Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги
план-конспект урока по истории (10 класс)

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала на тему Победа СССР в Великой Отечественной войне. Итоги

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта конструирования урока изучения нового материала в 10 классе

Учитель: Хураськина Алена Алексеевна

Предмет

История России

Класс

10

Тема урока

Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Итоги.

Цели урока

1) Выяснить каким образом действия участников антигитлеровской коалиции привели к завершению Второй мировой войны;

2) Создать условия для формирования гражданских и патриотических чувств школьников через обращение к памяти о героических событиях Второй мировой войны

3) Показать важность вклада сил СССР для победы во Второй мировой войне;

4) Продолжить работу над формированием умений работы с картой, схемами, таблицами, а также самостоятельной работы с историческим источником.

Задачи урока

1) Познакомить учащихся с ходом завершающего этапа Второй мировой войны;

2) Определить причины победы антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне;

3) Познакомить учащихся с итогами и последствиями Второй мировой войны;

4) Познакомить с новыми понятиями: капитуляция, демилитаризация, репарации.

Форма проведения урока

Урок с элементами беседы и самостоятельной работы

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся должны:

  • объяснять причины нашествия монголов;
  • использовать историческую карту в рассказе о завершающем этапе Второй мировой войны;
  • используя контурную карту, указывать города, освобожденные советской армией / направления продвижения советской армии на завершающем этапе Второй мировой войны;
  • уметь анализировать итоги и последствия Второй мировой войны, прослеживать их связь с современной политической обстановкой в мире.

Познавательные:

Учащиеся должны:

  • уметь правильно воспользоваться уже изученной ранее информацией;
  • проявлять интерес к изучаемой теме;
  • осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • уметь определять уже изученные и только изучаемые понятия;
  • строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • осмысленно и вдумчиво читать текст изучаемого параграфа.

Коммуникативные:

Учащиеся должны:

  • владеть устной и письменной речью;
  • уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей по поводу изучаемой темы;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • уметь корректно оспаривать точку зрения, с которой не согласны.

Регулятивные:

Учащиеся должны:

  • владеть основами самоконтроля;
  • уметь работать индивидуально;
  • планировать и регулировать свою деятельность;
  • выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Учащиеся должны:

  • осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений;
  • осознать свою идентичность как гражданина страны;
  • в процессе самостоятельной работы, выполняя задания, развить навыки самообразования;
  • работая с документом и иллюстрациями, уметь высказать свое мнение о героических действиях советской армии на завершающем этапе Второй мировой войны;
  • проявлять уважение к учителю и своим одноклассникам.

Условия реализации урока

Информационные ресурсы

(в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1)https://vk.com/video?len=1&q=потсдамская%20конференция&z=video176307601_171330753  – цикл «Великая война» вырезки о Крымской/Ялтинской и Потстадской конференции (длительность 5 минут);

2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f049eed-63b9-410d-947b-a2d217f32eaa/index_listing.html - интерактивные тестовые задания к параграфу

1) История России 10 класс (А.В. Торкунов)

2) История России 9 класс (А.А. Данилов, Л.Г. Косулина);

2) История России 11 класс (В.А. Шестаков).

1) История России. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т.П. Андреевская. – М.: Просвещение, 2015. – 240 с.

2) Хрестоматия к учебнику История России 10 класс А.В. Торкунова

3) 1000 вопросов и ответов по истории: учеб. пособие / Н.И. Ворожейкина, В.С. Грибов, В.И. Егорова и др. – М., 1996.

1) Учебник по истории России 10 класс (А.В. Торкунов);

2) Доска, на которой написана тема урока «Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. Итоги» (по ходу урока учитель делает записи);

3) Иллюстрации по теме (портреты Сталина, Жукова, Черчилля, Рузвельта, Рокоссовского);

4) Карты «Великая отечественная война 1941-1945», «Штурм Берлина», «Советско-Японская война 1945 г.»

5) Документ «Из речи И.В. Сталина на приеме в честь командиров Красной армии. 24 мая 1945 г.»

Основные понятия

Капитуляция – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.

Репарации – возмещение побеждённым государством, по вине которого возникла война, убытков, понесённых государством-победителем.

