Методическая разработка урока музыки «Человек в зеркале искусства»
методическая разработка по музыке (7, 8 класс)

Гурина Екатерина Германовна

Данная методическая разработка дает возможность сформировать у учащихся представление о многогранности художественного восприятия образа человека в искусстве. Использованная технология многоканальной модели освоения культурного наследия дает возможность детям составить свое представление об изучаемом понятии, опираясь на собственное исследование. Методическая разработка может быть полезна учителям музыки, ИЗО, МХК, истории и литературы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\гала и дали.jpg    C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\9d0e3598e5afaf4362d0dfaedc602c6d.jpg    C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\делакруа.jpg

Методическая разработка урока:

«Человек в зеркале искусства»

                                                                      Класс: 8

                                                                    Автор: Гурина Екатерина Германовна

                                                              учитель высшей категории

                                                              ГБОУ школы № 362 Московского района

Методическое обоснование темы

В соответствии с требованиями ФГОС, современный урок музыки посвящен не только изучению узкопредметных аспектов, а нацелен на развитие общей культуры детей. Поэтому включение в контекст уроков музыки сведений из других областей: истории, литературы, изобразительного искусства, географии, - является непременным условием современного урока. Кроме того, Образовательный стандарт уделяет особое внимание применению деятельностного подхода в обучении- методу, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Реализовать эти задачи поможет применение на уроке технологии многоканальной модели освоения понятия.

Идея технологии состоит в поэтапном исследовании смежных с изучаемым понятием областей, раскрывающих его смысл и позволяющих изучить его более детально. Цель технологии - научить детей самостоятельно «добывать» необходимую информацию из опосредованных источников, не являющихся исключительно справочными или энциклопедическими. Кроме того, данная технология дает детям возможность осознать мир как некую единую целостность, не разделенную на отдельные предметные области знания.

Аннотация к уроку

Тема: 

          Человек в зеркале искусства (на примере образа Никколо Паганини)

Идея:

          Искусство помогает понять человека: его сущность, характер, настроение.

   

 Цель:

           Сформировать представление о многогранности художественного

           восприятия образа человека в искусстве.

(К концу урока учащиеся смогут дать ответ на вопрос: какие грани

личности Никколо Паганини нашли отражение в искусстве?)

Задачи:

мировоззренческие

  1.   формировать целостную художественную картину мира
  2. способствовать становлению эмоционально-ценностного отношения к окружающей действительности

когнитивные

  1. познакомить с шедеврами музыкального и изобразительного искусства
  2. формировать интерес к художественной культуре на основании понимания ценности и специфики различных форм существования культуры
  3. содействовать осмыслению взаимосвязи между различными видами искусства

коммуникативно- деятельностные

  1. дать представление о языках разных видов искусства
  2. формировать основы исследовательской культуры – умения анализировать, представлять, оценивать, сопоставлять, интерпретировать произведения различных направлений искусства и создавать на этой основе собственные художественные образы
  3.  способствовать развитию способности формулировать собственную позицию и предъявлять ее, готовности к диалогу, умению достигать соглашения друг с другом.

эмоционально - чувственные

  1. развивать понимание смысла искусства и его предназначения
  2. развивать образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительную память, эмоционально-эстетическое восприятия действительности.
  3. формировать способность к оценочному суждению

Формируемые УУД:

П- познавательные

Р- регулятивные

К- Коммуникативные

Л- личностные

Урок «Человек в зеркале искусства (на примере образа Никколо Паганини)»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Актуализация

- Что вы видите на экране? (слайд 1)

- Как вы думаете, мы себя в зеркале всегда видим объективным взглядом? (слайд 2)

- Представителей искусства всегда интересовал образ человека. Им хотелось запечатлеть его не просто под прямолинейным взглядом, но рассмотреть его со всех сторон и даже заглянуть ему в душу.

Известен  рисунок Леонардо да Винчи под названием "зеркала" и описание к нему: " ... если взять 8 плоских зеркал (каждое 1,2 х 1,8 м) и поставить их в круг, чтобы они образовали восьмиугольник, то человек, помещенный вовнутрь, может увидеть бесконечное число своих отражений". (слайд 3)

- Посмотрите внимательно на слайд, перечитайте цитату, ответьте на вопросы:

кто является предметом данного эксперимента?

