Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания для активизации познавательной деятельности обучающихся.
статья по истории

Использование активных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания  для активизации познавательной деятельности обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование активных методов и

приемов обучения на уроках истории и обществознания

 для активизации познавательной деятельности

обучающихся.



               Кузина Ирина Сергеевна

                                                                   учитель истории и обществознания

                                                                 высшей категории                          

Санкт-Петербург

2021

Российское общество сегодня переживает период глубоких структурных, в том числе социокультурных изменений. Все эти процессы не могут не затрагивать сферу образования и воспитания.

Главная задача российской образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Государственная политика в области образования отражена в документах последнего периода. Так, Концепция развивает основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе Российской Федерации  «Об образовании», Федеральном законе  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и раскрыты в национальной доктрине образования Российской Федерации до 2025 года.

Указанные документы ставят перед школой задачу внедрения в учебно-воспитательный процесс форм и методов работы, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, что определяет актуальность содержания данного исследования.

Целью моей педагогической деятельности является:

активизации познавательной деятельности учащихся на уроках обществоведческого курса.  

Задачи:

формирование стойкой  мотивации к изучению истории и обществознания;

приобщение  к историческому, культурному и духовному богатству Отечества;

создание  на уроках благоприятной  эмоциональной атмосферы.        

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались методисты, психологи и историки.

Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике. И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.

Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика,  которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели».

Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.

Методы обучения – это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Как говорил известный педагог М.Н. Скаткин, метод – это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил.

Для активизации познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет оптимальное сочетание методов активного обучения.

Активные методы – методы, позволяющие активизировать учебный процесс, побудить учащихся к творческому участию в нём. Они позволяют развивать мышление обучаемых, способствуют их воплощению в решение проблем; не только расширяют и углубляют знания, но и одновременно развивают практические навыки и умения.

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения, обеспечивая этим повышение интереса и активизацию познавательной деятельности учащихся Активизация познавательной деятельности учащихся возможна для любого типа урока. Для её достижения учитель может использовать разнообразные источники исторических знаний (живое слово учителя, учебник, документы, наглядные пособия), разнообразные методы, приёмы учебной работы.

В педагогической деятельности я реализую дифференцированный, личностно ориентированный подход в обучении учащихся, практикую коллективную, групповую и индивидуальную формы организации учебной деятельности, интерактивные методы обучения, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции.

Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях.

Работая в школе более сорока лет, стараюсь идти в ногу со временем: совершенствовать образовательный процесс путём активного использования инновационных технологий  преподавания истории и обществознания. Методика организации учебного процесса на уроке определяется возрастными особенностями и уровнем познавательных возможностей учащихся.

Основой успешного усвоения истории учащихся является познавательная потребность, основанная на эмоциональном восприятии окружающего мира  и на привлекательности самого процесса деятельности:  значит, необходимо реализовать стремления обучающихся поспорить, посоревноваться в умениях и навыках, реализовать интерес к перевоплощениям и импровизациям.  На помощь приходят игровые технологии. В своей практике обучения  использую сюжетно-ролевые игры, задача которых – способствовать развитию творческого воображения детей. Например, при изучении темы «Реформы Петра 1» (7 класс)  группам учащихся даю  задание – приготовить рассказ о проведении реформ в России. Ученики-экскурсоводы готовят презентации по этому материалу. Особый интерес вызывают репортажи, которые ведутся с места исторических событий (Строительство Петропавловской крепости, Адмиралтейства и др), экскурсии  (в картинную галерею 1812 года  в Эрмитаже т.п.), письма от имени далеких предков (берестяные грамоты мальчика Онфима из Великого Новгорода и т.п.). И, конечно же, ребятам  очень нравятся  игры «Звездный час», «Умники и умницы», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес» и т.п.  Творчески преобразовывая материал учебника, ребята  фантазируют, вживаются в образ (прием персонификации), уроки получаются интересными, в процесс включаются  все учащиеся.

