План конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе "Зарождение демократии в Афинах"
план-конспект урока по истории (5 класс)

Байков Николай Александрович

План-конспект урока "Зарождение демократии в Афинах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon baykovn.a._zarozhdenie_demokratii_v_afinah.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Зарождение демократии в Афинах.

Программа: Вигасин А.А., Годер Г. И., Свенцицкая И.С. «История Древнего мира», 5 класс. М: Просвещение, 2014 г.

Тип урока: комбинированный

Применяемые технологии: проблемный урок-исследование.

Дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний

Применяемые методы обучения: печатно-словестный, наглядный:

  • Средства: учебник, документ, иллюстративная наглядность.
  • Приемы: Анализ документов, анализ и систематизация понятий, вычленение смысловых единиц.

Цели урока:

Развивающие:

  • Развивать навыки групповой, самостоятельной работы;
  • Формирование у учащихся умений анализировать события прошлого, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения.

Познавательные:  

  • Обобщение и систематизация новых знаний по теме;
  • Развить умение работать с первоисточниками;
  • Уметь рассуждать, сравнивать;

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
  • Воспитывать творческую личность;
  • Привить учащимся уважение к институтам демократии, воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.  

Оборудование:

  1. Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. 14-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Раздаточный материал (карточки с вопросами по ранее изученной теме, карточки самооценки по теме Зарождение демократии в Афинах, документы).
  3. Презентация «Зарождение демократии в Афинах»

План урока:

  • Демократия – «демос» и «кратос»
  • Группы населения в Афинах
  • Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона.

Ход урока

Структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

1. Организационный момент

До начала урока на партах лежат индивидуальные листы  самооценки.  

Приветствие учащихся. Учитель отмечает отсутствующих. Проверка наличия школьных принадлежностей. Учитель обращает внимание, что  у каждого ученика на парте  лежит лист самооценки, который они должны будут заполнить в конце урока (приложение1).

Слова учителя: (рефлексивный момент): «Один никому не известный грек по имени Герострат желал любыми способами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление в 356 г до н.э. Герострат поджег красивый храм Артемиды в городе Эфесе. Вот такой след в истории оставил этот человек, став тем самым известным. Каждый человек, хочет он того или нет, оставляет следы в истории страны. Кто-то оставляет менее заметные следы, а кто-то на долго может остаться в памяти людей». Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться на уроке своими хорошими ответами, знанием истории, тем самым оставить как можно больше следов в истории. А теперь улыбнитесь друг другу и мысленно пожелайте успехов и себе и своим товарищам.

Дежурный ученик называет отсутствующих на уроке.

2.Определение целей урока

Формирование у учащихся умений анализировать события прошлого, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, выдвигать гипотезы и предположения; обобщение новых фактов; отработка навыков работы в группе углубление изученного материала; привить учащимся уважение к институтам демократии, воспитать чувство сопереживания судьбам простого народа.

3. Закрепление материала домашнего задания

Ребята, вам предлагается  выбрать карточки. На обратной стороне написаны вопросы по теме предыдущего урока, но часть карточек будут без вопроса. Номер на карточке будет означать номер вашей группы. За правильный ответ вы  получаете жетон в виде древней афинской монеты. В случае затруднения с ответом, на вопрос   ответ могут попытаться дать  другие ребята. За каждый правильный ответ ученик получает дополнительный жетон.  Ученик, набравший 3 жетона, получает оценку «отлично».

Вопросы зачитывает учитель.  

1. Вспомните,  на каком полуострове находилась Древняя Греции?

2. Какие моря омывают Древнюю Грецию?

3. Назовите древнейшие полисы Древней Греции.

4. Как с греческого языка переводится слово «полис»?

Учитель: насколько точными были ваши ответы, вы увидите на слайде. Слайд 2

5. Как называлась область, в которой располагался город Афины. Слайд 3

 

6. Как по-гречески назывался простой народ? Слайд 4

7. Как назывался в Афинах совет знати?

8. Как в Афинах называли правителей, избиравшихся каждый год из  знатных людей?  

10.Как звали архонта, который прославился своими суровыми законами?

11. Какое наказание ждало человека, укравшего хотя бы кусок хлеба или луковицу, согласно законам Драконта?

12. Что устанавливали на поле крестьянина, когда он брал что-нибудь в долг у богатого соседа?

Ученики по очереди выбирают карточки из «Факела знаний», оформленные как языки пламени.  Затем по очереди начинают устно отвечать.