что является предметом данного эксперимента?

в какой сфере проводился данный эксперимент? Попробуйте сформулировать тему урока. (слайд 4)

- Девочка смотрит на себя в зеркало, ее отражение.

- Нет, не всегда.

Формулировка темы:

- Человек в зеркале искусства.

П

Проблематизация

- Чем фотография отличается от художественного изображения человека?

- В начале XX века (1905-1906 г.г.) Пабло Пикассо пишет портрет американской писательницы Гертруды Стайн. (слайд 5)

 «Я изображаю мир не таким, каким его вижу, а таким, каким его мыслю», - говорил художник в этот период. Увидев портрет, Гертруда Стайн пришла в недоумение, она считала себя слишком молодой, чтобы быть с ним схожей.

«Ничего, — весело ответил Пикассо, — когда-нибудь вы будете на него

- В художественном изображении проявляется особый взгляд художника, его индивидуальность, его отношение к человеку.

П

 похожи, со временем».

Художник прочувствовал и точно передал ее сильный, цельный характер, ее особую индивидуальность. Пикассо отвлекся от внешности портретируемой и передал всю сущность Гертруды, ее прошлое и будущее.

Сходство пришло со временем, она нагнала свой портрет, когда постарела на две мировые войны. В своей книге она так высказалась в сторону работы: «По-моему это единственное мое изображение, где я всегда я».

Продолжите фразу: «Мы – не то, что видим в зеркале, а нечто более…» (слайд 6)

То есть человек - это гораздо более сложный и многогранный образ, чем просто внешний облик, это еще и неповторимый внутренний мир каждого.

Какая же встает проблема перед представителями искусства?

- Варианты детей

Формулирование проблемы:

- Как средствами искусства отразить внутренний мир человека, многогранность его образа.

П

Целепологание

- Как вы думаете, представители разных направлений искусства – художники, скульпторы, поэты, композиторы,- одинаково воспринимают образ одного и того же человека?

- Как луч света, преломляясь в зеркале, дает целый спектр излучений, так и взгляды творцов разных направлений искусства освещают разные грани человеческой личности, позволяя рассмотреть с разных сторон ее особенности, качества, неповторимость. (слайд 6)

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока: о чем будем говорить, что выяснять?

- У каждого свой угол зрения, свои средства выразительности, передачи образа.

Формулирование цели:

- Какие особенности, качества человека влияют на восприятие художника и находят отражение в искусстве?

-Как многогранность человека находит выражение в различных видах искусства?

Р

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

-Сегодня мы будем рассматривать образ музыканта, композитора.

Изображение внешнего облика человека (а через него и внутреннего мира)  в живописи называется портрет. Но только ли в живописи нам встречается портрет?

-Понятие автопортрет предполагает, что автор изображает сам себя. Так как мы говорим о музыканте, то для начала, внимательно послушаем его произведение и подумаем, каким был человек, написавший такую музыку. Что мы можем предположить о его характере, его внешности? (слайд 7)

- Может быть, кто-то узнал имя композитора, написавшего эту музыку?

- Абсолютно верно. «Каприс № 24».

Величайший итальянский скрипач, образ которого всегда был окутан  легендами, слухами, тайнами. Одни говорили, что его талант от Бога, другие - от Дьявола. Но за всеми этими легендами и домыслами стоял ведь живой человек!

Мы попробуем разобраться в сохранившейся информации и воссоздать свой образ Великого Маэстро Паганини.

- Не только, еще в скульптуре, литературе.

Слушают «Каприс № 24» Паганини

Делают предположения о характере и внешности композитора (запись на доске в таблице).

- Никколо Паганини

Работа в группах

Делимся на группы и исследуем  образ Паганини, создавая свое представление о нем.

В результате своего исследования, вы должны представить нам свое мнение о том, каким Паганини был внешне, какими обладал качествами и особенностями личности.

1 группа – работа с литературными текстами (слайд 8)

2 группа –работа с портретами (изобразительное искусство) (слайды 9-10)

3 группа – работа со скульптурой (слайды 11, 12,13)

Самостоятельная работа в группах: составить представление об образе Паганини на основе имеющихся у группы материалов (обсудить и записать)

Выступление представителя от каждой из групп с обобщенным выводом, составленным на основе имеющихся у группы материалов.