 Применять игру на уроках истории не только можно, но и жизненно необходимо. Каким образом органично ввести игру в учебный процесс? На первоначальном этапе детей нужно приучить к духу соревнования, предварительно учащиеся должны быть ознакомлены с основными правилами игры – игра, это ещё и воспитание дисциплины через выполнение обязательных правил. Любой учебный вопрос можно представить, как маленький конкурс или состязание. Пример: учебный вопрос связан с характеристикой природных условий того или иного государства. Скучно, а если предложить отправиться в путешествие в данное государство, посоветовать, какую одежду взять с собою и почему – это сразу вызовет активность учащихся. Ведь одним из свойств игры является возможность побывать в другой роли – и это детям доставляет удовольствие.

Я считаю, это ключевым моментом, если познавательная деятельность доставляет удовольствие, можно добиться выполнения любой поставленной задачи. Игра развивает в детях творческое начало. При рассмотрении темы о средневековом обществе, можно провести урок - рыцарский турнир, который предполагает создание необходимой игровой атрибутики: оружие, одежда, гербы и т. д. При подготовке этих атрибутов игры, учащиеся не только проявляют чудеса изобретательности, но и переносятся в изучаемое время и проникаются духом эпохи.

Итак, использование игровых моментов делает урок более насыщенным, продуктивным, а главное, интересным для учащихся, что позволяет учителю выполнить основную задачу в своей деятельности: привить стойкий интерес к учебному процессу и изучаемому предмету. Это очень важно не только для развития современного образования, но и для развития страны в целом, в силу тех сложных задач, которые необходимо решить в ближайшее время.

 В старших классах использую такую технологию обучения, которая способствует  не только успешному  усвоению новой учебной информации, но и формирует  у учащихся умения и навыки ее обработки, что является необходимым условием для интеллектуального развития.  

Известная фраза К.Д. Ушинского гласит: «Детская природа требует наглядности». А при подготовке к урокам  я столкнулась с проблемой  отсутствия или нехватки наглядного материала. На помощь пришли ИКТ, предоставившие возможность визуализировать учебный процесс.  Кабинет истории технически оборудован: установлены DVD, телевизор, видео, компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска; обеспечен доступ в Интернет.

В современных условиях главной задачей образования  является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показывает, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков: умение ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, сравнивать, делать выводы. Поэтому использование  ИКТ в учебном процессе очень актуально. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает мышление, восприятие и память. На уроках  истории  и обществознания я использую чаще всего программы Microsoft Word, Microsoft Power Point. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа Power Point, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого.  С помощью  этой программы  я создаю презентации к урокам  или использую готовые, находя их в Интернете. Помимо этого программа Power Point дает возможность использовать ресурсы и в таких формах представления как тексты, слайды, видео - и аудиофрагменты, диаграммы, таблицы. Используя программу Power Point, учащиеся с удовольствием готовят домашние презентации по заданным темам. Текстовый редактор Word использую для создания простых дидактических материалов, которые  предлагает учащимся для  самостоятельной работы на уроке в классе. Такой материал готовится  в виде текста с пояснениями, схемами, таблицами, иллюстрациями, гиперссылками и контрольными вопросами. Учащиеся с помощью редактора Word создают собственный интеллектуальный продукт, например реферат, доклад, сообщение и пр. При подготовке к урокам велико значение использования возможностей Интернета.  Интернет можно рассматривать как часть информационно - коммуникационной предметной среды, которая содержит богатейший информационный потенциал. Образовательные ресурсы Интернета помогают в поиске исторических источников, текстов монографий и курсов лекций, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, рефератов и др. Однако, при использовании ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Применение информационных, компьютерных технологий на уроках обществознания не только облегчает усвоение учебного материала, но и предоставляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе.

Варианты работы учителя истории и обществознания с ИКТ:

    1) урок-лекция по изучению нового материала – в течение урока используется ИКТ в качестве иллюстративного материала (включая в работу текст, аудио- и видеоматериалы);

    2) комбинированный урок – сочетает в себе объяснение учителя с использованием ИКТ и работу учеников (индивидуальную, групповую) с вопросами и заданиями, представленными в рамках мультимедиа презентации;

    3) урок-семинар и урок-конференция (учащиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ);

    4) защита рефератов и проектных работ учащимися.

    5) Использование ИКТ позволяют также реализовать новые формы и методы при подготовки учащихся к  ЕГЭ.  

