Программа кружка " За страницами учебника истории"
рабочая программа по истории (8, 9 класс)

Пятых Ирина Спиридоновна

Программа кружка предназначена для учащихся 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kruzhok_za_stranitsami_uchebnika_istorii.zip48.02 КБ

Предварительный просмотр:

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  • Концепция        развития        дополнительного        образования        детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
  • Приказ        Министерства        образования        и        науки        Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.11.2015 г.

Паспорт

Наименование

«За страницами учебника истории»

Рецензент

 

Организация Заявитель

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №16  с. Гыршелун

Телефон, факс

8-914-486-01-76

ФИО должность автора

Пятых Ирина Спиридоновна, педагог дополнительного образования

Целевые группы

Ориентирована на работу с детьми 13-15 лет.

Цель

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе; создание условий для формирования познавательного интереса учащихся.

Направленность программы

способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

Направление

 Социально-гуманитарная

Вид программы

Базовая

Уровень реализации

Школьная.

Уровень усвоения

Общеразвивающая.

Срок   реализации

1 год.

Краткое содержание программы

Индивидуальные занятия

Экскурсии

Работа с интернет-ресурсами.

Сбор и обработка материала.

Создание электронных носителей.

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы.

1.1.Пояснительная записка.

 Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

     Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Программа внеурочной деятельности «За страницами учебника истории»  относится к социально-гуманитарному направлению реализации внеурочной деятельности.

 

Направленность программы

    Отличительные особенности программы «За страницами учебника истории», ее новизна заключаются в том, что она имеет интегрированный характер, разнообразна по содержанию, составлена с учетом интересов и возрастных особенностей обучающихся, наряду с личностной направленностью способствует организации целостного воспитательного пространства школы и социума, организации совместной деятельности.

     Историческую память необходимо сохранить подрастающему поколению. Это основа гражданско-патриотического воспитания. Чувство любви к Родине тоже можно воспитать, оно должно быть в крови у гражданина Российской Федерации. Огромную роль в этом воспитании играет Победа народа нашей страны в Великой Отечественной войне. Историю этой кровопролитной войны, ее битвы и ее героев должен знать каждый россиянин.

 

Актуальность программы

 

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одно из самых актуальных задач нашего времени. Необходимо восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Начинать делать это нужно как можно раньше, пока в малыше еще не иссяк пылкий естественный интерес ко всему происходящему в мире.

     Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа. Верно, сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее». Но мы должны не только помнить, но и быть достойными их великого подвига.

      Новые идеологические установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну.

  Педагогические ценности, анализ материалов (нормативные документы, анкеты детей, учителей, родителей) позволяют определить образ учащегося: наш выпускник – гражданин России, способный, эффективно адаптируясь, свободно самоопределяться и самореализовываться в культурном и социальном пространстве на основе сложившейся системы ценностных ориентаций и нравственных позиций, опирающихся как на национальные, так и общечеловеческие ценности.

    Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. 

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

     Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта, еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма. В патриотическом воспитании стал полнее учитываться фактор многонационального общества: разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу.

     Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в школе.

     Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат целенаправленного длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с раннего возраста.

      Патриотизм формируется под влиянием идейно-воспитательной работы в семье, дошкольном учреждении, в школе. Прежде всего, нужно заботиться о том, чтобы в сознании ребёнка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. Школа и семья должна способствовать развитию у детей любви к Родине, начиная с воспитания любви к матери, отцу, родному уголку земли и кончая гордостью за Россию. Добиться этого можно только при условии системного воспитания, путём всестороннего воздействия на ребёнка.

    Настоящая программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, потребностей и запросов участников образовательного процесса и создает условия для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

    Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.

    Думаю, что данная программа поможет привить детям  патриотизм, уважение к историческому прошлому страны, научит их отвечать за свои поступки, с любовью относиться  своей Родине и к людям.

Содержание программы сочетает теоретическую и практическую деятельность учащихся. В программе предусмотрены следующие формы и методы работы с детьми:

-экскурсии;

-встречи с ветеранами и участниками Великой Отечественной войны;

-написание творческих работ: рефератов, сообщений, докладов.

-конкурсы.

-олимпиады.

 Данная программа представляет собой вариант организации внеурочной  деятельности  учащихся основной ступени общего образования.

Объем программы, срок освоения– 1 год

Количество обучающихся в группе: 20

Количество часов в неделю: 1

Общее количество часов в год: 36

-Формы обучения -очная.

-Занятия- индивидуальные, групповые. Занятия проводятся в учебном кабинете, библиотеке, в музее. Занятия включают в себя проведение экскурсий, олимпиад, соревнований; предусматривают поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть и взрослые: родители, увлеченные люди, а также старшие учащиеся.

-Уровень программы - стартовый (ознакомительный).