П, К

К

Работа со сводной таблицей

Записывает в сводную таблицу на доске выводы, сделанные каждой группой в результате самостоятельной работы.

-Давайте попробуем обобщить результаты нашей работы.

Какую информацию мы получили о внешнем облике Паганини?

В какой области искусства информация о внешнем облике Маэстро представлена, на ваш взгляд, наиболее объективно?

Как вам кажется, какая из представленных картин, скульптур наиболее точно соответствует словесному описанию внешнего облика Паганини? Запишите свой личный вывод в тетради.

- Что мы можем сказать о внутреннем мире Паганини, его особенностях, качествах личности? Каким он был?

В какой области искусства информация о внутреннем мире Маэстро представлена, на ваш взгляд, наиболее образно, выразительно? Запишите свой личный вывод в тетради.

Как вам кажется, какое из представленных произведений искусства, наиболее ёмко отобразило внутреннее «я» Никколо Паганини? Запишите свой личный вывод в тетради.

- Обсудите в паре, совпадают ли ваши личные выводы.

Посмотрите, как многогранен образ Никколо Паганини! Если вернуться к «зеркальной комнате» Леонардо да Винчи, каждое из представленных произведений искусства, как будто с разных ракурсов показывает нам его облик и, в то же время, приоткрывает завесу над тайной его внутреннего мира.

- Послушаем еще раз произведение Паганини «Каприс № 24», опираясь на полученные в результате нашего исследования знания. Возможно, теперь вы по-новому «услышите» эту музыку.

- Анализируют записи в таблице, обобщают, делают выводы

- Делают запись о личном выводе.

- Анализируют записи в таблице, обобщают, делают выводы

- Делают запись о личном выводе.

- Формируют собственное оценочное суждение

-Обсуждение в паре, формирование вывода

Повторное прослушивание «Каприса № 24» Паганини

 

П

Л

Л

  К

Рефлексия

-В начале урока мы ставили цель: выяснить, какие особенности, качества человека влияют на восприятие художника и находят отражение в искусстве.

Сформулируйте на примере исследованного образа, что же за качества, особенности человека влияют на восприятие художника?

Яркость, талант, неординарность, самоотдача в работе….

- Подумайте, как бы вас изобразил художник, скульптор?

- Запишите в тетради 5 ваших основных качеств, которые повлияли бы на художественное восприятие вашего образа творческим человеком.

-Формулируют собственную позицию

- Делают запись в тетради.

    Л

Л

Домашнее задание

 Дружеский шарж или литературный портрет без указания имени «образа».

Ценностное обобщение

 Искусство помогает понять человека: его сущность,  характер, переживания, чувства. Талантливые, неординарные личности из-за сложности своей натуры часто не находят понимания у современников. И, несмотря на внешнюю шумиху и суету вокруг их личности, на самом деле, остаются очень одинокими на своем пути. И лишь их художественное воплощение, созданное такими же тонко чувствующими, творческими натурами, позволяет нам хотя бы отчасти осознать их многогранное «я», на малую толику заглянуть в их глубокий внутренний мир.

 Песня С. Баневича «Дорога без конца» из к/ф «Никколо Паганини» (видеофрагмент) (слайд 14)

-Я желаю вам быть яркими, творческими, смелыми, но при этом, чтобы всегда рядом было плечо друга и понимание! (слайд 15)

Просмотр видеофрагмента


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Представитель искусства: " ... если взять 8 плоских зеркал и поставить их в круг, то человек, помещенный вовнутрь, может увидеть бесконечное число своих отражений" КТО? ЧТО? В КАКОЙ СФЕРЕ?

Слайд 4

ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ИСКУССТВА у читель высшей категории ГБОУ школы № 362 Гурина Екатерина Германовна

Слайд 5

«Это единственное мое изображение, где я всегда я »

Слайд 6

«Мы – не то, что видим в зеркале, а нечто более…» глубокое, разнообразное, многогранное

Слайд 7

НИККОЛО ПАГАНИНИ «Каприс№24»

Слайд 8

Врач Беннати , лечивший Паганини: «Паганини бледен и худ, среднего роста. Высокий лоб – широкий и квадратный, орлиный нос, изогнутые в иронической, почти как у Вольтера, усмешке губы, большие торчащие уши, длинные взлохмаченные волосы, контрастирующие своей чернотой с бледностью лица ». Газета « Музикалише цайтунг » : «В облике Паганини, на наш взгляд, нет ничего страшного или отталкивающего, напротив, скрипач весьма располагает к себе и производит очень приятное впечатление. Композитор Феликс Мендельсон в письме: « …его совершенное искусство выходит за пределы человеческого понимания.» Статья берлинского критика Рельштаба : Окончив первое отделение программы, он закутался в шубу и, отирая обильный пот, струившийся с лица, бледный, как сама смерть, буквально упал в кресло...».

