Австро-Венгрия во второй половине XIX века
план-конспект урока по истории (9 класс)

Лебедева Анна Борисовна

Окрытый урок ФГОС  по Всеобщей истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 9-ом классе по Всеобщей истории (по учебнику Юдовская, Баранов)

Личностно значимая проблема

Какую роль играл национальный вопрос во внутренней и внешней политике Австро-Венгрии?

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Двуединая монархия.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного

Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

План урока.

Австрийская империя к 30-40-м гг. XIX в.

Национальное возрождение славянских народов.

Революция 1848 г.

Политическое устройство Австро-Венгрии.

Начало промышленной революции.

Накануне крушения.

Распад империи.

Домашнее задание: §24, вопросы.

Задание на урок.

Ключевой вопрос:

Как вы думаете, что привело к кризису и распаду империи?

Австрийская империя в середине   XIX в.

Население – 50 млн., многонациональное.

Охватывала территории: Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, часть Румынии, Польши, Италии, Украины.

Сохранялись феодальные отношения.

Суровая цензура.

«Разделяй и властвуй».

К 30-40-м гг. XIX в. Австрийская империя раскинулась на пространстве от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были подвластным государством. В ее состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, а так же часть территории современных Румынии, Польши Италии и Украины.

В этих землях укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Габсбурги пытались сохранить империю ценой незначительных уступок народам, населявшим её. Был ли возможен такой путь?

Карта «Европа XIX», «Австро-Венгрия. Национальный состав».

В Австрийской империи господствовали феодальные порядки. Крестьянство оставалось бесправным, работало на барщине и платило оброк, сохранялись цеховые ограничения, внутренние таможенные пошлины, опасаясь рабочих бунтов, император запрещал строить в Вене новые мануфактуры и фабрики.

В империи существовала суровая цензура, школа находилась под контролем духовенства. Политический и духовный гнет был результатом политика канцлера Меттерниха, обладавшего огромной властью и влиянием на императора. В отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй».

Но все же, промышленная революция началась в наиболее развитых провинциях – Нижней Австрии и Чехии.

Национальное возрождение славянских народов.

В истории южных славян, чехов, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха национального возрождения.

Это выразилось в развитии национальной культуры. Печатались учебники родного языка, труды по истории славянских народов. Постепенно национальное движение обрело политические черты – распространялись идеи общеславянской солидарности.

Развивалось движение за создание литературного языка в Словакии. На национальное движение большое влияние оказали успехи борьбы венгров против навязывания им немецкого языка. Венгерский язык стал официальным языком империи. Но венгры не считались с интересами других народов, это приводили к конфликту между ними и славянами, что мешало совместной борьбе против Габсбургов.

Развитие национальной культуры – языка, литературы, театра.

Печатались учебники родного языка, труды по истории славянских народов.

Идея общеславянской солидарности.

В империи назревал революционный кризис, который был вызван не только экономической, реакционной политикой Габсбургов, не только бедствиями, которые принесли «голодные сороковые», но и стремлением народов империи к национальной независимости.

Революция 1848 г.

В 40-е гг. Австрийская империя вступила в глубокий политический кризис. Власть не пользовалась поддержкой ни буржуазии, ни низших слоев населения. В империи развивались национальные и освободительные движения.

13 марта в Вене вспыхнула революция, восставшие требовали принятия конституции и смены правительства.

Император пошел на уступки.

Обнародованная в мае конституция устанавливала высокий имущественный ценз для избирателей. Попытка распустить Национальную гвардию привело к новому восстанию. Оно вспыхнуло в октябре 1848 г. И было жестоко подавлено. Но опасаясь новой вспышки протеста, правительство вынудило отречься от престола императора Фердинанда. Корону вручили Францу Иосифу (1830-1916 гг.). Новый император распустил австрийский рейхстаг и ввел конституцию.

Революция охватила Чехию и Венгрию. 12 июня 1848 г. Началось восстание в Праге. Подавлено.

15 марта 1848 г. Началось восстание в Вене. Было сформировано первое венгерское правительство, проведена крестьянская реформа, политические свободы и землю получили все народы венгерского королевства, но вопрос о национальных правах не венгерских народов даже не был поставлен. Венгры отказывали в праве на национальную независимость, которой добивались сами, национальным меньшинствам, и потеряли своих союзников.

Революция в Венгрии была подавлена.

13 марта революция в Вене.

15 марта восстание в Венгрии.

12 июня 1848 восстание в Праге

Октябрь – новое восстание в Вене.

Под влиянием революции Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. отменил ее.

Политическое устройство Австро-Венгрии.

Внутриполитическое и международное положение в империи было напряженным. В этих условиях возросла необходимость укрепить государство. Для сохранения империи Франц Иосиф согласился на компромисс. В 1867г. Заключено австро-венгерское соглашение , преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств – Австрию и Венгрию.

1867 г. империя стала двуединой монархией.

император имел титулы императора Австрии и короля Венгрии;

империя стала конституционной монархией;

три общих министерства: военное, финансовое, иностранных дел;

общий флаг, армия, финансовая система;

не было таможенных границ;

каждая имела свой парламент и свое правительство (избирательное право имели только 6-7% мужчин).

