Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
статья по истории (9, 10, 11 класс)

Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образовательной программы особое место занимает программа развития универсальных учебных действий – УУД. В преподавании истории, обществознания и права существуют широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, в частности, проблемное обучение, технологии развития критического мышления и другие. В статье охарактеризованы основные способы формирования различных видов УУД учащихся 9-11 классов на уроках истории, обществознания и права.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx153.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках истории, обществознания и права».

Турчанинова Ирина Александровна, учитель истории, обществознания и права.

Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образовательной программы особое место занимает программа развития универсальных учебных действий – УУД.

В широком смысле под УУД понимается умение учиться, то есть способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В узком смысле, универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающихся, обеспечивающих  их способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В систему УУД входят следующие виды действий:

  • Личностные УУД – умения самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств, ценностей и отвечать за этот выбор.
  • Регулятивные УУД – умения организовывать свою деятельность.
  • Познавательные УУД – умения результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.
  • Коммуникативные УУД – умения общаться и взаимодействовать с людьми.

Рассмотрим основные способы формирования различных видов универсальных учебных действий на уроках истории, обществознания и права в 9-11 классах.

Наиболее важную роль в развитии УУД играет проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая способствует комплексному формированию данных умений.

На различных этапах проектной деятельности формируются регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.2019-01-30-01-01-40.jpg

На протяжении нескольких лет при изучении темы «Профессии социально-гуманитарной направленности» в курсе обществознания 10 класса профильного уровня в лицее педагогами нашего методического объединения реализуется проект «Знакомство с экономическими и гуманитарными профессиями», который может быть актуальным и в условиях ФГОС. Данный проект призван познакомить учащихся 10 класса со спецификой основных профессий экономической и гуманитарной направленности и помочь ребятам в профессиональном самоопределении.  Учащиеся, работая в группах, готовят презентации наиболее актуальных для данного класса профессий и представляют их на уроках. Обязательным этапом проекта является рефлексия, которая проводится в форме беседы.Реализация данного проекта в условиях ФГОС может быть направлена на развитие следующих универсальных учебных действий:

  • Личностных –осознавать и называть свои стратегические цели развития, выбирать  профессиональную жизненную стратегию.
  • Регулятивных – 1) составлять план по решению проблемы (задачи) и осуществлять действия по его реализации.
  1. соотноситьрезультат своей деятельности с целью.
  • Коммуникативных – 1) договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для осуществления совместной деятельности.

                                     2)умение слушать собеседников.

  • Познавательных   - 1) добывать новые знания (информацию)разными способами из различных источников.

2) перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

3) уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

В условиях ФГОС возможно также осуществление межпредметных проектов. Примером  может стать проект для 9 класса «Сравнительная характеристика парламентаризма в России в начале XX и начале XXI вв.» на основе содержания тем, рассматриваемых в курсе обществознания и истории.

Вместе с тем, проектная деятельность не может быть реализована на каждом уроке. Вследствие этого, нами были определены другие способы развития УУД на уроках обществознания, истории и права в 9-11 классах. Рассмотрим некоторые из них.В начале приведу примеры приемов формирования отдельных видов универсальных учебных действий.

  • Личностные УУД – умение оценивать жизненные ситуации с разных точек зрения (нравственной, гражданско-патриотической, с точки зрения различных групп общества)

Прием: Оценка события, явления, ситуации

Пример:11 класс обществознание. Тема: «Право и мораль»

Задание: оцените данную ситуацию с точки зрения нарушения норм морали и права.

Молодой человек проехал на автобусе и не оплатил проезд, при этом в автобусе он занял место,не уступив его женщине с ребенком.

  • Регулятивные УУД

выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Прием: «Лови ошибку» (поиск ошибок в тексте).

Примеры:

  • 10 класс обществознание (профильный уровень). Повторение тем «Человек и общество в первых философских учениях», «Философия и общественные науки в Средневековье и Раннее Новое время»

Задание: Ученик попросил одноклассника проверить его реферат, подчеркнуть все допущенные в нем ошибки и пронумеровать их.  Одноклассник вместо ШЕСТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил одиннадцать. Напишите рядом с соответствующей цифрой «да» (если содержащееся в работе утверждение в действительности верно)  или «нет» (если содержащееся в работе утверждение действительно ошибочно) и  объясните, в чем заключается ошибка.

Во все времена философы размышляли об идеальном общественном и государственном устройстве. Китайский мудрец Конфуций полагал, что государство является одной большой семьей, в которой обязанности каждого ее члена определяются социальным положением человека (1).  Древнегреческий философ  Платон, размышляя над образом идеального города-государства, приходил к выводу, что семья в нем должна отсутствовать, а детей следует воспитывать коллективно (2). Отталкиваясь от взглядов Платона, Аристотель полагал, что высшая цель государства состоит в достижении добродетельной жизни, где нет места рабству (3). Средневековый писатель Фома Аквинский в сочинении «О граде Божием» (4), развивает идеи Аристотеля, говоря о том, что глава государства должен создать условия для сохранения добродетельной жизни граждан, народ же должен повиноваться ему во всех случаях (5). В эпоху Ренессанса крупнейшим социально-политическим мыслителем является Н. Макиавелли. С горечью приходит он к выводу, что главным стимулом человеческой деятельности является эгоизм (6), потребность обуздания которого вызывает необходимость государства. Немецкий философ XVIII в. (7) Т. Гоббс, как и Макиавелли, исходит из того, законы природы развивают у людей эгоистические потребности, которые ведут к «войне всех против всех». Такое состояние порождает у людей страх за свою жизнь и заставляет отказаться от своей свободы в пользу государства, основанного, таким образом, на общественном договоре между ними (8). Концепция общественного договора получила развитие в трудах французских философов-просветителей Ш. Монтескье, Д. Дидро, Ф. Вольтера, М. Монтеня (9), П. Гольбаха (10), Ж. Руссо. Философия французских просветителей сыграла колоссальную роль в развитии европейской общественной мысли и стала впоследствии одним из источников марксистской идеологии, усвоившей взгляды большинства просветителей на частную собственность (11).

