Психолого-педагогическая целесообразность использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе.
статья по истории (9, 10, 11 класс)

В статье рассматривается проблема целесообразности использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе. Обосновывается точка зрения, согласно которой технология проблемного обучения, накладываясь на изучение исторических событий конфликтного характера, позволяет обучающимся наиболее эффективно изучить учебный материал, а также сформировать максимально возможный ряд компетенций, выдвигаемых ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Педагогическую целесообразность использования технологий проблемного обучения подтверждает ряд психологических особенностей старшеклассников. Является установленным фактом то, что индивидуальные психологические особенности человека по всем показателям зависят от возрастных особенностей. Для установления целесообразности использования технологий проблемного обучения с обучающимися старшего школьного возраста, необходимо рассмотреть психологические и педагогические основы поведения обучающихся старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст соотносится с определённым этапом взросления, который в возрастной психологии получил название «юность». Для его рассмотрения необходимо определиться с дефиницией данного термина, которую мы будем использовать в исследовании. На наш взгляд, наиболее полным и точным является следующее определение: «Юность – это период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни… Психологическое содержание данного периода связано с развитием сознания, самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь». Развитие сознания и самосознания, самоопределения составляют психологическую составляющую юношеского возраста. Стоит сразу заметить, что самоопределение присутствует в двух плоскостях и не ограничивается исключительно профессиональным. Для изучаемого возрастного периода, помимо профессионального самоопределения, характерен пик личностного самоопределения, познания своего «Я». При этом, нас интересует первая составляющая юности, а именно – ранняя юность. Её возрастные рамки ограничиваются 15 и 18 годами.

В период юношества в развитии подростков наиболее остро проявляются психологические противоречия определённого характера. Появляются некоторые психологические особенности, которые детерминируют методы воздействия педагога на обучающихся. Поэтому, при использовании технологий проблемного обучения, ему необходимо учитывать возрастные психологические особенности той группы детей, с которыми он работает.

Совокупность изменений в мышлении и особенностях когнитивного развития порождают необходимость в применении новых методов и форм обучения. Такой вид технологий обучения, как проблемное обучение, в соответствии с особенностями развития обучающихся старшего школьного возраста, являются одним из самых эффективных методов изучения на данном этапе.

В первую очередь это связано с коренными изменениями в мышлении старшеклассника. Творческое мышление начинает играть особенную роль в деятельности обучающихся, так как начинают развиваться их творческие особенности. Их перестаёт удовлетворять репродуктивное усвоение информации, появляется желание создавать нечто новое на основе уже накопленных знаний. В ходе изучения определённых учебных тем они могут предлагать свои гипотезы, собственные оригинальные методы решения определённых задач. При этом, неверность данных гипотез и методов не является негативным явлением. Это является проявлением возрастного развития личности и должно быть грамотно использовано педагогом в образовательных и воспитательных целях.

 Учащается проявление инициативы среди обучающихся при решении учебных задач. При этом само решение учебных задач отличается большей интенсивностью при их выполнении, оригинальностью методов выполнения. Помимо этого, с развитием творческой самостоятельности, возникает потребность в получении новых интеллектуальных инструментов и изучении новых видов деятельность для проведения успешного творческого процесса.

Всё вышеописанное неразрывно связано с творческой составляющей технологий проблемного обучения. Действия обучающегося направлены на решение определённых задач новыми методами, которые не были известны ему ранее. Преподаватель играет роль наставника в данном процессе и должен лишь направлять творческий процесс в нужном русле, помогать избегать неизбежных при таком подходе ошибок.

Именно на этапе ранней юности у обучающегося старшего школьного возраста формируется такое явление, как индивидуальный стиль умственной деятельности. Юношеский возраст отличается тем, что процесс накопления знаний и информации об окружающей действительности замедляется. Возникают потребности в применении уже накопленных знаний. Обучающиеся восполняют эту потребность на основании индивидуального стиля деятельности. Психолог Е.А. Климов даёт ему следующее определение: «…индивидуальный стиль деятельности есть обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности… индивидуально-своеобразная система психологических средств, которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей … индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности». Стоит отметить, что зачастую умственное развитие обучающихся даже одной малой группы (например, класс) не находится на одном уровне. На их основании, а так же в ходе развития уникальных психологических особенностей и формируется индивидуальный стиль деятельности.