Соглашение между Австрией и Венгрией взбудоражило другие народы «лоскутной империи» Чехи хотели переговоров с Францем Иосифом и надеялись на «восстановление единства земель чешской короны».

В 1868 г. Чехия тоже выдвинула требования независимости. (Триединая монархия).

Последовал ряд демократических реформ: снизили имущественный ценз, чехи провели своих депутатов в австрийский парламент, в областях со смешанным населением вводилось два языка, но в целом положение чехов оставалось прежним.

Двуединая монархия

Двуединая монархия

Конфликты в стране не утихали, правительственные кризисы стали обычным делом, все кабинеты министров назначались императором. Все правительства проводили политику небольших уступок, чтобы поддерживать население в «состоянии умеренного недовольства», не доводить его до опасных взрывов.

Конфликты в стране не утихали.

С 1897 по 1914 гг. – в Австрии правительство сменилось 15 раз.

Все правительства проводили политику небольших уступок, поддерживая население в «состоянии умеренного недовольства».

Социального законодательства не было.

Избирательное право не было всеобщим: мужчины старше 24 лет, грамотные, имущественный ценз.

Австро-Венгрия стала федерацией, но границы ее не совпадали с национальными границами

Начало промышленной революции.

После соглашения о создании Австро-Венгрии в империи значительно ускорились темпы экономического развития. Начался промышленный подъем: выросли крупные центры транспортного машиностроения. Оружейные заводы отправляли свою продукцию во многие страны мира.

Центром индустриального развития стали чешские земли, они давали 60% промышленной продукции».

В Венгрии ведущей отраслью стала переработка продуктов с/х. Бурное ж/д строительство, обработка металлов, машиностроение.

К началу ХХ века быстро развивался монополистический капитализм. Металлургический концерн «Шкода», около двухсот картелей, немецким фирмам Круппа и Сименса принадлежали машиностроение, электрическая, химическая отрасли.

Медленно происходили изменения в с/х. Шел процесс расслоения крестьянства, десятки тысяч крестьян в поисках лучшей доли эмигрировали за океан.

Основная масса крестьян жила в страшной бедности. Во многих районах помещики и крестьяне принадлежали разным национальностям, и это усиливало национальную неприязнь.

Значительно ускорилось экономическое развитие: транспортное машиностроение, оружейные заводы, ж/д строительство, обработка металлов, мукомольная, электрическая, химическая промышленность.

Монополии: Шкода, Крупп, Сименс.

С/х отсталое.

Эмиграция.

Слайд №12: Накануне крушения.

Создание двуединой монархии не уничтожило старых противоречий, а добавило новых. Чем больше независимости предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям, тем активнее было стремление отдельных народов выйти из состава империи. Национальное самосознание росло, и в начале ХХ века империя держалась в значительной степени на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.

Императорское окружение надеялось, что победоносная война (в 1882 г. Австро-Венгрия вошла в Тройственный союз) предотвратит распад империи

Империя переживала острый политический кризис.

Политика незначительных компромиссов не разрешала национальных противоречий.

Стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности вело к распаду империи.

Попытка укрепить империю в ходе победоносной войны привело к развязыванию мировой войны и крушению империи.

Распад империи

После убийства в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда, Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Россия начала мобилизацию, 1 августа Германия объявила войну России.

Противоречия между ведущими европейскими державами, их борьба за сферы влияния привела к войне, которая сразу же приобрела общеевропейский характер. Завершилась война через 4 года поражением стран Тройственного союза.

Поводом к первой мировой войне(1914-1918гг.) стало убийство наследника австро-венгерского престола.

28.07.1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии.

3.11.1918 г. Австро-Венгрия капитулировала.

Австро-Венгрия распалась на несколько независимых государств

Слайд №14: Карта «Распад Австро-Венгерской империи».

«Лоскутная» Австро-Венгерская империя распалась на несколько независимых государств: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев; часть территорий отошло Италии, Польше и Румынии.

 

Какие причины привели к распаду Австро-Венгрии? (экономическая отсталость, политический кризис, стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности народов империи).

Закрепление.

С помощью интерактивной доски (или в режиме редактирования слайда) закончить предложения:

Форма правления в Австро-Венгрии _____________ конституционная монархия

Форма государственного устройства __________двуединая монархия – федерация

Главная социальная особенность ____________многонациональное государство

Эшелон капиталистического развития ______________________________второй

Государство пыталось решить национальный вопрос проводя политику ________ «одинаковых подачек».

Подведение итогов урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Культура России второй половины XIX века"

Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...

Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории

Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории  и во всех классах...

Обобщающее повторение по теме: " Новейшая история. Вторая половина XX века"

Данная работа содержит задания в виде ЕГЭ по Новейшей истории. Учащиеся, выполняя задания под буквами А, в и С, проверят свои знания....

Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.

Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»).  ...

Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»

Тест по теме "Литература второй половины XIX  века и  XX"Выявить усвоение темы....

Австро-Венгрия во второй половине XIX века

Презентациия по всеобщей истории 9 класс...