- Особенности организации образовательного процесса:

формы реализации образовательной программы –традиционная, с использованием электронного обучения;

-Режим занятий – вторник  с 15.00- 16.00.

1.2. Цель и задачи программы:

Цель:

Познакомить учащихся с событиями и фактами Великой Отечественной войны, не вошедшими в используемые учебники истории.

Задачи курса:

-Создание условий для овладения учащимися определённого уровня исторических знаний о Великой Отечественной войне.

-Развитие у учащихся навыков самостоятельной работы с историческим материалом.

-Формировать у учащихся чувство патриотизма, взаимопонимания между народами, гражданскую ответственность, уважительное отношение к историческому прошлому своего народа и других народов.

-Разъяснять и устранять  попытки переписать  или исказить историю войны в различных источниках.

               

1.3. Содержание программы внеурочной деятельности:

Учебный план:

№ пп

Раздел

Количество часов

Форма аттестации/контроля

всего

теория

практика

1

Когда-то была война… Вводное занятие

1

1

0

Фотоотчет

Анкетирование

2

Дети на войне.

10

7

3

Фотоотчет

Сбор материала. Переработка информации.

Оформление.

3

Забайкалье во время войны.

5

2

3

Фотоотчет

Сбор материала, обработка,  систематизация,оформление

4

Главные битвы войны.

15

10

5

Фотоотчет

Сбор материала. Переработка информации.

Оформление.

5

Награды Великой Отечественной.

2

1

1

Фотоотчет

Сбор материала. Переработка информации.

Оформление.

6

Культура во время войны.

2

1

1

Фотоотчет

Сбор материала. Переработка информации.

7

Выставка проектов и рисунков на военные темы

1

1

Фотоотчет наградные материалы

ИТОГО

36

22

14

   

Название раздела. Основные темы

Кол-во часов

Содержание занятий

Когда-то была война… Вводное занятие

1

Рассказ о начале Великой отечественной войне 1941 – 1945 годов. Фашистская германия. Захватчики. «Весь народ, как один…»

Дети на войне.

Пионеры – герои. Мои ровесники в тылу врага. Мои ровесники на фронте. Составление альбома рисунков и мини сочинений о пионерах-героях.

4

Что такое оккупационный режим и как жили взрослые и дети  на тех территориях, которые были завоеваны немцами. Партизанское и подпольное движение. «Рельсовая война». Дети в партизанском движении. Обсуждение темы.

 

Взрослые не по годам. Дети, заменившие взрослых в тылу.

2

Дети, работающие за взрослых на заводах и в сельской местности. Ответственность. Обязанность. Тяжелая жизнь в тылу.

Страшное слово – концлагерь.

2

Освенцим. Дахау. Взрослые и дети в концлагерях. Воспоминания бывших узников концлагерей. Освобождение и память.

Проект – исследование: «Дети войны» в нашем селе

2

Работа с проектной группой «Дети войны»

Сбор информации о детях, рожденных до войны или в период войны. Переработка информации, сортировка по годам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант.

Забайкалье во время войны. Труженики тыла

5

Работа с проектной группой «труженики тыла»

Сбор информации о тружениках тыла. Жизнь района в годы ВОВ

Показ презентации.

Переработка информации, сортировка по годам и городам, наведение краткой исторической справки. Перевод в электронный вариант.

Главные битвы войны.

13

Битва за Москву

Сталинградская битва

Битва на Курской дуге

Битва за Берлин

Рассказ учителя о главных битвах войны. Просмотры презентаций и отрывки из фильмов. Работа с документами. Создание рисунков о главных битвах войны.

Проект «Односельчане-участники ВОВ»

2

Сбор информации о жизни села во время войны. Работа с материалом в сельской библиотеке. Обсуждение. Систематизирование информации. Перевод в электронный вариант.

Награды Великой Отечественной.

2

Ордена и медали ВОВ. Характеристика. Информация о появлении. Составление альбома с иллюстрациями. Выставка работ.

 

Культура во время войны. Военные песни.

2

Слушаем информацию по науке, искусству, литературе, кинематографу в годы ВОВ. Работа с документами. Любимые песни военных лет. Их история. Обсуждаем, сравниваем.

Выставка проектов и рисунков на военные темы

1

Подведение итогов Рефлексия. 

 

 

 

36 ч.

1.4. Планируемые результаты

В процессе освоения курса внеурочной деятельности  «За страницами учебника истории» будут сформированы следующие виды универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные  результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность - учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

В результате освоения курса учащиеся научатся:

•        указывать хронологические рамки, периоды и  даты важнейших событий отечественной  истории;  

•         использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

•        использовать текст исторического источника,

•        рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры,

•        объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.

