урок по теме:Быт и нравы Древней Руси 6класс
методическая разработка по истории (6 класс)

Сопова Раиса Александровна

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится  к разделу «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси».  Основная образовательная технология, применяемая на уроке – поисково-исследовательская  технология. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Быт и нравы древней Руси. 6класс

Цели урока: создать условия для овладения знаниями и умениями по теме «Быт и нравы Древней Руси»;

обучающие задачи – формирование представлений об  историческом и культурном наследии  Древней Руси;

развивающие задачи – развитие хронологических представлений, умения работать с историческими источниками (поиск информации в разных источниках: текст учебника, сообщение одноклассников, рассказ учителя, иллюстрации, информация из Интернет); умений производить описание (реконструкцию), характеризовать условия и образ жизни людей Древней Руси; умение анализировать и объяснять различные исторические факты, проводить сравнение, определять в них общее и различия  (образ жизни различных категорий населения); излагать причины и следствия исторических событий;

воспитательные – воспитание  уважения к культуре своего народа, осознания своей идентичности как гражданина страны, члена этнической группы; воспитание взаимоуважения к одноклассникам, пониманию возможности существования различных точек зрения.

для учащихся – знать и понимать, что такое «быт», «повседневная жизнь», понимать особенности и отличия быта населения Древнерусского государства и древних славя; уметь составлять и заполнять сравнительную таблицу; уметь работать в парах, в больших группах; научиться публично выступать.

Планируемые результаты (УУД)

Предметные результаты - научатся определять термины «быт», «повседневная жизнь», понимать существенные различия в жизни разных слоев населения древних славян; получат возможность научиться  давать краткую характеристику повседневной жизни древних славян;

Личностные – осознание своей идентичности как гражданина страны, воспитание уважения к культуре своего народа;

Регулятивные  – постановка  учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

Познавательные – самостоятельное создание алгоритма  деятельности при решении проблемы; умение выделять главное,  существенное; ориентация в возможностях информационного поиска; умение осознанно строить речевое высказывание;

Коммуникативные – готовность к сотрудничеству с одноклассниками, коллективной работе.

 Тип и вид  урока - урок усвоение новых знаний

Формы работы:  

- фронтальная

- групповая

- работа в парах.

Оборудование:         видеопроектор, презентация «Быт и нравы древних славян», учебник История России с древнейших времён до конца XVI века. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, карточки с заданиями, кроссворд.

Используемые современные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Структура урока:

I.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. 

 II Повторение изученного материала

Ход урока:

Добрый всем день! Ребята сегодня у нас необычный урок. К нам приехали гости , а гостям мы очень рады.

Давайте их поприветствуем улыбками  и начнём работу.

Цель: Сегодня мы будем говорить о быте и нравах наших предков в  те далёкие времена, которые мы датируем 8-13 веком когда наше государство называлось как? Древняя Русь

Вы познакомитесь  с повседневной жизнью земледельцев и горожан.

С  организацией  военного  дела.

Познакомитесь с различными типами жилищ и с особенностями древнерусской женской одежды.

- развивать устную речь, мышление,

  -расширять кругозор;

Но перед тем как перейти к теме нашего сегодняшнего урока, давайте вспомним, что вы уже знаете о Древней Руси и её жителях?

Историческая игра ( выбираем тему и вопрос стоимостью в 100 гривен. 200, и ли 300) две команды. А начнёт команда , которая отгадает загадку:

Сижу верхом .

 не знаю на ком,

Знакомца встречу,

Соскочу- привечу  (шапка)

Игра 15 мин

Повторили понятия, которые  нам  могут  встретятся в течение урока.  Особенно понятие Быт и нравы

Новые понятия: Образ жизни. Хоромы. Слобода

Помогать мне будут ваши одноклассницы. Они к уроку приготовили интересный материал, который поможет нам лучше понять Быт и нравы Древней Руси

Ваша задача: внимательно слушать , полученные знания вам пригодятся для написания мини сочинения:

« О жизни в древней Руси» ( это з-е в тетради  параграф 8_ тетрадь на стр. 24 № 4)

 

III.  Работа над новой темой урока.

Учитель начинает беседу

Ребята, где вы  узнаёте  информацию по интересующемуся  вас вопросу?