В условиях образовательного процесса в старшей школе необходимо максимально полно обеспечить успешное развитие индивидуального стиля деятельности у обучающихся. Технологии проблемного обучения позволяют выполнить данную задачу. Делая упор на самостоятельной творческой деятельности, избегая репродуктивности в процессе обучения, технологии проблемного обучения позволяют максимально полно задействовать индивидуально-своеобразную систему психологических средств обучающегося для решения учебных задач.

Через это у каждого обучающегося методом проб и ошибок выстраивается стройная и уникальная система способов осуществления учебной деятельности, которая наилучшим образом подходит конкретному индивиду. Данный процесс происходит по той причине, что система формируется на основе самостоятельной деятельности обучающегося с задействованием всех его психологических особенностей. Она становится той основой, на которой в будущем формируется конструкция осуществления иных видов деятельности. Ведь, взращивание самостоятельности в подростках, является одной из основ педагогической деятельности в отношении старшеклассников. Отсутствие деятельности, направленной на взращивание самостоятельности в подростках и поощрение послушания и репродукции является крайне вредной установкой. Следовательно, формирование индивидуального стиля умственной деятельности должно стать основой деятельности педагога в процессе применения технологий проблемного обучения. В условиях изучения исторических событий российской истории XX в., индивидуальный стиль умственной деятельности формируется у обучающихся в ходе работы с источниками, мнениями различных специалистов, сопоставления фактов, отстаивания собственной точки зрения и т.д.

Помимо развития творческих способностей и формирования индивидуального стиля умственной деятельности, одной из основных характеристик раннего юношества является развитие интеллекта и когнитивных способностей. Причём, изменения происходят как на качественном, так и на количественном уровне. Если к первому можно отнести скорость, эффективность и качество выполнения заданий, то ко второму способ и метод их выполнения.

Одним из аспектов развития когнитивных способностей является развитие абстрактно-логического мышления. Данный вид мышления, как следует из исследования С.А. Коногорской, является основным для старшеклассников. И именно изучая его сформированность, можно делать выводы об интеллектуальном развитии обучающихся на этапе старшей школы.

Доминирование данного типа мышления зачастую приводит « …к появлению непреодолимого желания к абстракции и теоретизированию» у юношей и молодых девушек. При отсутствии специального подхода к данной особенности, излишняя абстракция и теоретизирование приводит к бессмысленным и продолжительным разговорам на отвлечённые темы, зачастую изученные только на поверхностном уровне. Между старшеклассниками происходит «дискуссия ради дискуссии», содержательный компонент которой незначителен или вовсе отсутствует.

Данный эффект демонстрирует новый этап интеллектуального развития обучающегося и является нормой, проявлением определённого психологического интеллектуального сдвига в сознании обучающегося. Вопрос состоит лишь в том, как правильно преодолеть его и грамотно использовать в образовательном процессе. Технологии проблемного обучения способны устранить негативные последствия данного эффекта. Удовлетворение потребностей обучающихся в абстрактно-теоретической умственной деятельности может быть осуществлено через творческие задания, а также попытки разобраться в неоднозначных и многофакторных исторических явлениях.

При этом, основную роль здесь играет педагог. Его задача заключается в направлении дискуссии в продуктивное русло и пресечении попыток выйти за рамки фактологии и научности. Преподаватель должен грамотно использовать потребность старшеклассников в теоретизировании и абстракциях для изучения ими определённых навыков. Можно сказать, что психологические потребности обучающихся становятся той основой, в которую преподаватель включает конкретные способы деятельности и навыки посредством технологий проблемного обучения.

Немаловажным аспектом, который определяет мышление и поведение старшеклассников в юношеском возрасте, является ведущий тип их деятельности. Так, Д.Б. Эльконин отмечает, что основным видом деятельности старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Мотивацию подростков старшего школьного возраста определяют их потребности в определении будущего рода своей деятельности, а также необходимого для этого набора знаний и навыков. Это, в свою очередь, обуславливает резко возрастающие потребности в навыках самообразования. В совокупности с возрастающими когнитивными возможностями, это порождает определённые интеллектуальные потребности. Такие, как изучение и попытки решения проблем теоретического характера. Помимо этого, повышается ответственность обучающегося за процесс собственного образования.