Предполагаемый результат:

-Расширение и систематизирование знаний о Великой Отечественной войне;

-Закрепление навыка составления рассказа об истории своей семьи в годы ВОВ;

-Формирование уважительного отношения к участникам войны, труженикам тыла;  

-бережное отношение к семейным фотографиям и реликвиям (ордена, медали, грамоты и др.).

-Участие в социальных, патриотических проектах, посвященных  Великой  Победе, создание презентаций о Городах – Героях, Пионерах-Героях и т.д.

-Участие в акции «Бессмертный батальон».

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.

2.1. Календарный учебный график

Сроки

Содержание

Результат

Сентябрь-ноябрь 2022

Создание рабочих групп участников

 Списки.

3.Разработка нормативной документации и плана мероприятий по реализации программы.

Нормативная база и план мероприятий.

Организации работы.

Определение индивидуальных тем для учащихся.

 Создание бумажных и электронных носителей.

Коллективные занятия. Экскурсии.

Декабрь-апрель 2022/2023

Коллективные занятия. Экскурсии.

Сбор и обработка информации

Оформление материала на бумажных и электронных носителях.

Май 2023

Подведение итогов. Экскурсии

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы.

Нормы оценки знаний за творческие работы учащихся.

Баллы Содержание

1-2

3-4

4-5

5-6

1

Общая информация

Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена.  В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

2

Тема

Не раскрыта и не ясна тема. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема.

Полностью изложены основные аспекты темы.

3

Применение и проблемы

Не определена  область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

2.2.  Воспитательная работа

Цель: воспитание всесторонне развитой гармонической личности обучающихся в ходе образовательного процесса в условиях дополнительного образования.

Воспитательный процесс в объединении осуществляется как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.

Воспитательная работа предполагает проведение бесед и мероприятий по разным аспектам воспитания: экологическому, гражданско-патриотическому, духовно- нравственному, обеспечению безопасности жизнедеятельности и т.д. Воспитательная работа в рамках объединения позволяет решать целый ряд педагогических задач:

-        помогает ребенку адаптироваться в коллективе, занять в нем достойное место;

-        выявляет и развивает потенциальные возможности и способности обучающихся;

-        формирует в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

-        способствует        удовлетворению        его        потребности        в        самоутверждении        и признании, создает каждому «ситуацию успеха»;

-        развивает        в        ребенке        психологическую        уверенность        перед        публичными показами (выставками, выступлениями, презентациями и др.);

-        формирует адекватность в оценке чужого творчества, а также собственной самооценке;

создает условия для развития творческих способностей обучающихся

2.3. Условия реализации программы.

Учебное помещение соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных Санитарными правилам (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи").

Литература.

1.    Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей

учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2008.  

2.    Журавлёва О.Н. Учимся писать рефераты по истории: Методические

рекомендации / О.Н.Журавлёва – Санкт- Петербург: СМИО Пресс, 2002.-

3.    Лутовинов В.И. В патриотизме молодёжи - будущее России /В.И.

Лутовинов. - М.: «Фонд Андрея Первозванного», 1999

4.    Митрофанов К. Г., Шаповал В.В. Как правильно написать реферат и

эссе по истории / К.Г. Митрофанов, В.В. Шаповал. – М.: Изд. Дом «Новый

учебник», 2003.

5.    Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории/

А.Ф.Родин, Ю.Е. Соколовский - М.: «Просвещение», 1974.  

6.    Савидова Е.П. Школьный краеведческий музей как форма организации

поисково-исследовательской деятельности учащихся. Интернет ресурсы,

2009г.

Интернет-источники

1. www.proshkolu.ru

2. www.festival.1september.ru

3. www.nsportal.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "За страницам и учебника математики" для 9-10 кл.

Разделы программы:1. Простые и составные числа.2.Системы счисления.3. Числовые множества.4. Элементы математической логики.5. Нестандартные уравнения,неравенства и их системы....

Программа кружка "За страницами учебника алгебры"

Разделы программы: 1. Целые числа.2. Многочлены и алгебраические уравнения.3. Нестандартные задачи.4. Задачи с параметрами....

Программа математического кружка «За страницами учебника «Математика»

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего  образования по математике.  Новизна  программы кружка состоит в том, что она с...

Программа кружка «За страницами учебника русского языка»

Программа кружка  «За страницами учебника русского языка» расширяет и углубляет сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких &ndash...

Рабочая программа кружка "За страницами учебника биологии"

Кружок предназначен для учащихся 8-9 класса, в том числе увлекающихся биологией и для подготовки к итоговой аттестации....

Программа кружка "За страницами учебника химии"

Программа включает в себя обязательный минимум содержания основного общего образования по химии, материал по углублению школьного курса химии по таким темам, на которые следует обратить особое внимани...

Авторская рабочая программа кружка «За страницами учебника математики» 7 класс

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и мет...