Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории
статья по истории

Абашеева Ирина Георгиевна

Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодня ученики живут в информационном обществе, в век новых технологий и динамичного прогресса. Задача учителя – выявлять и развивать индивидуальные способности детей, их творческие качества и навыки. Обучение способных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории

Абашеева Ирина Георгиевна

Школа-интернат №22 ОАО «РЖД»

учитель истории

Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодня ученики живут в информационном обществе, в век новых технологий и динамичного прогресса. Задача учителя – выявлять и развивать индивидуальные способности детей, их творческие качества и навыки. Обучение способных детей в условиях общеобразовательной школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

Преподаваемый мною предмет - история, дает огромный простор для развития умственной деятельности учащихся, раскрытия их способностей  в самых различных областях деятельности. Средствами предмета исторического цикла создаю условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные, проектирую деятельность для создания ситуации успеха, разрабатывая  пошаговую  программу работы с учащимися.

Таким образом, создание условий для развития и реализации способностей учащихся, определяется высоким уровнем предметных  и ключевых компетентностей в соответствии с индивидуальными потребностями и склонностями учащихся.

Ситуация успеха – это субъективное переживание человеком личностных достижений. Как создавать ситуацию успешности на занятиях?  Прежде всего, развивать в ученике поисковую активность. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинств ученика, становится основным фактором развития творческой и целеустремленной личности.  Как педагог я твердо уверена, что успех порождает успех.

В своей работе по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории, применяю  три основных подхода к разработке содержания учебных программ.

Ускорение – 1 подход.  При данном подходе следует учитывать потребности и возможности определенной категории детей, отмеченных ускоренным темпом развития. В  работе с такими учащимися можно использовать быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета. Стратегия ускорения не универсальна. Она нуждается в сочетании со стратегией обогащения (углубления). Например, для учащихся, которые демонстрируют высокий уровень знаний, на уроках предлагаю задания повышенного уровня сложности, дополнительный материал к традиционным курсам, что  способствует развитию мышления, креативности, умению работать самостоятельно, в том числе и при подготовке к олимпиадам. Например, на уроках обществознания предлагаю классу для закрепления изученного материала задания разной степени сложности: «По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их», «Проанализируйте следующую информацию и ответьте на поставленные вопросы. Свою точку зрения обоснуйте»,  «Заполните пропуск в ряду…», «Преобразуйте предлагаемый текст в схему».  Предлагаю прочитать определения известных  из курса обществознания понятий по изученной теме, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам,  и  обозначить  эти понятия. На уроках истории ученики выполняют  задания: «О какой личности идет речь?». Учащиеся должны по предложенным признакам или по портрету угадать философа, экономиста или политического деятеля; «Найди ошибку» - найти в тексте ошибки и исправить их; «Заполни пропуски» - пропущенные в тексте слова  необходимо вставить в логическом порядке. Некоторые задания предполагают обобщение, сравнение исторических сведений. Такие задания позволяют  развивать  логическое мышление и учат выстраивать причинно-следственные связи.

Углубление – 2 подход. Данный подход помогает заинтересовать, увлечь учеников проблемой, темой. Пробудить такой интерес помогает  проектная деятельность. В 5 классе к уроку «Мифология Древней Греции» было дано задание - подготовить проект «Мой любимый миф Древней Греции». Ученики иллюстрировали  любимые мифы, давали пояснения, почему выбран герой или сюжет. Проектно - исследовательская деятельность включала в себя несколько этапов: 1) изучение мифов Древней Греции (чтение и анализ мифов в изложении Н. Куна); 2) знакомство  с пантеоном греческих богов; 3) выявление вымышленного в мифе; 4) определение, что в мифе могло соответствовать исторической действительности. Завершалась такая работа защитой на уроке исследовательского проекта на тему «Мой любимый миф Древней Греции».

