Конспект урока "Смута в Российском государстве в 17 веке"
план-конспект урока по истории (7 класс)

 Байкеева Светлана Владимировна

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с периодом Смуты в Российском государстве, определить причины Смуты, приход к власти Лжедмитрия I. Восстание Ивана Болотникова

Задачи:

 Обучающая: сформировать целостное представление о Смуте как о всестороннем кризисе русского общества, определить причины Смуты и события начального периода, проанализировать соответствующие знания и умения учащихся при выполнении заданий; поддержать и увеличить интерес к теме, расширить кругозор.

Развивающая: способствовать совершенствованию умений анализировать источники

Воспитательная: воспитание чувства сострадания, представлений о долге, верности, ответственности человека и политика.

Планируемые образовательные результаты:

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

  • Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

  • Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у школьников самостоятельности; развитие внимательности при работе с текстами.

  • Предметные: развитие умений работать с учебником и дополнительным материалом; овладение новыми понятиями.

Формируемые УУД:

  • Познавательные: находить в источниках достоверную информацию; владеть смысловым чтением; выделять главное; сравнивать; находить объекты на карте; заполнять таблицу, создавать презентации; выступать с защитой презентации.

  • Регулятивные: определять цель, проблему; планировать деятельность; работать по плану; коррекция и оценка деятельности.

  • Коммуникативные: излагать свое мнение; работать в группе; планировать сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Личностные: осознавать свои эмоции и мотивацию учения; осознавать многообразие мира; вырабатывать толерантное отношение к другим; выбирать как поступить в той или иной ситуации.

Метод обучения: Проблемный, словесный (рассказ, беседа), наглядно- иллюстративный (карта, презентация); практический (тесты, тексты документов); частично- поисковый (задания по карте)

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование: компьютер, презентация, тесты для проверки д/з. Карта «Россия в период смуты начало 17 в.» Учебник (стр.12 – 23); Арсентьев Н.М. Данилов А.А. История России 7 класс под ред. Торкунова А.В. : Просвещение 2016 Рабочая тетрадь

 

Межпредметные связи: география. ОПК, краеведение

Основные понятия: смута (смутное время) самозванство авантюрист

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smuta.docx975.07 КБ

Предварительный просмотр:

Звучит немолчно в зареве набат,

А на траве – в кровавой багрянице

Царя Феодора убитый брат.

В заре горит грядущих гроз багрянец,

Мятеж и мрак, невнятные слова,

И чудится далёкий самозванец,

И пленная, растленная Москва!        Михаил Кузьмин

      - Какие понятия нам необходимо рассмотреть для того, чтобы разобраться в теме урока? (определить причины, сущность и итоги смутного времени).

Ученики называют цель урока.

ЗАДАНИЯ:

  1. Записать ассоциации со словом Смута (работа в тетрадях)

I. Причины Смутного времени

- В чем видит причины Смуты  русский  поэт начала XX века Михаил Кузьмин?

1. (Угличское дело - убийство царевича Дмитрия, династический кризис - оборвалась династия Рюриковичей)

Задание: На основании текста учебника и документов сформулировать и обосновать собственное мнение о причинах  Смутного времени. Внести записи в рабочие листы.

 (работа в группах – 4 минуты)

1. «Поколебавшиеся нравственные основы, последствия жестокой политики Ивана Грозного еще долго сказывались на состоянии общества. Пришедший к власти, Борис Годунов, будучи, хорошим политиком, в нравственном отношении был мелкодушен, подозрителен, боязлив, что не позволило ему удержаться у власти. Знатные и богатые люди, окружавшие Бориса, были ему под стать»

С.М. Соловьев.

1 Причина:

Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти

Причина

Падение нравов в российском обществе (по мнению некоторых историков)

2. «Виновниками наступления Смутного времени являлись правительство и «боярско-дружинная среда. Почва для Смуты возникла едва ли не в начале XVI в., когда бояре и служилые люди стремились править землей и ограничить правящую власть»

                                                                                          И.Е.Забелин

2 Причина

Борьба боярства за ограничение царской власти.

3. «Лето 1001г. Выдалось необычайно дождливым, из-за чего посевы на полях не могли созреть до самой середины августа. Случившиеся под день Успения Богородицы (28 августа) заморозки уничтожили  и без того скудный урожай. Все, что было посеяно, погибло в земле. В стране наступил голод. Народ воспринял это как кару божью за то, что приняли не природного царя»

                                                                                               С.Н.Бердышев

3 Причина

Представление народа, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», а не выборному.

