Формирование мотивации учения школьников на уроках истории
статья по истории

Азарёнок Сергей Витальевич

Программу формирования мотивации учения школьников на уроках истории имеет смысл начинать с рассмотрения, что и в какой последовательности целесообразно формировать.

Общий смысл программы формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование мотивации учения школьников на уроках истории

Азарёнок Сергей Витальевич, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 560 Выборгского района Санкт-Петербурга

Программу формирования мотивации учения школьников на уроках истории имеет смысл начинать с рассмотрения, что и в какой последовательности целесообразно формировать.

Общий смысл программы формирования мотивации состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к формам положительного отношения к учению.

В идеале объектом формирования считаются все компоненты мотивационной сферы, и все стороны умения учиться.

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников

Все выше перечисленные сведения необходимы учителю для решения его главной задачи – воспитания мотивации. Учитель не может довольствоваться в учебно-воспитательном процессе только наличным уровнем мотивации, иначе это означало бы неориентированность на завтрашний день его развития. Поэтому необходима особая работа по воспитанию мотивации. Вот те психологические требования, которым она должна удовлетворять.

Психологические принципы формирования мотивации учения школьников:

– При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на её реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив её развития (в данном возрасте) и далёких перспектив её развития (в последующем возрасте).

– Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребёнка в активные виды деятельности и виды общественных взаимодействий его с другим человеком.

– В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития – психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в появлении у ребёнка нового, действенного отношения, новой позиции:

к изучаемому объекту;

к другому человеку;

к себе и своей деятельности.

Пути формирования мотивации.

Первый путь – его называют иногда путём «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет своё поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами предлагаемые обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений. (2.C.46)

Второй путь – «снизу вверх» - состоит в том, что ребёнок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимо.

Единство же этих путей воспитания должно дать правильное сочетание и «знаемых» и реально действующих мотивов, обеспечивающих зрелость личности школьников, единство слова и дела. Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения, причём воспитания мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной и других видов деятельности.

Этапы формирования мотивации на отдельных этапах урока

А.К.Маркова выделяет в ходе урока три этапа: этап вызывания исходной мотивации, этап ее подкрепления и этап завершения.

1. Этап вызывания исходной мотивации.

На данном этапе учителю важно учесть несколько побуждений учащихся:

подчеркнуть мотивы предыдущих достижений («Мы хорошо поработали над предыдущей темой»),

вызвать мотивы относительной неудовлетворённости («Но не усвоили ещё одну важную сторону этой темы»),

усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность («А между тем для вашей будущей жизни … будет необходимо в таких-то ситуациях…»)

Услышав последнюю фразу, учащиеся естественно будут живее воспринимать материал.

2. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации.

На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов. Он может чередовать виды деятельности (устные и письменные, трудные и лёгкие, индивидуальные и фронтальные), может выбирать меру трудности материала и использовать отметки таким образом, чтобы чередовать у учащихся эмоции: удовлетворённость и неудовлетворённость.

3. Этап завершения урока.

По окончанию урока ученик должен выйти с положительным личным опытом, у него должна возникнуть положительная установка на дальнейшее учение. (1.С.61)

Каждый этап урока учителю следует наполнять психологическим содержанием, ведь каждый этап – это специфическая по своему мотивационному содержанию ситуация.

Некоторые приёмы формирования мотивации учения на уроках истории

Формированию положительной мотивации учения способствует общая атмосфера в классе, включенность ученика в коллективистские формы организации разных видов деятельности, отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих ученика на правильное решение, привлечение учителем ученика к оценочной деятельности и формирование у учеников адекватной самооценки. Формированию мотивации способствуют занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, ситуации спора и дискуссии.

Особенное значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения ученика учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другому, включение учащегося в совместную деятельность.

Работа учителя, прямо направленная на развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

– актуализация уже сложившихся у школьника ранее позитивных мотивационных установок, которые надо укрепить;

– создание условий для появления новых мотивационных установок

– коррекция дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего отношения ребёнка к уровню своих возможностей и перспективе их развития.

Программа формирования мотивации, как и программа изучения, включает несколько блоков – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью учащихся. Внутри каждого из блоков актуализируются и корректируются прежние мотивы, стимулируются новые.

