Методические рекомендации по организации учебного процесса: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Стребкова Надежда Васильевна

      Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами.  В работе рассматривается тема краеведения как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности. Пояснительная записка содержит актуальность, новизну, предмет, объект, цель и задачи исследования. Освещены принципы краеведческой работы в школе.  Большое внимание уделяется содержанию, методам и формам организации историко-краеведческой работы в образовательном учреждении. Автор описывает пути и методы изучения родного края, формы самостоятельной работы обучающихся в исследовательской работе по краеведению. Значительное внимание уделяется применению информационных технологий в краеведческой деятельности. Работа содержит приложения: практический материал по написанию родословной, проведению интервью, анкетирования, историко-этнографическому описанию селения.

Методические рекомендации могут  применяться  в дальнейших научных разработках по рассматриваемой  теме,  в собственной исследовательской практике краеведов, студентов, школьников,  в педагогической практике учителей и преподавателей.

Рекомендации составлены на основе личного опыта автора, посещении сайтов краеведов, педагогов, публичных библиотек, центров дополнительного образования.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_po_kraevedeniyu.docx116.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Староюрьевская средняя общеобразовательная школа  Староюрьевского района Тамбовской области   (МБОУ  Староюрьевская  СОШ)

Номинация: методические рекомендации по организации учебного процесса.

Тема: краеведение как направление поисковой и исследовательской работы  обучающихся  в урочной  деятельности

Автор: учитель истории и обществознания

Стребкова Надежда Васильевна

Тамбов 2021

Аннотация

Данный методический материал рекомендован для использования в учебном процессе учителями, педагогами дополнительного образования, краеведами.  В работе рассматривается тема краеведения как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной деятельности. Пояснительная записка содержит актуальность, новизну, предмет, объект, цель и задачи исследования. Освещены принципы краеведческой работы в школе.  Большое внимание уделяется содержанию, методам и формам организации историко-краеведческой работы в образовательном учреждении. Автор описывает пути и методы изучения родного края, формы самостоятельной работы обучающихся в исследовательской работе по краеведению. Значительное внимание уделяется применению информационных технологий в краеведческой деятельности. Работа содержит приложения: практический материал по написанию родословной, проведению интервью, анкетирования, историко-этнографическому описанию селения.

Методические рекомендации могут  применяться  в дальнейших научных разработках по рассматриваемой  теме,  в собственной исследовательской практике краеведов, студентов, школьников,  в педагогической практике учителей и преподавателей.

Рекомендации составлены на основе личного опыта автора, посещении сайтов краеведов, педагогов, публичных библиотек, центров дополнительного образования.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ        4

Пояснительная записка        4

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ        6

1.        Историко-краеведческая работа в школе: цели, задачи, сущность        6

2.        Содержание, методы и формы организации историко-краеведческой работы в образовательном учреждении        8

3. Информационные технологии в краеведческой деятельности        15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ        19

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ        21

Приложения        22

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

В начале нового века образование России встало на путь модернизации. Началось сознание новейшей модели (доктрины) образования, базой для которой стали концепции, которые выдвигались мыслителями и учеными XIX века. Идеи,  заложенные в Национальной доктрине образования, основываются на таких принципах, как: государственность, бесплатность основного общего образования, доступность и массовость образования. Значимым положением в данном документе стал тезис о том, что образование должно стать гарантией исторической  преемственности  поколений и сбережения национальной культуры нашей страны. Туризм и краеведение, как направление воспитания и образования детей, должны занимать устойчивую позицию в учебно-воспитательном процессе, в школе и внешкольных образовательных учреждениях во всех уголках России. Стоящие на сегодняшний день задачи пред российским образованием в области  краеведения  решают посредством особого содержания, форм и методов обучения.  Это объясняется тем, что историческое  краеведение в современном мире – это изучение окружающего мира, развитие ценных духовных качеств,   формирование  личности как гражданина и патриота своей страны.  

Актуальность данного исследования обусловлена тем, что в настоящий момент  необходимо  проводить просветительскую и методическую работу в сфере краеведения, совершенствовать данное направление в образовании.  В условиях меняющегося мира, следует  направлять деятельность на восстановление исторической памяти народа в наилучших традициях российской и советской школы, выделяя из них всё самое лучшее. Для успешного ведения такой работы надо формировать методическую и источниковедческую  базу для педагогов, детей и родителей.

Новизна методического пособия заключается в  комплексном подходе к изучению краеведения, использовании современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, практических рекомендациях для работы педагогов  в учебном процессе.

Объектом  исследования  выступает историческое краеведение в учебном процессе как форма деятельности по изучению и сохранению истории и культуры родного края.

