Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"
методическая разработка по истории (10 класс)

Феклистова Ольга Витальевна

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания истории в условиях педагогического колледжа - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора. Ученик получает право на субъективность и пристрастность, на обоснование своих решений нравственных проблем истории. Уроки истории должны учить студентов не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. От оценок одноуровневого плана, симпатий и антипатии к историческим деятелям, студенты должны постепенно переходить к аргументации противоположных оценок событий, раскрытию мотивов и ценностных ориентации, выявлению критериев, лежащих в основе оценочной деятельности. Полученные навыки и умения будут способствовать грамотной и всесторонней оценке реалий современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл feklistova_o.v._metodicheskaya_razrabotka_trkm.docx103.19 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательное учреждение: ГБПОУ «Педагогический колледж №4 СПб»

Предмет: ОД.06. История

Преподаватель: Феклистова Ольга Витальевна

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Группа: 212

Специальность: 44.02.02- «Преподавание в начальных классах»

Тема урока:

«Россия в первой четверти XIX века. Реформы Петра Первого – «ЗА» и «ПРОТИВ» (2 часа)

Тип урока:

Урок обобщения и систематизации

Цели урока и планируемые образовательные результаты:

студенты учатся анализировать особенности реформ Петра I оценивать их значимость для истории России.

Предметные:

студенты учатся:

  • формулировать понятие «реформа» и его смысловые особенности;
  • анализировать причины петровских реформ, давать характеристику условий их протекания;
  • формулировать выводы об особенностях и значении реформ Петра Великого;
  • самостоятельно выявлять причинно-следственные связи, прослеживать логику исторических событий;
  • рассматривать, анализировать исторические явления с различных точек зрения;
  • работать с историческими источниками (документами), анализировать их содержание;
  • формулировать собственные оценочные суждения (умение оценивать исторических деятелей и их деятельность через категории гуманности, непредвзятости) с опорой на материалы исторических источников;
  • обогащать и усложнять исторический словарный запас.

Метапредметные:

В процессе урока у студентов формируются общие компетенции:

  • ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования в профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

В процессе урока у студентов развиваются умения:

  • выделять главное в тексте, определять и объяснять понятия;
  • формулировать и разрешать проблемные вопросы по теме урока;
  • планировать свою деятельность, рефлексивные навыки, навыки самооценки.

Личностные:

В процессе урока у студентов формируется:

  • уважительное отношение к историческому прошлому родной страны, чувство гордости и ответственности за свою Родину;
  • познавательный интерес к изучению истории.

Оборудование урока (техническое и программное обеспечение):

комплект раздаточных материалов, наглядный аппликационный материал (для приемов «Древо предсказаний», «Весы истории»)

Этап урока

  1. Стадия «вызова»:

Задачи:

1)    заинтересовать студентов изучаемой темой, мотивировать их на дальнейшую работу;

2)    актуализировать ранее изученный материал (причины начала петровских реформ, связь внутренней и внешней политики Петра I)

3)    развивать ассоциативное и логическое мышление, умение рассуждать и аргументировать свою точку зрения.

(Студенты рассаживаются в группы перед началом урока, группы формируются по случайному признаку с помощью вытаскивания каждым участником цветной карточки)

Деятельность учителя

Организация познавательной деятельности учащихся учителем (прием, технология)

Деятельность учащихся

Продукт деятельности учащихся

Форма контроля результатов

1 этап:

Анализ логических «троек»:

- На прошлом уроке мы с вами начали изучение темы «Россия в эпоху правления Петра Великого. Петр Первый – великий реформатор или тиран на троне». Сейчас вам предлагается вспомнить изученный материал, выполнив следующее задание. Перед вами – логические «Тройки» (вывесить карточки). Внимательно прочитайте слова, вспомните их значение и обоснуйте, какое слово из представленных в цепочке является лишним по смыслу. Обязательно аргументируйте свою точку зрения.

Анализируют логические «тройки»:

европеизация – модернизация – индустриализация (лишнее – индустриализация, т.к. это бурный рост промышленности, техники, относится к более позднему периоду)

Великое посольство – Азовские походы – Северная война (1) Великое посольство, т.к. остальное – военные действия 2) Азовские походы, т.к. Великое посольство способствовало началу Северной войны, 3) Северная война, т.к. неудача в Азовских походах привела к идее великого посольства)

Стрелецкий бунт – двоевластие – Преображенское (Преображенское, т.к. Стрелецкий бунт под руководством Софьи привел к двоевластию в стране)

Фронтальная (работа с карточками на доске)

Этап урока:

2. Активное целеполагание

2 этап:

Знакомство с темой урока (через базовое понятие «реформа»)

Работа над значением понятия «реформа» - выявление ассоциаций, формулирование определения.

- Мы помним, что эпоху Петра по праву называют эпохой великих реформ. Что же такое «реформа»?.