Балканский полуостров

Эгейское, Ионическое, Средиземное, Мраморное

Афины, Спарта, Микены, Тиринф, Фивы.

Слово полис по-гречески означает город.

Аттика

Демос

Ареопаг

Архонты

Драконт

Смертная казнь

Долговой камень

4. Объяснение нового материала

1. Демократия – «демос» и  «кратос»

2. Группы населения в Афинах

3. Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона.

Слово учителя: Бедственное положение простого народа породило в нем желание покончить с вековой  несправедливостью и злоупотреблениями знати.  Для этого им необходимо было силой заставить знатных людей считаться со своим мнением.  Слайд 5.  

Однако ни «демос» ни знать не могли добиться окончательной победы, поэтому они призвали афинянина Солона, что бы он установил такие законы, которые устроят всех. Слайд 6. Впоследствии, установленный Солоном строй получит название «демократия».

На слайде  7 показано слово демократия.

Слово  демократия состоит из двух частей. Слово «демос» уже вам знакомо, поэтому предлагаю вам  подумать о значении слова «кратос». 

Каждый ли житель Афин бы свободен?

На слайде 8 схема

Население Афин в 7 в. до н.э.

Карточки со схемой раздаются ученикам.

Знаменитые роды (аристократы) вели свое происхождение от богов, героев и древних царей. Знатные роды считали, что от рождения по крови, по породе им дано особое благородство тела и души. Все ли богатые жители Афин могли управлять государством?

Богатым мог становиться и ремесленник, занимающийся морской торговлей, которому повезло, морская торговля принесла ему большую прибыль, он стал богачом. Но этот богач не мог причислить себя к знати. Почему?

Следующим этапом нашей работы станет работа в группах, цель которой рассмотреть, как происходил процесс реформирования и  получения демократические прав среди жителей Афин.

Каждая группа получает задание (№ пункта+ вопросы). В каждой группе выбирается руководитель, который будет отвечать за всю группу.

1гр. – прочитайте пункт 1 параграфа и документ (приложение 3) и ответе на вопрос: почему Солона уважали в Аттике и ему доверили управление Афинами?

 

2гр. Почему Солон отменил Долговые камни. Вопрос к рисунку стр.138,

подумайте, почему на рисунке одни  ликуют  и негодуют другие?

3гр. Назовите перемены в управлении Афинами.  

После ответа учащихся вопрос учителя по слайду 11: как вы думаете, что изображено на слайде?

4 гр. Почему Солон покинул Афины. Работа с документом на стр. 139. Вопросы к документу: А)предположите, какой части населения был выгоден этот закон. Против кого направлен?

Б) Подумайте, почему так велика награда, ведь в то время одну драхму стоили овца, а пять драхм – бык.

Подведем итоги урока. Сегодня вы узнали новые понятия: демократия, Народное собрание, гражданин. Слайд 12.

Вложите новые понятия в тетрадь.

Таким образом, мы с вами познакомились с актуальным на сегодняшний день понятием демократия. Теперь вы знаете его происхождение, сущность и сможете объяснить каждому насколько оно необходимо в современном обществе.

Выдвигают свои версии, делают вывод, что демократия  - это власть

народа.  За правильный вариант ответа  - жетон.

Усваивают, что население Афин было не однородно. Помимо демоса и знати в городе было большое количество рабов.

Делают вывод, что даже богатство не позволяло выходцу из простого народа принять участие в управлении государством.  

 

Потому что его отец был из демоса.

Ученики делятся на группы в соответствии с цветом на обратной стороне карточки с вопросами домашнего задания.

Занимался почетным делом – занимался морской торговлей, был честен, одарен умом; Он поддерживает одинаково и богатых и бедных.

Это отменяло долговое рабство в Афинах,  что принесло свободу жителям Аттики и избавило от угрозы быть обращенным в рабство.

А)Отныне архонтами могли становиться не только знатные, но даже и выходцы из демоса. Б) Начало собираться Народное собрание, состоявшее из свободных граждан Афин. Слайд 9. В) Отмена законов Драконта. Г) Выборный суд, вне зависимости от знатности и богатства; где каждый афинянин имел возможность присутствовать.  Слайд 10.

Ответ по слайду 11: сосуд для подсчета голосов в суде.

«Трудно в великих делах сразу же всем угодить».

Ответы к документам:

А) Рабам; Против богатых, знатных землевладельцев.

