Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания
учебно-методический материал

В материале представлены конкретные примеры формирования УУД на уроках истории и обществознания в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация работы по формированию УУД на уроках истории и обществознания подготовила учитель истории Герасимова Н.А.

Слайд 2

ИЗМЕНЕНИЕ РОЛИ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК УЧИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ГОТОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ ТРАНСЛИРУЕТ ИНФОРМАЦИЮ ОСУЩЕСТВЛЯЕТ: ПОИСК, ВЫБОР, АНАЛИЗ, СИСТЕМАТИЗАЦИЮ И ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНИЗУЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА ПО РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА ОСНОВЕ СОЗДАННОЙ ИМ МОДЕЛИ УРОКА НОВОЕ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Слайд 3

Характеристика уровня сформированности общеучебных умений и навыков (по итогам ГИА и ЕГЭ) Причины снижения качественных показателей подготовки обучающихся: недостаточный уровень сформированности отдельных общеучебных умений и навыков: умение работать с текстом , адекватно воспринимать и интерпретировать предложенную информацию. использование речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции , сравнивать разные точки зрения, аргументировать, отстаивать свою позицию. Не в полной мере сформированы аналитические умения .

Слайд 4

НЕ УМЕЮТ распознавать практические проблемы в повседневной жизни ; формулировать выявленные проблемы ; переводить эти проблемы в формат задачи ; соотносить проблемы с ранее полученными знаниями ; выбирать способы решения поставленных задач ; анализировать и оценивать результаты решения проблем. воспроизводить заученное по образцу ; решать готовые задачи на репродуктивном уровне, по образцу ; решать готовые задачи в частично-измененной ситуации. По результатам международных исследований наши школьники УМЕЮТ

Слайд 5

в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта Универсальные учебные действия в узком значении совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса Умение – это освоенный способ выполнения действия на основе определенных знаний и под контролем сознания

Слайд 6

Виды универсальных учебных действий ЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

Слайд 7

Личностные Позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями; направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира Регулятивные Обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения Познавательные Включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания Коммуникативные Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками Характеристика универсальных учебных действий

Слайд 8

Организация мониторинга уровня сформированности УУД (общеучебных умений и навыков)

Слайд 10

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД 1. На кого охотились с помощью гарпуна? 2. Сгруппируйте исторические источники в соответствии с их видом. Вещественные Устные Письменные

Слайд 11

Составить синквейны со словами «декларация»,«конвенция», «Конституция», «закон». Синквейн – это «стихотворение», состоящее из пяти строк. В синквейне человек высказывает своё отношение к проблеме. Пример: синквейн с использованием понятия «выборы» Выборы. Демократические, свободные. Определяют, обязывают, направляют. Выборы – право человека. Демократия. После выполнения задания учащийся в соответствии с требованиями проверяет свою работу, при необходимости внося коррективы или делая пометки. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Слайд 12

Прочитайте текст и ответьте на вопрос. Известно, что первобытные охотники и собиратели,жившие родовыми общинами, научились считать по десяткам (по числу пальцев на руках), знали арифметические действия. Предположите, каким из арифметических действий люди овладели в первую очередь? а)умножение б)деление в) сложение Перед тобой знаки для обозначения чисел в древнем Египте. Внимательно изучи их, определи, какое число написано: Познавательные УУД

Слайд 13

Используя данные слова, составьте рассказ о жизни первобытного человека. Археология, питекантроп, рубило, каменный век, охота, огонь, палеолит, похолодание, кроманьонец, родовая община, племя, игла, стрелы, сверло, костяной гарпун. Объясните крылатые выражения: - «Со щитом или на щите»; - «Яблоко раздора»; «Нить Ариадны». Вспомните, с каким историческим событием оно может быть связано.

Слайд 14

Задания на самостоятельное составление определений понятий: задатки, способности, талант, гениальность. Выпишите из текста учебника или словаря определения понятий. Сформулируйте связь между ними. Ответьте на вопрос по тексту: Десятиклассник Иван интересуется математикой. Он много занимается, принимает участие в математических олимпиадах школьников, хотя пока ему не удавалось занять призовое место. Как можно назвать качества Ивана, проявляющиеся в этой деятельности? Познавательные УУД

Слайд 15

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД Найдите ошибки в тексте (5 ошибок). Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более 2 млн лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» — кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазухи и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса — к пещере приближался страшный хищник: огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте. Какие исторические ошибки содержит сон ученика? Составить простой план по прочитанному тексту. Выписать из текста опорные слова, которые передают основной содержательный смысл текста. Объясните свое мнение. Сравни с результатами одноклассников.

Слайд 16

Познакомьтесь с правилами работы в малой группе. Объясните правила работы в малой группе своему однокласснику. Предложите мероприятия по нормализации экологической обстановки в данной ситуации: - Что ты можешь сделать сам? - Что ты можешь сделать с помощью одноклассников? - Что ты можешь сделать с родителями? Очистные сооружения на комбинате в городе N пришли в негодность, и промышленные выбросы загрязняют реку и воздух. Ремонт очистных сооружений, требующий больших финансовых затрат, администрация комбината решила отложить на полгода. Какое право жителей города нарушается в этом случае? КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Слайд 17

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ



Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действия (УУД) на уроках истории и обществознания. Примеры заданий (5 класс)

Одно из основных положений Концепции ФГОС – формирование универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин, формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Универсальные учебные действия - в широком значении умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;

 в узком значении совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний.

В составе основных видов УУД выделяют четыре основных блока:

личностные;

регулятивные;

познавательные;

коммуникативные.

Познавательные универсальные действия умения определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; умение делать выводы; умение создавать и применять знаки и символы, схемы для решения учебных задач; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: Позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего.

Регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности.

  •  Самостоятельная постановка целей;
  • умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
  •  умение контролировать процесс и результаты своей деятельности,
  • оценка результатов собственной деятельности
  •  умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

Методы формирования  регулятивных универсальных учебных действий

            Проектная деятельность предусматривает как коллективную, так и индивидуальную работу по самостоятельно выбранной теме. Данная тема предполагает решение жизненно-практических (часто межпредметных) задач (проблем), в ходе которого ученики используют присвоенный ими алгоритм постановки и решения проблем. Учитель в данном случае является консультантом. Ученик постепенно учится давать свои ответы на неоднозначные оценочные вопросы.

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;

Методы формирования  коммуникативных универсальных учебных действий. 

Коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения; действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность; действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

В формировании коммуникативных УУД поможет групповая работа, задания типа:

  • составь задание партнеру (работа в парах);
  • отзыв на работу товарища;
  • коллективная работа по разгадыванию кроссворда;
  • Проектная деятельность;

        
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в рамках реализации ФГОС

Доклад о формировании УУД на уроках истории в рамках реализации  Федеральных Государственных образовательных стандартов.Дается токование, объяснение, что такое УУД, их функций  и формировани...

« Формирование универсальных учебных действий на уроках истории в 5 классе».

Сформированность универсальных учебных  действий является также и залогом профилактики школных трудностей...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания средствами технологии РКМ

В  работе изложен теоретический материал. В приложении даны конспекты уроков....

«Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания в 5 классе».

Целью современной школы является обучение проектированию как общеучебному универсальному умению. Следовательно, задача состоит в том, чтобы научить детей ориентироваться в мире информации, добывать её...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Современное общество развивается быстрыми темпами. Знания, которые учащиеся получают в школе, через быстро устаревают и нуждаются в коррекции, а результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в ви...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории и обществознания

Одной из важнейших задач ФГОС является формирование, через системно-деятельностный подход, готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию. В связи с этим, в структуре основной образоват...