Методическая разработка урока по теме "Восстание Спартака"
методическая разработка по истории

Попова Татьяна Брониславовна

Методическая разработка урока по теме "Восстание Спартака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Попова Т.Б.

Методическая разработка урока по теме «Восстание Спартака»

Тема урока:         Восстание Спартака.

Цель урока:         1. Подвести учащихся к пониманию причин начала

                                    восстания Спартака, причин его поражения, познакомить

                                    с героической личностью Спартака.

                                2. Продолжить формирование умений составлять рассказ,

                                    делать выводы, элементарно анализировать изучаемые

                                    события, находить на карте изучаемые объекты.

Учебное оборудование: иллюстрации, исторические документы, проектор, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Фронтальный опрос по прошлой теме

III. Переход к изучению новой темы

     Итак, на предыдущем уроке мы с вами узнали, каким было положение рабов в Риме, как им жилось. А также изучили способы как стать рабом и как можно было обрести свободу. Рабов становилось все больше и больше. Недовольство жестокостью и бесправным положением вынуждают их все чаще прибегать к самым радикальным способам борьбы – убийство и бегство, пока наконец, в 74 – 71 гг. до н. э. Спартак стал вдохновителем самого массового восстания рабов в Древнем Риме.

Задача на урок для учащихся: 

1. Объясните, почему рабы потерпели поражение?

2. Как вы думаете, а могли ли они одержать победу?

IV. Изучение новой темы

План

  1. Причины восстания.
  2. Цели восстания

3)   Ход восстания.

4)   Причины поражения.

     

1. Работа с историческим документом.

Плутарх. Марк Красс, 8 – 11

     … Восстание гладиаторов, сопровождавшееся разграблением всей Италии и известное также под названием спартаковской войны, было вызвано следующими обстоятельствами.

     Некий Лентул Батиат содержал в Капуе школу гладиаторов, большинство которых были родом галлы фракийцы, попавшие в школу не за какие-нибудь преступления, но исключительно вследствие несправедливости хозяина, насильно заставившего их учиться ремеслу гладиаторов. Двести (200) из них сговорились бежать: заговор был раскрыт по доносу, но семьдесят восемь (78) человек, заранее узнавшие об этом, всё же успели убежать, запасшись захваченными где-то кухонными ножами и вертелами. По пути они встретили несколько повозок, которые везли в другой город гладиаторское снаряжение, расхитили груз и вооружились. Заняв затем укрепленное место, гладиаторы выбрали себе трех предводителей. Первым из них был Спартак, по своему происхождению из кочевых племен Фракии – человек, который отличался не только выдающейся отвагой и физической силой, но по уму и доброте душевной стоял выше своего положения и судьбы; он был скорее эллином, чем человеком своего племени. Рассказывают, что однажды, когда Спартак был впервые приведен в Рим на продажу, видели, что вокруг лица спящего Спартака обвилась змея. Жена Спартака, его единоплеменница, пророчествовавшая и одержимая дионисическим исступлением, объявила, что это знак предуготовленной ему великой и грозной власти, которая приведет его к злополучному концу. Она и теперь была с ним, сопровождая его в бегстве…

     2. Учитель озвучивает причины и цели восстания.

      Работа с историческим документом и слайдом презентации?

     3. Рассказ учителя. 

Вырвавшись на свободу, беглецы сразу же покинули многолюдную Капую. Восставшие устроили свой лагерь на Везувие. Рабы с соседних вилл и полей присоединялись к ним. Число восставших увеличивалось. Сначала власти Римской республики недооценили силу и мощь восставших. Это дало Спартаку время собрать силы и необходимое вооружение для того, чтобы встретить натиск правительственной армии. Для борьбы с ними сенат послал трехтысячное войско. Взобраться на Везувий можно было единственным путем – по узкой и крутой тропинке. Римляне не решились на штурм. Круглосуточно они стерегли тропинку, полагая, что голод и жажда заставят рабов покинуть вершину горы. Однако Спартак осуществил неслыханный по дерзости план. По лестницам, сплетенным из виноградных лоз, рабы с огромной высоты спустились по скалам вниз, обошли римлян с тыла и обратили их в бегство.    

Физкультминутка

     4. Работа с историческим документом.

     Задание:

– Как называется документ, и к какому виду источников он относится?

-  Назовите автора документа

– В каком городе находилась школа гладиаторов, о которой рассказывает автор?

– Кому принадлежала эта школа?

– Почему не всем гладиаторам удалось бежать?

– Сколько рабов бежали?

– Чем были вооружены беглецы? Предположите, почему они не смогли взять оружие, с которым выходили в бой?

– Можно ли сказать, что школа Капуи была не единственной в Италии? Почему?

     5. Беседа по прочитанному и работа по карте

      Где первоначально устроили свой лагерь восставшие в Капуе рабы? (На вершине вулкана Везувий).

      Куда направил восставших Спартак после того, как они выдержали бой у подножия Везувия? (На юг страны).

      Почему Спартак повел свое войско к Альпам? (Он понимал, что римляне сильны, что их будет трудно разбить, он хотел перейти горы и дать свободу своим воинам).

      Дойдя до Альп, куда повернул свое войско Спартак? (На юг Италии, на остров Сицилия).