Б) Солон был против воровства,  и принял такой закон, когда каждый гражданин внимательно следил за своим и соседским имуществом, не давая его разворовывать.

 Ученикам выдаются новые понятия на листах.

5.Закрепление нового материала.

Закрепим изученный материал. Перед вами текст с пропусками. Вместо цифр поставьте слова из словаря и запишите  цифру к каждому понятию.  (приложение 4)

6. Домашнее задание

П.30, вопросы после параграфа.

7. Подведение итогов урока.

Выставление оценок за урок. Заполните лист самооценки (приложение №1)


Приложение1.

                        Лист самооценки по теме : «Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона»

Фамилия, имя, класс

Самооценка

Оценка учителя

I.Оцените свою работу за урок :

1.Проверка домашнего задания.

2.Полнота и чёткость ответов
3.Работа в группе

 

 

II.Что на уроке больше всего понравилось (запомнилось)?

1.работа в группе

2.работа с документом

3.напишите свой вариант ответа

 

III.Что было самым трудным?

1.работа в группе

2.работа с документом

3.напишите свой вариант ответа

 

IV.Что так и осталось непонятным?

1.Работа с документом

2.Объяснения учителя

3.напишите свой вариант ответа

 

Приложение 2


Приложение 3

Да, я народу почет предоставил, какой ему нужен,

          Не сократил его прав, не дал и лишних зато;

Так же подумал о тех я, кто силу имел и богатством

          Славился,- чтобы никаких им не чинилось обид.

Встал я могучим щитом своим тех и других прикрывая,

          И никому побеждать не дал право других….

Ученый и философ Древней Греции Плутарх

(ок.45-ок127 гг.) «Сравнительные жизнеописания»

Приложение 4

Определите, о каких органах государственной власти говорится в документе:

… Большая часть важных дел попадала к (…1…). Даже на приговоры по тем делам, решение которых Солон предоставил должностным лицам, он позволил так же апеллировать  в (...1…). Говорят, даже некоторой неясностью и многочисленными противоречиями в тексте законов Солон возвысил значение (…1…)…

Солон составил (…2…) из ежегодно сменяющихся (…3…);  он сам был членом его как бывший (…3…). Но видя в народе дерзкие замыслы и заносчивость порожденную уничтожением долгов, он учредил (…4…) выбрав в него по 100 человек от каждой из пяти фил (родов). Им он поручил предварительно, раньше народа, обсуждать дела и не допускать внесения ни одного дела в (…5…) без предварительно обсуждения. А (…2…) он предоставил надзора всем и охрану законов: он рассчитывал, что государство, стоящее на двух советах, как на якорях, меньше подвержено качке и доставит больше спокойствия народу.

Словарь: Народное собрание; Архонты; Суды, судьи; Ареопаг; «Совет 500» (буле).

Правильный ответ:

1 – Суды, судьи;

2 – Ареопаг;

3 – Архонты;

4 -  «Совет 500» (буле)

5 – Народное собрание.


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

«Зарождение демократии в Афинах»

5 класс

Автор разработки:

Байков Николай Александрович

Учитель истории

ГБОУ школа № 297

СПб, Шушары, Детскосельский,

Ул. Центральная, 6А

2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по истории Древнего мира 5 класс с использованием ЭОР

План-конспект урока по истории Древнего Египта 5 класс с использованием ЭОР по теме: "Искусство Древнего Египта". Комбинированный  тип урока  изучения нового материала....

План-конспект урока по Истории Древнего мира 5 класс

Разработка плана-конспекта урока по Истории Древнего мира в 5 классе по теме: "Древнее Двуречье", "Искусство Древнего Египта"...

Конспект урока по истории древнего мира 5 класс. Тема "Древнейшие люди"+презентация

К конспекту урока прилагаются:   презентация по теме урока (Приложение 1), форма  индивидуальной карточки для проверки домашнего задания (Приложение 2), флеш-ролик "Сцены из жизни дре...

План-конспект урока по истории Древнего мира с использованием ИКТ на тему "Победа греков над персами в Марафонской битве", 5 класс.

Цель: проследить основные события греко-персидских войн, поддержать интерес учащихся к теме; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с исторической картой, понятиями и датами...

План-конспект урока по истории Древнего Мира "Государство на берегах Нила"

Цели для ученика1. Научиться работать с контурной картой;2. Развивать навыки работы с текстом параграфа и дополнительного источника (Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу);3. Закрепление навыков самоо...