Мастер-класс «Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»
статья по обществознанию

Лукьянова Светлана Александровна

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_.docx346.76 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Шестиугольное обучение» как один из приемов технологии развития критического мышления в системе формирования функциональной грамотности»

 

Вашему вниманию предлагаю мастер-класс «Шестиугольное обучение как один из приемов критического мышления в системе формирования функциональной грамотности».

Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века?

Человек должен быть функционально грамотным.

Функциональная грамотность есть определенный уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающих нормальное функционирование личности в системе социальных отношений. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Так одним из важнейших направлений работы учителя по формированию функциональной грамотности является развитие критического мышления учащихся.

Критическое мышление – мышление самостоятельное, которое начинается с постановки вопросов, которые нужно решить.  

Одним из приемов развития критического мышления является  метод шестигранного обучения. Он позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. 

Использование данной методики в работе позволяет:

- за определенное время обобщить и систематизировать материал;

-установить связи между понятиями и событиями, найти доказательства и выстроить алгоритмы;

-  активизировать деятельность учащихся на уроке;

-  управлять групповым процессом

Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут проявить творческие способности при работе с ними. Когда учитель даёт несколько шестиугольников детям, они собирают воедино шестигранники, выполняя при этом определённую задачу. Выбирается какая-либо тема, и составляются карточки, каждая из которых отражает один из аспектов темы урока. Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и учащимся необходимо установить эти связи. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.

Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.  

Использование шестиугольного обучения является эффективным способом формирования у учащихся познавательного интереса, навыков классифицировать информацию, доказывать взаимосвязи и зависимости, создавать единую смысловую картину явлений и процессов, а главное – визуализировать ее. Шестиугольное обучение позволяет формировать у учащихся не только предметные, но и надпредметные (учебно-познавательную, информационную, коммуникативную) компетенции.

Каждый из шестиугольник – это определенные знания, отдельная смысловая единица (понятие, событие, явление) в виде текста или изображения. Они вырезаются из бумаги и могут размещаться на парте или доске. Шестиугольники соединяются гранями друг с другом благодаря определенным логическим связям, которые учащимся необходимо установить, соединив карточки. Соединенные вместе шестиугольники создают единую смысловую картину, визуализированный образ учебного материала.

Рассмотрим несколько вариантов использования метода шестиугольного обучения на учебных занятиях.

 1. Вписанный в шестиугольники учебный материал раздается учащимся, задача которых – собрать пазл. Карточки могут быть частично заполненными или пустыми. Учащиеся должны заполнить пустые шестиугольники, установить и объяснить связи между ними.

2. Шестиугольники могут быть с ошибками. Учащиеся должны проанализировать информацию, исправить ошибки в шестиугольнике либо вообще исключить его, соединить шестиугольники в пазл, устанавливая связи между ними.

3. Шестиугольники могут быть маркированными (разного цвета) – объединяющими учебный материал в определенную категорию или по определенному признаку. Учащиеся классифицируют информацию и соединяют шестиугольники по признакам, устанавливая и объясняя связи между категориями.

4. Шестиугольники могут быть иллюстрированными. Учащиеся соединяют шестиугольники-картинки в коллаж и составляют по нему рассказ.

В конце своей работы учащиеся должны представить конкретный результат своей деятельности, доказывая свою точку зрения. Ученикам дается время для  изучения текста, для погружения в учебную проблему. После этого они делают свои выводы.

На мой взгляд, применение приема «шестиугольного обучения» более эффективно на уроках усвоения новых знаний и на уроках систематизации и обобщения знаний и умений. Этот прием за короткое время помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Учащиеся получают возможность собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», «зигзаг», линия, соты и другие фигуры. Систематическое применение на практике приема «шестиугольного обучения» позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности

Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.

Среди плюсов шестиугольного обучения можно назвать:

  • организация работы в группах, парах, индивидуально.
  • интерактивность, наглядность;
  • эффективная систематизация материала;
  • реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
  • активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
  • адаптивность к разным возрастным группам;
  • эффективная реализация развивающего потенциала конкретного урока.
  • Среди минусов шестиугольного обучения можно отметить, что подготовительный этап занимает много времени. Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.

Приложение.

1.Пример использования технологии шестиугольного обучения при изучении темы «Ступени развития общества» Обществознание 8 класс.

C:\Users\admin\Desktop\804202de2cfa7e5838a75768e6061ec1bf.png

2.Пример использования технологии шестиугольного обучения при изучении темы «Бюджет семьи» Обществознание 6 класс.

https://fs.znanio.ru/8f1197/65/1c/f9ceb5554bd354cf497837fd475748453f.png

3. Пример использования технологии шестиугольного обучения при изучении темы «СССР 50-60 е гг. » История 10 класс.

C:\Users\admin\Desktop\img4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

карта памяти или кластер-один из приемов технологии развития критического мышления через письмо

один из приемов запоминания , систематизации материалов на уроках физики...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории.

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентноспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направ...

Методы и приемы технологии развития критического мышления как средство формирования метапредметных компетенций на уроках истории и обществознания

В свете современных условий главным показателем эффективности деятельности учителя является прежде всего успешность и конкурентоспособность его учеников. В данном пособии сделана попытка  направи...

Методическая разработка по теме "Применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов педагогического колледжа"

Представленная методическая разработка посвящена вопросам применение приемов Технологии развития критического мышления (ТРКМ) для формирования оценочных суждений студентов. Основная цель преподавания ...