     

     6. Рассказ учителя.

  К Спартаку присоединялись все новые и новые рабы и крестьяне. В скором времени в отряде было уже более 10 000 человек. Римские наемники не хотели сражаться, многие из них переходили на сторону Спартака. Численность его армии быстро росла и составляла, по разным подсчетам, от 60 до 120 тысяч человек. Сенат отправил против восставших двух консулов, один из них был Помпей. Спартак решил идти на север к Альпам. Разделив армию на 2 части, консулы преградили путь рабам и спереди,  и сзади.
Но Спартак повернул назад и разбил сначала один отряд, а затем и другой.

  Командование римской армией принял Марк Лициний Красс. Это был жестокий человек, хитрый и опытный военачальник. Чтобы заставить римскую армию бороться с восставшими, он казнил каждого десятого легионера в отряде, который отказывался сражаться.

  Но между Спартаком и его ближайшими соратниками возник спор о том, что делать дальше. Спартак не хотел брать штурмом Рим. Он собирался дать рабам возможность вернуться на родину. Поэтому основные силы под командованием Спартака двинулись на север, а небольшой отряд восставших остался на юге. Римляне воспользовались этим промахом. Отряд рабов, оставшийся на юге, был разбит. Но армия Спартака по-прежнему оставалась сильной. Отряды Спартака повернули обратно для того, чтобы вернуться на юг и поднять восстание среди сицилийских рабов.
 Спартак заплатил пиратам за переправку рабов в Сицилию.  Но пираты, взяв плату, уплыли.  С севера подошло большое войско римского полководца Красса. Римляне перекрыли рабам путь назад, в самом узкой части полуострова они выкопали ров от моря до моря и построили укрепления. Воины Спартака соорудили плоты и попытались выйти в море, но ветер и бурное море препятствовали переправе.                        

  На помощь Крассу прибыли со своими войсками полководцы Помпей и Лукулл. Последнее сражение римских легионов с восставшими состоялось в 71 г. до н. э. в Апулии. Перед боем Спартак убил мечом своего любимого коня и поклялся, что будет бороться до последней капли крови. На протяжении всей битвы он поднимал дух своего войска, геройски сражаясь в самом сердце схватки. Но, несмотря на проявленную отвагу, Спартак погиб. Восставшие сражались храбро, но силы их были неравны, они были разбиты. Сам Спартак пал на поле боя. Вот что пишет об этом Плутарх (второй документ):

     «Перед началом боя ему подвели коня, но он выхватил меч и убил его, говоря, что в случае победы ему достанется много хороших коней от врагов, в случае же поражения он не будет нуждаться и в своем. С этими словами он устремился на самого Красса, пробиваясь сквозь оружие, и не замечая ран; однако он не добрался до Красса, хотя и убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец, покинутый своими соратниками, бежавшими с поля, он стоял один, окруженный врагами, и, сражаясь, пал под их ударами».

Работа с третьим документом:(Аппиан «О последней битве Спартака»).

   Остальное его войско было изрублено в полном беспорядке. Говорят, что число убитых установить было нельзя… Тело Спартака не нашли. Большое количество спартаковцев укрылось в горах, куда они убежали после битвы. Марк Красс двинулся на них. Разделившись на четыре части, они отбивались до тех пор, пока не погибли все, за исключением 6000, которые были схвачены и повешены вдоль дороги, ведущей из Капуи в Рим».

     Восстание было жестоко подавлено. (Демонстрируется иллюстрация казни восставших рабов). В наше время Спартаку установлен памятник. (Показывает иллюстрацию)

     Ребята, а теперь давайте вспомним какие задачи мы ставили на этот урок?

  1. Объясните, почему рабы потерпели поражение?

  2. Как вы думаете, а могли ли они одержать победу?

 Учащиеся высказывают свои предположения.

     

     V. Закрепление изученного на уроке

      Причины поражения восстания    

Ответ:

  • Плохое вооружение восставших;
  • У Спартака не было четкого плана действий;
  • Восставших обманули пираты;
  • Рим имел огромное военное превосходство

                   над восставшими рабами;

  • Среди восставших постоянно возникали

                   разногласия о дальнейших действиях.

   

 VI.   Рефлексия.

Установите последовательность событий:

  1. Поход рабов на север Италии;
  2. Гибель Спартака;
  3. Бегство рабов из гладиаторской школы;
  4. Создание укреплений Красса;
  5. Поход восставших на юг;
  6. Создание лагеря на горе Везувий;
  7. Битва у города Мутина.

VIII. Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 51, ответить на вопросы после параграфа.

2. Составить рассказ от имени гладиатора (на выбор):

 о бегстве из Капуи;

 о победе у подножия Везувия;

 о прорыве рабами укреплений Красса

        

                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории в 5 классе на тему "Восстание Спартака"

Данная разработка содержит в себе конспект урока и презентацию...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "Восстание Спартака"

Методическая разработка урока "Восстание Спартака"...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Методическая разработка урока «Лучшая методическая разработка по ФГОС» Тема . Сигналы и знаки при кодировании информации. Символы как средство кодирования информации.

Цель урока: изучить технологии получения, обработки и использования информации, т.е. дать представление о сущности информации и формах её материального воплощения.Задачи:- образовательные:...