Предметом исследования   являются методология и методика организации и проведения историко-краеведческой работы в школе.

Цель исследования  заключается в комплексном анализе методологических аспектов и разработке практических рекомендаций по организации и проведению историко-краеведческой работы в учебном процессе.

    В соответствии с поставленной целью исследования, необходимо решение следующих задач:

- определить цели, задачи и содержание  школьного исторического краеведения;

 – выделить основные направления, организационные формы и методы краеведческой работы в образовательном учреждении;

- определить значение  информационных технологий в краеведческой деятельности;

- разработать практические рекомендации по использованию основных форм краеведческой работы.

Методы исследования:  анализ педагогической, методической и научной литературы; анализ и осмысление личного опыта исследований и преподавания; ретроспективный и сравнительно-сопоставимый анализ, обобщение и систематизация полученных данных, моделирование.

 Ожидаемый результат от использования  работы другими специалистами состоит в том, что она  может  применяться  в дальнейших научных разработках по рассматриваемой  теме,  в собственной исследовательской практике краеведов, студентов, школьников, а также в педагогической практике учителей и преподавателей.


ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

  1. Историко-краеведческая работа в школе: цели, задачи, сущность

Историческое краеведение играет большую роль в воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма и становлении гражданской позиции. Понятия «Отчизна», «Родина» в детском возрасте ассоциируются с конкретным поселком, деревней,   городом, в котором проживают учащиеся. От того, насколько хорошо знают и любят ребята свой край, его историю, часто зависит и глубина их патриотического чувства.

Знакомство с памятниками культуры, изучение истории родного края по конкретным археологическим источникам, обычаям и традициям народов, населяющих тот или иной регион, выявление связи местных культов и обрядов с особенностями истории края содействуют воспитанию мировоззрения детей и подростков.

Положительная тенденция роста интереса к историческому краеведению в современных образовательных учреждениях в значительной мере связана с введением в соответствии с Законом РФ «Об образовании» национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей. Историческое краеведение является тем элементом исторического образования на сегодняшнем этапе, который обогащает учащихся знаниями о родном крае, воспитывает любовь к нему и способствует формированию гражданственности и толерантности. Оно раскрывает учащимся связи родного города, села с великой Родиной, помогает уяснить неразрывное единство истории, почувствовать причастность к ней каждой семьи и  стать достойным наследником лучших традиций родного края. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому [5].

Историческое краеведение способствует решению задач социальной адаптации выпускников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, республике, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении. Это одна из актуальных социально-педагогических задач нашего времени.

Дидактические принципы краеведческой работы в школе:

1. Принцип научности – использование в содержании главных понятий, тесная взаимосвязь и целостность общества и природной среды, системный подход в организации педагогического процесса.

2. Принцип систематичности и последовательности – предполагает последовательное расширение универсальных учебных действий школьников. Краеведческая работа строится в плановой системе в течение всего учебного года.

3. Поисково-исследовательский принцип – освоение и использование учащимися приемов научного исследования, активизация познавательной деятельности и творческих способностей.

4. Принцип общественно-полезной значимости – участие молодежи в решении общественно-практических задач своего региона.

5.Принцип демократичности – пути, варианты и результаты краеведческой деятельности выбирает не только образовательной учреждение, но и сам педагог.

6. Принцип практической направленности – реализация практической направленности за счет применения в каждом тематическом блоке практических занятий, проектной деятельности, экскурсий.

7. Принцип гуманизации – введение материалов краеведения, которые используются для подробного изучения смежных предметных курсов, дает возможность ближе рассмотреть основные сведения[5].

Можно выделить несколько основных целей исторического краеведения в школе:

1. Дидактические:  расширение кругозора, стимулирование интереса к учебной и познавательной деятельности, использование в практической деятельности краеведческих знаний, развитие общих учебных навыков;

2. Воспитательные: развитие самостоятельности и волевых качеств личности, формирование мировоззренческих установок и подходов, выстраивание стратегии успешного сотрудничества;

3. Развивающие:  улучшение внимания, памяти, речи, мышления, воображения, способностей к сравнению, осмыслению, сопоставлению;

4. Социализирующие: усвоение социальных норм и ценностей, развитие саморегулирования и способностей адаптации к новым условиям.