Выполнение учащимися тестов и заданий по пройденным темам по типу заданий EГЭ на уроках повторения и обобщения знаний, представленных в рамках мультимедиа презентации;

6) Использование  Интернета для проведения тестирования в формате ЕГЭ в  on-line режиме (приближенному к экзаменационному), позволяет оценить уровень подготовленности учащихся.

Формы  и направления использования ИКТ.

•   Оптимизация труда учителя

•    Неограниченные возможности изготовления КИМов, раздаточных материалов, тестов

Учащиеся активно стали принимать участие в проектной деятельности. Вместе с учениками создаем и используем проектные работы при проведении уроков и внеклассных мероприятий, что  обеспечивает высокий уровень активности школьников и результат учебной деятельности.

Проект (от лат. «брошенный вперед») – система планируемых и реализуемых действий, а также характеристика условий и средств достижений оставленных целей и задач.

В своей педагогической работе для формирования познавательных УУД учащихся на уроках истории использую метод учебного проекта - это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности школьников, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, презентативные,  исследовательские, поисковые и прочие подходы. Учебный проект, с точки зрения учащегося, - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, где  работа носит практический характер и значим для самих открывателей.

       Я использую несколько подходов к классификации проектов по предметам обществоведческого цикла. По доминирующей деятельности учащихся их можно разделить на следующие типы:

Исследовательские (предполагает аргументацию актуальности темы для исследований);

Творческие (планируемыми результатами и формами  их представления могут быть: газета, эссе, видеофильм, экспедиция, реферат и т.д.);

  Ролевые, игровые (степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая, игровая);

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) (сбор информации о каком-то событии, явлении);

Практико-ориентированные (прикладные) (он требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников);

Социальный проект (этот проект объединяет обучение и воспитание, так как подразумевает развитие навыков критического мышления).

 Проектную деятельность на уроках истории организую, исходя из следующих этапов:

 1)    Погружение в проблему;

 2)    Организация деятельности;

 3)    Осуществление деятельности;

 4)    Презентация, самоанализ и самооценка результатов.

Исследовательские, социальные проекты применяю во внеурочной деятельности, это экскурсии в музеи города, Ленинградской области, которые формируют у учащихся поиск и выделение необходимой информации, то есть развивают общеучебные универсальные действия.

Прикладной проект осуществляю на основе изготовления  предмета или экспериментов. Например, строительство деревянной одноместной лодки, показать, как делали и с какими трудностями сталкивались корабелы и моряки.

В истории большую роль сыграл лук: начиная от удачной охоты и заканчивая крупными победами в битвах и завоеваниях новых территорий. Монгольская империя создалась с помощью саадака. Учащиеся, в большинстве, скептически относились к луку и пришлось изготовить односоставной лук, потом они проводили испытания, сделали потрясающий вывод - опасен.

На уроках по Древнему Миру возникают трудности, на которые история не может дать разъяснения: пирамиды из гранита, а инструменты из меди или бронзы. Я учащимся даю образцы мрамора, базальта, гранита и указанные металлы. После экспериментов учащихся мы делаем общий вывод, что существуют некоторые тайны строительства.

Прикладным проектом проверяю, как учащиеся формулируют познавательную цель, ищут и выделяют необходимую информацию, делают выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, устанавливают причинно-следственные связи, логические цепочки рассуждений, выдвигают гипотезы и их обосновывают.

Конечный продукт проектной деятельности учащихся представляется  в виде: web-сайта; карты; модели; пакета рекомендаций; публикации; экскурсии.

Для оценки проектов учащихся использую следующие критерии:

 1)    Самостоятельность работы над проектом;

 2)    Актуальность и значимость темы;

 3)    Полнота раскрытия темы;

 4)    Оригинальность решения проблемы;

 5)    Презентация содержания проекта;

 6)    Использование средств наглядности, технических средств;

 7)    Ответы на вопросы.

После презентации проекта обязательно выставляю баллы, оговариваю достоинства и слабые стороны работ, делаю вывод. В обсуждении принимает участие весь класс.