Таким образом, эффективное использование технологий проблемного обучения возможно именно в старших классах школы из-за смены ведущего типа деятельности обучающихся. Учебно-профессиональный тип деятельности обучающихся, переход к которому начинается в старших классах школы, ранней юности, предполагает самостоятельность, ответственность за своё будущее и процесс обучения. В своих ключевых аспектах он совпадает с основными характеристиками проблемного обучения. Благодаря использованию технологий проблемного обучения обучающиеся могут наиболее эффективно изучать учебный материал и получать необходимые навыки и компетенции, потребность в которых они испытывают на изучаемом нами этапе своего развития.

С этапом ранней юности соотносится также начальные попытки формирования мировоззрения. То огромное количество информации, мнений и знаний об окружающей действительности, которое накапливается у старшеклассников к 14-15 годам, требует систематизации и упорядочивания. А.В. Зобков пишет по этому поводу следующее: «Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального, подлинно собственного отношения к социальной реальности, к своей культуре и к своему времени… На ступени индивидуализации впервые начинается авторство в становлении своих способностей, сознательное и целенаправленное саморазвитие».

Развитие когнитивных способностей вызывает у них потребность в формировании целостной картины мира. Так, изучение окружающей действительно принимает черты обобщённости, стремления наиболее полно и целостно изучить его и систематизировать, вписав всё многообразие окружающей действительности в единую систему. Вполне естественно, что для этого требуются определённые навыки и умения, которым необходимо обучиться. Это как навыки самостоятельной работы, так и умение теоретически осмысливать тот огромный поток информации, который окружает современного человека, вычленять нужное и на его основе формировать собственные взгляды на окружающую действительность.

Технологии проблемного обучения в данном случае дают обучающемуся тот инструментарий, с помощью которого подростки будут формировать собственное мировоззрение и картину мира. Ведь, проблемное обучение в контексте изучения истории – это в первую очередь работа с огромным количеством информации, её обработка и интерпретация для построения объективных выводов. Исходя из этого, можно утверждать, что широкое использование технологий проблемного обучения на уроках истории в старших классах позволит сформировать компетенции, способствующие формированию мировоззрения обучающихся. При этом оно будет отличаться высокой степенью объективности. Тем самым сами старшеклассники получат возможность безошибочно определять ту информацию и её источники, на основании которых будет формироваться их мировоззрение.

Формирование мировоззрения и развитие когнитивных способностей повышает критичность восприятия информации со стороны старшеклассников. При этом, зачастую, получаемая от преподавателя информация кажется им менее достоверной, чем информация из альтернативных источников. Наблюдается также критичность к самим преподавателям.

Всё это приводит к затруднения в осуществлении образовательного процесса с применением репродуктивных методов обучения. Ведь, точка зрения и информация, которую предоставляет преподаватель, в такой дисциплине как историческая наука, может конкурировать с псевдонаучными концепциями. Помимо этого, взрослые выступают перед обучающимися, как некий эталон способов действий и поведения. И вовсе не обязательно, что это будет преподаватель.

Немаловажным психологическим аспектом данного процесса является прохождение обучающихся через процесс индивидуализации. По мнению О.А. Карабановой он заключается «в открытии и утверждении своего уникального и неповторимого Я в форме развития самосознания и эго-идентичности». Данный процесс прямым образом влияет на процесс обучения.

Начинается всё с того, что в подростковом возрасте у ребёнка начинает формироваться самосознание. В основе данного явления лежит систематизация и структуризация данных о себе, который ребёнок получает в ходе процесса самопознания. И.И. Чеснокова пишет, что «накопленные знания о собственном «Я» выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности, далее эти ситуативные образы себя интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном “Я” как субъекте, отличном от других субъектов».

Таким образом, самосознание выступает процессом, который является следствием самопознания и приводит к разграничению себя и остальных субъектов окружающего мира, является одним из ключевых процессов этапа ранней юности. Эго-идентичность, которой Е.Л. Солдатова даёт определение как «глубинной личностной структуре, которая выполняет регулирующую, управляющую и оценивающую функцию с целью сохранения тождественности себе, непрерывности и интегративности личности взрослого человека», в свою очередь, толкает старшеклассника к открытому проявлению критичности, демонстрации своего несогласия. Всё это порождает проблему подросткового эгоцентризма. Он основывается на осознании себя самого, как исключительного индивида. Подростку кажется, что его окружают люди, которые воспринимают его исключительно критическим образом. Именно поэтому, критическая реакция в сторону преподавателя в самосознании ребёнка возникает, как контрреакция или упреждение попыток критически оценить действия подростка

Такая особенность технологий проблемного обучения, как минимизация роли учителя, как единственного источника информации позволяет нивелировать описываемый негативный эффект. При использовании проблемного обучения преподаватель не устраняется из образовательного процесса, а играет роль наставника и координатора. Обучающийся может продолжать воспринимать фигуру учителя с критической точки зрения, но это никак не будет влиять на результаты обучения. Сама логика и структура технологий проблемного обучения, которая заключается в повышении доли самостоятельной деятельности обучающегося в процессе обучения, способствует этому.