4. «Смута в Московском государстве возникла из-за проблем и противоречий, сложившихся еще в царствовании Ивана Грозного. При новой власти все слои стремились улучшить свое положение любыми путями»

С.Ф.Платонов

4 Причина

Стремление различных социальных групп улучшить свое положение.

Слово учителя

Итак, мы выяснили причины смуты, давайте назовем их еще раз.

II. Основные события Смутного времени.

 - А теперь нам необходимо определить основные события смуты.

Работа с таблицей.

Классу предлагается в течение 5 минут изучить и обсудить документы в группах, соотнести их с событиями смутного времени.

1.   В глухие дни               В глухие дни Бориса Годунова,

Во мгле российской пасмурной страны,

Толпы людей скиталися без крова

И по ночам всходило две луны.

Два солнца по утрам светило с неба,

С свирепостью на дольний мир смотря.

И вопль протяжный: «Хлеба! Хлеба! Хлеба!»

Из тьмы лесов стремился до царя.

Среди людей блуждали смерть и злоба,

Узрев комету, дрогнула земля,

И в эти дни Дмитрий встал из гроба,

В Отрепьева свой дух перенеся.

К.Д.Бальмонт

Задание: Какие события описываются в этом стихотворении?

(неурожай и массовый голод в России, нарастание социальной напряженности, появление Лжедмитрия 1)

(Учитель - Период Смуты тесно связан с именем Бориса Годунова. Он правил страной дольше других-7лет. Годунову удалось стать первым выборным царем. С первого дня восшествия на престол, личность этого человека привлекала внимание современников. До сих пор не единого мнения в оценке его деятельности.

У Пушкина читаем:

 Вчерашний раб, татарин, зять Мамая,

Зять палача и сам в душе палач.

Возьмет венец и бармы Мономаха…

В.О. Ключевский пишет: Он (Борис Годунов) был, прежде всего, талантливым политическим деятелем, несомненным реформатором. И судьба его трагична, как судьба большинства реформаторов. Главное его внимание было обращено на устройства внутреннего порядка в государстве.  Ропот зависти и злобы распространялся среди его врагов. Неожиданно (1591г.) умер малолетний царевич Дмитрий – сын Ивана Грозного. Приписали Годунову. Началось движение “За истинного царя Дмитрия Ивановича”

Лжедмитрий I:

Монах Чудова монастыря, Григорий Отрепьев, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия, тайно поклялся папе Римскому (1601 г.), что став царем обратит Россию в католическую веру (В.О.Ключевский).

Лжедмитрий обручился с дочерью польского магната Мариной Мнишек. Его поддержал и народ и церковь. В 1604 г. войско самозванца выступило из Львова. Все присягали ему на верность. В 1605 г. Годунов неожиданно умер и Лжедмитрий воцарился на престол. Но пробыл только один год.)

- В чем причины быстрого падения Лжедмитрия I?

2. Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания – надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостью ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорблял их своими насмешками, упрекал их невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россиян должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образовываться и заслуживать имя людей.     

Самозванец скоро охладил к себе любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и обхождении со знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святою водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху. 

Н. М. Карамзин                         

Задание: В чем причины быстрого падения Лжедмитрия I?

Уч. - Каким образом погибает Лжедмитрий 1? Кто становится новым царем?

  1. Из дневника неизвестного поляка о событиях в Москве 1606 года, прибывшего в Москву вместе с семьей Мнишков:

Май

Дня 24. В ту ночь собиралась «москва» на улицах, охваченная злобой, готовясь к нападению.

Дня 27. Предводителем злосчастного мятежа, для которого изменники уже давно объединились, был Василий Иванович Шуйский, обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности.

Утром в субботу очень быстро взяли крепость. Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Ворвались во дворец. Сам Шуйский с помощниками вошел в первые покои, в которых сперва убили Басманова, обычно спавшего возле царя. Великое кровопролитие и вред неисчислимый из-за той подлой измены произошли. Тела (Басманова и Лжедмитрия) положили на столе. Лежали они там в течение трех дней на великое поругание, которое над ними с большой жестокостью чинили. Потом Басманова увезли, а то – другое тело, протащили, привязав к лошади, и сожгли дотла.

Н. М. Карамзин

  Еще окровавленное тело Лжедмитрия I лежало на красной площади, а уже 19 мая 1606 года бояре и знатное духовенство под звон колоколов, звуки литавр и труб приветствовали нового российского царя – Василия Ивановича Шуйского. По настоянию самого Шуйского, он был избран, вернее, «выкрикнут» царем своими сторонниками перед собравшейся толпой бояр, духовенства и московского люда. Шуйский, как главный организатор заговора против Лжедмитрия, мог рассчитывать на русский престол, но все-таки его избрание было слишком поспешным. Вероятно, надо было собрать Земский собор из выборных людей всего государства, как было при избрании Годунова, но Василий Иванович не был уверен, что изберут именно его, Он спешил воспользоваться моментом. По всем городам были разосланы грамоты от имени бояр и Шуйского, в которых сообщалось о гибели самозванца Гришки Отрепьева и об избрании царем якобы по приговору всех людей Московского государства Шуйского.

  Задание: О каких событиях идет речь в дневнике неизвестного поляка? Что источники сообщают об избрании В. Шуйского?

(Карамзин описывает гибель Л.1 и воцарение Василия Шуйского)

Учитель: При вступлении на престол ему было за пятьдесят. Молодость свою провел при Иване Грозном и решительно ничем не выказал себя. Василий повиновался Борису Годунову беспрекословно. Исполнил следствие по поводу убийства царевича Дмитрия и до поры, до времени верно служил Борису. Бориса не стало. При первом народном восстании против Годуновых Василий выходил на площадь, уверял, что царевича нет на свете и человек, назвавшийся его именем, есть Гришка Отрепьев. (Н.И.Костомаров).

Политика Шуйского не вызвала доверия у значительной части русского народа. Ширились народные волнения..

4. Будто волна прокатилась живая,

Тысячи беглых к борьбе призывая:

«Нечего ждать!»

«Это правда твоя!»

«Эй, говори, ничего не тая!»

Будто корабль сквозь кипящие волны,

Князь пробирался, решимости полный,

Плетью хлеща голытьбу на скаку,

К этому страннику и смельчаку.

«Кто ты?» — воскликнул он, плеть поднимая.

И тишина наступила немая.

«Я? Я не князь! Не боярин! Не поп!

………….. — беглый холоп!»         Наталья Кончаловская «Наша древняя столица»

- О каком событии рассказала Н.Кончаловская?

Учитель:  В 1607-1608 гг. появился Лжедмитрий II. Народ снова поверил. Основную часть войска составляли казаки. В июне 1608 г. подошли к Москве, разбили лагерь в с.Тушине. Поляки привезли Марину Мнишек на опознание, она поддалась на уговоры и опознала в нем своего мужа. В 1609 г. Речь Посполитая объявила войну России. Лжедмитрий II сбежал в Калугу. Где был убит.

В.Шуйский обратился за помощью к Шведскому королю, пообещав ему Корелу и участок Балтийского моря. В 1610 г. Василий Шуйский был свергнут, а в 1611 г. шведы захватили Новгород.

“Семибоярщина”:

Власть перешла в руки группы семи бояр. В августе 1610 г. они заключили договор с польским королем о приглашении на русский престол его сына королевича Владислава и осенью впустили поляков в Москву.

Страшное время пришло для Руси, ужасное время, которое россияне прозвали лихолетьем. Казалось, пришел конец Русскому государству. Ни верховной власти, ни сильного войска, ни общей казны – ничего не было. Но остался народ с его неистребимой волей отстоять Отечество. Россияне, которые осознали, что их Родине угрожает опасность, поднялись на ее защиту. Таких людей называют «патриотами» (запись в тетради определения Патриотизм – гражданское чувство любви и преданности Родине, осознание своего долга перед ней).

 (доска) Волжане! Православный люд!

Повсюду русских ляхи бьют!

Ужели враг непобедим?

Ужели землю отдадим?

Нет! За собой народ ведя,

Пойдем мы, жизни не щадя!

Не пощадим домов, клетей,

Ни золота ни серебра!

Весь народ отозвался на эти слова.

И понесли ему добро:

И жемчуга, и серебро,

Иконы, ризы и меха,

Одежды, платьев вороха.

Кто приводил гнедых коней,

Коров, баранов и свиней.

Кто приносил мешки зерна,

Тюки овечьего руна, -

Ну, словом, все, что несть могли,

На площадь Минину несли.

Тащили и везли.

Поволжье Минин призывал,

Он ополчение собирал…    Наталья Кончаловская «Наша древняя столица»

- О каком событии рассказала Н.Кончаловская?