В конце урока происходит оценивание  образовательных достижений учащегося  с помощью тестов, самостоятельной работы. Применяю после тестирования приемы самопроверки, взаимопроверки работ учащихся (даю ключ и критерии оценивания), что позволяет развивать у детей чувство ответственности и самостоятельности.

  На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление. На уроках разрешаю обсуждать полученную информацию с партнерами по парте или группами, т.е. разрешается «рабочий шум». Всегда признаю за учеником право на аргументированную позицию, отстаивать свою точку зрения в споре со мной, одноклассниками.

Профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать состояния раздражительности, тревожности с целью обеспечения благоприятного психологического климата на занятиях.

Уместной считаю приемлемую шутку и обязательным условием – соблюдение требований педагогического такта, личностно ориентированный подход к учащимся, умение конструктивно разрешать конфликты.

 Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.  Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно.  Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. Пример – дискуссия.

На мой взгляд,  дискуссия лучше «заводятся» с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.

Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.

 Лекционно-семинарская система эффективна, на мой взгляд, на уроках большой информативности, она помогает технологически и психологически подготовить ребят к обучению в ВУЗах. Использую её при изучении определенных тем, например: «Развитие философии в Новое и Новейшее время», «Из истории русской философской мысли» и т.п.

Важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, использую накопительную систему оценивания.

Стараюсь всегда комментировать результаты учащихся, больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия учащегося, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не остается незамеченным. В результате такого подхода, на мои уроки всегда ходят с удовольствием.

Обозначенные мною подходы к обучению и воспитанию учащихся  позволяют мне добиваться стабильных  результатов образовательно-воспитательного процесса.


Качество знаний по истории и обществознанию (в %)

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

История

49,0

49,4

49,7

обществознание

49,1

49,4

49,9

                     
        Наблюдается стабильность учебных достижений учащихся по истории и положительная динамика показателей качества знаний учащихся по обществознанию,  показатели успеваемости и качества знаний учащихся соответствуют уровню познавательных возможностей учащихся.

Одним из показателей качества знаний учащихся является итоговая аттестация.  Ежегодно  востребованы экзамены по выбору «История» и «Обществознание», что свидетельствует об уверенности выпускников в  своих знаниях, в качественной подготовке к ним и доверии к учителю.


Итоговая аттестация учащихся 9 классов.

история

обществознание

параметры

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

Количество уч-ся в классе

30

45

30

45

Всего  аттестуемых

2

5

4

16

Качество знаний

100

100

100

100

Средний балл

4,8

5

4,2

5

-

                                   

Итоговая аттестация учащихся 11 класса /ЕГЭ/

предмет

история

обществознание

параметры

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2011-2012 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Количество уч-ся в классе                          

18

10

16

18

10

16

Качество знаний

100

100

100

100

100

100

Всего  аттестуемых

3

1

-

12

6

11

Средний балл ОУ по региону

42,67

54

-

49,67

68,83

55,73

   

В школе есть ребята с повышенной мотивацией, устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах. Усилия, направленные на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету, дают свои результаты.

                           

Призеры районных олимпиад по истории и обществознанию

Год

Класс

Предмет

Ф.И.участника

Результаты

2013

9

история

Грибова Л.

Диплом международного конкурса «Будущее рождается сегодня»

2011

11

обществознание

Филипповская Б.

2 место

2011

11

право

Филипповская Б.

2 место

2013

11

история

Урманов В.

2 место

В своей работе считаю главным научить учеников рациональным способам  освоения учебной  информации и навыкам исследовательской деятельности, показать практическое значение полученных знаний. Итогом  совместной деятельности является повышение качества знаний учащихся и  стабильное участие ребят в школьных, районных научно-практических конференциях.

Год

Тема

Предмет

Класс

ФИ

2011-2012

Эпоха сталинизма

история

10-11

Исаева Т.

Правовой статус президента  по конституции в РФ, США и Франции

обществознание

9

Дворко К.

2012-2013

«Юный парламентарий»

обществознание

10

Калиев М.,

Долгорукова Н.

2012-2013

«Боевой путь моего деда»

история

8

Кузнецов В.