Главная задача развития общества – это передать следующим поколениям накопленные ценности общества: знания, опыт  организация и осуществление трудовой деятельности, мораль. Требуется воспитывать активных, самостоятельных, творчески развитых личностей, которые готовы к жизни в обществе. Это представляется невозможным, если не решить такие задачи, как:  

- приобщение детей к истории и природным богатствам родного края;

 – развитие желания к изучению новой информации по родному краю;

 – развитие уважения к малой родине;

– формирование необходимых условий для изучения края;

– развитие у детей своего видения изучаемых проблем;

– воспитание готовности к систематическому образованию и развитию;

– развитие у детей гражданственности и уважения к традициям и культуре своего народа, коммуникативных способностей учащихся;

– формирование у молодежи уважения к окружающей природе, т.е. экологическое воспитание;

 – формирование личностных качеств каждого обучающегося.

  1. Содержание, методы и формы организации историко-краеведческой работы в образовательном учреждении

Содержание  учебного краеведения состоит в многогранном изучении и проведении исследований учащимися в учебно-воспитательных и научных целях исторических, природных, экономических и социальных условий развития своего края по разнообразным источникам под руководством педагога. Полученные данные, материалы и коллекции становятся базой для последующей организации школьных краеведческих музеев и тематических уголков.

Важнейшей составляющей системы краеведческой работы в школе выступают различные организационные формы. Историко-краеведческая  работа с обучающимися подразделяется  на три основных направления:

  1. Урочные занятия (уроки, факультативные занятия);
  2.  Внеурочные (краеведческие кружки и групп общества в школах);
  3.  Дополнительное (внешкольное) образование[2].

Как показывает практика, дети с повышенным интересом воспринимают информацию, которая передается как старыми, уже проверенными способами и методами, так и новыми. К примеру, знания, которые были получены на занятиях по краеведению, школьники совершенствуют в следующих видах работы: научно-исследовательская и проектная деятельность, а также с помощью компьютерных технологий.

1. Исследование краеведческого материала в рамках учебной программы, выбранной или самостоятельно разработанной образовательным учреждением. Региональный материал может использоваться как часть урока по истории страны и  как самостоятельный урок по истории родного региона в рамках учебного плана. Направления работы могут быть индивидуальны для отдельного класса, исследовательской группы, и даже ученика, в зависимости от его  интересов и познавательных возможностей.

 2. Факультативные курсы – краеведческие занятия, проводимые за счет часов, отводимых на школьный компонент учебного плана. Главная цель – развитие интереса к исторической науке и истории родного края. Ее реализации способствует комплекс проводимых мер:

-расширение спектра знаний на основе привлечения новых источников: документальных материалов, материалов топонимики, научных трудов, археологии, этнографии и др.;

 - усвоение школьниками основных методов научного исторического исследования;

– вовлечение учащихся в проектную деятельность.

Следует отметить, что факультативные занятия по историческому краеведению могут сочетать в себе приемы, формы и методы как урочной, так и внеклассной работы (от школьных семинаров до конференций и экспедиций).                   Образовательные и развивающие аспекты школьного краеведения реализуются во внеурочной и внеклассной работе, а также в системе дополнительного образования. Такие форма работы эффективнее удовлетворяет индивидуальные познавательные интересы каждого ученика, позволяют построить программу развития его личности, направлены на решение проблемы построения досуга школьников во внеурочное время.

Важная составляющая системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории. Можно условно говорить о концентрах (кругах) этих знаний, которые можно образно представить в следующем виде:

1. Моя семья. Предполагает изучение родословной семьи, истории происхождения фамилий и имен членов семьи, ближайших и дальних родственников, основоположников семейного древа, их социального происхождения и т. д.    Родословная — это история какой- то одной семьи, рода. Сами родословия и наука, которая изучает родственные отношения между людьми, называются генеалогией. Родословная состоит из легенды происхождения рода и перечисления всех членов рода по коленам. Родословные принято оформлять в виде родословной схемы: таблицы, древа и др.  Обычно имя основателя рода указывается внизу (в корнях вашего родового древа), а последующие поколения находятся наверху (там, где ветки и листья). Существует и другая форма составления родословной: линия родословной ведётся сверху вниз, а рядом с именами указывается год и место рождения.

 (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

2. Родная школа. Изучение истории и традиций образовательного учреждения, биографий известных выпускников и учителей школы, педагогических династий, достижений учеников школы или лицея.

3. Мое село (город): прошлое, настоящее, перспективы развития; история названия населенного пункта, известные односельчане (горожане), история промышленных предприятий и культурно-просветительных центров (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

4. История района (микрорайона). Историческое прошлое, история возникновения, особенности становления и развития промышленности (сельского хозяйства, животноводства и т. д.), народного творчества и прикладного искусства, образования и культуры.

5. История автономного округа (области, края). Историческое прошлое и настоящее, место региона в историческом развитии России, народные традиции и обычаи, национальная и духовная (религиозная) культура; становление и развитие промышленности, транспорта, сельского хозяйства, общественно-политических взглядов и течений (политических партий), органов власти; состояние экологии региона и т. д.