Технические требования преподавателя к обучающемуся играют координирующую роль и воспринимаются последним, как неизбежные в процессе обучения в школе. При этом, содержательная сторона образовательного процесса остаётся невидимой для старшеклассника. Педагог должен грамотно маскировать её и выстраивать стройный и логичный путь с помощью которого обучающийся будет достигать образовательных целей. Но это вызывает и обратный эффект. От преподавателя требуются дополнительные усилия при подготовке уроков и учебных заданий, компетенции и глубокие познания в технологиях проблемного обучения. Необходим учёт огромного количества факторов и их последствий, что значительно усложняет выстраивание системы образовательного процесса.

Целесообразность использования технологий проблемного обучения подтверждают также разные типы нервной системы старшеклассников. Их существует два: инертный и подвижный.

Обучающиеся с нервной системой первого типа требуют более вдумчивого и умеренного темпа обучения. Узкие временные рамки, поставленные педагогом, ставят их в тупик и не позволяют полностью раскрыться их потенциалу в процессе обучения. Второй тип называется подвижным. Обучающиеся такого типа, готовы к более быстрым темпам изучения материала и быстрее выполняют задачи, которые ставит перед ними педагог.

Также немаловажным компонентом психического развития и становления личности является скачкообразность данного процесса в юношеском возрасте. Это проявляется в неравномерности объективных показателей психического развития в данный возрастной период.

Всё вышеописанное свидетельствует о неравномерности развития старшеклассников. Стоит заметить, что данная неравномерность может проявляться как в коллективе старшеклассников, что подтверждает приведённые выше пример, так и внутри личности самого старшеклассника. Так, И.С. Кон говорит о возможности «…гетерохронности физического, полового, умственного, социального и нравственного развития одного и того же индивида». Это, в свою очередь, может приводить к возрастному кризису, который вызывает ряд негативных эффектов. К ним можно отнести падение успеваемости, внутренние психологические проблемы и т.д. Педагог должен учитывать данные процессы при формировании структуры учебного процесса.

Не стоит забывать также о том, что психическое состояние обучающегося старшего школьного возраста детерминируется его социальным окружением. т.е. совокупностью социальных условий в которых находится обучающийся. А социальное окружение обучающегося старших классов неразрывно связано с его профессиональным самоопределением, которое заключается в выборе образовательной траектории и определение своей будущей профессиональной сферы деятельности. Педагоги, родители, общество в целом ожидает от школьника выбора своей профессиональной траектории и профессионального самоопределения. На наш взгляд, именно из-за этого у обучающихся старшего школьного возраста формируется иерархия школьных предметов по степени важности.

При переходе на новую ступень возрастного развития, обучающийся старшего школьного возраста начинает рассматривать настоящее с позиции своего будущего, своих чаяний и стремлений. Именно в период юношества у индивида начинается специализация, в основе которой лежат объективные психические процессы и предрасположенности. Те предметы, которые связаны с профессиональным самоопределением, являются приоритетными для обучающегося. Н.А. Чурилин пишет по этому поводу то, что для старшеклассников имеет значение «та деятельность, которая способствует формированию общественнополезных, профессиональных интересов личности. Именно старшеклассники, в силу специфики их учебной и трудовой деятельности, включаются в поиск межнаучных связей, переносят знания из одного предмета в другой и комплексно их применяют».

Из этого следует вывод, что подбор заданий должен ранжироваться в соответствии с профессиональными предпочтения школьников. Технологии проблемного обучения позволяют создавать гибкую систему заданий, которая подойдёт для разных категорий обучающихся и может быть подстроена под каждого обучающегося. При этом, педагогу необходимо учитывать медждисциплинарные связи. Даже в том случае, когда изучение истории не входит в профессиональные приоритеты старшего школьника, педагог всё ещё обладает возможностью передать определённые междисциплинарные навыки и компетенции, обосновать их необходимость. В технологиях проблемного обучения заложен огромный потенциал обучения определённым навыкам и компетенциям.