2013-2014

«Этот Ленинградский День Победы»

история

9

Клюева Е.,

Цибулько Е

Внеклассная работа по истории и обществознанию является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы в школе. Она углубляет знания обучающихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, стимулирует интерес к изучению предмета. В течение всего учебного года учащиеся имеют возможность участвовать в научно- практических конференциях, конкурсах разных уровней, викторинах, олимпиадах. Многие из них проходят в рамках Недели истории и обществознания, как тематические вечера, конкурсы, встречи с интересными людьми  и т.п. Проведение предметной недели - давняя традиция в нашей школе, цель которой - вызвать живой интерес к предметам, способствовать проявлению и развитию тех или иных наклонностей обучающихся, их творческих способностей.

 Организация внеурочной деятельности учащихся – это формирование гражданско-патриотической  компетентности, которая  формируется и развивается в соответствии с реализацией воспитательных  программ  «Я патриот» и «Я гражданин». 

Задачи:  

воспитание интереса к изучению истории Отечества, истории своего города, формирование у молодых людей активной жизненной позиции, способствующей выполнению гражданского долга;

формирование уважения к закону, правам других людей, ответственности за свои поступки;

погружение в социально-значимую деятельность;

самопознание, самоопределение, самосовершенствование личности.

      Компоненты внеурочной деятельности:

  1. Элективные курсы «Актуальные вопросы по обществознанию» (2011-2014г)
  2.  Внеклассные мероприятия.
  3. Элективные курсы «Гражданин современной России»
  4. Элективные курсы «Современная экономика»

Расширить рамки школьной программы, дополнить и углубить  знания школьников по истории и обществознанию призваны элективные курсы. Занятия провожу  в алгоритме инновационных методик - семинары, дискуссии, практикумы, деловые игры. В процессе педагогического сотрудничества учащиеся  приобретают  опыт освоения основных вопросов обществоведческих дисциплин.

Программа гражданско-патриотического воспитания ОУ, охватывает урочную и  внеурочную деятельность, способствует воспитанию  школьника человека-гражданина, патриота.

Являясь руководителем школьного методического объединения учителей истории, обществознания и истории и культуры СПб мною обобщен опыт работы учителей истории и обществознания школы. Нами создана копилка тестов (подготовка к ЕГЭ), систематизирована база учебно-методической литературы, информационных носителей. Являясь человеком творческим, своими педагогическими находками охотно с удовольствием делюсь с коллегами на заседаниях МО учителей истории, МО воспитательной работы, педагогических советах, это и мастер-классы, беседы, открытые уроки, помощь в составлении учебных программ, знакомство с новыми инновационными продуктами, являюсь организатором конкурсов в ОУ.

Регулярно обобщаю и распространяю собственный педагогический опыт через открытые уроки. Провела публичную презентацию собственного опыта «Воспитание личности» на педагогическом совете ОУ. Второй год исполняю функции наставника молодого специалиста, учителя истории в 5-6 классах и истории и культуры Евдокимовой Т.Ю.

Успешно выступили команды «Эллины» (5 класс) и «Хитроумный Идальго» (7 класс) на районных исторических играх.

В течение 8 лет в рамках профессиональной деятельности являюсь экспертом ЕГЭ по истории, Лауреат в номинации «Творчество в предмете» педагогического конкурса «Педагогические достижения», являюсь «Почетным работником образования РФ», награждена медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».

Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со стремительно набирающим темп жизнью. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов-практиков. Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение стрессоустойчивости, развитие умений адекватной оценки ситуации, принятия решений в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.

Постоянно повышаю свой уровень знаний по преподаваемым предметам через:

изучение  научно-методических статей по педагогике, психологии, истории  и обществознанию в периодичных изданиях « Преподавание история в школе», «Классный руководитель», «Воспитание школьников»,  др. и на образовательных сайтах Интернета;

обобщение  результатов  своей профессиональной деятельности;

посещение уроков и мероприятий  коллег в школе и районе;

повышение квалификации  на курсах,  реализующих  программы  в очной и дистанционной формах при СПб АППО;

ежегодные консультации как эксперта ЕГЭ по истории в СПб АППО;

КПК «Технология реализации ФГОС в предметной области. История и обществознание».