Главным источником знаний во все времена была книга. Из неё мы черпаем знания о прошлом, ищем совета в повседневной жизни. И сегодня она нам поможет разобраться и понять,  как протекала повседневная жизнь земледельцев и горожан в те далёкие, далёкие времена.

На партах у вас лежат таблицы , используя первый пункт параграфа 8,  проведите линии сравнения по следующим позициям : (Занятия, семья, брак. Развлечения, воспитание)   Чтобы занятие выполнить быстрее мы разделимся на 2 команды знать и основное население.( 2 листика, один заполняет остальные помогают ищут соответствующий материал)  

Линии сравнения

Основное население

Знать

Занятия

Земледелие, скотоводство, бортничество, охота, оборона от лихих людей (разбойников), на юге от кочевников.

Правили суд, управляли подвластными землями, принимали послов.

Семья

Большая

Большая

Брак

девочки— с 12 лет были на выданье, мужчины — с 17 лет должны были обзавестись семьёй.

девочки— с 12 лет, мужчины — с 17 лет

Развлечения

Посиделки зимой (за домашней работой рассказывали сказки, исполняли былины, песня). Народные гулянья летом (пели, водили хороводы, играли в жмурки, горелки, прятки)

Пиры в сопровождении скоморохов и гусляров, охота, чтение.

Воспитание

Мальчиков с 7 лет приучали к труду и военному делу, девочек к ведению домашнего хозяйства

Мальчиков с 5 лет обучали грамоте и военному делу, девочек с 7 лет учили вести домашнее хозяйство

Что вы можете сказать, сравнив две группы населения? (ответы детей)

Вывод: Мы видим, что жизнь основного населения отличалась от жизни знати, первые трудились с утра до ночи  выполняли различные повинности. А знать правила , принимало послов устраивала пиры и ходила  в военные походы.  

Действительно военному делу придавалось большое значение ,  т. к. врагов у молодого государства было очень много. И долг каждого мужчины  защищать его. И потому мы  должны  обязательно разобраться в  военном вопросе,

 (слайды)

Дополнение для учителя: ядром армии была Старшая и младшая дружина.

У Киевского князя насчитывалось от 500-800 дружинников. Были и личные телохранители – отроки. Командовали полками – воеводы Воинов называли –вои .Они были вооружены: луками, стрелами, копьями, тяжёлыми боевыми топорами, щитами) Сражение начинались с поединка богатырей.

 Где бы не воевали наши доблестные богатыри, их всегда ждали дома. Вот только условия проживания были не одинаковы.

И мы обратимся к эксперту по жилищному вопросу Щукиной Ангелине

(презентация № 2 жилище)

Вопросы  Новые понятия: слобода, хоромы.

Слобода-это район на окраине города, заселённый ремесленниками одной специальности.

Хоромы –жилище князей и бояр состоящее из нескольких строений в центре которых находился терем.

В нашем школьном музее есть уголок  крестьянской избы. Вы не раз  посещали наш музей , Скажите какой угол из четырёх там представлен ?

 ( красный угол)

Какой вывод можно сделать?( ответы)

Вывод: По внутреннему убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне относятся к разным слоям общества и живут в разных условиях. Бояре живут в роскошных теремах, а крестьяне имеют малый достаток и живут в маленьких избах и даже  полуземлянках.

 Какую одежду вы любите носить? Какую расцветку предпочитаете?