При этом важно, чтобы учитель и учащиеся не только видели границы концентров, но и понимали необходимость их единства, интеграции, возможность и необходимость постоянного, систематического перехода из одного круга знаний в другой, важность и целесообразность постоянной связи исторического прошлого с реалиями сегодняшнего дня. Но история любого региона, народа всегда противоречива. На различных исторических этапах многие понятия, терминология и трактовки реформируются, порой искажаются. Наличие различных точек зрения, противоречивость фактов подталкивают обучающихся  к поиску исторической справедливости.

Внеклассные занятия могут быть массовыми, групповыми и индивидуальными. В связи с этим мероприятия, которые основываются на данных местной истории, проводимые во внеурочное время, можно разделить на три группы:

 – мероприятия, на которых получателями информации являются учащиеся, находящиеся в положении активных слушателей (экскурсии, лекции, встречи с известными людьми и др.);

– мероприятия, которые продолжают деятельность учащихся, начатую во время урока (выставки, игровые формы, праздники);

 – мероприятия, позволяющие применить полученные знания в учебном процессе, универсальные учебные действия (краеведческий кружок, научное общество, поисковая и научно-исследовательская работа).

Пути и методы изучения родного края достаточно разнообразны. Они определяются возрастными особенностями учащихся, уровнем их знаний и подготовки, задачами проводимой работы. Наиболее популярными из них являются: лекция, экскурсия, самостоятельная работа учащихся, игра, краеведческий кружок и др.

Лекция. В ходе лекции педагог сам повествует ученикам о фактах истории родного края, а постановка проблемного вопроса повышает внимание и интерес учащихся. Однако, такой метод следует использовать нечасто, поскольку одной из задач краеведения является предоставление возможности ребятам самостоятельно проводить исследования и открывать новое.

Экскурсия. Посещение музеев, архивов, выставок, археологических памятников повышает мотивацию учащихся к занятию историей, оказывает воспитывающее воздействие за счет интересной коллективной деятельности. Необходимо упомянуть то, что для проведения экскурсии необходима тщательная подготовка. Выбирая объект экскурсии, учитель должен видеть конечный результат и представлять то, какие воспитательные возможности она предоставляет. Впоследствии определяется тема экскурсии, цель, место проведения, маршрут, экспонаты и пр. Существует несколько  видов краеведческих экскурсий: 

1. Вводные экскурсии, предшествующие рассмотрению учебного материала во время урока. Накопленный в ходе экскурсии материал помогает в дальнейшем в классе при изучении новой темы.

2. Экскурсии, продолжающие изучение нового материала. Полученные сведения на экскурсии в данном случае конкретизируют дидактический материал, раскрывают его предметную составляющую.

 3. Экскурсии, главное предназначение которых в закреплении, обобщении и углублении общеисторического материала на основе различных исторических источников.

 4. Историко-производственные экскурсии, направленные на помощь ученикам в выборе будущей профессии.

С точки зрения предварительной организации экскурсии могут быть плановыми и самодеятельными. Плановые экскурсии проводятся экскурсионными организациями и учителем. Главным их недостатком является то, что дети, как правило, являются пассивными получателями информации, уровень усвоения которой зависит от профессионального мастерства экскурсовода. Самодеятельные экскурсии, организуемыми самими учащимися, дают возможность включить в такую работу каждого ученика, что в свою очередь позволяет комплексно подойти к решению задач курса. Эта экскурсия готовится и проводится в соответствии с ранее разработанным планом, а по ее завершении учащиеся выполняют задания учителя.

Научно-исследовательская деятельность является эффективным методом изучения истории родного края. Она  является самостоятельно проведенным исследованием учащегося, которое раскрывает его знания и умение, их применение для решения поставленных практических задач. Деятельность должна обладать логическим завершенным характером и показывать навыки учащегося грамотно использовать специальную терминологию, четко излагать свои мысли, аргументировать предложения. Исследовательская работа предполагает творческую работу обучаемого, направленную на изучение окружающего мира, самостоятельность в приобретении знаний и нахождении истины. Научно-исследовательская работа – это не только теоретическая, а в большей степени практическая часть.

Метод проектов следует понимать, как  способ достижения поставленной  задачи через тщательную разработку проблемы, которая должна закончиться вполне конкретными практическими результатами, оформленными соответствующим  образом.  При помощи данного метода совершенствуется самостоятельная деятельность подростков. Метод проектирования должен использоваться при условии учета своеобразия выбранных тем-проектов. Специфика проектного метода заключается в том, что обучающиеся приобретают конкретные, вещественные материалы, к примеру, после сбора находок в экспедиции.