         
Заключение

История и обществознание - такие предметы, которые не могут оставить никого равнодушными. А неравнодушный школьник думает, анализирует, советуется с учителем. Учитель может просто ответить на вопросы ученика, а может направить на поиск ответа. Современный урок имеет свои особенности, одной из которых является такая организация урока, которая обеспечивает не только усвоение учебного материала всеми обучающимися на самом уроке, но и развитие самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому моя педагогическая деятельность направлена на активизацию познавательной деятельности через использование активных методов и приемов обучения.



Использованная литература и интернет-ресурсы

Журнал «Преподавание истории в школе»

Долженко Ю.А. Методическое сопровождение личностно-ориентированного образования”. Б., 2003г.
“Ме Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. “Развитие критического мышления на уроке”        М.2012 г..
Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе”. М., 1996г М
Селевко Г.К. “Современные образовательные технологии”. М., 2009г.

 Мельникова Е.Л. “Проблемный урок, или как открывать знания с учениками”. Пособие для учителей. М., 2010г.

Власова Т.А. «Развитие критического мышления на уроках истории в старших классах», М. 2010 г.

Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии развития», учебное пособие, М.2013г.                
Белкин А.С. «Ситуация успеха. Как её создать». – М.: Просвещение, 2012 г.

Бьюзен Т. Научите себя думать http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/superlearning/nauchite_sebya_dumat_buzan.zip

Выготский Л.С. Мышление и речь//

http://www.koob.ru/books/common_psychology/vihotskij_mishlenie_i_rech.rar

Ильин Е.Н. «Путь к ученику». – М.: Просвещение 2011 г.

Ильин Е.Н.. «Рождение урока». – М.: Просвещение 2012 г.

Картер Ф. «Развивайте интеллект».

http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/razvivaite_intellect.rar

Кроль В.М. «Психология и педагогика».

http://allengl.narod.ru/d/psy/psy048.zip

Кукушкин В.С. «Общие основы педагогики».

http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie_osnovy_pedagogiki/index.shtml

Машарова В.А. «Познавательный интерес школьников с позиции современности».

http://www.emissia.org/offline/2008/1238.htm

Микалко М. «Тренинг интеллекта».

http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/thinkertoys.rar

Паронджанов В.Д. «Как улучшить работу ума»

http://www.koob.ru.mastertest.ru/books/superlearning/kak_uluchshit_rabotu_uma.zip

CD «Династия Романовых. Три века российской истории»,  

CD «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»,

Энциклопедии-путеводители CD «Эрмитаж»,

CD «Государственная символика России. История и современность» и другие;  

Электронные учебники CD «История России: XX век»,

CD «История Отечества IX-XVIII вв.»,

CD «История России XVII – XIX века»,

CD «Обществознание 8 – 11 классы» .

http://elenasadigova.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_rabota/stati_uchiteljam/sushhnost_tekhnologii_kriticheskogo_myshlenija/51-1-0-204 )  

http://ct-net.net/ru/ct_about_ru

-http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и общество-знания».

Анализ и практическая иллюстрация методов интерактивного обучения, активно используемые на уроках истории и обществознания. “мозговой штурм”, дискуссия, ролевая и деловая игра, метод “Синквейна”,...

Использование приемов исследования на уроках истории с целью формирования навыков самостоятельной деятельности обучающихся

Одна из целей преподавания истории - формирование целостного мировоззрения учащихся на основе представления о ми­ре как многогранном процессе, протекающем во времени и пространстве. Однако молодые люд...

Использование активных методов и приемов обучения на уроках русского языка и литературы

Возникновение познавательного интереса зависит в первую очередь от уровня развития ребенка, его опыта, знаний, той почвы, которая питает интерес, а с другой стороны, от способа подач...

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения

Творческие работы обучающихся с использованием активных методов и приемов обучения...

«Развитие креативного мышления обучающихся посредством использования активных методов и приемов обучения на уроках истории»

Формирование функциональной грамотности является одной из важнейших задач современного образования. Креативное мышление выступает ее важнейшим компонентом. В динамично развивающемся современном мире в...

Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.

Статья по теме Роль наставничества в формировании функциональной грамотности средствами интерактивных методов и приемов обучения на уроках истории и обществознания.В данной статье показаны приемы и ме...