Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.
методическая разработка

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей.

Талантливые, одаренные дети являются мощным ресурсом общественного развития, способным раскрыть перед страной перспективы социально-экономического, культурного и духовно-нравственного преображения. Забота об одаренной молодежи сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России.

Что же такое талант?

 Талант – это способности к определенной деятельности, проявляющиеся как творчество.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ СВОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ, ХОЧУ ВСПОМНИТЬ

Олимпийские игры в Токио в 2021 с 23 июля по 8 августа ,за честь региона боролись 19 талантливых спортсменов.

Спорт – это не только увлеченье,
Но еще и долгий, тяжкий труд.
Только тех, не знает кто о лени,
Профи и спортсменами зовут.

В Токио завершились XXXII летние Олимпийские игры. Донские спортсмены завоевали 18 медалей: 4 золотых, 10 серебряных и 4 бронзовых. Всего в Олимпиаде участвовали 19 спортсменов.

         Позвольте мне в начале своего выступления обратить Ваше внимание на особенности наших детей, которые живут в современном мире и сильно отличаются не только от тех, кого описывали в своих сочинениях И. Г. Песталоцци, Я. А. Коменский и В. А. Сухомлинский, но и от своих сверстников последнего десятилетия ХХ века.

Дети нового тысячелетия обладают особыми способностями, потому что родились и живут в новом мире, в котором гораздо больше возможностей для их развития.

         Сегодня мы убеждены в том, что «неодаренных» детей нет, все дети талантливы! Они рождаются добрыми, мечтательными, любознательными, открытыми, они общительны, уверенны в себе, хорошо информированы, их отличает смелость суждений, находчивость, активность и оригинальность.

Сегодняшние дети – люди нового поколения. И умение творить себя, свою жизнь в условиях современных реалий – очень важно для них!

          Основная задача нас, взрослых, – помочь детям расти, раскрыть их данные природой таланты, создать комфортную современную образовательную среду для выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребенка.

В нашем городе создание условий для выявления и поддержки одаренных детей и молодежи является приоритетным. Когда-то великий Сократ сказал: «В каждом человеке солнце только дайте ему светить».

Современный учитель – он как Прометей –

Зажигает в сердцах детских пламя знаний.

И старается не отставать от детей,

Совершенствуясь, не прекращая исканий.

Но уже в ранние годы творческие порывы можно убить при неумелом их развитии, при отсутствии грамотного управления ими, а также при отсутствии условий для реализации творческого потенциала обучающихся. Как сделать так, чтобы талант имел возможность развиваться? Задача выявления и обучения талантливой молодежи приоритетна в современном образовании.

Президент Российской Федерации Путин В.В. среди первоочередных задач в сфере образования назвал «формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Программа развития предусматривает как одну из задач – создание соответствующей развивающей, творческой среды, способствующей раскрытию и развитию природных возможностей каждого учащегося.

Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе.

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском общеобразовательном учреждении и продолжаться в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • факультативы;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • сотрудничество с родителями.

С целью реализации потенциала особо мотивированных детей, формирования интереса к урокам физической культуры, традиционно проводились школьные и муниципальные олимпиады по физической культуре. На протяжении 7 лет у нас в школе 5-6 призеров на муниципальном уровне.

Ежегодно ребята нашего города  участвуют в Региональном этапе олимпиады. Новошахтинск  привозит одну из самых многочисленных и сильных  команд. И не было еще ни одного года, чтобы не было призеров. В 2020-2021г. участвовало 7 учеников. Итог – 2 призера и победитель – Коростылев Кирилл.

Учащиеся 40 школы в Региональных соревнованиях «Президентские спортивные игры» заняли 2 место. В сентябре во Всероссийских  соревнованиях «Президентские спортивные игры» из 86 городов, они были на 7месте.

Кроме предметной олимпиады учащиеся школ принимают участие в различных соревнованиях согласно календарного плана спортивно-массовых мероприятий  и добиваются хороших результатов.

Учителя физкультуры в начале года дополняют  банк данных одаренных детей, которые с большим интересом и желанием участвуют в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, занимаются в спортивных секциях и кружках. Диагностика уровня физической подготовленности таких детей проводится  в начале года и отслеживается в течение всего учебного года.  

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

  1. принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  2. принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  3. принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  4. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  5. принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Основные направления реализации программы:

- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми;

- создание системы диагностики одаренности учащихся начальной школы;

- методическое обеспечение работы с одаренными детьми;

          - организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными     детьми;

         - раннее выявление способных и одаренных детей;

         - индивидуальные занятия с одаренными детьми.          

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат».

Благодаря комплексу мер по развитию физических способностей учащихся, старшеклассники  выполняют нормативы ГТО  и получают , в торжественной обстановке золотые знаки отличия:  на данный момент  19 человек. И это только в нашей школе . Большая часть учителей физкультуры имеют знаки ГТО. В 2019-2020 году Барабаш О.И. вместе с детьми своего класса сдавала нормы ГТО и получила золотой знак, 10 ступени. Ребята  с уважением  и интересом пытались соревноваться с классным руководителем.

Анализируя результаты своей работы, я отмечаю, что внедрение системы работы с  применением личностно-ориентированного подхода  позволило:

1. Эффективно  выявлять, поддерживать и развивать способности и таланты у детей.

2.Повысить динамику роста физической подготовленности учащихся.

3.Повысить интерес учащихся к занятиям физической культурой и мотивацию к соблюдению здорового образа жизни.

4. Создавать систему диагностики одаренности учащихся  школы.

5. Создать условия для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

6. Внедрять наиболее эффективные  технологии работы с одаренными детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"

Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....

Доклад на тему: "Система выявления, поддержки и сопровождения талантливых детей в сфере естественнонаучного образования в условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка».

    В ноябре 2018 г. был утвержден федеральный  проект «Образование», в рамках которого  предусмотрена реализация        нацио...

Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение педагогического опыта по теме "Выявление, поддержка и развитие способностей и талантов у детей на уроках английского языка и во внеурочной деятельности"...

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»

Приказ № 94 Об утверждении « дорожной карты по направлению «Совершенствование системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи»...

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов

Аналитическая справка по проведению мониторинга системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов...

Конкурсное испытание "Педагогический совет". Тема "Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей у высокомотивированных детей".

Педагогическая дискуссия на тему "Формирование эффективной системы  выявления, поддержки и развития способностей  у высокомотивированных детей"....

Система работы по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов у учащихся на уроках истории

Работа с детьми, проявившими выдающиеся способности, является одним из приоритетных направлений современного образования. Проблема выявления способностей актуальна в настоящее время, потому что сегодн...