К числу основных форм самостоятельной работы относятся:

- опросы, анкетирование – подразумевают лишь кропотливую работу по разработке вопросов, без специальной подготовки школьников. Анкета представляет собой набор вопросов, каждый из которых логически связан с центральной задачей исследования и  возможные  варианты ответов (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).

 – интервьюирование – занимает длительное время для подготовки, поскольку исследователю необходимо заменять вопросы исходя из текущих событий, ситуации интервью, принадлежности опрашиваемого к определенной демографической группе  (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).

– семинар – вовлечение значительного числа школьников в активную исследовательскую работу. Требует тщательной разработки учителем тематики занятия, учета возрастных особенностей и уровня знаний членом классного коллектива, дифференциацией заданий;

 – практические (лабораторные) занятия – проходит обучение учащихся приемам работы местными региональными источниками и научной литературой;

 – изучение истории школы, села, города, предприятия на основе материалов периодической печати, архивных материалов, воспоминаний жителей и личных наблюдений учащихся;

 – игра – предполагается познание и закрепление краеведческого материала, а также развитие навыков работы с различными источниками в увлекательной форме;

 – краеведческий кружок – учащиеся осуществляют сбор, обобщение и оформление собранных материалов для создания экспозиций школьного краеведческого музея.

Многообразие форм и методов, доступность источниковедческой базы для проведения самостоятельных исследований, даёт возможность получить информацию от очевидцев происходивших событий, позволяет сделать краеведческую работу живой и увлекательной, раскрыть творческий потенциал и оказывает воспитательное воздействие на учеников. Главным звеном историко-краеведческой работы учащихся является школа. Однако огромную помощь школе в деле организации краеведческой работы оказывают учреждения дополнительного образования – центры дополнительного образования, дворцы детского (юношеского) творчества детей и молодежи, станции юных туристов. Дополнительное образование в отличие от школьного расширяет для молодежи поле деятельности, дает ей возможности воплотить теоретические знания в индивидуальной творческой деятельности. Оптимальные условия для саморазвития создаются именно в случае эффективного сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования детей.

Таким образом, школьное краеведение стимулирует педагогический процесс, повышает самостоятельность учеников, укрепляет любовь к познанию своего края, что представляется важным в формировании конкурентоспособной личности школьника.

3. Информационные технологии в краеведческой деятельности

   Компьютерные информационные технологии – это совокупность сфер деятельности, относящиеся к технологиям образования, хранения и обработки информационных данных с использованием компьютерной техники. В результате такой работы школьники могут разрабатывать презентации собственных работ, делать фильмы, принимать участие в олимпиадах дистанционно. При этом использование компьютерных технологий не приводит к отказу от приемов традиционного обучения. Живое общение между учеником и учителем является старым, но проверенным временем приемом.

   Многофункциональность компьютера позволяет удовлетворить множество познавательных потребностей и является доступной для учащихся. Современные компьютерные технологии дают возможность учащимся манипулировать информацией и изучаемым материалом в зависимости от поставленной задачи, а также в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Информационные технологии сбора данных предполагают получение максимально верной информации и являются одним из самых ответственных этапов в работе. Информационные технологии обработки данных предназначены для автоматизации повторяющихся операций: сортировка, поиск, отбор информации, выравнивание границ, масштабирование, составление таблиц и нумерованных списков и др. Информация может быть представлена в различных формах: текст, таблица, график и др., в зависимости от цели исследования[3].

  Закрепляя пройденный материал, удобно совершать виртуальные прогулки, пользоваться информацией музейных сайтов, использовать электронные обучающие тесты. Электронный обучающий тест предназначен  для  применения на этапе первичного закрепления  изученных теоретических  сведений, самоподготовки и самоконтроля учащихся. 

   Важную роль в активизации учащихся на уроке играют презентации. Компьютерная презентация служит методическим стержнем медиаурока,  помощником учителя в  организации учебной деятельности детей, в создании им условий развития речевых компетентностей. Это могут быть презентации, подготовленные учителем к уроку – лекции, презентации учащихся, созданные самостоятельно к уроку, возможна презентация - защита проекта.

  При написании исследовательской работы обучающимся необходимо предложить список сайтов, где они могут получить необходимую информацию.

     Наиболее интерактивной и действенной в краеведении является воспитательная работа, которая имеет гражданско-патриотическую, духовно-нравственную, социокультурную направленности и нацелена на формирование и  воспитание лучших человеческих качеств личности у подростков. Наиболее эффективными активными и интерактивными формами проведения таких мероприятий являются:

-встреча в музейной гостиной – это тематическая встреча с известной личностью, проводится по актуальным темам или вопросу, который требует активного дискуссионного обсуждения, может включать концертные вокальные и песенные номера.

- фольклорный праздник – активная тематическая театрализованная форма мероприятия, содержание которой наполнено познавательными и игровыми заданиями, показательными и импровизированными номерами, включает викторины и соревновательные задания и пр.

-экспресс – час, час памяти, урок-панорама, цикл консультативно – экскурсионных часов – лекционная форма подачи материала с элементами беседы, показом фото, видео материала, с использованием публицистической и художественной литературы для передачи содержания; приурочена и проводится к памятным датам страны, региона, района.  

- слет, тематическая акция - мероприятия носят патриотический характер, включают тематическое выступление приглашенных гостей, активов краеведческих ДО, агитбригады, отчеты о работе и участии в акциях, награждения за проведенные дела.

- интеллектуальные викторины, тест-викторины - узконаправленные формы, как правило являются частью других более крупных по содержанию воспитательных мероприятий, направленные  на систематизацию тематических знаний.

- игровые конкурсы и программы –  интерактивные формы общения, связующим звеном в таких мероприятиях является движение от этапа к этапу, совместный поиск решения, выполнение практических заданий; заключительным этапом является подведение итога игры и награждение команд-победителей.

- конкурсы творческих работ:  эссе по  теме краеведения, конкурс видео-роликов и слайдовых  презентаций,  конкурс тематических фото-планшетов, творческих  отчётов и работ по составлению и представлению стихотворных и песенных гимнов о родном городе, ярких тематических спичей-выступлений[4].

    При подготовке воспитательных мероприятий необходимо  учитывать, что   невозможно разграничить учебную и воспитательную деятельности, поскольку одна вытекает из другой, переплетается и взаимодополняет друг друга. Поэтому правильнее будет говорить об учебно-воспитательной работе, где прослеживается непрерывная связь обучения и воспитания с жизнью, практикой, окружающей действительностью.  Компьютерные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс воспитания, саморазвития, самореализации и   творческого потенциала обучающихся. Подростки становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, историческое краеведение в школе стимулирует саморазвитие личности, способствует выработке культуры жизненного самоопределения и самостоятельности  учащихся, является источником конкретизации излагаемых учителем общеисторических фактов, одной из важных отраслей исторического образования. 

   Школьное историческое краеведение является мощным ресурсом для всестороннего развития личности, формирования ее социальной зрелости, гражданской позиции при условии организации систематической краеведческой работы педагогов и обучающихся. Необходимы согласованные действия педагогов основного и дополнительного образования, классных руководителей для рационального сочетания всех известных в теории и практике подходов к использованию школьного краеведения.  В краеведческом образовании содержатся широкие возможности для поддержки и стимулирования процесса позитивной социализации учащихся, развития у них социально значимых положительных свойств личности, включения школьников в процесс позитивного преобразования окружающей среды.

    В данном методическом пособии рассмотрены цели и задачи исторического краеведения, выделены основные направления, методы и формы краеведческой работы в учебном процессе, содержание краеведческих знаний по истории.         Использование компьютерных технологий позволяет сделать доступным и интересным краеведческий материал различной аудитории, проявить свой творческий потенциал.

   Посредством работы школьных музеев, факультативов, кружков исторического краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.      

     На современном этапе развития нашего общества школьное краеведение является важнейшей составляющей обучающего процесса, посредством которого реализуется и воспитательная функция исторического краеведения, направленная на формирование гражданина и патриота своей Родины, творчески активную самодостаточную личность, способную мыслить креативно, нестандартно, принимать решения в сложных условиях. Данные аспекты отражены в Конституции РФ, что говорит об исключительной важности образования в современном динамично развивающимся обществе[7].

   


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ермолаева Л.К. Изучение своего края: проблемы и подходы к их решению // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002. № 3. С. 43-44.
  2. Сейненский А.Е. Краеведение в школьном историческом образовании // Преподавание истории и обществознания. 2004. № 10. С. 19-28.
  3. Возможности информационных технологий в исследовательских работах по краеведению [Электронный ресурс]. – URL: https://school-science.ru/4/4/60 (дата обращения: 04.12.2021).
  4. Кружок «Информационные технологии в краеведении» как форма организации внеурочной деятельности младших школьников» [Электронный ресурс]. - URL: https://nauchkor.ru/uploads/documents/5c1a869d7966e104f6f85c63.pdf (дата обращения 04.12.2021).
  5. Историческое краеведение. Методическое пособие [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2018/01/20/istoricheskoe-kraevedenie-metodicheskoe-posobie (дата обращения 25.11.2021).
  6. Опыт использования ИКТ в историческом краеведении [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/opit-ispolzo (дата обращения 04.12.2021).
  7. Школьное историческое   краеведение: становление и развитие. [Электронный ресурс] – URL: http://elibrary.sgu.ru/VKR/2017/44-03-01_615.pdf - (дата обращения 05.12.2021).


Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

https://pomnirod.ru/assets/images/r3.png

Рис.1  Восходящая вертикальная таблица

https://pomnirod.ru/assets/images/r4.png

     Рис.2  Нисходящая вертикальная таблица


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Примерный перечень тем для сбора материалов по историко-этнографическому описанию селения

1. Историко-этнографическая характеристика населенного пункта. Историко-топонимические предания и сведения. История села.

2. Поселения и жилища.

3. Хозяйство и занятия. Земледелие. Животноводство. Огородничество. Пчеловодство. Охота.

4. Промыслы и ремесла. Домашние промыслы и ремесла. Обработка льна, прядение и ткачество. Вязание. Вышивание. Мужские домашние ремесла. Промыслы и ремесла: бондарное дело, гончарство, кузнечное дело, валяльное дело, другие промыслы и ремесла.

5. Поселение. Усадьба и жилище. Строительная техника. Интерьер жилища. Обряды, связанные со строительством, новосельем.

6. Традиционная одежда. Женский костюм. Прическа. Головные уборы. Украшения. Мужская одежда. Детская одежда. Обувь. Промысловая одежда. Обрядовая одежда.

7. Система питания и народная кухня. Утварь для хранения, переработки и приготовления пищи. Этикет. Гостевые традиции.

8. Транспортные средства. Водные, полозовые, колесные, лыжи. Упряжь. Способы переноски и перевозки грузов.

9. Традиционное мировоззрение. Верования. Культовые места.

10. Календарные обряды и праздники. Представления о времени. Весенне-летние, осенне-зимние обряды.

11. Семейные обычаи и обряды (родильные обряды, свадебные, похоронно-поминальные).

12. Обряды, связанные со службой в армии.

13. Народные знания (агрономические, метеорологические, системы веса).

14. Детские игры и фольклор. Народная педагогика.

15. Фольклор и музыкальная культура.


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

АНКЕТИРОВАНИЕ

Методика проведения анкетирования

Методика проведения анкетирования включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап: определение целей, задач, подготовка анкеты, определение выборки.

2. Проведение анкетирования;

3. Обработка, анализ данных, рекомендации и предложения по улучшению;

4. Подготовка итогового отчета.

Определение целей, задач: выявление проблемной ситуации:  описать проблемную ситуацию, которую необходимо прояснить путем социологического исследования, т.е. анкетирования. Цели и задачи необходимо представить как взаимосвязанные цепочки: решение общих задач является средством реализации общей цели, а сами общие задачи выступают в качестве целей второго уровня, которые достигаются с помощью решения частных или вспомогательных задач.

Определение объекта и предмета исследования:

− объект исследования – это то, на что направлено исследование: любой элемент, фрагмент, процесс, любые отношения, порождающие проблемную ситуацию;

− предмет исследования – это результат предварительной аналитической деятельности, направленной на выявление необходимых и достаточных свойств, особенностей, факторов, сторон, которые следует изучить для решения проблемы. Главное методологическое требование к определению предмета исследования заключается в том, что оно должно содержать основной вопрос исследования.

Итоговый отчет анкетирования: в итоговом отчете должны определяться:

1) цели и задачи исследования;

2) сроки проведения, объект и предмет исследования;

3) основные результаты и главные выводы: указания проблем, которые решались в исследовании и  убедительные аргументы, подкрепленные минимальным количеством статистических данных, не требующих дополнительных объяснений.

4) предлагаемые рекомендации и предложения по решению проблемы.

Также в отчете могут быть продемонстрированы сводные таблицы и статистические материалы, которые располагаются, как правило, в приложениях.

     Процесс составления анкеты, перевода гипотез на язык вопросов - сложная и трудоемкая работа. При составлении анкеты анкетер  должен руководствоваться следующими принципами:

- ставить в анкете существенные вопросы, которые необходимы для решения исследовательских задач и которые нельзя получить другим путем;

- формулировка вопросов с точки зрения языка должна быть понятной и соответствовать уровню респондента;

- вопросы должны быть сформулированы так, чтобы респонденты в принципе могли на них ответить;

- вопросы анкеты не должны вызывать отрицательную реакцию респондентов;

- организация и последовательность вопросов должны быть подчинены получению необходимой информации: вопросы ставятся от общих к частным, от простых к сложным.


