Урок истории России в 10 классе по теме «Человек и война: единство фронта и тыла».
план-конспект урока по истории (10 класс)

Бисьмак Вячеслав Дьердьевич

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Урок посвящен искусству в годы Великой Отечественной войны. Тема: «Человек и война: единство фронта и тыла». (учебник под ред. А.В. Торкунова: М. М. Горинов, А. А. Данилов, М. Ю. Моруков и др. История России, 10 класс. В 3-х частях. Ч.2. – М.: Просвещение, 2017, §23).

На данном уроке на основе анализа различных источников информации (отрывок художественного фильма, фоно документы (песни) посредством фронтальной и групповой работы учеников изучается проблема роли и значения искусства в Великой Отечественной войне.

Материал предназначен для учителей истории, изучающих с учениками на уроках историю Великой Отечественной войны. Также данная разработка может стать основой для внеклассного мероприятия, посвященного патриотическому воспитанию. Структура и методы соответствуют требованиям ФГОС.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_iskusstvo_v_voyne.docx139.06 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: история

Класс: 10 класс слепых или слабовидящих детей.

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тыла.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: элементы проблемного обучения, КСО

Оборудование: компьютер, экран (мультимедийная доска), колонки.

Дидактическое обеспечение: аудиофайлы («Заветный камень»), «В землянке», «Барон фон дер Пшик», Фрагмент фильма «Два бойца».

Ссылка на материалы (медиа файлы) к уроку: https://disk.yandex.ru/d/kT3v6glBkw7Cyw 

Цель урока: самостоятельно с помощью подлинных фото- и видеоматериалов сделать вывод о месте и роли искусства в победе над врагом.

Коррекционная составляющая урока: формирование новых и уточнение имеющихся представлений, развитие слухового восприятия, использование в образовательной деятельности сохранных анализаторов, коррекция и развитие внимания, логического мышления, произвольной и непроизвольной памяти и связной речи, эмоционально-волевой сферы, проблем в межличностном общении и коллективном взаимодействии.

Планируемые результаты:

предметные:

  • получить представление о значении и характере воздействия искусства на людей в годы Великой Отечественной войны, состоянии умов;
  • попытаться понять причины массового героизма советского народа;
  • формировать умение извлекать нужные сведения из исторических источников;
  • научиться представлять информацию в форме развернутого исторического высказывания;
  • развивать первичные навыки источниковедческой критики;
  • развивать умение сопоставлять информацию и делать на основе сравнения самостоятельные выводы.

метапредметные:

  • научиться определять суть проблемы и планировать деятельность по ее решению;
  • овладевать навыком смыслового чтения;
  • совершенствовать коммуникативные умения через сотрудничество на уроке;
  • развивать навыки анализа и синтеза данных;
  • формировать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

личностные:

  • научиться излагать свое мнение, понимать и слушать позицию другого, осознанно использовать речевые средства, создавать устные и письменные тексты;
  • воспитывать любовь к родной истории, ощущать ее сложность и драматизм;
  • научиться давать с учетом принципа историзма нравственную оценку психологическому и духовному состоянию людей.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проверка домашнего задания

- Какие события стали предметом нашего изучения на прошлом уроке?

- Какие же главные изменения вы можете назвать?

- На прошлом уроке узнали, как изменилась обыденная жизнь людей в годы войны и как простые граждане помогали фронту.

- Падение уровня жизни, карточки, печки-буржуйки из Гражданской войны. А в Ленинграде вообще страшный голод.

- Организация госпиталей, отличная работа советской медицины, помощь школьников раненым.

- Всеобщее военное обучение.

Мотивационный этап

- В 5 классе мы с вами изучали историю Древнего Рима и обращали внимание на пословицу «Inter arma silent Musae» [интер арма силэнт музэ], созданную на основе выдержки из речи Марка Туллия Цицерона (52 до н. э.). Кто помнит, что она означает?