  • 11 класс право (профильный и базовый уровень.)  Повторение по разделу«Трудовое право»,

Задание: В приведенном тексте найдите и исправьте юридические ошибки

Гражданин К. 17 лет был принят на работу курьером. По взаимной договоренности между гражданином К. и работодателем до заключения трудового договора предусматривалось прохождение гражданином К. испытания в целях проверки его соответствия порученной работе сроком на 6 месяцев.

  • Познавательные УУД
  1. Умение осуществлять сравнение и классификацию по заданным основаниям или определять основания самостоятельно (кластеры, логические цепочки)
  1. Анализировать объекты с выделением существенных признаков.

Прием: «Круги на воде».

Суть приема: ключевое слово или понятие записывается по вертикали, а затем на каждую букву слова учащимися самостоятельно подбираются характеристики.

Примеры:

  • 10 класс история (базовый уровень). Тема «Внутренняя политика России при Иване IV».

Отражение сущности опричнины.

Особая политика Ивана  IV.

Политика, направленная на укрепление самодержавия.

Разделение государства на две части: опричнину и земщину.

Иван IV находился во главе опричнины, а Боярская Дума управляла земщиной.

Частичное переселение бояр и князей на другие земли.

Направленность против бояр, удельных князей и церкви, как ограничителей самодержавной власти.

Использование террора.

Нравственный, социальный и экономический кризис как следствие данной политики.

Адашев и другие деятели Избранной рады оказались в опале.

  • 9 класс обществознание. Тема: «Политические режимы»

Характеристика демократического режима.

Депутаты избираются народом.

Есть свобода слова.

Можно иметь собственность.

Осуществляется правовая защита.

Конституция – основной закон государства.

Разделение государственной власти на исполнительную, законодательную и судебную.

Активное участие личности в политической жизни.

Творческое самовыражение личности в духовной сфере.

Идеологический и политический плюрализм.

Явные возможности для развития предпринимательства

  • Коммуникативные УУД

Умение оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Пример:10 класс право (профильный уровень).

Повторительно-обобщающий урок по теме «Конституция Российской Федерации».

Задание: Ответьте на вопрос. Какая форма правления существует в РФ: президентская, парламентская или смешанная республика? Опираясь на знания курса, аргументируйте свой ответ.

С помощью различных приемов можно формировать как отдельные универсальные учебные действия, так и несколько УУД. Рассмотрим примеры комплексного формирования УУД.

Примеры комплексного формирования УУД.

Пример: 11 класс история (базовый уровень). Тема: «Революция 1905-1907 гг.»

Задание:Ответьте на вопрос. Как связаны между собой такие события,  как русско-японская война 1904-1905 гг. и первая русская революция 1905-1907 гг.? Свой ответ поясните.

  • Познавательные УУД

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

  • Коммуникативные УУД

Умение оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Пример: 9 класс обществознание. Тема: «Право».

Создание проблемной ситуации в начале урока.

Демонстрация м/ф «Смешарики. Азбука права». Серия 4.

Как мы видим из мультфильма каждый ребенок  и  не только ребенок,  но и взрослый имеет права. С нашими правами и обязанностями вам предстоит познакомиться в разделе «Человек и его права», изучение которого мы начнем сегодня.  

Для чего нам необходимо знать права?

Задание № 1. Познавательная задача.

  • Какие права нашли отражение в мультфильме?

Ответ: право быть черным и белым, право быть ловким и смелым, право на имя, право быть любимым, право на особую заботу, если есть проблемы со здоровьем и т.п.

  • Какие из перечисленных прав, являются юридическими правами?
  • К какому виду правовых норм относятся данные права? Аргументируйте свои ответы.

2. Целеполагание и поиск способов решения проблемы.

1) Какие затруднения у вас возникли при выполнении данного задания?

2) Что необходимо сделать для того, чтобы их устранить?

Выходим, таким образом, на затруднения в области знаний о сущности права, видах правовых норм и умений по составлению аргументированного ответа.

  • Регулятивные УУД

Определять и формулировать цели деятельности

  • Коммуникативные УУД

Умение оформлять свою позицию и доносить ее до других, владея приемами монологической и диалогической речи.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в преподавании истории, обществознания и права существуют широкие возможности для формирования универсальных учебных действий, в частности, проблемное обучение, технологии развития критического мышления и другие. Кроме того, указанные приемы и методы,  в настоящее время активно используются в рамках системы работы с одаренными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школных трудностей...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, через быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в ви...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС...