Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.
методическая разработка по истории (7 класс)

Дан Татьяна Юрьевна

Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по предмету».

Методическая разработка урока «Народные движения в XVII веке»

Предмет история России. Всеобщая история, 7 класс

Тип урока комбинированный

Цель урока: Дать представления об основных событиях внутренней политики России XVII;  социальных протестах: народных движениях, бунтах, восстаниях, раскрыть причинно-следственную связь этого исторического явления.

Задачи урока: на основе анализа, полученной из разных источников информации научится применять исторические знания о данной эпохе; раскрыть понятия «бунташный век», объяснять причинно следственные связи народных выступрений 17 века. Сформировать целостную культурно историческую картину России середины 17 века.

Формы, приёмы, методы: фронтальная работа, работа в группе, составление кластера.

Предметные и метапредметные  результаты.

Знать: причины и направления внутренней политики царей в XVII веке, основные понятия, личности,

Уметь: определить место и роль основных событий «бунташного века», объяснять причины народных выступлений, анализировать результаты; работать с исторической картой.

Компетенции УУД

Учебно-познавательные:  актуализировать  имеющиеся  знания и творческий опыт; осмысление и усвоение новой информации и преобразование её в новые знания.  

Личностные – личный интерес к теме,  умение формулировать проблемные вопросы урока, определять задачи,  интерпритировать ситуаций с использованием своего личностного опыта.  

Регулятивные – умение моделировать  ситуацию  и прогнозировать её реализацию.

Коммуникативные –  умение слышать друг друга: от короткого монолога к диалогу, от решение проблемы – к успешному сотрудничеству.

Педагогические технологии: Метод проблемного обучения, технология сотрудничества, технологии ИКТ  РКМ (Кластер, ромашка Блюмера)  и фасилитированной дискуссии.  Что даёт  возможность  активизировать учебно-познавательную деятельность обучающихся,  определять самостоятельную навигации по учебным материалам,  способствует открытию новых знаний,  создаёт условия для развития способности  промежуточной и итоговой рефлексии,  реализуя тем самым системно-деятельностный подход и историко-культурный  стандарт ФГОС.

Познавательная и  мотивационная   деятельность на уроке реализуется путём: отбора материала, различных коммуникационных форм работы обучающихся, созданием творческой и продуктивной атмосферы на уроке и использованием  диалоговых технологий, стратегий технологии РКМ. Метопредметная  – формированием общемировоззренческой интерпретации образовательного аспекта содержание  урока.

Урок включает совместное целеполагание, как один из важнейших элементов системно-деятельностного подхода методом: фасилитированной  дискуссии, конвенции знаний, самостоятельного анализа, поэтапного планирования и проектирования учебного процесса. В ходе урока обучающиеся устанавливают причинно-следственные связи, рассуждают, делают вывод.

Ход урока.

Организационный момент.

Мотивационно-целевой этап.

На доске:

«Царствование Алексея (Михайловича) в особенности было «бунташным временем», как его тогда называли» В.О. Ключевский

 «Русский не может осуществлять своей исторической судьбы без бунта, таков уж этот народ.» Н.А Бердяев.

Фаза вызова.

Создание проблемной ситуации, в результате которой обучающиеся самостоятельно выдвинут цели и задачи урока.

Используется педагогический метод фасилитированного  обсуждения.

►Учебная задача. Организационная форма фронтальная

30 секунд тишины.  Обучающимся представляется слайд коллаж  картин: ………(Приложение №1)

Учитель предлагает ребятам сформулировать вопросы к коллажу картин, ключевые вопросы фиксируются на доске, они становятся задачами урока.

Учитель предлагает ребятам озвучить тему урока.

 Темы  «Народные движения в XVII веке».

►Учебная задача. Организационная форма фронтальная

Учитель обращает внимание обучающихся на вопросы-задачи урока и предлагаем сформулировать главную цель урока.

Цель: Дать представления об основных событиях внутренней политики России XVII;  социальных протестах: народных движениях, бунтах, восстаниях, раскрыть причинно-следственную связь этого исторического явления.

Введение в новый материал.

Фаза осмысления

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания.      

►Учебная задача. Организационная форма работа в группах.

Метод Кластер (Приложение № 2)

Каждая группа работает со своей темой: «Соляной бунт», «Медный бунт», «Восстание в Пскове и Новгороде», «Восстание Степана Разина». Используют статьи параграфа 20, учебника История России 7 класс под ред. А.В. Торкунова и дополнительные исторические источники (Приложение № 3)                       

Фаза рефлексии. (для группы учащихся представляющих кластер)

Осознание обучающимися своей учебной деятельности,…..

Фаза осмысления (в ситуации, когда  учащиеся знакомят с новым материалом)

Первичное усвоение новых знаний, взаимное обучение.

►Учебная задача. Организационная форма работа фронтальная

Представление кластера выступление представителей группы. Обсуждение, коррекция.

Группе представляющих кластер, задаётся  два вопроса по методу Ромашка Блума.

Форма оценивания – публичная демонстрация результатов учебной исследовательской/проектной деятельности.

Что объединяет все эти народные выступления?

Причины-

Фаза вызова

►Учебная задача. Организационная форма работа в парах

Работа с исторической картой

Найдите на карте места связанные с народными выступлениями …

Что мы можнм сказать о местах выступлений, бунтов?

Какое их эих восстаний было самым мощным?

Какие города …

Работа с документом «Из народной песни о Степане Разине»

Почему Степан Разин стал народным героем?

Фаза рефлексии

Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и колектива.

►Учебная задача. Организационная форма работа фронтальная

Ребята, обратимся к цитате В.О. Ключевского, согласны ли вы с тем что 17 век можно назвать «бунташным», свой ответ обоснуйте.

Ребята, как вы понимаете смысл высказывания Бердяева, согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свою точку зрения.

Учитель подводит итог урока, выставляет оценки.

☺Взаимооценка / коллективная по итогам  работы в группе.

Дифференцированное домашнее задание (по выбору обучающихся).

-  История России § 20  , проверяем свои знания, отвечаем на вопросы (устно)

- История России § 20  «Думаем, сравниваем размышляем» №1,3 (устно)

- Создать инфографику по теме параграфа или статей параграфа.

- Подобрать картины по теме и представить эту галерею на уроке.

- Написать эссе по теме «Почему государь Алексей Михайлович вошёл в история под именем Тишайший, а век в котором он царствоал стал «бунташным»

 актуализировать  имеющиеся  знания и творческий опыт; осмысление и усвоение новой информации и преобразование её в новые знания.  

☺самооценкой обучающихся; используется стратегия «Мишень» технологии РКМ. Лист с изображением мишени лежит на столе каждой группы ставит 4 точки (по секторам мишени)  на доске; определяя - свою позицию  на уроке ; проводя самоанализ  собственной деятельности на уроке.

Повторная рефлексия учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс

Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Методическая разработка «Формы и методы обучения на современном учебном занятии по литературе» (учебное занятие, 6 класс)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и соответствует требованиям к современному уроку....

Формы и методы обучения на современном занятии по математике по теме "Сложение обыкновенных дробей"

Методическая разработка с технологической картой по теме "Сложение обыкновенных дробей" окажет неоценимую помощь при подготовке к уроку по данной теме....

Методическая разработка урока истории 11 класс Индустриальная цивилизация в XIX веке

Тема урока:                Индустриальная цивилизация в XIX векеЦель: закрепить ранее изученный материал; проверить уровень у...