- Как мы объясняли её значение?

- В нашем городе очень часто выставки, музыкально-поэтические композиции, посвящённые дню прорыва или снятия блокады Ленинграда, называются «А музы не молчали». Какой смысл заключён в этом названии?

- Когда гремит оружие, музы молчат.

- Искусство отходит на второй план, когда страна ведет военные действия.

- Проводимые мероприятия рассказывают о том, какие произведения искусства создавались в блокадном Ленинграде, опровергая привычный смысл пословицы.

Определение темы урока

- Попробуйте определить тему нашего урока. Я приведу вам несколько устойчивых выражений, а вы скажете, какая общая тема все это объединяет: «фронтовые артистические бригады», «7-я Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича», «военная проза».

- Это все об искусстве и о войне. Искусство времен Великой Отечественной войны.

Актуализация знаний по предложенной теме и выявление затруднения

- Знаете ли вы какие-нибудь произведения искусства, которые были созданы во время Великой Отечественной войны?

- Наверное, самым ярким примером роли искусства в достижении победы являются популярные в годы войны песни, ведь именно их знало и любило множество людей в армии и стране. А вы знаете какие-нибудь песни времен той войны, только не «День Победы», это произведение было написано гораздо позже.

- Песни, стихи, фильмы, спектакли, оркестровая музыка, картины… Это искусство было очень популярно в свое время, но и сейчас, в совсем другую эпоху, есть немало людей, которые те произведения ценят, слушают, смотрят, играют, рассказывают и поют. Как вы думаете, почему?

- Но есть ведь люди, которым душевность военных лет не нужна. Почему авторы программы включили тему в число обязательных для изучения?

- Песни, «День Победы», например.

- Фильмы были черно-белые.

- Стихов много есть, мы учили.

- Некоторые слышали, но знаем не очень хорошо.

- Наверно, красивые мелодии, простые понятные слова, Какая-то душевность. Все это нужно и сейчас.

- Произведения искусства военных лет воспроизводят с художественной достоверностью обстановку своего времени, рассказывают о том, какими мыслями и чувствами жил народ.

Целеполагание и планирование деятельности

- Что же нам нужно узнать, изучая эту тему, чему научиться?

- К произведениям каких жанров нам стоит сегодня обратиться в первую очередь?

- Узнать, что являлось предметом изображения в произведениях искусства в годы войны, научиться привлекать песни, стихи, музыку и кино для изучения прошлого.

- Песни, стихотворения, художественные фильмы.

Открытие нового знания

- В годы Великой Отечественной войны народ и государство имели общие цели: подготовить победу над врагом, обеспечить защиту страны, - и потому грань между официальным и народным искусством стала менее резкой, хотя и не исчезла совсем. Например, песню «Священная война», плакат «Родина-мать зовёт» мы можем отнести к официальному искусству. А как быть со стихотворением А.А. Ахматовой? Да и «Священную войну» пели и слушали очень часто просто так, потому что «просила душа». Ведь деятели искусства, так же, как и все, работали на Победу, не только по приказу, но и по зову сердца. Практически все мысли и чувства людей были связаны с войной. Какие же это были мысли и чувства?

Давайте начнём нашу работу со знакомства с песнями. Напоминаю нашу цель: узнать, что являлось предметом изображения в произведениях искусства в годы войны, научиться привлекать песни, стихи, музыку и кино для изучения прошлого.

- Работать будем в трёх группах. Каждая из групп анализирует все песни, но обязательно записывает тезисы ответов на вопросы по одной, «своей», песне.

- Прослушать песню «Заветный камень» Б.А. Мокроусова, А.А. Жарова (1943). Обсудить в группах ответы на вопросы: кто является героем песни и о чём мы узнаём из неё?

- Прослушать песню «В землянке» К.Я. Листова, А.А. Суркова (1942). От чьего лица она написана, что мы узнаём из неё о войне?

