типа и вида информации о событиях и явлениях прошлого;
  • анализ информации, содержащейся в летописях и других исторических документах;
  • использование приёмов исторического анализа;
  • понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с этими источниками;
  • оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
  • сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
  • систематизация информации в ходе проектной деятельности;
  • поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
  • личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
  • уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

  1. Содержание учебного предмета  История в 7 классе

Новая история. Конец XV—XVIII В. 28 ч.

От Средневековья к Новому времени.(1 ч)

Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.

Мир в начале нового времени. Великие географические открытия и их последствия. Эпоха Возрождения. Реформация. Утверждение абсолютизма (13 ч)

Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.

Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт. Начало процесса модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.

Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны. Европейские государства в XVI-XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V. Тридцатилетняя война и Вестфальская система.

Первые буржуазные революции (4 ч)

Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики. Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».

Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения. Время преобразований (8 ч)

Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Лок. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII-XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм. Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война. Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г. Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы. Ослабление Османской империи.

Колониальный период в Латинской Америке.(1 ч)

Создание колониальной системы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Традиционные общества Востока. (2ч)

Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава.

7  КЛАСС     РОССИЯ В XVI—XVII вв. (40 ч)

Россия в XVI в.

Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.

Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.

Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное  управление.  Наместники.

Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав».  Земская  реформа.

Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.

Перемены  в  социальной  структуре  российского  общества в XVI в.

Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского  и  Астраханского  ханств,  Западной  Сибири  как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие  системы  управления  многонациональным  государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война. Полиэтнический  характер  населения  Московского  царства.

Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.

Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.

Культурное пространство.

Культура народов России в XVI в.

Повседневная жизнь  в  центре  и  на  окраинах  страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.

Россия в XVII в.

Россия и Европа в начале XVII в.  Смутное время, дискуссия о его причинах.

Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных  государств.  Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.

Россия  при  первых  Романовых.  Михаил  Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества. Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур. Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне,  холопы.

Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.

Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.

Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.

Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.

Культурное  пространство.

Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие образования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.

Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.

 СТРУКТУРА КУРСА

Модуль (глава)

Примерное количество

часов

Сроки изучения

7 класс

1

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Реформация.

13

2

Первые революции Нового времени. Международные отношения.

4

3

Эпоха Просвещения. Время преобразований.

8

4

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.

3

                                                Итого:

28

5

Россия  в XVI  веке.

20

6

Смутное время. Россия при первых Романовых

20

                                               Итого:

40

Всего 7 класс

68

3. Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Дата проведения

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тема I

Мир в начале нового времени (13 ч)

1

1

Технические открытия и выход к Мировому океану

1

2

Встреча миров. Великие географические  открытия и их последствия

1

3

Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе.

1

4

Дух предпринимательства преобразует экономику.

1

5

Европейское общество в раннее Новое время.

1

6

Повседневная жизнь.

1

7

Великие гуманисты Европы.

1

8

Мир художественной культуры

1

9

Рождение новой европейской науки

1

10

Начало Реформации в Европе

1

11

Распространение Реформации в Европе. Контрреформация.

1

12

Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.

1

13

Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.

1

Тема I I

Первые революции Нового времени. Международные отношения  

(борьба за первенство в Европе и  в колониях) (4 ч)

14

Освободительная война в Нидерландах.

1

15

Парламент против короля. Революция в Англии.

1

16

Путь к парламентской монархии.

1

17

Международные отношения в XVI-XVIII веках.  

1

Тема I I I

Эпоха просвещения. Время преобразований(8 ч)

18

Великие просветители Европы.

1

19

Мир художественной культуры Просвещения.  

1

20

На пути к индустриальной эре.

1

21

Английские колонии в Северной Америке.

1

22

Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.

23

Франция в XVIII веке. Причины и начало  Великой французской революции.

1

24

Французская революция. От монархии к республике.

1

25

Французская революция: От якобинской диктатуры к 18 брюмера

Наполеона Бонапарта.

1

Тема IV

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации (3 ч)

26

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.

1

27-28

Государства Востока. Начало Европейской колонизации.

2

Тема IV

Россия в XVI в. (20 ч)

29

 Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий

1

30

Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.

1

31

Формирование единых государств в Европе и России

1

32

Российское государство в первой трети XVI в.

1

33

Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в.

1

34-35

Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады

2

36-37

 Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.

2

38-39

Внешняя политика России во второй половине XVI в.

2

40-41

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

2

42-43

Опричнина.

2

44

Россия в конце XVI в .

1

45

Церковь и государство в XVI в.

1

46-47

Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в.

2

48

Контрольно-оценочный урок по теме :  "Россия в XVI в"

1

Тема VI

Смутное время.

Россия при первых Романовых (20 ч)

49

Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI — начале XVII вв.

1

50-51

Смута в Российском государстве

2

52

Окончание Смутного времени

1

53

Экономическое развитие

России в XVII в.

1

54

 Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

1

55

Изменения в социальной структуре российского общества.

1

56

Народные движения в XVII в.

1

57-58

Россия в системе международных отношений.  

2

59

«Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России.

1

60

Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол.

1

61

Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

1

62

Культура народов России в XVII в

1

63-64

Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в

2

65-66

  Тверской край в XVII в

2

67-68

Контрольно-оценочный урок по теме : "Смутное время. Россия при первых Романовых"

2

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по курсу Новая история и История России 7-8 класс

Рабочая программа соответствует учебникам авторов А.Я. Юдовская и другие,  Данилов А.А. и другие...

Рабочая программа по истории «Новая история. 7-8 классы» А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по истории МО РФ 2004 г., программы "Новая история 7-8 классы" А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. Рабоч...

Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.

Данная рабочая программа  составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой  Н.Ф. Основы...

Рабочая программа по истории Нового времени 7-8 класс к УМК А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкина

    Рабочая программа учебного курса «История Нового времени» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также прим...

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России"

Рабочая программа по истории 7 класс "История нового времени", "История России" и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по истории Нового времени 7-8 класс

Рабочая программа по истории Нового времени разработана в соответствии с ФГОС...

рабочая программа по истории "нового времени" "история России" 8 класс

рабочая программа по истории "нового времени" "история России"...