Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.
методическая разработка по музыке (6 класс)

Кокшарова Маргарита Николаевна

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию к данной методической разработке.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа № 535

Калининского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока музыки по теме

«Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Представлена соискателем на 1 категорию

Учителем музыки ГБОУ СОШ № 535

Калининского района г.Санкт-Петербург

Кокшаровой М.Н.

2019-2020 г.

Предмет: музыка.

УМК: учебник Музыка: 6 класс/Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская.-3-е изд.-М. : Просвещение,2014.

Класс: 6.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные технологии :  информационно-коммуникативная, исследовательская.

Метод обучения: интерактивный.

Формы и методы диагностики предметных и метапредметных результатов обучающихся: тестирование,контрольный опрос.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная форма.

Оборудование: Фортепиано,баян,компьютер, проектор, музыкальный центр, музыкальные инструменты(ложки, трещотки, колокольчики), презентация,

учебник,тетрадь.

Музыкальный материал:Колыбельная «Спи Дитятко…», «Во кузнице…»,«Во поле береза стояла..»,Былина «О богатыре Добрыне.»,звучание  народных инструментов,»Пляска скоморохов.» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.


Тема полугодия

(тема раздела)

Образы русской народной и духовной музыки.

Тема урока

Народное  искусство Древней Руси.

Цель

Цель урока для учащихся

Педагогическая цель урока

Иметь представление особенностей развития народного музыкального искусства Древней Руси

Сформировать представление об особенностях развития народного музыкального искусства Древней Руси

      Задачи

Задачи урока для учащихся

Педагогическая цель

1)Прослушать муз.произведения русского фольклора

2)Провести взаимосвязь между народной музыкой Д.Р. и бытом.

3)Научится коллективному музицированию на шумовых инструментов.

4)Запомнить названия народных инструментов.

5)Знать термины :скоморохи, жанры нар.песен, направления в которых развивалось музыкальное искусство Д.Р.

Метапредметные:

-Сформированить у учащихся бережное отношение традициям и обычаям своего народа.

-воспитать духовно-нравственные качества учащихся через приобщение их к народной культуре и русскому искусству

-Научить определять понятия, обощать,устанавливать аналогии,классифицировать,устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы

Предметные:

-показать связь народной музыки и быта русского человека

-создать условия для познавательно-активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход и импровизацию на уроке

-развивать умение коллективного музицирования, через вокальное воспроизведение и игру на шумовых инструментах

Личностные:

-коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверсниками в творческой , учебно-исследовательской  деятельности

-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованиюна основе мотивации к обучению и познанию.

-эстетические потребности, ценности и чувства , как результат освоения художественного наследия народов России и мира.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1)Организационный момент

(1 мин)

-Музыкальное приветствие.

-Отмечаем присутствующих.

-Учащиеся приветствуют учителя .

-Проверяет свою готовность к уроку.

Регулятивные

2)Мотивация учебной деятельности(2 мин)

3)Актуализация знаний(3 мин)

-На уроках музыки мы с вами в течение многих лет знакомились с различными песенными и танцевальными , народными жанрами.

Сейчас мы с вами прослушаем два музыкальных фрагмента

 

-Это музыка современная?

-Русская или зарубежная?

Определите тему нашего урока..(Слайд №1)

-Слушание музыкальных фрагментов(Былина и хороводная)

-Нет старинная

-Русская

Народное искусство Древней Руси

(Записывают в тетради)

Формирование основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

4)Постановка учебной задачи(5 мин)

Музыкальное искусство Древней Руси развивалось в двух направлениях: церковная музыка и народная(фольклор).(слайд№2)

Из уроков литературы вы уже знаете определение фольклора, давайте  запишем определение.

Давайте  вспомним жанры русских народных песен?

Прослушаем несколько народных песен и определим к какому жанру они относятся.

Скажите , ребята исполнение данных народных песен отличалось от исполнения первой композиции?Чем?

