Роль краеведения в реализации историко-культурного стандарта
статья по истории

Петраченкова Елена Владимировна

 

Аннотация: Автор статьи проанализировала содержание историко-культурного стандарта по истории России и соответствующие учебники по истории России издательства «Дрофа и сделала вывод, что методическое обеспечение учебников не совершенно, а сам историко-культурный стандарт имеет ряд спорных моментов в преподавании истории, что сказывается на эффективности обучения и воспитательной работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл petrachenkova_e.v._rol_kraevedeniya_v_realizatsii_iks.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

Роль краеведения в реализации историко-культурного стандарта

Елена Владимировна Петраченкова

учитель истории и обществознания

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ярцевская средняя школа №1»

Ярцевского района Смоленской области

Аннотация: Автор статьи проанализировала содержание историко-культурного стандарта по истории России и соответствующие учебники по истории России издательства «Дрофа и сделала вывод, что методическое обеспечение учебников не совершенно, а сам историко-культурный стандарт имеет ряд спорных моментов в преподавании истории, что сказывается на эффективности обучения и воспитательной работе.

Ключевые слова: историко-культурный стандарт, история России, история региона,   внеурочная деятельность по истории, урок-экскурсия.

В ныне действующих федеральных государственных образовательных стандартах основного общего образования выдвигается требование к становлению личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»)[1]:

  1. любящий свой край и свое Отечество, знающий русский и родной языки, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  2. осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества.

В условиях стандартизации образования в ходе изучения дисциплины «история» возникает потребность в разумной вариативности обучения, совершенствовании методов обучения, направленных на развитие у обучающихся перечисленных в стандарте характеристик.

Кроме федеральных образовательных стандартов для преподавания истории России принят историко-культурный стандарт (далее ИКС) как научное ядро содержания школьного исторического образования. ИКС был разработан авторским коллективом Института Российской истории РАН.[2] На основе стандарта написаны новые линейки учебников по истории России, вводятся изменения в контрольно-измерительные материалы ЕГЭ. Текст документа размещен на портале Российского исторического общества.

Что положительного в имеющемся историко-культурном стандарте? Определены хронология и последовательность периодов изучения истории России, указаны дидактические единицы, перечень дат, понятий и терминов, необходимых для изучения в школе по уровням образования. Выделен перечень трудных вопросов. Каждый раздел имеет пояснительную записку, где дается общая характеристика периода. Все рекомендованные линейки учебников отражают с точностью структуру, основное содержание, дидактические единицы, понятия, термины, события и даты, прописанные в стандарте.  

Несомненно, реализация историко-культурного стандарта имеет огромное значение для формирования всех образовательных результатов, но особенно – личностных. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств, описанных в историко-культурном стандарте, в котором большое значение имеет изучение личности в истории и воспитание краеведческим материалом.

Для каждого из регионов России должен быть сформирован перечень «сквозных» исторических сюжетов, основанных на балансе между историей государства, общества и отдельных людей, между политической, социальной и культурной историей, между историей национальной, мировой и локальной». Идея замечательная, но при ее реализации возникнут трудности с наличием краеведческого материала и созданием действительного баланса между историей государства и регионов. Внесение регионального компонента (при сохранении отведенных часов на изучение истории) потребует сокращение каких-то других тем. Каких?

 Большое внимание преподаванию истории отдельных регионов стало уделяться еще с 1990-х годов. Знание истории своего региона способствует формированию таких необходимых личностных качеств, как патриотизм и гражданственность. В результате во всех республиках и в большинстве краев и областей Российской Федерации были изданы учебники и учебные пособия по местной истории[3]. С принятием ФГОС отдельные предметы регионального компонента отменили, темы по краеведению интегрировались в курс истории России. Однако количество часов, отводимых на изучение, крайне мало. В такой ситуации современным преподавателям приходится прибегать к поиску вариантов в изучении истории родного края, например, через внеурочную деятельность.

Приведу пример из практики. В этом году мы отмечаем 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Данная тема согласно линейному принципу изучения истории, изучается подробно в 10 классе, но при этом обучающиеся основной школы активно участвуют в мероприятиях, посвященных этому событию, интеллектуальных конкурсах, всевозможных квестах. Тем более, что мы живем на уникальной и героической Ярцевской земле, политой кровью наших солдат, героически оборонявших ее 83 дня. Предки моих учеников 710 дней выживали в условиях немецкой оккупации. Война прошла через каждую семью, значит, память о ней должна пройти через душу каждого ребенка! Мы не можем ждать до 10 класса, говорить о Великой Отечественной войне надо начинать намного раньше, чтобы не вырастить из детей манкуртов, не помнящих «имя свое». В другом случае ИКС если и будет реализован, то лишь формально.

Для решения этих задач при реализации ФГОС и ИКС в своей практической деятельности нашла выход в разумном сочетании урочной и внеурочной деятельности. Помимо уже знакомых форм патриотического воспитания, использую такую интерактивную форму, как урок-экскурсия. Начинаю их проводить в основной школе, так, чтобы к 10 классу ученики были готовы к подробному и детальному изучению материала о Великой Отечественной войне.

Уроки-экскурсии раскрывают культурное наследие нашей страны, отражают её историческое прошлое, основные героические страницы минувшего, тем самым дают богатый материал для изучения военной истории страны через историю своего края, а это, в свою очередь, позволяет избежать фальсификации истории и неверного понимания исторических событий в большом объёме фактического материала.