- Прослушать песню «Барон фон дер Пшик» -  сатирический перепев известной в народе песни «В Кейптаунском порту» на музыку еврейского композитора Шолома Секунды. О ком что и как в ней рассказывается?

- Героем этой песни является матрос, оставляющий Севастополь врагу. Он взял с собой, как горсть родной земли, заветный камень, который потом прошёл «сквозь бури и штормы». В песне слышатся скорбь и горечь от захвата родной земли врагом, гордость за героев, не щадящих жизни в битве за Родину, вера в грядущую победу, готовность все отдать для нее и т.п.)

- Это более мягкая, лиричная песня. Она написана от лица фронтовика, В ней поётся о том, о чем мечтали солдаты, за что воевали. В ней воплотилась мечта о мирной жизни после Победы. Мы чувствуем любовь героя, тревогу за любимую, тяжесть испытаний, но готовность их вынести, надежду на будущее.

- Эта песня - насмешка над самоуверенностью, авантюризмом и хвастовством фашистов. Она рассказывает о немецком бароне, который соблазнился русским шпигом, но попал на русский штык. Выражает безоговорочную веру народа в конечную победу…

- Давайте подытожим сказанное. Прочитайте свои записи. Чем помогли нам песни в изучении истории Великой Отечественной войны?

- ? 

- Теперь обратимся к искусству кино. Давайте познакомимся с фрагментом художественного фильма «Два бойца» режиссёра Л.Д. Лукова (1943). В чем он созвучен прослушанным вами песням и что в нем нового и необычного? И какие чувства вы здесь увидели и услышали?

- Поделитесь своими впечатлениями.

- Что общего у песен и фильма?

Ссылку на фрагмент см. в конце документа.

Обучающиеся просматривают фрагмент фильма.

- Мы видим разговор солдат. Один из них рассказывает о своей родине, городе Одессе. Он испытывает гнев и горечь от того, что его город занят врагами. Он смеется над фашистами, называет их «жабами». А еще подшучивает над своим другом, хотя очень его любит. Такой немного странный солдатский юмор.

- ? 

- Посмотрите на экран. Видели ли вы когда-нибудь эту картину?

На картине изображены…

- Знаете ли вы, кто ее написал и как она называется?

- Как она оказалась в учебнике литературы?

- Так категорично высказываться не стоит, возможно, художника и в самом деле вдохновил на создание этой картины образ Василия Тёркина. По крайней мере, герои этих произведений очень похожи. Предметом нашего изучения сегодня картина быть не может, поскольку написана в 1951 году, а вот о Василии Тёркине стоит поговорить. Кто это такой?

- Кто придумал этого героя? Когда?

- Прочитайте каждый по одной строфе из главы «О войне» и скажите, на какую тему рассуждает герой и что узнаем мы о войне из его слов?

- Политики разных стран пытались установить, почему война с русскими испокон веков заканчивалась неудачами для других держав. В чем же секрет русского воинства? И вывод был сделан удивительный: все дело в психологии русского солдата. Именно в том его взгляде на войну и свою роль в ней, изложенную в этой главе. Русский солдат, собираясь на войну, твердо уверен в том, что он погибнет. Но его смерть ничего не значит, он всего-навсего один из многих, которые сложат там голову. Зато дети погибших будут жить долго и счастливо в мире, и никто их не посмеет тронуть.

- Да, в учебнике литературы?

https://www.gazetaeao.ru/resurs/uploads/2020/03/1052.jpg

- Это картина Ю.М. Непринцева «Отдых после боя».

- Там Василий Тёркин изображён.

- Это солдат, он воевал в Великую Отечественную войну. Веселый был, никогда не унывал.

- Поэт А.Т. Твардовский в течение всей войны писал поэму «Василий Тёркин», её очень любили бойцы.

О ВОЙНЕ

Грянул год, пришел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль, живые,

Все мы вместе - это мы,

Тот народ, Россия.