-Этот инструмент называется «Гусли»-а те кто играл и пел под этот инструмент ранее называли певцами –Боянами.

Итак, нам предстоит выяснить взаимосвязь между бытом и фольклором(народным искусством)-на этот вопрос вы ответите в конце урока.

Записывают: фольклор-это то, что сочинил народ.

Слушают :

-колыбельную «Спи дитяктко, почивай..»

Определяют-колыбельная.

-«во кузнице..»-

трудовая

- «Во поле береза стояла…»-

Хороводная

-Да, эти песни иполнялись хором , а первом пел один человек и под один инструмент.

Овладение основами музыкальной грамотности,способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

Жанр,тембр, лад,характер.

Регулятивные

Коммуникативные

5)Открытие учащимися новых знаний(знание)(3мин)

Древние славане, нащи предки были язычниками и поклонялись нескольким богам.

Например :Сварог –бог неба и всего сущего,Ярило –бог солнца,Перун – бог грома(слайд№3)

Люди считали, что игра на музыкальных инструментах и исполнение песен помогают им отогнать «злых духов», помогают наладить связь с чудодейственными силами.

(А сейчас какя вера считается в России самой распространенной?)

Но затем на Руси произошли большие перемены,Княгиня Ольга одна из первых принявшией обряд крещения в Византии положила начало новой вере на Руси.

И в 988 году произошло по инициативе князя Владимира Святославовича.

Было принято решение церковное музыкальное искусство взять от Византии.

Но не сразу народ принял новую веру и эта реформа прошла долгие годы, прежде чем вся Русь стала христианской и православной.

В это время появились яркие представители, исполнители народного творчества-Скоморохи(слайд№6)

-Слушают инф-ый блок.Отвечают на вопросы.

-Православие

Сформированность потребности в общениис музыкой для духовно-нравственного развития,социализации,самообразования,организации культурно- содержательного досуга, на основе осознания роли музыки в жизни человека, в развитии мировой культуры.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

6)Первичное

Закрепление материала

(понимание)(2мин)

7)Самостоятельная работа( с самопроверкой)(5мин)

Ребята как вы считаете , кто же такие были скоморохи?

Да но в последствии властью было принято решение об уничтожении данных актеров-музыкантов, по причине той, что они не учили людей чему то возвышенному и духовному, а лишь призывали к веселью и пустому припровождению времени.

Музыкальному миру это нанесло невосполнимый ущерб.

Все инструменты на которых играли скоморохи были сожжены или тайком увезены ссыльными скоморохами.

И лищь по истечении многих лет эти инструменты были восстановлены.

Посмотрите на экран и вы уидите состав народного оркестра.

Чем отличается от симфоническлого?

Правильно.Теперь давайте поделим инструменты на группы.

-Молодцы, теперь мы прослушаеи еще одно муз.пр-е «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка», которую написал Н.А.Римский –Корсаков(С его творчеством мы уже знакомились ранее в 3 классе и оперой Снегурочка)

-Определите заучание инструметов- какой вид оркестра ,характер, темп лад,динамику.

Скажите удалось ли отобразить композитору звучание народных инструментов в симфоническом оркестре?

-Уличные актеры,музыканты, потешавшие народ своими песнями и пласками

-Инструментами

-Работа по рядам

1 ряд-духовые

2 ряд –ударные

3 ряд –струнные

Все вместе клавишные.Самостоятельно

оценивают кто как работал и кто не сделал  ошибки.

Слушают муз.пр-е.Анализируют.

-Звучал симфонический оркестр,характер-веслей.Лад-мажор,динамика яркая(Форте).

Темп-быстрый.

-Удалось, звучали народные мотивы и интонации, характерные для народного оркестра.

Овладение основами музыкальной грамотности,способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

Жанр,тембр, лад,характер.