Существуют специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивационной сферы учащихся. Так, для укрепления и осознания мотивов благоприятны ситуации выбора, так как они упрочивают умение школьника принять решение, умение сопоставить и соподчинить разные мотивы. «В упражнениях на закрепление адекватной самооценки важно учить школьника психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, учить активизировать все свои возможности». (1.С.57)

Становлению адекватной самооценки способствуют упражнения на решение задач максимальной трудности, переживание неудачи и самоанализ своих способностей в целом. Особое внимание следует уделить поощрениям со стороны учителя. Так, похвала учителя стимулирует ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и в поощрении ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей.

Для мотивации школьника важна не столько отметка учителя, сколько скрытая в отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится к тем усилиям, которые приложил ученик при выполнении задания. Учителю важно не слепо верить в силы ученика, а мобилизовать оценкой приложение учеником новых усилий.

На современном этапе развития нашего общества система образования и, в том числе, средняя общеобразовательная школа, нуждаются в значительном обновлении и совершенствовании. Прежде всего, это касается организации учебного процесса, в частности, - построения уроков с целью развития заинтересованности изучать историю. Поэтому деятельность учителя сегодня должна быть направлена на то, чтобы создать в школе такие условия, при которых ребёнок чувствовал бы себя комфортно, был индивидуально ориентирован на собственные возможности. Между тем, подобные установки далеко не всегда реализуются в ныне действующей системе образовательной подготовки школьника. Существующее сегодня содержание ряда учебных предметов, практические условия реализации образовательных задач, увязанность самих методик преподавания школьных дисциплин с той или иной дидактической концепцией далеко не всегда соответствуют формированию активной творческой учебной деятельности школьников. Особенно это относится к среднему и старшему звену общеобразовательной школы. Это касается различных сфер педагогического воздействия на ученика, как в отношении формирования мотивации учения в целом, так и относительно развития интереса к отдельным предметам в частности.

Сейчас, в век информационных технологий, человек потерял стремление познавать своё прошлое. Грамотность населения в вопросах истории сейчас на очень низком уровне. Историю в школах начинают изучать с пятого класса, и, не хотелось бы, чтобы все изучение сводилось к прочтению глав из книги и написании контрольной.

Как показывает практика, изучение истории только по книгам не эффективно, потому что не хватает наглядности: рисунков, схем, таблиц. Детям трудно читать и усваивать большие объёмы информации, поэтому в большинстве своём у них нет заинтересованности к этому предмету. Ситуация в последнее время стала улучшаться, все таки информационные технологии шагнули вперёд, начали выпускать атласы на разные исторические тематики, брошюры с таблицами, появилась возможность использовать на уроках интернет – ресурсы. Повышается заинтересованность в изучении истории и благодаря тому, что российский кинопрокат начал выпускать неплохие исторические ленты.

Всё это приводит к необходимости модернизации принципов обучения истории в школе. С одной стороны, это техническая сторона вопроса: интерактивные доски, медиапроекторы, доступ в интернет и т.д. Но по мере усложнения и развития технических средств обучения, усиливается и роль учителя.

В процессе обучения истории учитель обязан выполнить образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории:

  • Ограничение количества часов. Базисный учебный план сократил количество часов на изучение истории в старших классах.
  • Увеличение объёма изучаемого материала.
  • Проблема распределения учебного времени на усвоение фактического материала, теоретических знаний и практической работы школьников. Стремление учителя, с одной стороны, сохранить фундаментальность исторического образования, с другой внедрение компетентностного подхода в преподавании истории.
  • Проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации. Введение ЕГЭ (столкновение между «знаньевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте).

В связи с этим перед учителем стоит проблема: как организовать обучение, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте по истории? Кроме того, наличие Единого государственного экзамена по истории сегодня повышает требования к учителю истории, особенно в старших классах. Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет значительно большую роль, чем другие школьные предметы. Воспитательный эффект ее велик, так как исторический материал изучаемый из года в год даёт возможность формировать морально-нравственные качества учащегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов обществ поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

Исходя из целей, выработаны основные задачи исторического образования:

·ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;

  • выработать у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;
  • формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;
  • формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;
  • всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.

Основные принципы исторического образования содержатся в «Концепции преподавания учебного курса История России». Приведу некоторые из них:

Единство обучения и воспитания. В процессе обучения необходимо формировать историческое сознание подрастающего поколения, воспитывать чувство гордости и любви к своей Родине.

