«Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»
статья по истории

 Ткаченко Мария Викторовна

Обобщение опыта работы усителя истори и обществознания о используемых методах, приемах и технологиях на уроках истории и обществознания  с целью повышения качества знаний учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая мастерская

Тема: «Развитие мотивации на уроках истории, как средство повышения качества знаний учащихся»

Здравствуйте коллеги, члены жюри! Меня зовут Ткаченко Мария Викторовна, учитель истории и обществознания первой квалификационной категории. представляю яНовоникольскую школу

Методы и формы работ учащихся на уроке при неоднократном их применении постепенно дают всё меньший эффект. Возникает вопрос: почему успешные приемы перестают действовать. Ответ прост: изначально все новое вызывает интерес, но со временем становится будничным, привычным, теряет свою яркость и наглядность. В конечном счете, дети во время урока либо скучают, либо отвлекаются на гаджеты.

Вполне естественно, что эта проблема требует решения. Данный факт послужил мотивом для моего личностного и профессионального развития.

Анализ информационных источников, бесед с коллегами, размышлений над сложившейся ситуацией позволили сделать мне вывод: успешная педагогическая деятельность возможна при постоянном расширении и пополнении методической копилки учителя.

Таким образом, вектор движения был выбран. 

Обсуждение рисунка…

Взрослые люди и даже маленькие дети формируют вокруг себя информационное пространство. Сокращается доля общения с реальными людьми, а не стоит забывать, что человек – существо социальное; нарушаются функции развития речи; ослабляется концентрация внимания на предметах реального мира.

Ко мне на уроки приходят дети среднего школьного возраста – 5-9 классы. Они приходят с одной большой иллюзией – иллюзией компетентности. Они считают, что знают всё, а что не знают могут спросить у «Алисы», и больше не нуждаются в информации. Также взрослые и дети подвержены влиянию еще двух мощных новообразований современности - клиповому сознанию и многозадачности. Именно эти три проблемы приводят к тому, что у учеников снижается концентрация внимания, они отвлекаются, работая с потоком информации, они не умеют обработать ее, систематизировать, выделять общее и главное, сделать выводы. Как показывает практика, внимание человека привлекает простота, яркость, наглядность – именно то, чем пестрит современная реклама.

Поэтому я задалась решением проблемы, как привлечь внимание школьников к изучаемому материалу, сделать его привлекательным в свете многообразия информационных ресурсов.

В связи с этим тема опыта моей работы «Развитие мотивации на уроках истории и обществознания, как средство повышения качества обученности учащихся».

Эффективность обучения и воспитания во многом зависит от отношения к учению самих учащихся. Потребность в получении новых знаний ребенком заложена природой. Однако, школьник к среднему звену уже переполнен информацией и потребность в ней резко снижается.

На данном этапе развития возможно использование других естественных для данного возраста потребностей ребенка: потребность в коммуникациях, в самовыражении и самореализации, потребность в новых видах деятельности. Именно эти потребности подростков я стараюсь учитывать при формировании мотивации учебной деятельности..

         «Условие мотивации детей – поиск языка доступного всем ученикам, без деления их на сильных и слабых; поощрение доброго начинания каждого».

        Сегодня мне бы хотелось поделится теми приемами и методами создания мотивации, которые я применяю на своих уроках. На мой взгляд, они позволяют эффективно изучать материал на любом из дидактических уровней и могут быть применены в работе любым педагогом.

Приемы формирования мотивации к изучению информатики

Прием

Пример применения на практике

Аппеляция к жизненному опыту

Особенность данного метода в том чтобы заинтересовать учащихся через проведения тонкой связующий линии между современными явлениями и историей их появления. Обсуждение с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предмета.

Встреча с интересными людьми

Один из важнейших элементов работы встречи с ветеранами ВОВы и тружениками тыла, детьми войны, людьми интересных профессий.

Создание проблемной ситуации 

Урок обществознания 6 класс, тема: «Конструктивное разрешение конфликтов»

Упражнение «Нарисуй дом». Для учащихся разбитых на пары создана проблемная ситуация, 1 в. рисует дом окно и крышу, 2 в. Рисует забор дерево и солнце. Пи этом каждый держит за одну ручку и стремится как можно быстрее нарисовать свое задания не уступая партнеру.Вот здесь мы наглядно видим как может возникнуть конфликт и сформулировать тему или проблему урока.

Сформулируйте проблему урока: Можно ли предупредить конфликт?

Ролевые и деловые игры 

Использование ролевых и деловых игр дает возможность провести обобщающий урок по любой теме. Примером могут служить популярные телевизионные игры «Что?Где?Когда?»

«Где логика?», «Сто к одному», «Звездный час», «Столото» и др.

Решение нестандартных задач на смекалку и логику

Шифр Цезаря. Этот метод шифрования основан на замене каждой буквы текста на другую путем смещения в алфавите от исходной буквы на три по кругу. Например, слово Библия при смещении на два символа вправо кодируется словом Длдолв.

Или можно использовать финикийский алфавит в котором не использовались гласные буквы и пробелы. Члвк–лчнсть. Человек личность.

 и запишите название знака.

Еще один из способов  «Ветер перемен». В слове или предложение перепутаны буквы(слова) . Задача учащегося правильно их расставить.

ЛЕИМЗЕЛДЕИ – ЗЕМЛИДЕЛИЕ.

Раздробленность – это? княжества. на государства, распадается этап отдельные  в развитие оно когда

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ – это этап в развитии государства, когда оно распадается на отдельные княжества.

Использование информационных технологий

Создание и развитие сообщества в ВК «Минутка истории». Использование данного материала на уроках, как индивидуального мини-проекта и домашнего задания с выделением времени для представления работы на уроке.

Кроссворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения и т.п. 

Изучив раздел «Древний Египет», в качестве итоговой работы ученикам необходимо создать кроссворд по одной из тем данного раздела.

Написать сочинение по картине или иллюстрации. Самостоятельно придумать ребус.

Любимая всеми детьми игра «Крестики-нолики»

Результаты работы

Работа в данном направлении, повышения педагогического мастерства, дает ощутимые результаты: устойчивость внимания учащихся на уроке возросла. Задания, творческие работы, конкурсы и олимпиады вызывают интерес у учащихся, а значит, формируют мотивацию к их выполнению.

Свое выступление закончу словами: «Если ты идешь на урок, то идти нужно вместе со своими учениками на урок, а не со своим любимым  уроком к ученикам…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»

Методический семинар по теме «Развитие критического мышления на уроках математики как средство повышения качества знаний учащихся»...

Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей.

Презентация выступления из опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство повышения качества знаний учащихся, развития их творческих способностей"....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Статья раскрывающая сущность использование ИКТ на уроках математике для учащихся с ОВЗ. ИКТ  - одно из эффективных средств для повышения качества знаний учащихся....

Развитие мотивации на уроках хора, как средство повышения качества знаний, умений и навыков учащихся ДМШ

Материал представляет собой анализ и обобщение педагогического оптыа в классе преподавания специального хора в Детской музыкальной школы. Рассмотрены методы формирования и повышения мотивации учащихся...

Развитие мотивации на уроках информатики как средство повышения уровня обученности учащихся

В свете новых требований, которые выдвигает новый ФГОС к уровню обученности воспитанников, процесс обучения должен привести к формированию результатов:личностных, включающих в себя готовность и способ...