Народная мудрость гласит: « Встречают по одёжки ,а провожают по уму». А мы с вами спешим на встречу к специалисту , а точнее к модельеру  по Древнерусской женской одежде  

 (Ученица читает наизусть и показывает соответствующие экспозиции)

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет
подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить
невежду,

По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим древнерусскую одежду:
Не правда ли, проста и хороша?
Наряды древних скифов послужили,
Пожалуй, прототипом для нее.
Итак, что прежде женщины
носили?
У всех деталей имя есть свое:
Кафтан надет поверх рубахи
длинной,
Орнаментом украшенный внизу.
На голове — убрус под шапкой
чинной
Или повойник — оттенить красу.
Ну, горожанки шли в сапожках
новых,
Крестьянки чаще бегали в лаптях.
Носились и запоны, и поневы —
Детали поясню вам в двух словах. Поверх рубахи — красочной,
нарядной,
Как видим, русский сарафан надет.
Он облегает грудь фигуры ладной —
Красавице не нужен был корсет!
Наряд на узких лямках не стареет!
Вот, яркою украшена каймой,
На даме — распашная душегрея,
А вот и летник, ценный, расписной.
Расшиты шелком, жемчугом и
златом
Бобровый ворот, плечи, рукава.
Уж как хозяйка летника богата,
Он заявлял и сам — к чему слова?
Убрус и здесь был,  кстати
для ношенья,
К лицу кокошник, ленты и венец,
Носились золотые украшенья —
В виде серег, браслетов и колец.
Был красочным и живописным очень
женский выходной наряд!

Словарь на доске (после урока можно подойти и лучше рассмотреть и прочитать что обозначают названия некоторых видов из одежды)

С мужской одеждой вы познакомитесь дома при выполнении д/з в тетради.

  Вы наверно  обратили внимание на наряд Наташи. Вы можете назвать детали её одежды?(сарафан, лапти, лента придерживающая волосы)

И так Мы получили достаточно много  информации по сегодняшней теме.      И можем сделать вывод: «  Формирование государства  и принятие христианства благотворно сказалось на быте и нравах восточных славян. Характерной чертой этого периода  стало  возникновение существенной разницы между образом жизни знати и основной массы населения.                                                                                                                            Быт и нравы жителей древней Руси определялись их занятиями и социальным положением.

 Ну, а мне осталось поблагодарить девочек, которые нам  предоставили  хорошую информацию. И наше ответное слово мы выразим   выполнив без ошибок кроссворд. Вы внимательно слушали это,  вам будет не трудно. Кроссворды сдайте. О работе на уроке хочу сказать

( Учитель читает финальное стихотворение)

Времена теперь другие,

Как и мысли, и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была.

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережёт.

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава нашей стороне!

Рефлексия«Поляна»

 Наш урок подошёл к концу всем спасибо!

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. Перед каждым ребенком – бабочка.  Ребята прикрепите свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности  вам понравился больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории в 6 классе на тему "Быт и нравы Древней Руси"

На уроке учащиеся работают с информацией об обычаях и нравах жителей Древней Руси. Таким образом расширяется кругозор детей, формируется ИКТ - компетентность и воcпитывается патриотизм....

Презентация по истории России для 6 класса. Тема: "Быт и нравы Древней Руси".

Презентация предназначена для изучения быта и нравов в Древней Руси по программе 6 класса....

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политическая раздробленность на Руси» 6 класс

Тесты: «Владимир Святославич. Принятие христианства», «Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром», «Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси», контрольная работа по теме «Политичес...

Конспект урока истории на тему: "Быт и нравы Древней Руси" 6 класс

Урок истории 6 классТема: Быт и нравы Древней РусиЦель: Изучение образа жизни древнерусского обществаПланируемые результаты: предметные:  научиться понимать, что целостное представление...

урок с презентацией Быт и нравы Древней руси

материал расширяет представление о орудиях труда, одежде, обычаях народов, проживавших в Древней Руси...

Методическая разработка урока истории в 6 классе «Быт и нравы Древней Руси»

Методическая разработка урока истории в 6 классе относится к блоку «История России», к разделу I «Древняя и средневековая Русь». Урок «Быт и нравы Древней Руси» завершает тему «Культура Древней Руси» ...

03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси

03_02_история_6класс_быт и нравы древней руси...