Советское общество времен "оттепели" и "развитого социализма"
план-конспект урока по истории (11 класс)

Дрожжина Екатерина Андреевна

План-конспект  урока по теме: Советское общество времен "оттепели" и "развитого социализма". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovetskoe_obshchestvo_vremen.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Советское общество  времен «оттепели» и «развитого социализма»

Цели урока: продолжить формирование навыков систематизации и обобщения знаний на основе ранее полученной информации.

Задачи урока:

Образовательная: - обобщить знания учащихся об основных реформах Н.С. Хрущёва в политической, социально – экономической, духовной областях, полученные на предыдущих уроках;

- способствовать формированию представления о месте и значении периода 1953 – 1964 гг. в истории России.

Воспитательная: - способствовать воспитанию уважительного отношения к истории своей страны;

- способствовать формированию понимания неоднозначности оценки роли личности в истории;

- создать образное и личностное восприятие событий изучаемой эпохи.

Развивающая: - способствовать развитию критического мышления и коммуникативных способностей старшеклассников;

- продолжить формирование умений прослеживать причинно – следственные связи, оперировать историческими фактами, использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения.

Ход урока:

Беседа по вопросам.

Проверка домашнего задания: 5.  Умения  использовать  принципы  причинно-следственного  анализа  для  изучения

исторических процессов и явлений 

  1. Объясните, что изменилось в стиле руководства партией и страной при Л.И.  Брежневе. Какую роль в этом играли личные качества советского лидера?
  2. Чем определялась необходимость принятия новой конституции в 1960-1970-е гг. В чем заключались основные положения Конституции СССР 1977 г?
  3. В каких сферах имели место наиболее значительные достижения советской науки и техники в 1970-е – первой половине 1980-х гг.? Чем это можно объяснить?

Работа с карточкой

Соотнесите даты и события:

1964 г.

1965 г.

1977 г.

1982 г.

1984 г.

Принятие продовольственной программы;

Новая Конституция СССР

Отставка Хрущева Н.С.

Реформа школьного образования

Косыгинская экономическая реформа

Изучение нового материала:

Урбанизация – рост городов и городского населения.

В 1960-1980-е. гг. идет постоянный отток жителей из деревни в города. Городское население уже в 1962 г. превысило городское. Количество городов-миллионеров выросло с 3 до 23.

        Заметно выросла продолжительность жизни, составившая 68 лет. Однако рождаемость снижалась. В семьях нормой стало 1-2 ребенка.

        В результате урбанизации происходит рост численности рабочих. Однако  уже к 1980-м образовалась нехватка кадров рабочих профессий, из-за роста уровня образования. Для устранения дефицита  на работу принимали по лимиту из сельской местности. Таких работников стали называть лимитчики.

Изменение пенсионного законодательства:

  1. Увеличился средний размер пенсий в 2 раза.
  2. Пенсионный выход мужчины с 60, женщины с 55 лет.
  3. Установлено пенсионное обеспечение колхозников.
  4. Пенсионный возраст мужчин 65, женщин 60 лет.

Жилищное строительство было представлено хрущевками. Уже в 1970-х гг. отдельная квартира для каждой семьи стала нормой. Постепенно стали появляться многоподъездные жилые комплексы.

        Меняется внешний облик советского гражданина. С появлением синтетических тканей, гардероб советского жителя становится разнообразнее. Появляется множество импортных товаров.

        К середине 60-х г. в каждой семье появляется большое количество бытовой техники. Развивается машиностроение.

        В результате роста благосостояния населения количество товаров не всегда отвечало возросшим потребностям советских граждан.

Появляется термин дефицит. Приметой эпохи стали очереди.

Закрепление изученного материала

  1. Отметьте те изменения , которые произошли в социальной сфере.

А. Улучшилось материальное положение граждан.

Б. Преодолен дефицит товаров.

В. Полностью решена продовольственная проблема.

Г. Увеличилось количество бытовой техники.

Д. Быстрыми темпами идет естественный прирост населения среди славянских народов.

Е. Преобладание городского населения над сельским.

      2. Отметьте те изменения , которые произошли в культурной жини.

А. Ослабление идеологического контроля за СМИ.

Б. Снятие всех ограничений на контакты с представителями зарубежной культуры.

В. Рост скептического отношения к официальной пропаганде.

Г. Общий культурный подъем среди населения страны.

Д. Развитие диссидентского движения.

Е. Глубокий кризис во всех облостях культуры.

      3. Определите соответствия между понятиями и их определениями.

1.Развитой социализм.

2. Теневая экономика.

3. Геронтократия.

4. Дефицит.

5. Нонконформизм.

А. Принцип управления , при котором власть принадлежит старейшинам.

Б. Неприятие общепринятого порядка , норм , ценностей , традиций или законов.

В. Совокупность производственных отношений социализма на этапе зрелости.

Г. Недостаточное количество чего-либо.

Д. Экономическая деятельность , скрываемая от общества и государства.

Подведение итогов

Д/З параграф 37, стр.74, задан. 6.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характерные черты советского общества в 20-30 годы.

Разработка презентации к уроку истории для 11 класса по теме: "Характерные черты советского общества в 20-30 годы"....

Советское общество в 20-30гг.

Урок в 9 классе.План урока.Новый мир.Конституция СССР 1936г.Власть и общество.Массовые репрессии.Оппозиция тоталитаризму.Кто виноват?  Презентации:»Урок», "Советсвкое общество", "Конституция 1936...

Советское общество конца 1950-нач.1960 гг. Реформы Хрущева Н.С.

—Познакомить с главными направлениями экономических и административных реформ—Причины кризиса сельского хозяйства—Выяснить, почему в итоге провалились и политические и экономические реформы Хрущ...

Книжный фонд Урвановской сельской библиотеки как источник информации о жизни советского общества в 30-40-е гг. XX века. Работа с источником.

Работа с источником позволяет глубже понять политические и социально-экономические процессы, происходившие в советском обществе в 30-40-е гг. 20 века....

Социальная система советского общества в 30 е годы. Форма урока – урок пресс – конференция по типу – урок педагогического сотрудничества

Предлагаю Вашему вниманию открытый урок по истории. Урок преследует следующие цели:1. Организовать деятельность учащихся по изучению политической и социальной системы в СССР в 30е , выявить особенност...

Советское общество времен "оттепели" и "развитого социализма"

Презентация к уроку в 11 классе Советское общество времен "оттепели" и "развитого социализма"...