Демилитаризация – разоружение; запрещение какому-либо государству возводить укрепления, иметь военную промышленность и содержать войска на определённой территории

Основные даты

29 марта 1945 г. – начало освобождения стран Европы;

6 июня 1945 г. – открытие второго фронта;

4-11 февраля 1945 г. – Крымская/Ялтинская конференция;

6 апреля-2мая 1945 г. – битва за Берлин;

8-9 мая 1945 г. – капитуляция Германии, окончание Великой Отечественной войны;

17 июля-2 августа 1945 г. – Потсдамская конференция;

9 августа-2 сентября 1945 г. – Война с Японией;

2 сентября 1945 г. – окончание Второй мировой войны;

Основные персоналии

И.В. Сталин, У. Черчилль, Ф. Рузвельт, К.К. Рокоссовский, Г.К. Жуков

Этап урока

с хронометражем

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

Оргмомент (1 мин.)

Создание в классе атмосферы для работы на уроке. Приветствие.

Актуализация знаний/переход (1-2 мин.)

Ребята, на прошлом уроке мы с вами выяснили, что военная капания 1944 г. сыграла большую роль в освобождении территории СССР от немецких захватчиков. Давайте вспомним, как называлась данная кампания и что же в результате нее произошло?

Действительно, это так. Мы с вами говорили о том, что, освободив территорию СССР Советская Армия начинает освободительный поход в Европу. Сегодня мы подробнее поговорим об этом походе, а также о дальнейших событиях, которые привели к завершению Второй мировой войны.

Ученики слушают учителя, вспоминают о военной кампании 1944 г.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Предполагаемые ответы:

«Десять сталинских ударов»

В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя более 2.000.000 вражеских солдат или 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и полностью уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков.

Личностные УУД:

  • Формирование устойчивого познавательного интереса к описываемым событиям.
  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам.

Изучение нового материала

(30 мин.)

Рассказ учителя:

Боевые действия в Восточной и Центральной Европе. Освободительная миссия Советской Армии (5-6 мин.):

Освободив территорию СССР, Советская армия направляется в освободительный поход в Европу. (Учитель обращается к карте «Великая отечественная война 1941-1945 г.г.» и показывает территорию, куда переносятся военные действия) 

Для того, чтобы удобнее было прослеживать освобождение Европы по мере моего рассказа будем заполнять таблицу.

Дата

Освобожденная территория

После победоносного завершения операции «Багратион» (Что это была за операция?) советские войска летом 1944 г. вступили на территорию Польши.

В августе на южном направлении Красная Армия разгромила в районе Кишинева немецко-румынские войска. В окружение попали 22 дивизии противника, которые после отказа сдаться были уничтожены. В результате рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны против СССР вышла Румыния. 8 сентября Красная Армия перешла границу Болгарии. 20 октября совместными усилиями 3-го Украинского фронта и Народно-освободительной армии Югославии был освобожден Белград. Румыния и Болгария вступили в войну с Германией.

Осенью, опасаясь выхода Венгрии из войны, Гитлер ввел свои войска в Будапешт, но ударами с севера и юга Красная Армия сомкнула кольцо вокруг венгерской столицы. В окружении оказалось почти 200 тыс. вражеских солдат и офицеров.

К концу 1944 г. Германия лишилась всех своих европейских союзников.

Тогда же был нанесен удар по немецким войскам в Заполярье, после чего началось освобождение Норвегии.

В марте 1945 г. советские войска вступили на территорию Австрии.

(Учитель обращается к карте «Великая отечественная война 1941-1945 г.г.» и показывает освобожденные территории) 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Предполагаемые ответы:

Крупномасштабная наступательная операция Великой Отечественной войны, проводившаяся 23 июня-29 августа 1944 года. В ходе этого обширного наступления была освобождена территория Белоруссии, восточной Польши и часть Прибалтики и практически полностью разгромлена германская группа армий «Центр». Вермахт понёс тяжелейшие потери. Восполнить эти потери впоследствии Германия была уже не в состоянии.

Учащиеся заполняют таблицу «Боевые действия в Восточной и Центральной Европе»:

Учащиеся следят за рассказом учителя и заполняют таблицу.

Дата

Освобожденная территория

Лето 1944 г.

Польша

Август 1944 г.

Молдавия

сент. 1944 г.

Болгария, Румыния

20 окт. 1944 г.

Сербия

Осень 1944 г.

Венгрия

Кон. 1944 г.

Заполярье, Норвегия

Март 1945 г.

Австрия

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • Структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;
  • Умение делать выводы из полученной информации.

Коммуникативные УУД:

  • Аргументированное изложение своего мнения.