Слайд 14

С. Баневич «Дорога без конца» из к/ ф « Никколо Паганини»

Слайд 15

Я желаю вам быть яркими, творческими, смелыми!



Предварительный просмотр:


 Врач Беннати, лечивший Паганини в Вене и Париже, писал:

 «Паганини бледен и худ, среднего роста. Хотя ему сорок семь лет, из-за чрезмерной худобы и отсутствия зубов, отчего рот его провалился, а подбородок резко выдвинулся вперед, он выглядит гораздо старше. Крупная голова на длинной и тонкой шее кажется непропорционально большой по сравнению с тонким туловищем. Высокий лоб – широкий и квадратный, орлиный нос, изогнутые в иронической, почти как у Вольтера, усмешке губы, большие торчащие уши, длинные взлохмаченные волосы, контрастирующие своей чернотой с бледностью лица».

Оноре де Бальзак:

"мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, худоба, угловатые движения и – самое главное – тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей".

Газета «Музикалише цайтунг» писала:

«В облике Паганини, на наш взгляд, нет ничего страшного или отталкивающего, напротив, скрипач весьма располагает к себе и производит очень приятное впечатление. Он действительно бледен и выглядит больным, но не так уж мрачен. Лицо его становится немного хмурым лишь в минуты сильного волнения. У него хороший характер; беседует он живо, хотя и по-мужски сдержанно; в манерах вежлив и приятен, хотя и не слишком заботится о том, какое производит впечатление. Его отличает полная непринужденность и в то же время какая-то скромность в сочетании с серьезностью и сознанием своих выдающихся способностей, что вполне естественно для человека в его положении.

Прежде чем начать исполнение каждого произведения, он как бы делает паузу, чтобы собраться с мыслями, после чего сразу, с первого же удара смычком по струнам, заявляет о себе как о выдающемся виртуозе. Это не какой-нибудь простой волшебник и уж тем более не шарлатан, но властелин своего инструмента, которым может повелевать, как захочет…»

Статья берлинского критика Рельштаба:
«...Публика была в состоянии экзальтации, какую я редко наблюдал в театре и никогда — в концертном зале. Адажио концерта настолько просто, что его исполнил бы без затруднения любой студент. Это всего лишь простая, печальная мелодия... Но никогда в жизни я не слышал таких рыданий. Казалось, что истерзанное сердце этого скорбящего смертного разорвется от мук. Я не подозревал, что в музыке могут существовать такие звуки. Он говорил, плакал, пел; и в сравнении с этим адажио вся его виртуозность — ничто... публика буквально не переводила дыхания... Дамы аплодировали, высунувшись за балюстраду балкона, чтобы лучше видеть его, а мужчины вскочили на свои стулья... Никогда я не видел берлинскую публику в таком состоянии... и это в результате простого исполнения простых мелодий...
В игре великих скрипачей, обладающих собственным стилем, всегда содержится нечто, достойное подражания. Однако и мощный Шпор, и сладостный Полледро, и пламенный Липинский, и изящный Лафон могли вызвать у меня лишь восхищение.

Паганини по своему усмотрению воплощает в себе то страсть, то насмешку, то безумие, то мучительную скорбь... Иногда он неожиданно извлекает из инструмента скребущие звуки, как бы устыдившись того, что воздавал слишком много нежности и благородства. Но как раз в тот момент, когда слушатель уже готов осудить его за это, артист снова опутывает золотой нитью его душу, угрожая вовсе вытянуть ее из тела...
Окончив первое отделение программы, он закутался в шубу и, отирая обильный пот, струившийся с лица, бледный, как сама смерть, буквально упал в кресло...».

Композитор Феликс Мендельсон в письме:

« …его совершенное искусство выходит за пределы человеческого понимания. Невозможно в письме рассказать о впечатлении от его игры, настолько он оригинален и неподражаем.»