Единство требований к содержанию и уровню подготовки учащихся независимо от форм обучения, видов учебных заведений и их местонахождения.

Выработка единых подходов к преподаванию истории в школе.

Научная объективность предполагает максимально полный и всесторонний анализ совокупности исторических фактов, процессов и явлений без подготовки их под заранее созданные и заданные схемы.

Историзм требует рассматривать исторический процесс с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин он возник, как оценивался современниками, как изменялся, развивался, какие результаты были достигнуты в итоге.

Личностно-ориентированная направленность процесса обучения на основе новейших учебных технологий и форм организации учебного процесса.

Конечно, можно добиться идеальной дисциплины на уроке, но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у школьника желание к учению на уроках истории? Есть много способов внешней мотивации. Но успешность учебной деятельности и, в конечном счёте, качество образования зависят от внутренней мотивации. Для того чтобы быть успешной, учебная деятельность должна соответствовать основному требованию - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом. Это можно достичь с помощью нескольких установок. Ученик ставит сам цель урока и учебную задачу. Цель учащиеся записывают в тетрадь, и в конце урока ученик сам определяет, достиг ли цели, подводит итоги. Предоставление ученику свободы выбора. Свобода выбора дает ситуацию, где ученик испытывает чувство хозяина. А выбрав действие, человек испытывает большую ответственность за его результаты. Например, при изучении темы «СССР в 30годы. Коллективизация и индустриализация» учащимся можно предложить задания на выбор - составление конспекта темы по учебнику, подготовка тестовых заданий по теме, работа по модулю, работа с документами, решение проблемного вопроса. Таким образом, создаётся ситуация выбора при изучения нового материала. Контроль знаний будет осуществляться при помощи разноуровневых заданий. Первый уровень - обязательный минимум (тест). Главное свойство этого задания: оно должно быть посильно любому ученику. Первый уровень будет обязателен для всех. Второй уровень - тест с элементами логического мышления. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и проявляют интерес к предмету. Третий уровень это - творческое задание (сочинение, работа с документами, логические задания).

Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым, формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентаций и социального положения. По мере развития исторического мышления картина мира, формируемая у школьников под воздействием всего образовательного процесса, приобретает особую глубину и направленность. Представление об исторических корнях существующих социальных норм и мировоззренческих ценностей, об историческом опыте собственного народа и всего человечества позволяет школьникам более чётко и осознанно определять собственную идентичность, рассматривать ее как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно связана с восприятием национальных культурных и исторических традиций, а также самоопределением в социальном пространстве современного российского общества, формированием национальной идентичности. Таким образом, система исторического образования призвана способствовать развитию гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, демократизма, толерантности.

Если говорить о восприятии подростком национальных, культурных и исторических традиций, а также о приобщении их к ценностям национальной культуры применимо к той школе, в которой я работаю, то огромную роль играет сама атмосфера здания, в котором расположено наше учебное заведение. Наша школа уютно расположилась в старинном особняке XIX века, некогда принадлежавшем богатейшей семье Пашковых.

Само здание особняка Пашкова было построено в 1874 году в тогдашнем Ломанском переулке, а разбитый при нём Выборгский садик надёжно укрыл его от шума и пыли крупных транспортных магистралей – Лесного и Большого Сампсониевского проспектов. Первым хозяином особняка стал петербургский аристократ, меценат, религиозный реформатор, полковник императорской гвардии Василий Александрович Пашков (1831 – 1902). Особняк Пашкова посещали многие известные люди той эпохи: писатели Николай Лесков и Антон Чехов, министры Модест Корф и Алексей Бобринский.

В доме располагалось основанное в 1876 г. В. А. Пашковым и М. М. Корфом Общество поощрения духовно-нравственного чтения, а также столовая для малоимущих слоёв населения (рабочих, студентов).