Регулятивные УУД:

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

Предметные УУД:

  • Формирование навыков работы с понятийным аппаратом и хронологией;
  • Формирование навыков работы с картой.

Личностные УУД:

  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам;
  • Формирование навыков самообразования в результате самостоятельной работы.

Битва за Берлин и окончание войны в Европе (7-8 мин.):

Зажатая в тиски, Германия быстро теряла силы. Ее основные войска были по-прежнему сосредоточены на советско-германском фронте. Этот фронт оставался главным фронтом Второй мировой войны.

Борьбу против Германии вели 10 советских фронтов в составе 6,7 млн. человек, оснащенных 107,3 тыс. орудий и минометов, 12,1 тыс. танков и САУ (Как расшифровывается?), 14,7 тыс. самолетов.

После освобождения Советской Армией Венгрии, Польши и Восточной Пруссии, развернулась битва за Берлин.

Откройте учебник на стр. 61, внимательно прочитайте, как же происходило освобождение Берлина и в своих контурных картах отразите ход операции.

(Самостоятельная работа учащихся, далее проверка).

В ночь с 8 на 9 мая 1945 г. был подписан акт о капитуляции Германии. Что такое капитуляция?

Капитуляция – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Предполагаемые ответы:

Самоходная артиллеристская установка

Учащиеся читают материал учебника, прослеживают операцию по освобождению Берлина на карте и отражают это в своих атласах.

(Далее следует проверка. Несколько человек вызываются к доске для работы с картой «Штурм Берлина»)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Предполагаемые ответы:

Капитуляция – прекращение вооружённой борьбы и сдача вооружённых сил одного из воюющих государств.

Учащиеся записываю понятие в тетрадь.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • Структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;
  • Поиск в источнике информации, необходимой для решения проблемного задания.
  • Формирование умения делать выводы из полученной информации.
  • Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

Коммуникативные УУД:

  • Аргументированное изложение своего мнения.
  • Соглашение или оспаривание чужого мнения.

Регулятивные УУД:

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

Предметные УУД:

  • Формирование навыков работы с понятийным аппаратом и хронологией;
  • Формирование навыков работы с картой;
  • Формирование навыков работы с историческими документами;
  • Формирование основы социально-критического мышления при работе с историческими источниками.

Личностные УУД:

  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам;
  • Формирование навыков самообразования в результате самостоятельной работы.

Ялтинская/Крымская и Потсдамские конференции (8 мин):

Мы с вами уже говорили, что во время войны периодически для того, чтобы согласовать свои цели и дальнейшие действия для их достижения, устраивались международные конференции. Какие конференции к 1945 г. уже состоялись?

1945 год также не стал исключением. Были проведены Ялтинская/Крымская и Потсдамская конференции.

(Просмотр видеофрагмента)

Перед просмотром учитель задает учащимся задание:

1) Какие решения закрепляли данные конференции?

2) Каково было их значение?

Учащиеся внимательно смотрят видео фрагмент, чтобы ответить на вопросы учителя.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя:

Предполагаемые ответы:

Атлантическая конференция

Тегеранская конференция

Московская конференция и т.д.

Учащиеся делают пометки в тетради

Ялтинская конференция:

В се решения Ялтинской Международной конференции, в общем и целом, касались двух главных проблем:

1) Требовалось провести новые государственные границы в Европе на территориях, ещё недавно оккупированных Третьим Рейхом. Одновременно с этим нужно было установить неофициальные, но признанные всеми сторонами, демаркационные линии между сферами влияния союзников.

2) Следовало создать специальные процедуры, гарантирующие неизменность проведённых на карте мира разграничительных линий.

В результате конфигурация политической карты мира претерпела существенные территориальные изменения.

Потсдамская конференция:

Во многом решения, принятые в 1945, повторяли идеи Ялтинской конференции, но в более подробной, детализированной форме. В результате переговоров были установлены политические и экономические принципы послевоенного устройства и отношения к Германии. Для управления ей был создан контрольный совет из четырех командующих оккупационными войсками.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • Структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;
  • Поиск в источнике информации, необходимой для решения проблемного задания.
  • Формирование умения делать выводы из полученной информации.

Коммуникативные УУД:

  • Аргументированное изложение своего мнения;
  • Соглашение или оспаривание чужого мнения;
  • Выдвижение собственных версий для решения поставленной задачи.