В 6 классе  в качестве домашнего задания по истории средних веков учащимся было предложено нарисовать, сконструировать замок. На следующем уроке каждый ученик защищал свой проект. Практика показывает, что проектная деятельность способствует углублению знаний учащихся по истории, развитию монологической речи, обогащению словарного запаса, формированию толерантности, высокой мотивации к дальнейшему овладению знаниями по истории, способствует созданию ситуации успеха в   учебной деятельности (ученики получают по итогам защиты творческих заданий положительные отметки).

В старших классах осуществляю проектную деятельность по истории в рамках межпредметных связей  по программам «Глобальные проблемы человечества и пути их решения», «Экономика в географическом пространстве».

Проблематизация – 3 подход. Данный подход предлагает стимулирование личностного развития ребенка, способствует активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явление, закон. Работая в данном направлении, провожу уроки, предполагающие защиту результатов  исследовательских проектов. Практика показывает, что принцип  единства требований к формированию общеучебных навыков очень удобен и для ученика, который видит преемственность историко-культурных процессов, и для учителя, который может проводить метапредметный контроль и организовывать творческие проекты, предполагающие исследование исторических текстов. Ученики без особого труда смогли сопоставить конкретные исторические события 1812 года. Чтобы усложнить задачу, ученикам было предложено сопоставить разные точки зрения на исход Бородинского сражения, например. На таких уроках ученики, во-первых, получают новую роль – роль «исследователей», они открывают для себя новые знания, во-вторых, процесс обучения становится не репродуктивным, а поисковым и творческим. Использованная модель личностно-ориентированного обучения позволила в полной мере реализовать индивидуально-личностный подход, что во многом способствовало развитию образного восприятия и творческого мышления, формированию эмоционально-личностного отношения к обучению.

Выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у учащихся необходимо осуществлять благодаря активным методам обучения как способам организации учебной деятельности учащихся. Они являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся ведущими и основными, безусловно, являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности, способности к сотрудничеству и др.).

Необходимо предусматривать междисциплинарный подход в обучении на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания, что позволит стимулировать стремление способных, талантливых детей  к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на «стыке» разных типов знаний.

Педагог должен учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемному обучению, а также способствовать формированию навыков исследовательской работы. Важно учитывать интересы одаренного ребенка и в максимальной мере поощрять углубленное изучение тем, выбранных им.

Список использованной литературы:

  1. Абакумова Е. М. Развитие творческого потенциала воспитанников учреждения дополнительного образования / Е. М. Абакумова // Учитель в школе. – 2008. – № 4. – С. 92 – 95.
  2. Акимова Е. А. Индивидуальное обучение одаренного ребенка / Е. А. Акимова // Учитель в школе. – 2009. – № 3. – С. 85 – 86.
  3. Аксенова Э. А. Инновационные подходы к обучению одаренных детей за рубежом // Интернет-журнал Эйдос.  2007.
  4. Диагностика детской одаренности. Методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / сост. Л. А. Дементьева. Курган, 2009. 36 с.
  5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Э.Ф. Зеер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 416 с. — (Сер. Бакалавриат).
  6. Кого считать одаренным? // Директор школы, 2000. – №2.
  7. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59.
  8. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П.Голубева; Науч. ред. рус. текста
  9. Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, Трикста,2004
  10. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 320 с.
  11. Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие /
  12. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. проф. Д.Б.Богоявленской. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 416с.
  13. Савенков А. И. Творчески одаренные дети: выявление и развитие / А. Савенков // Учитель в школе. – 2008. – № 1. – С. 103 – 106.
  14. Савенков А.И. Ваш ребенок талантлив: Детская одаренность и домашнее обучение. – Ярославль: академия развития, 2002. – 352 с.
  15. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000
  16. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – С.362-419.
  17. Синягина Н.Ю., Чирковская Е.Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / Под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. М., 2001. – 131 с.
  18. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления ребенка. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития устной и письменной речи учащихся на уроках истории

Главная проблема, возникающая из-за неумения грамотно формулировать мысли – это непонимание между людьми...

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед с...

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...

Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".

Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы  выявления, поддержки и развития способностей  у высокомотивированных детей"....