Уроки-экскурсии интегрируют в себе три взаимосвязанных составляющие[4]:

  1. когнитивный компонент – знания об истории своей страны и её регионов;
  2. эмоционально-побудительный – развитое чувство уважения к истории России, к своему региону;
  3. деятельностный – реализация эмоционально прочувствованных и осознанных знаний через бережное отношение к историко-культурным памятникам, памятным местам, уважительное отношение к ветеранам.

Основная цель уроков-экскурсий заключается в развитии у обучающихся мотивации к изучению военной истории малой родины, расширении общего кругозора.

Основными задачами уроков-экскурсий являются[5]:

  1. обучающие – закрепление, углубление и контроль знаний, полученных обучающимися на уроках истории;
  2. развивающие – формирование гармоничной и всесторонне развитой личности, способной хранить и приумножать историко-культурные ценности и духовно-нравственные идеалы;
  3. воспитательные – приобщение обучающихся к богатому опыту предыдущих поколений, воспитание уважения к прошлому своего края, своей страны.

Традиционно объектом показа при изучении военной истории служат места боевого подвига, музеи, выставки, памятные знаки, территории военно-исторических реконструкций, мемориальные памятники, места воинской славы.

Уроки-экскурсии дают не только пищу для ума, но и материал для последующей учебной работы.

Одну из очных экскурсий мы приурочили ко Дню Великой Победы. Этот экскурсионный маршрут носит название «Дорогами двух войн» и проходит по родному для нас городу Ярцево. Основное внимание на маршруте экскурсии уделяется памятным местам, связанным с двумя Отечественными войнами. Конечно, в приоритете находится показ памятников и рассказ о событиях Великой Отечественной войны. При этом попутно уделяется внимание и памятным местам, связанным с Отечественной войной 1812, в том числе и тому месту, где 1812 году французские войска переправлялись через реку Вопь. Таким образом, у обучающихся формируется понятие «отечественная война», понимание того, что в обеих войнах на защиту родины поднимался весь народ.

Во время урока-экскурсии, благодаря экскурсионным приёмам и современным технологиям, образовательная деятельность обучающихся реализуется в качественно иных условиях, нежели в учебных классах. Во время этого мероприятия создаётся «эффект присутствия». Когда обучающиеся находятся рядом с памятником войны или памятным местом, где происходили военные события, у них появляется живой неподдельный интерес.

Таким образом, уроки-экскурсии помогают создавать информационно-творческую атмосферу занятий, конкретизируют учебный материал, раскрывают для обучающихся преемственность поколений, неразрывную связь прошлого и настоящего; формируют ощущение сопричастности с историческими событиями и людьми, творящими историю; развивают у молодёжи чувство любви и уважения к малой родине и гордости за историю своего города, края, страны; способствуют сохранению исторической памяти.

 А это, несомненно, способствует реализации историко-культурного стандарта.

Список литературы:

  1. Манюхин Игорь Семенович, Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017 № 6 (72) С. 185-187.
  2. Морозов А.Ю., История Великой отечественной войны в региональных учебниках XXI века // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Нестор-История. Москва. Санкт-Петербург. 2018.
  3. Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73
  4. Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями по состоянию на июль 2020 года // https://fgos.ru/ (дата обращения 05.10.2020)

[1] Федеральные государственные образовательные стандарты // ФГОС ООО с изменениями по состоянию на июль 2020 года // https://fgos.ru/

[2]Манюхин Игорь Семенович, Историко-культурный стандарт: анализ содержания // Филологические науки. Воапросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2017 № 6 (72) С. 185.

[3]Морозов А.Ю., История Великой отечественной войны в региональных учебниках XXI века // Преподавание военной истории в России и за рубежом. Нестор-История. Москва. Санкт-Петербург. 2018. С. 200.

[4]Суркова Л.И., Уроки-экскурсии как одно из направлений совершенствования исторического образования // Поволжский педагогический вестник, 2014. № 45. С.73

[5]Там же.  С.73


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по историко-культурному краеведению «Живописное наследие Воронежского края» 10-11 класс

Рабочая программа по историко-культурному краеведению "Живописное наследие Воронежского края". 10-11 класс...

Итоги обсуждения Проекта историко-культурного стандарта учителями истории Дивеевского района

В 2014 состоялось обсуждение Проекта историко-культурного стандарта, в котором приняли участие учителя истории и обществознания Дивеевского района. В статье содержаться итоги этого обсуждения на секци...

Содержательные и методологические проблемы перехода на линейную систему школьного исторического образования в условиях реализации требований историко-культурного стандарта

Основой данной статьи стала статья Котенева В.А. кандидата исторических наук ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» г. Тамбов, Россия и Кузьминой А.В. кандидат...

«Преподавание истории в условиях принятия историко-культурного стандарта и федеральных государственных образовательных стандартов»

Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государстве...

Методические рекомендации по реализации историко-культурного стандарта на уроках истории посредством проблемно-диалогической технологии

Культурно-антропологический подход направлен преимущественно на культурно-исторический материал. Вместе с тем он не возможен без более широкого теоретического контекста, объясняющего смысл, содержание...

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по отечественной истории и требований историко-культурного стандарта

Итоговый проект участников курсов муниципальных тьюторов по вопросам сопровождения реализации Концепции нового УМК по истории.Методическое сопровождение педагогов по вопросам преподавания истории в св...