Привлекая ребят к более глубокому изучению истории Отечества, удаётся добиваться достаточно высоких результатов. На уроках истории в 9 классе, при рассмотрении темы «Культура России второй половины 19-го века», ученики захотели раскрыть эту тему  через изучение истории нашего здания. Постепенно, проект вышел за рамки школьной программы и на Научно-практической конференции учащихся «Ломанская линия», организованной в рамках Ассоциации научно-практических конференций школьников «СТАРТ», (к участию в V конференции «Ломанская линия» были допущены 86 участников из 37 образовательных учреждений из 14 районов Санкт-Петербурга и Ленинградской области), коллектив учащихся 9 класса за проект «Квест «Наша школа»» был награждён дипломом 1 степени.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

 Приёмами деятельности учителя, способствующими развитию положительной мотивации учения у школьников в целом, являются:

общая атмосфера в школе и в классе;

включенность ученика в коллективные формы разных видов деятельности;

отношение сотрудничества учителя и ученика, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнении задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное решение;

привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;

занимательность изложения материала (занимательные примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая удивление у учащихся;

познавательные игры, ситуации спора и дискуссии;

самостоятельное выполнение учеником учебных действий, самоконтроль;

анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни;

умелое применение учителем поощрения и порицания.

Развитию положительной мотивации учения у школьников способствуют специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации:

упражнения на сотрудничество с взрослым сначала на материале недоступной задачи, на поиск новых подходов к задаче со скрытыми возможностями. Здесь поощряется готовность к сотрудничеству и помощи одного ученика другому, стремление к самостоятельности;

задания с использованием ситуации выбора;

упражнения на закрепление самооценки, на решение задач повышенной трудности;

упражнения на устойчивость целей;

упражнения по снятию тревожности и напряжённости, в укреплении положительных эмоций.

Развитие положительной мотивации учения у школьников происходит на отдельных этапах урока:

на начальном этапе урока можно актуализировать мотивы предыдущих достижений, вызвать мотивы относительной неудовлетворённости, усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность, усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности и т. д.;

этап подкрепления и усиления возникшей мотивации, на данном этапе используются разные виды деятельности, выбирается учебный материал по степени трудности;

этап завершения урока, главным здесь является усиление оценочной деятельности учащихся в сочетании с дифференцированной отметкой учителя.

Эффективное педагогическое взаимодействие с учащимися возможно только лишь с учётом особенностей их мотивации.

Главный путь воспитания полноценной мотивации – это не только создание благоприятного климата, а включение школьников в реальные виды деятельности, способы взаимодействия с окружающими.

В целом психологически обоснованный путь формирования мотивации школьников может состоять в следующем:

– Учитель определяет задачи формирования мотивации в этом возрасте с учётом перспектив, ориентируясь на «завтрашний день развития»;

– Выясняет состояния мотивации учения у своих учеников;

– Организует виды активной деятельности школьника, осуществляет широкую воспитательную работу, включает школьника в специально созданные педагогические ситуации, организует выполнение заданий, направленных на осознание своей мотивационной сферы, тренировку приемов целеполагания.

Изучение мотивации каждого ученика лучше строить путём сопоставления «независимых характеристик», данных этому ученику несколькими учителями, классным руководителем, родителями.

Список литературы

  1. . Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990. -192с.
  2.  Маркова А.К., Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. -96с.
  3.  Психологический словарь. – М., Педагогика-Пресс., 1996
  4. Реан А.А., Психология личности.- СПб , Питер, 2013
  5. Реан А.А., Психология подростка.- М., Олма- Пресс, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации учения школьников через использование межпредметных технологий

Усиление мотивации учения, развитие интересов и творческого потенциала школьников  во все времена являлось важнейшей  задачей учителя. Использование учителем современных образовательных техн...

Формирования полиэтнической культуры школьников на уроках истории и обществознания.

Создание полиэтнического пространства в образовательном пространстве-это наиважнейшая цель в работе современной школе. Многое зависит от учителей истории и обществознания.В статье я показала некоторые...

Формирование мотивации учения у школьников (Выступление на педсовете).

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВТысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.Да можно усадить детей за парт...

Формирование толерантной личности школьника на уроках истории.

Материал по самообразованию учителя истории....

Статья «Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников на уроках истории России. 8 класс»

Существующая проблема коррупции в нашей стране не является чем-то необычным. В развитии общества  любой страны - это угроза для любого государства....

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ на тему «Проблема формирования мотивации учения у школьников»

Эта работа была выполнена на курсах повышения квалификации работников образования по курсу педагогики и психологии...

Самостоятельная работа как важное условие формирования мотивации учения школьников

Для выполнения задач, поставленных реформой школы, необходимо значительное повышение эффективности обучения учащихся. В этих условиях особо важное значение приобретает проблема формирования мотивации ...