Стоит учитывать также то, что педагогу необходимо способствовать формированию собственных познавательных целей у обучающегося, основанных на его собственном опыте и не препятствовать их формированию. Ведь, те познавательные цели, которые формируются не на основании собственного опыта обучающегося, не полностью осознаются им и не имеют достаточного мотивационного эффекта.

Исходя из вышеописанного, применение индивидуального подхода в образовании является необходимым для улучшения качества образования. Его применение положительным образом сказывается на усвоении результатов и овладении учебного материала обучающимися. Технологии проблемного обучения предполагают огромную вариативность применения индивидуальных заданий в процессе изучения материала. Этому способствует тот факт, что технологии они максимально задействуют самостоятельную деятельность обучающегося. Педагог, изучив психологические особенности обучающихся имеет возможность широко применять индивидуальные задания, направленные на решение образовательных задач.

Можно сделать следующие выводы о целесообразности применения технологий проблемного обучения с обучающими старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст соотносится с определённым этапом взросления, который в возрастной психологии получил название «юность». Данный этап соотносится с определёнными изменениями в психике обучающегося. К ним можно отнести: развитие сознания, самосознания, прохождение через процесс индивидуализации, а также становление профессионального и личностного самоопределения. В результате данных изменений наблюдается развитие творческих способностей обучающегося, формирование индивидуального стиля деятельности, формирование мировоззрения, качественное и количественное улучшение когнитивных способностей. Это, в свою очередь, развивает в обучающемся критичность восприятия информации, повышение его творческого потенциала и потребность в учебных задачах, соответствующих его типу мышления. Также увеличивается вариативность образовательных траекторий среди старшеклассников.

Таким образом, технологии проблемного обучения способны наиболее эффективно использовать психологические особенности старшеклассников для достижения учебных целей. Они позволяют наиболее полно задействовать те особенности психики ребёнка, которые получают развитие на этапе ранней юности. Помимо этого, технологии проблемного обучения позволяют дифференцировать процесс обучения и дают педагогу возможность педагогу наиболее полным образом применять индивидуальный подход в образовании, который так необходим обучающимся в старшей школе подросткам.

Список исользованных источников и литературы:

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Ленинград.: Изд. ЛГУ, 1968.
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – 2-е изд., стереотип. / под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Изд-во Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997.
  2. Зобков А.В. Психология саморегуляции учебной деятельности в переходный (от старшего школьного к студенческому) период обучения / Под научной ред. Доктора психологических наук, профессора М.М. Кашапова. – Владимир, 2010.
  3. Карабанова О.А. Возрастная психология. М.: Айрис-пресс. 2005.
  4. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание. М.: Политиздат. 1984.
  5. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. Для учителя. М.: Просвещение. 1989.
  6. Кон И.С. Психология старшеклассника // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л. М. Семенюк. Под ред. Д. И. Фельдштейна.— Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 1996.
  7. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология. Владивосток. 2003.
  8. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 4. С. 56-64.
  9. Пиаже Ж. Эволюция интеллекта в подростковом и юношеском возрасте // Психологическая наука и образование. – 1997. – № 4. С. 56-64.
  10. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности/пер. с нем. – М.: Просвещение, 2004.
  11. Солдатова Е.Л. Нормативные кризисы развития личности взрослого человека: дис. … докт. психол. наук. Екб.: 2007 г.
  12. Чурилин, Н.А. Межпредметные связи как фактор формирования познавательных интересов старшеклассников в учебной деятельности (на материале гуманитарных предметов) [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – Ленинград, 1984. – 234 c.
  13. Шумилин Е. А. Психологические особенности личности старшеклассника. – М.: Педагогика, 2000.
  14. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: учеб. пособие для студ. пед. институтов. М.: Просвещение, 1979.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.

  Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...

Формирование творческой активности и практических навыков учащихся в процессе изучения технологии на основе использования технологии проблемного обучения

В настоящее время особую актуальность приобретает внедрение в практику обучения таких методов, которые способствовали бы духовному и творческому саморазвитию личности школьника. В этом контексте важно...

Использование технологий проблемного обучения для формирования у обучающихся мотивации к изучению литературы

Создание проблемной ситуации науроках литературы в старших классах, пошаговое разрешение ее .Формирование у учащихся:•Логического мышления;•Познавательной потребности;•Развитие творческих способностей...

Опыт использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера

В статье проводится авторский анализ собственного опыта использования технологий проблемного обучения при изучении исторических событий конфликтного характера (на примере коллективизации сельского хоз...