Регулятивные УУД:

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

Предметные УУД:

  • Формирование навыков работы с понятийным аппаратом и хронологией;
  • Формирование навыков работы с картой;
  • Формирование навыков работы с историческими видеофрагментами.

Личностные УУД:

  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам;
  • Формирование навыков самообразования в результате самостоятельной работы.

Разгром милитаристской Японии (3-4 мин.):

Разгром Германии не означал, что война закончилась. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.

6 августа США сбрасывает атомную бомбу на Хиросиму.

Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявляется войну Японии.

9 августа США сбрасывает атомную бомбу на Нагасаки.

За две недели Красная Армия разгромила основные силы японцев. В ходе десантных операций были освобождены от 80-тысячной японской военной группировки Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. – японская делегация на борту американского линкора «Миссури» подписала Акт о безоговорочной капитуляции.

(Учитель обращается к карте «Русско-японская война 1945 г.»,, показывая направления боевых действий)

Учащиеся делают записи в тетради.

Учащиеся прослеживают военные действия на карте «Русско-японская война 1945 г.»

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • Структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;

Предметные УУД:

  • Формирование навыков работы с понятийным аппаратом и хронологией;
  • Формирование навыков работы с картой;

Личностные УУД:

  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам;

Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны (7-8 мин.):

Самостоятельная работа учащихся с учебником (стр. 64-65).

+ работа с документом

«У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941—1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой.
Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества — над фашизмом. Спасибо ему, русскому народу, за это доверие! За здоровье русского народа!»

Вопросы к документу:

1.Какие аргументы приводит И.В. Сталин, объясняя победу в Великой Отечественной войне?

2.Согласны ли вы с мнение И.В. Сталина?

3.Выделите факторы, способствующие победе в войне.

(Далее следует обсуждение)

Учащиеся самостоятельно работают с учебником: Выписывают итоги Великой отечественной и Второй мировой войны.

Учащиеся работают с документом.

Далее идет обсуждение.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

  • Структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное;
  • Поиск в источнике информации, необходимой для решения проблемного задания.
  • Формирование умения делать выводы из полученной информации.

Коммуникативные УУД:

  • Аргументированное изложение своего мнения;
  • Соглашение или оспаривание чужого мнения;
  • Выдвижение собственных версий для решения поставленной задачи.

Регулятивные УУД:

  • Формирование навыков самостоятельной работы.

Предметные УУД:

  • Формирование навыков работы с понятийным аппаратом и хронологией;
  • Формирование навыков работы с документами.

Личностные УУД:

  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам;
  • Формирование навыков самообразования в результате самостоятельной работы.

Рефлексия/закрепление изученного материала

(3 мин.)

Таким образом, сегодня мы с вами выяснили, как развивались события на завершающем этапе Второй мировой войны. А сейчас давайте с вами посмотрим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9f049eed-63b9-410d-947b-a2d217f32eaa/index_listing.html  - интерактивные тестовые задания к параграфу

Учащиеся отвечают на вопросы по изученной теме.

Предметные УУД:

  • Закрепление изученного материала.

Личностные УУД:

  • Проявление уважения к учителю и своим одноклассникам;

Домашнее задание

(2 мин.)

§25, читать, пересказать.

Написать рассказ эссе на тему: «Атомный удар по Японии: вынужденная мера или государственный терроризм?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока. Причины Победы СССР в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг.

Цель урока: Выявить  причины  Победы СССР в Великой Отечественной войне  1941-1945гг через  обобщение знаний учащихся;Задачи урока:Ознакомить обучающихся с  причинами По...

Комплекс учебных заданий по теме: "Цена победы СССР в Великой Отечественной войне"

Комплекс   учебных заданий для учащихся по изучению «трудных вопросов»,  сформулированных в Историко-культурном стандарте в контексте требований нового Учебно-методического комплекса по ...

Методическая разработка обобщающего урока по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

В методической разработке описывается создание обобщающих  уроков в 11 классе по теме «Цена победы СССР в Великой Отечественной войне»....

Комплекс учебных заданий по теме: " « Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»

Комплекс учебных заданий по теме: "« Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне»...

Презентация - Источники Великой Победы СССР в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 г.г. Для дистанционного изучения в 6 классе темы по обществознанию - "Человек и человечность - Патриотизм".

Эта презентация (с привлечением дополнительного материала) поможет самостоятельно изучить в 6 классе тему по обществознанию "Человек и человечность - Патриотизм". Ее можно использовать при д...