Знаменитый композитор Россини в ироничной манере выразил свое восхищение:

«Я плакал только три раза в своей жизни. Первый раз, когда провалилась моя первая опера, второй раз, когда во время прогулки на лодке упал в воду фаршированный трюфелями индюк, и третий раз, когда услышал игру Паганини».

«Будем же радоваться, что этот волшебник – наш современник! И пусть он тоже поздравит себя с этим, потому что, играй он подобным образом на скрипке сто лет назад, его сожгли бы как колдуна…» - писали газеты.



Предварительный просмотр:

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\делакруа.jpg                     C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\энгр.jpeg

Делакруа        Энгр

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\paganini-niccolo-geiger-kersting_thumb[2].jpg

Керстинг

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\портрет неизвесного художника.jpg                                  C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\портрет маслом хензеля.jpg

Неизвестный художник        Хензель

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\шарж Лизера.jpg

Шарж Лизара



Предварительный просмотр:

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\конёнков 1906 дерево русский музей.jpg

С. Т. Конёнков 1906 дерево

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\коненков 1908.jpg

С. Т. Конёнков 1908 мрамор

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\11099852 третьяковка.jpg

С. Т. Конёнков 1906 бронза

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\конёнков 1956 музей-мастерская дерево.jpg

С. Т. Конёнков 1956 дерево

                               C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\Paganini.-Skulptura-K.Sarkisova.jpg

Дантан        Саркисов

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\д`Анже.JPG        C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\клёнов а.с. резьба на раковине -двойной портрет паганини.jpg

Давид д`Анже        Кленов А.С.

C:\Users\Катя\Desktop\курсы\человек в зеркале искусства\Паганини 2.jpg



Предварительный просмотр:

МУЗЫКА

ЛИТЕРАТУРА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

СКУЛЬПТУРА

ВНЕШНИЙ ОБЛИК

ВНУТРЕННИЙ МИР (ОСОБЕННОСТИ, КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ)



Предварительный просмотр:

«По слухам, наружность его не очень отвечает понятию красоты. Мне приходилось видеть его портреты...

-- Ни один на него не похож,-- перебил Максимилиан,-- они либо украшают, либо уродуют его и никогда не показываю! истинную его натуру.

Только беглыми яркими черными штрихами мог быть схвачен его легендарный лик, более близкий отдающему серой царству теней, нежели солнечному миру живых.

Вскоре я воочию увидел Паганини. На нем был темно-серый сюртук, доходивший ему до пят, отчего он казался очень высокого роста. Длинные черные волосы спутанными прядями падали на плечи и как бы обрамляли его мертвенно бледное лицо, в которое гОре, гений и ад врезали свою неизгладимую печать.»

                                                                                        Генрих Гейне «Флорентийские ночи»  

«Но всё порывистее и смелее становились звуки скрипки; в глазах страшного артиста сверкала такая вызывающая жажда разрушения, его тонкие губы шевелились с такой зловещей торопливостью, что, казалось, он бормочет древние нечестивые заклинания, которыми вызываются бури и освобождаются от оков злые духи, томящиеся в заключении в пучинах морских. Порою, когда он простирал из широкого монашеского рукава свою длинную, худую голую руку и размахивал смычком в воздухе, он казался воистину чародеем, который повелевает стихиями при помощи своей волшебной палочки».

                                                                                        Генрих Гейне «Флорентийские ночи»  

                       ***

Смычок, беснуйся, окаянный,
Каприсом душу изводи!
Рви струны в пламенной груди,
Извергнув дьявольские гаммы, -
По мановению руки
Костлявой!.. Пальцы виртуозно
Аккорды взяли - песней слёзной

Проплачься, скрипка, от тоски!..

Никкула Кляцкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Полифония в музыке и живописи"

Урок музыки в 5 классе разработан по теме "Полифония в музыке и живописи". Цель урока: создать условия для развития у детей способности восприятия и постижения духовно-образного содержания музыки...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.

Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...

Методическая разработка урока Музыки в 6 классе "Народное искусство Древней Руси"

Тема урока: «Народное искусство Древней Руси»Тип урока: Урок «открытия» нового знания.Образовательная цель: формирование у учащихся представлений о народном искусстве...

Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...