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

  Интервью  представляет  собой   беседу  двух  или нескольких заинтересованных лиц, проводимую по определенному  плану, запись ответов  производится  либо вручную, либо посредством аудиозаписи.

I. Введение и установление контакта.

   Цель  этого этапа - вызвать  интерес к беседе, убедить людей, как важны  для        науки их  знания. Обращаться к собеседнику нужно уважительно, по         имени, отчеству Обязательным условием  является  информация  о  себе и  организации,  которую вы представляете. Ведущий  обязан  объяснить, где  и как будет  использоваться полученная  информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.

II. Программные вопросы.

  Первые   вопросы  не  должны   быть  сложными. Переход к основным вопросам  должен быть понятен, опрашиваемому. Можно выделить их фразой: "Теперь позвольте перейти к  наиболее  важным вопросам. " Завершение беседы должно состояться из   несложных          вопросов. Оптимальная продолжительность всего интервью  40  - 50 минут.

III. Оформление паспортички.

 Обычно   паспортичка содержит следующие вопросы: фамилия, имя, отчество, пол, возраст, год и место рождения, образование, профессия, адрес опрашиваемого.

  Необходимо тщательно документировать результаты опроса.   Для этого существуют        определенные правила: интервью   должно  записываться только после того, как респондент извещен о своих правах на материалы беседы, интервьюер должен   вести        информативный диалог с респондентом, задавая вопросы, стимулирующие более широкое освещение темы, интервьюер  обязан  защищать  опрашиваемого  от возможных психологических         травм. Даже если ответы   вызывают сомнение, интервьюер  не должен проявлять недовольства, интервьюер несет ответственность за правильное цитирование материалов.  Материалы опросов, правильно оформленные, заверяются печатью школы или  сельской администрации и сдаются в архив  (школьный, музейный). Печать удостоверяет работу, является гарантом того, что опрос действительно имел место.              

ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПИСИ

  Чтобы записи опроса, интервью, анкетирования могли  быть опубликованы  и        взяты в научный оборот, необходимо соблюдать ряд обязательных условий.

 1.Воспоминание  записывается   непосредственно  вслед   за рассказом   дословно  без  пропусков  отдельных слов и  фраз и излагается от первого, а не третьего лица.

 2.Запоминание  и        перенесение рассказа позже на бумагу категорически  запрещается.  Это неизбежно  повлечет за собой неполноту записи воспоминаний, искажение        фактов, оценок        и суждений рассказчика.

 3.Недопустимо собственное редактирование  текста, если  даже кажется речь безграмотной. Запись должна отражать  тот словарный запас, которым обладает рассказчик. Если  встречаются  непонятные слова, их  выясняют в ходе беседы  и        фиксируют их объяснения в интересах рассказчика.

 4.Черновая         запись осуществляется на  одной  стороне  листа, слева оставляются  поля. Обратная сторона и поля используются  для дополнений рассказчика, если он возвращается к этому событию, для уточнения непонятного, для своих замечаний.

 5.Чистовой  вариант  рассказа оформляется вручную  или  на печатной машине на развернутом листе  бумаги  с одной        стороны с соблюдением полей 2.5 - 3 см слева для сшивания листов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации занятий в технике «квиллинг», направленных на развитие способности к моделированию и декоративно-прикладному творчеству

Методические рекомендации по организации занятий в технике "квиллинг", направленные на развитие способностей к моделированию и декоративно-прикладному творчеству...

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе

Методические рекомендации к организации образовательного процесса по греко-римской борьбе Весь учебный материал, предусмотренный программой, распределяется в определенной последовательности в...

Методические рекомендации по организации образовательного процесса к разделу "Проектная деятельность" в 5–8-х классах (мальчики и девочки) ОО "Технология"

При определении содержания проектного обучения принципиально важным и сложным вопросом является педагогически правильный выбор объектов проектирования. Сложность подбора творческих проектов связана с ...

Краеведение как направление поисковой и исследовательской работы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности/ Методические рекомендации (для участия, организации и проведения поисковой и исследовательской работы обучающихся)

Целью данных методических рекомендаций является организация исследовательской работы обучающихся в области краеведения в урочной и внеурочной деятельности.Для этого необходимо решить следующие задачи:...

методические рекомендации по организации учебного процесса

Занятие по программам туристско-краеведческой направленности обеспечивает детей занятиями по разделам туризма, ориентирования, медицины, краеведения. Изучение данной темы вырабатывает у детей такие це...