Реформа – (франц. réforme, от лат. reformo — преобразовываю) -  преобразование, изменение, переустройство какой-либо стороны общественной жизни.  

- Вспомните, какие цели преследовал Петр Великий, задумывая и проводя свои многочисленные реформы? Цели реформ - ?

Итак, в соответствии с поставленными целями мы можем выделить несколько ключевых направлений петровских реформ (вывесить карточки):

  • Экономические
  • Реформы управления
  • Военная реформа
  • Реформа в области культуры

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, какова будет цель нашего сегодняшнего урока?

О мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте, уздой железной

Россию поднял на дыбы?

А.С. Пушкин

Нет, не змия Всадник Медный

Растоптал, стремясь вперед, -

Растоптал народ наш бедный,

Растоптал простой народ

Н.Ф. Щербина

- Безусловно, эпоха Петра Великого – это время реализации самых разнообразных реформ, в значительной степени изменивших жизнь России. На сегодняшний день не существует однозначного мнения историков об этих реформах. Одни, восхищаясь им, отодвигают на второй план  его  недостатки  и  неудачи, другие, наоборот, стремятся  выставить  на  первое  место  все  его  пороки, обвинить Петра в неправильном выборе и преступных деяниях, считая, что его преобразования нарушили естественное развитие Российского государства.

Тема нашего урока: «Реформы Петра Первого – «ЗА» и «ПРОТИВ» (открыть доску).

Цель нашего урока – проанализировать суть ключевых реформ, проведенных Петром Первым и оценить их значимость, ответив на следующие вопросы (на доске):

  1. Насколько петровские реформы были востребованы в России первой половины XVIII в.?
  1. Как они повлияли на развитие Российского государства и общества той эпохи? (оцените с положительной и отрицательной стороны).

Работают над значением понятия «реформа» - подбирают ассоциации, формулируют определения.

Перечисляют ключевые идеи, отражающие цель той или иной реформы

Перечисляют основные направления реформ в соответствии с поставленными целями

Формулируют предположения (цель урока) через работу с эпиграфом (в парах)

Фронтальный опрос

Фронтальный опрос, формирование кластеров на доске.

Фронтальный опрос, карточки с ключевыми направлениями вывешиваются на доску

Фронтальный опрос, фиксация на доске

Этап урока:

3. Смысловая стадия (используются стратегии «ИНСЕРТ» и «Зигзаг»):

                  Задача: анализ текстового материала, формирование личностной оценочной позиции.

  • Определение основных этапов изучения темы, составление плана в форме ключевых направлений реформ на доске (через предыдущий этап работы).
  • Каждый участник группы выбирает для себя вопрос для изучения (путем обсуждения в группе).
  • Индивидуальная работа с текстами – беглое чтение, анализ на основе использования стратегии «ИНСЕРТ»

1)Первичное ознакомление с текстами.

Прием: «ИНСЕРТ»

Итак, на доске представлен перечень направлений реформ Петра I.

Перед вами – материалы по конкретной теме и таблицы для анализа. Каждый текст пронумерован. Вам предлагается индивидуально ознакомиться с содержанием, проанализировать текст с карандашом в руке по следующим позициям и  с использованием определенной символики (на доске)

V – это мне известно

! – это новая  для меня информация

? – это непонятно, вызывает вопрос

- это противоречит тому, что мне известно, я с этим не согласен

Выберите по одному листу текста.

На выполнение этого задания дается 5 минут.

Работают с раздаточным материалом в первичных индивидуально (прием «ИНСЕРТ»)

2) Работа в экспертных группах

Стратегия «ЗИГЗАГ»

Будьте внимательны, теперь вам предстоит работать над выбранной проблемой в экспертных группах. Пересядьте в группы, соответствующие вашей теме. Обратите внимание на цвет вашей группы (обозначен цветным квадратом)

- Итак, в новых группах вы все – эксперты по конкретной теме. Вам предстоит обмен мнениями, обсуждение, выявление главного, формулирование ответа на проблемные вопросы, записанные на доске.

1 этап работы:

Перед вами – обработанный вами материал плюс комплект документов по вашей теме (раздатка). Здесь есть тексты учебников, выдержки из работ различных историков, отрывки из документов той поры.

Ваша первая задача – проанализировать представленный материал и очень кратко, с помощью ключевых слов заполнить следующую «Содержательную схему» (в распечатанном виде на каждую команду). Сейчас мы заполняем только первых три позиции, последняя графа (оценка) остается свободной, мы обязательно вернемся к ее заполнению на следующем уроке. Заполнять можно двумя способами: либо выписывать из текстов ключевые идеи, либо вырезать их с помощью ножниц и наклеивать. Выберите способ, наиболее удобный для вашей группы.

На эту работу выделяется 10 минут.

Работают с раздаточным материалом в экспертных группах (стратегия «ЗИГЗАГ») -

анализируют представленный материал, с помощью ключевых слов заполняют «Содержательную схему»

Групповой (индивидуальная помощь преподавателя каждой группе)

2 этап работы:

Прием: «Древо аргументов»

После того, как вы обсудили и систематизировали материал по вашей теме, вам предстоит оценить конкретные реформы Петра. Перед вами – элементы «древа аргументов»: «ствол» - на доске, это все реформы Петра, корнями уходящие в цели и стремления молодого императора. Здесь же вы видите большие «ветви» с общим названием направления ваших реформ. У вас на столах – «ветки» поменьше и «листья» двух цветов, с которыми вы будете работать.

Ваша задача –

1) подобрать наиболее яркие, характерные примеры реформ и выписать маркером на каждую маленькую ветвь их название;

2) с помощью «листочков» оценить последствия этой реформы для российского общества (красные листочки – «ПРОТИВ», зеленые – «ЗА»). На каждом из них должен быть представлен краткий аргумент (пояснение вашего мнения в одном-двух словах)

3) прикрепить ваши «ветви» к «стволу», кратко в устной форме пояснить свою позицию перед всей аудиторией (один – два человека от группы). Аудитория  может задавать уточняющие вопросы выступающим.

На подготовку выступления вам дается 15 минут.

Итог (после выступления групп): Посмотрите на древо, которое у нас получилось. Количество листочков красного и зеленого цветов показывают нам соотношений позиций «за» и «против» по каждой реформе.

Создают «древо аргументов» с помощью аппликационного материала, записывают аргументы, прикрепляют к доске (по очереди, с краткими комментариями)

        Картинка 1 из 1185        

Групповой (выслушивание мнения каждой группы)

3. Работа в первичных группах

Прием: «Весы истории»

- Теперь вернитесь в группы первоначального состава. Вы уже приобрели некий опыт осмысления петровских реформ, попытались взглянуть «изнутри» на деятельность великого реформатора и оценить ее.

Конечно, очень сложно быть объективными в такой работе, ведь все-таки мы с вами – люди XXI века, нам достаточно сложно полностью погрузиться в ту далекую эпоху. Так давайте теперь посмотрим, как по-разному оценивали деяния Петра его современники и историки, жившие в разные эпохи  и  говорившие  на разных языках.(раздать материалы)

Перед вами – «исторические весы» с чашами «ЗА» и «ПРОТИВ» и карточки с высказываниями (на каждую группу – аппликационный материал). Вам предстоит прочитать высказывания и в группе решить, в какую чашу весов вы их поместите. Если высказывание спорное, отнесем его к основанию весов, это будет «центр». На это задание вам дается 8 минут.

- Подсчитайте результаты. В какой чаше оказалось больше голосов? Какое высказывание понравилось вашей группе больше всего? Почему?

Возвращение в «свои» группы, обмен информацией, обсуждение, фиксация оценочных суждений на чашах «весов», выступления

https://cdn.pixabay.com/photo/2014/04/05/12/19/scales-316888_640.jpg

Групповой (индивидуальная помощь преподавателя каждой группе, выслушивание мнения каждой группы)

Этап урока:

 4. Рефлексия.

Эпоха Петра Великого  - один из интереснейших и спорных периодов истории нашей страны. Очевидно, что историки абсолютно по-разному  оценивают  личность Петра  и  его  деятельность. Но навряд ли кто-нибудь из ученых-историков будет спорить с  важностью  фигуры  Петра  и  его деятельности  в  истории  государства  Российского, ведь судьба нашей с вами Родины в корне изменилась именно благодаря деятельности этого великого реформатора.  Ну  а  объективность  в оценках  событий  того  времени  есть  не   что   иное,   как   многообразие субъективных суждений о России начала XVIII века. Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо.

Итак, в заключение сегодняшней работы подумайте, а каково ваше субъективное отношение к реформам Петра Первого и «проголосуйте», выразив свое мнение цветной карточкой:

Красная – «против»

Желтая  – «за»

Зеленая  – «срединное мнение, соединяющее в себе плюсы и минусы».

В качестве домашнего задания вам предлагается написать небольшое эссе, в котором вы предложите свою точку зрения на реформистскую политику Петра Первого. Возьмите одну карточку с высказыванием (из «весов») и напишите свои мысли, поспорив с автором высказывания, или аргументировано согласившись с ним.

«Голосование» при помощи карточек, написание эссе дома

Фронтальный + индивидуальный (проверка эссе)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Приемы технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо на уроках литературы"

Методическая разработка "Использование приемов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" на уроках литературы" была представлена на муниципальном конкурсе "Инноватика в о...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (ТРКМ) В СИТУАЦИИ НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Представляемая статья посвящена современной и актуальной проблеме. Методической основой современных систем обучения является теория педагогики сотрудничества. Обучение в любом учебном заведении - это ...

Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»....