И поскольку это мы,

То скажу вам, братцы,

Нам из этой кутерьмы

Некуда податься.

Тут не скажешь: я - не я,

Ничего не знаю,

Не докажешь, что твоя

Нынче хата с краю.

Не велик тебе расчет

Думать в одиночку.

Бомба - дура. Попадет

Сдуру прямо в точку.

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела - грудь на грудь,

Драка - значит, драка.

………………….

Сколько жил - на том конец,

От хлопот свободен.

И тогда ты - тот боец,

Что для боя годен.

И пойдешь в огонь любой,

Выполнишь задачу.

И глядишь - еще живой

Будешь сам в придачу.

А застигнет смертный час,

Значит, номер вышел.

В рифму что-нибудь про нас

После нас напишут.

- Герой рассуждает о войне, учит не трусить, не жалеть себя, воевать честно за счастливую жизнь детей.

Первичное закрепление нового знания.

- Наше знакомство с произведениями искусства завершилось. Вы изложили то, что услышали и увидели в произведениях военных лет. А теперь давайте суммируем ваши впечатления. Что являлось предметом изображения в них, как песни, стихи, и кино послужили нам для изучения прошлого?

- А вы верите этим произведениям? Вам эти чувства кажутся искренними или это просто пропаганда?

- В них запечатлены чувства и мысли народа. Он накопил горечь утрат, гнев, ненависть к врагу, готовность сражаться до конца, не теряя при этом особой, обостренной любви к Родине, к родному дому, к своим близким, веры в грядущую победу.

- Очевидно, что это искренние чувства людей, выраженные художниками.

- Так каким же было песенное, да и вообще любое, искусство военных лет, государственным или народным?

- Чем бы вы объяснили ту великую ненависть к врагу и желание сражаться до конца, которые слышатся в этих песнях?

Оно было и тем, и другим. Мы выше отметили, что во время Великой Отечественной войны цели государства и народа совпадали.

- Люди почувствовали, что враг хочет отнять у них право быть страной и народом, жить на своей земле так, как они хотят. За это свое право они готовы были сражаться до последнего.

А теперь давайте подумаем, чему мы, россияне XXI века, могли бы поучиться у наших предков, участников и героев Великой Отечественной войны? Чем они были лучше нас? Запишите в тетрадях заголовок: «Участники войны…» и перечислите самое главное, на ваш взгляд.

- Что вы записали?

- Если бы современные люди были такими же, наша страна стала бы лучше?

- Участники войны

  • были сильнее, не боялись трудностей;
  • многие не щадили себя, совершали настоящие подвиги;
  • любили Родину не на словах, делом доказывали эту любовь;
  • научились ценить простые, но очень нужные вещи: родину, дом, близких, сейчас этого многие не понимают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории России. 9 класс по теме "Начало Великой Отечественной войны"

Урок с применением ИКТ. Цель урока:Цели ур1) Познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны.2) Подвести учащихся к пониманию причины поражений Красной Армии в начале Великой Отечественно...

Урок истории в 9 классе по теме"По обе стороны линии фронта"

Разработка к уроку истории в 9 классе по теме "Великая Отечественная война"...

План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала....

РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ В ЦИКЛЕ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»»

Урок, посвящённый анализу «Севастопольских рассказов» Л.Н. Толстого проводится перед изучением романа «Война и мир». Он рассчитан на учащихся 10 класса, изучающих литературу по...

Человек и война: единство фронта и тыла

Тема урока: Человек и война: единство фронта и тылаТип урока: КомбинированныйЦели урока:1) Образовательная: раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этой войне;2) Развивающая:...

выступление в рамках кустового методического семинара по теме "Формирование глобальных компетенций на уроке истории в 10 классе по теме "Великая Отечествнная война"

Цель мастер - класса:  продемонстрировать использование заданий на уроках истории в 10 классе по формированию глобальных компетенций у обучающихся  по теме «Великая Отечественная война...