Сформированность потребности в общениис музыкой для духовно-нравственного развития,социализации,самообразования,организации культурно- содержательного досуга, на основе осознания роли музыки в жизни человека, в развитии мировой культуры.

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

8)Физ.минутка(1 мин)

Теперь давайте попробуем себя в роли скоморохов и исполним

плясовую под русскую народную песню( играю на баяне рус.плясовую)

-Встают из-за парт и выполняют движения русского народного танца.

Сформированность потребности в общениис музыкой для духовно-нравственного развития,социализации,самообразования,организации культурно- содержательного досуга, на основе осознания роли музыки в жизни человека, в развитии мировой культуры

Регулятивные

9)Включение новых знаний в систему знаний и повторение.(15 мин)

Раздаю муз.инструметы(ложки, трещотки ,колокольчики)

И сейчас мы все дружно попробуем исполнить ритмичсекий рисунок под русскую нар.плясовую.(показываю как нужно воспроизводитьзвуки на инструментах и ритмический рисунок)

Играю на баяне частушки.

Предлагаю теперь не заострять внимание на одном ритмичсеком рисунке, а придумать совой, но обязательное условие попадать в ритм.

Учащиеся разбирают , предложенные инструменты и усаживаются на «сцене», повторяют за мной ритмический рисунок, а затем под музыку , импровизируют.

После, рассаживаются по местам.

Овладение основами музыкальной грамотности,способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

Жанр,тембр, лад,характер.

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

10)Подведение итогов урока.

Рефлексия(5 мин).

11)Выставление оценок.(2 мин)

Предлагаю выполнить небольшой экспресс-тест.(Слайд№8)

Выставляю оценки.

-Отвечают на вопросы, делятся своими впечатлениями.

Овладение основами музыкальной грамотности,способностью эмоционально воспринимать музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

Жанр,тембр, лад,характер.

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

12)Д.з.(1 мин)

Домашнее задание:прослушать различные р.н.п. и под одну из песен придумать свой ритмический рисунок.

Всем спасибо за внимание, до скорой встречи на след.уроках!

-Записывают Д/з.

Сформированность музыкальной культуры школьника, как неотъемлемой части его духовно-нравственного развития.

Регулятивные

Список литературы:

Учебник Музыка: 6 класс/Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская.-3-е изд.-М. : Просвещение,2014.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образы русской народной и духовной музыки Народное искусство Древней Руси

Слайд 2

Музыкальное искусство развивалось в двух направлениях: Духовная музыка Фольклор

Слайд 3

Боги в славянском язычестве

Слайд 4

Крещение Руси 988 г. Креще́ние Руси́ — термин, под которым в современной исторической науке подразумевается введение в Киевской Руси христианства как государственной религии , осуществлённое в конце X века князем Владимиром Святославичем . Первым правителем Киевской Руси, официально принявшим христианство византийского обряда , стала княгиня Ольга

Слайд 5

Крещение к нягини Ольги:

Слайд 6

Скоморохи- яркие представители народного творчества. Странствующие актёры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах .

Слайд 7

Оркестр русских народный инструментов:

Слайд 8

Тест: Назовите 2 основных направления в музыкальном искусстве. Что означает понятие духовная музыка ? А что означает фольклор ? Как называли уличных музыкантов-актеров ?

Слайд 9

Спасибо всем за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки в 6 классе на тему: «Народное искусство Древней Руси»

Раскрытие "души русской немеркнущего света" через народное искусство Древней Руси....

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Методическая разработка урока музыки по теме «Волшебство музыкальных инструментов» 5 класс

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме «Волшебство музыкальных инструментов» представляет собой материалы к уроку с использованием готовых электронных образовательных ресурсов. Разраб...

Методическая разработка урока музыки «Человек в зеркале искусства»

Данная методическая разработка дает возможность сформировать у учащихся представление о многогранности художественного восприятия образа человека в искусстве. Использованная технология многоканальной ...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.

Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....