- Кто возглавил?

Учитель:  Командовать ополчением выбрали князя Дмитрия Пожарского, храброго смелого полководца, что бился в Москве в составе Первого ополчения.  Зимой 1612г его войско собралось в Ярославле, где было создано Земское правительство, а 18 августа 1612г войско Минина и Пожарского подошло к Москве.

В конце октября 1612г. польские интервенты сложили оружие. Москва была освобождена.

1 ноября народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского вступило в Кремль. В честь победы в Москве был устроен парад.

Весть об изгнании поляков из Москвы воодушевила россиян. По всей стране стали возникать народные ополчения. Те, которые ранее были заинтересованы в Смуте, стали переходить на сторону ополчений. Правительство «семибоярщины» было свергнуто. Но Смута породила и много проблем – Восстановление целостности государства (смоленские земли остались за Польшей; балтийское побережье – за Швецией)  и  выборы нового царя. С этой целью в Москве по инициативе Минина и Пожарского созвали Земский собор.

21 февраля 1613г. Земский собор избрал царем Михаила Федоровича Романова,  племянника Федора Ивановича по женской линии. Так в России была установлена власть новой династии – Романовых

Есть такая легенда. Поляки задумали убить Михаила Романова,

Именно к этим дням относится подвиг русского крестьянина, сельского старосты – Ивана Сусанина, заведшего польскую шайку, которая замышляла убить царя Михаила, в дремучие леса и болота. Здесь и нашли они свою погибель.

«-Куда ты ведешь нас, лях старый вскричал!

-Туда, куда нужно - спаситель сказал.

-умри же - поляки герою вскричали,

И сабли, над ним свистя, засверкали.

-погибни, предатель, конец твой настал!

И твердый герой весь в язвах упал.

Снег чистый чистейшая кровь обагрила

Она для России спасла Михаила!!!»       

Романовым было суждено править в России более 300 лет.

Учитель: - Благодаря героям, таким как Иван Сусанин, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский наша страна едина.

 Какой праздник отмечаем мы , посвященный данным событиям?( 4 ноября- День Всенародного Единства)

УЧИТЕЛЬ А теперь, обобщив причины и события смуты, давайте попытаемся дать определение этому историческому событию.

Смутное время – это период в истории России, который характеризовался слабостью государственной власти, самозванством, гражданской войной, интервенцией и великой разрухой Московского государства.

III. Итоги смуты:

  1. Экономическая разруха и обнищание народа.
  2. Ухудшение  м\н положения государства и потеря ряда территорий.
  3. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917)
  4. Временное усиление сословно-представительных органов - Боярской Думы и Земского собора.

IV. -  Ребята, скажите, какие события конца XX века можно назвать смутным временем?

 Почему можно  провести параллель между эпохой смутного времени и событиями 90-х годов XX века.

Задание: написать синквейн, в котором ключевым словом будет главное понятие урока «смута».

Примерный вариант синквейна:

Смута

Опасная, губительная

Разорять, ликвидировать, терять

Нравственное и моральное разложение общества

Конфликт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме: "Российское государство в XVII веке"

Проверочная работа по истории в 10 классе...

Тест по истории для 9 класса по теме «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX веков».

Тест по отечественной истории 9 класс  по учебнику А. А. Данилов, Г. К. Косулина, История России 20 – начало 21 века. «Российское государство и общество в конце XIX – начале XX ве...

Урок обобщения: Российское государство в XVI веке. 7 кл.

Урок  обобщения: Российское государство в XVI веке. Урок-игра   по предмету история, раздел История России  XVI-XVIII века.7 класс. Урок проходит в форме телевизионной...

Таблицы по культуре Руси и Российского государства (до 17 века)

В данных таблицах приведены по разделам основные достижения культуры  Руси и Российского государства (до 17 века). Эти таблицы могут использоваться и дополняться при изучении истории России с 6 п...

Внешняя политика Российского государства в I трети XVI века. На юго-восточных границах

Небольшая рабочая презентация (13 слайдов) дает краткую информацию и иллюстрирует материал параграфа 5, п. 3 нового учебника по истории России, 7 класс, Арсентьева, Данилова и др....

Урок истории Российское государство в конце XVI века.

Урок истории Российское государство в конце XVI века....

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке»

Методическая разработка урока кубановедения «Народы Кубани в многонациональном российском государстве в XIX веке» . 8 класс....